Органы и должностные лица, возбуждающие уголовные дела
Органы и должностные лица такого рода перечислены в ч. 1 ст. 146 УПК. К ним отнесены: орган дознания, дознаватель, следователь и прокурор. На основании ч. 2 ст. 39 УПК в их число следует добавить и начальника следственного отдела.
При толковании и применении этих положений требуется четкое представление прежде всего о том, кого относит действующее законодательство к числу упомянутых должностных лиц.
Ответ на вопрос, кого следует считать прокурором, в наши дни дается в двух актах - в УПК и Законе о прокуратуре. Перечень должностных лиц такого рода в основном обозначен в п. 31 ст. 5 УПК (анализ его текста см. выше - в § 3.1 гл. 4 учебника). Статья 54 Закона о прокуратуре несколько расширяет этот перечень - в ней среди тех, кого следует считать прокурорами, упомянуты также старшие прокуроры-криминалисты и прокуроры-криминалисты управлений и отделов.
Вместе с тем следует иметь в виду, что для некоторых случаев предусмотрены существенные оговорки - закон требует, чтобы конкретные категории дел возбуждались прокурорами определенного уровня. Например, уголовное дело в отношении судьи федерального суда может быть возбуждено только Генеральным прокурором РФ с соблюдением установленных законом особых условий (см. п. 3-5 ч. 1 ст. 448 УПК), а в отношении прокурора - вышестоящим прокурором с согласия судьи районного суда по месту совершения преступления (п. 10 ч. 1 ст. 448 УПК). С соблюдением особых условий, установленных законом, уголовное дело в отношении Генерального прокурора РФ уполномочен возбуждать прокурор, "на которого в соответствии с федеральным законом о прокуратуре в этом случае возлагается исполнение обязанностей Генерального прокурора..." (п. 2 ч. 1 ст. 448 УПК). Уголовные дела в отношении членов выборных органов местного самоуправления либо выборных должностных лиц таких органов возбуждаются прокурорами субъектов РФ (п. 10 ч. 1 ст. 448 УПК)*(216).
К следователям п. 41 ст. 5 УПК, как отмечено выше (см. § 3.2 гл. 4 учебника), относит должностных лиц, уполномоченных осуществлять предварительное следствие по уголовным делам. Эта функция в наши дни возлагается на следователей прокуратуры, органов внутренних дел, федеральных служб безопасности и наркоконтроля. При этом не должны проводиться никакие различия между следователями, занимающими должности с неодинаковыми наименованиями или имеющими те или иные воинские, специальные звания или классные чины. У старшего следователя по особо важным делам, дослужившегося, к примеру, до генеральского звания или приравненного к нему классного чина, при возбуждении уголовного дела или выполнении иного следственного действия такие же процессуальные полномочия, как и у начинающего свою карьеру "обычного" следователя, имеющего звание лейтенанта или классный чин юриста 3-го или 2-го класса.
Закон о прокуратуре еще в 1995 г. предусмотрел возможность введения должностей помощников следователей данного ведомства различных уровней (см. ч. 4 ст. 14 и ч. 1 и 2 ст. 40.5 Закона о прокуратуре). В связи с этим иногда на практике возникает вопрос о праве лиц, занимающих такие должности, выносить постановления о возбуждении уголовного дела. Ответ на него следовало бы дать отрицательный, поскольку ни в УПК, ни в других уголовно-процессуальных законах помощники следователей не упоминаются в числе должностных лиц, которые ведут производство по уголовным делам и, соответственно, самостоятельно принимают юридически значимые решения, в том числе решения о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела.
К должностным лицам, уполномоченным решать вопрос о возбуждении уголовного дела, как отмечено выше (см. § 3.3 гл. 4 учебника), отнесены и начальники следственных отделов. Круг этих лиц может быть определен без особых трудностей (см. п. 18 ст. 5 УПК и § 3.3 гл. 4 учебника), их полномочия по возбуждению уголовных дел в УПК регламентируются относительно четко и в комментариях не нуждаются.
О понятии органа дознания следует судить по тому, что сказано в ст. 40 УПК. Перечень органов такого рода приведен выше (см. § 3.4 гл. 4 учебника).
Здесь было бы уместно привлечь внимание к тому, что в этом перечне названы и органы в узком смысле этого слова (учреждения, подразделения, службы), и государственные или даже негосударственные должностные лица.
К органам в узком смысле слова было бы логично относить различного рода подразделения, входящие в системы учреждений внутренних дел, Федеральной службы безопасности РФ, Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной таможенной службы, Федеральной службы исполнения наказаний и других федеральных органов исполнительной власти, наделенных полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности, а к должностным лицам - командиров воинских частей, соединений и начальников военных учреждений или гарнизонов, судебных приставов, а также капитанов морских и речных судов*(217), руководителей геологоразведочных партий и начальников зимовок, глав дипломатических представительств и консульских учреждений. К должностным лицам органов дознания относятся и дознаватели (см. § 3.5 гл. 4 учебника).
Круг уголовных дел, по которым названные органы и должностные лица вправе осуществлять свои функции, в том числе принимать решения, связанные с возбуждением уголовных дел, законом обозначен лишь в общих чертах. В ч. 1 ст. 146 УПК применительно к принятию таких решений не очень-то определенно сказано, что они должны приниматься каждым из органов или должностных лиц "в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом", но при этом четко не говорится о том, какими конкретно являются эти пределы. О них можно судить лишь косвенно, опираясь на анализ предписаний о подследственности уголовных дел, установленных в ст. 151 и 152 УПК (см. § 3 следующей главы учебника).
В связи с характеристикой круга субъектов, уполномоченных решать вопросы возбуждения уголовных дел, необходимо подчеркнуть, что в ч. 2 ст. 20 УПК сказано не об их праве, а об обязанности принимать все предусмотренные уголовно-процессуальным законом меры по установлению события преступления и изобличению лиц, виновных в их совершении. И это должно делаться "во всех случаях обнаружения признаков преступления", разумеется, кроме тех случаев, когда закон требует, чтобы при решении вопроса о возбуждении уголовного дела учитывалось мнение потерпевших (ч. 3 ст. 20 УПК), т.е. случаев, касающихся преступлений, дела о которых подлежат разбирательству в порядке частного или частно-публичного обвинения.
Императивный характер предписаний законодателя означает в то же время, что соответствующие органы и должностные лица должны проявлять инициативу по установлению преступления и лиц, его совершивших. От них требуется, чтобы они не ожидали пассивно поступления к ним заявлений граждан или сообщений должностных лиц о готовящихся, совершаемых или совершенных преступлениях, а сами проявляли активность в их выявлении, предупреждении, пресечении, возбуждении уголовных дел и последующем их раскрытии.