Народно-героическая драма «Овечий источник».
Самой знаменитой из пьес и вершиной творчества Лопе де Веги является драма «Фуэнте Овехуна» («Овечий ключ»). Ее можно отнести к числу исторических пьес, т.к. действие происходит в конце 15 в., в царствование Фердинанда и Изабеллы. Главная тема пьесы – восстание крестьян. Центральный герой – народ. В основе произведения лежит реальное восстание испанских крестьян 1475 – 1476 гг. Командор рыцарского ордена Фернан Гомес располагается со своими солдатами в селении Овечий источник и притесняет крестьян, пытается обесчестить дочь старосты деревни Лауренсию, но Фрондосо, жених девушки, ее защищает. Во время свадьбы Гомес разгоняет людей, избивает отца девушки и похищает ее, пытается повесить Фрондосо. Возмущенные крестьяне вооружаются и убивают командора. Следствие ведет сам король, который прощает крестьян и берет их под свое покровительство.
В начале пьесы крестьяне пассивны, постепенно их самосознание преобразуется, они сплачиваются. Особенно это заметно в сцене следствия, когда крестьян пытают, требуя признания, кто именно убил Гомеса, а крестьяне все как один отвечают: «Фуэнте Овехуна!». И Фрондосо, и отец Лауренсии, и бедняк крестьянин Менго, являющийся вначале козлом отпущения и вместе с тем поддерживающий дух земляков своими шутками, характерным и по-своему значимы. Но над всеми возвышается образ Лауренсии, которая из обыкновенной деревенской девушки вырастает в народную героиню. Ее личная судьба неразрывно связана с общим делом.
Характер ее развивается на протяжении пьесы. Вначале Лауренсия отвергает ухаживания Фрондосо, но после того, как он спас ее от первого покушения командора, она убеждается в его преданности и смелости, ее охватывает горячая любовь к нему. Оскорбление, нанесенное ей затем командором, пробуждает таившиеся в ней душевные силы: своей пылкой речью она воспламеняет народ и становится во главе восстания, она вооружает женщин и лично принимает участие в битве.
В пьесе Лопе де Веги национальное единство, народность и подлинное благородство внутренне неразрывно связаны между собой.
Нелегко найти пример произведения, которое века спустя вызывало бы интерес сразу с четырех точек зрения: общечеловеческой, конкретно исторической и национальной, и эстетической (последняя тесно переплетена с первыми тремя).
С точки зрения общечеловеческой, «Овечий источник» – рассказ о непростой борьбе за свободу, отстаивание своей чести и достоинства. Кульминация сюжета пьесы – «революция» в селении Овечий источник, бунт крестьян против тирании феодалов. Неслучайно пьеса пользовалась необыкновенной популярностью в нашей стране в 1920-х гг: многие зрители видели в происходящем на сцене отголоски недавно отгремевшей революции. Многие во время спектакля пели «Интернационал», так сильно веяло в воздухе свободой, братством и равенством, справедливым гневом и борьбой… «Овечий источник» любопытен тем, что там описывается революция во многом идеальная, каких, к великому для человечества сожалению, никогда не происходит и, вероятно, никогда не произойдет, в реальной жизни. «Испанский бунт» в пьесе, может, и беспощадный, но отнюдь не бессмысленный. Жители селения действительно имеют право на гнев и месть. Но при этом они сохраняют удивительную способность оставаться людьми после случившегося. Они не теряют способности логически мыслить, не требуют ничего сверх того, что принадлежит им по праву, с готовностью подчиняются «настоящей» (и гуманной!) власти, и, что самое главное, крепко держатся друг за друга.
Этот портрет «идеальной революции» Лопе де Вега накладывает на вполне конкретные, реальные исторические события. Селение Овечий источник действительно существовало, и там действительно 23 апреля 1476 г. был убит командор ордена Калатравы дон Фернандо Гомес де Гусман. Теперь мы уже никогда не узнаем, действительно ли реальный командор заслуживал смерти, однако, например, известно, что бунт в Овечьем источнике вряд ли был бунтом нищих и темных (т.е. глупых и жадных). Овечий источник был, по сведению историков, селением далеко не бедным, с приличным количеством населения. Лопе де Вега, скорее всего, правильно определяет причины недовольства людей, напрямую связанные с исторической ситуацией Испании тех лет. Эту ситуацию Лопе де Вега объясняет более чем доходчиво. В середине XV в., при короле Энрике IV (народ более чем красноречиво прозвал его «Бессильным») королевская власть утратила свой авторитет, «простой люд» оказался полностью подчиненным дворянам, которые были твердо убеждены в своих правах и полномочиях (читай: безнаказанности). В первую очередь это касалось членов рыцарских орденов (например, Ордена Калатравы), которые из-за своего благородного поприща (как-никак борцы с неверными и защитники Отечества!) и вовсе занимали исключительное положение. Лопе де Вега ни в коем случае не умаляет заслуг рыцарей перед страной, в начале пьесы мы видим, как жители Овечьего источника приветствуют своего командора, возвратившегося из похода, все пронизано искренним почтением и уважением