Предметы ведения Российской Федерации

Российская Федерация не может обладать неограниченными полномочиями по управлению страной, она обязана делиться этими полномочиями с субъектами Федерации, без чего государственная власть не может носить демократический характер. Субъекты Федерации заинтересованы в существовании сильной федеральной власти, наделенной широкими полномочиями для защиты и обеспечения общих интересов. Но в то же время они, не желая утратить своей самостоятельности, стремятся обладать правом решать лишь второстепенные вопросы жизни своего населения. Это – объективное противоречие любой федерации, заставляющее власти тщательно и оптимально проводить разграничение, компетенции государственных органов федерации и ее субъектов.

Мировая практика выработала формулу решения этой проблемы, которая состоит в установлении:

а)исключительной компетенции федеральных органов власти,

б) совместной компетенции органов власти федерации и ее субъектов,

в) исключительной компетенции субъектов федерации.

Статья 71 Конституции РФ содержит перечень вопросов, находящихся в ведении Российской Федерации; здесь определен перечень вопросов, находящихся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов; а ст.73 указывает на то, что вне ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и её субъектов, последние обладают полнотой государственной власти.

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектами возможно только на основе Конституции, Федеративного договора и иных договоров по этим вопросам. Это положение включено в число основ конституционного строя (ч. 3 ст. 11 Конституции). Здесь самый чувствительный нерв федерализма и одновременно залог стабильности власти на всей территории Российской Федерации.

Предметы ведения и полномочия органов Федерации, закрепленные в 18 пунктах ст. 71 Конституции РФ, условно можно разделить на:

1) вопросы государственного строительства;

2) вопросы регулирования экономики и социального развития;

3) вопросы внешней политики и внешнеэкономической деятельности;

4) вопросы обороны и охраны границы;

5) вопросы создания правоохранительных органов и правовой системы;

6) вопросы метеорологии, статистической отчетности и др.;

7) государственные награды и почетные звания Российской Федерации.

Из этого перечня вопросов, составляющих предметы ведения Российской Федерации, можно сделать ряд важных выводов в отношении конституционных прерогатив Российской Федерации, а в частности:

а) только на федеральном уровне можно изменять Конституцию, принимать законы, имеющие общее федеральное значение, например, о гражданстве и др.;

б)на территории субъектов Федерации могут располагаться объекты федеральной собственности;

в) только на федеральном уровне решаются вопросы ядерной энергетики, развития путей сообщения и деятельности в космосе;

г) только федеральные органы власти вправе осуществлять внешнюю политику, объявлять войну и заключать мир;

д) Вооруженные Силы являются едиными для всей страны, ни один субъект Федерации не вправе создавать собственные вооруженные формирования;

е) судоустройство и прокуратура являются едиными для всей страны;

ж) только на федеральном уровне можно объявлять об амнистии и помиловании и др.

Исключительные полномочия федеральных органов затрагивают далеко не все сферы деятельности граждан и общественной жизни. Но именно в этих сферах проявляется суверенитет и территориальное верховенство Российской Федерации, ее назначение обеспечивать общие интересы многонационального населения страны.

Наши рекомендации