Кейс 3. социальная реклама и пропаганда
Понятия «социальная реклама» и «пропаганда» очень близки, и отличить одно явление от другого порой бывает непросто.
Нередко можно наблюдать смешение данных понятий. В России, например, это обусловлено следующими факторами:
■ незрелость социальной рекламы
Как самостоятельный вид рекламной деятельности российская социальная реклама существует чуть больше десяти лет. В советское время функции социальной рекламы выполняла пропаганда, и впоследствии один жанр стал «шаблоном» для другого;
■ неверный подход к употреблению понятий
Некоторые исследователи не различают понятия «пропаганда» и «социальная реклама», смешивая их значения. В результате социальная реклама обретает признаки пропаганды;
■ неправильный выбор лексических средств в рекламных сообще
ниях
Использование пропагандистских фраз в социальных рекламных роликах или плакатах также приводит к путанице и подмене понятий.
Для того чтобы разграничить рассматриваемые понятия, в первую очередь необходимо определить, что представляет собой собственно пропаганда.
Сущность пропаганды
Пропаганда — это популяризация политических, философских, религиозных, научных, художественных или иных идей в обществе посредством устной речи, СМИ, визуальных либо иных средств воздействия на общественное сознание. В узком смысле под пропагандой понимается лишь политическая или идеологическая пропаганда, осуществляемая с целью формирования у масс определенного политического мировоззрения. Политическая пропаганда — это систематическое воздействие на сознание индивидов, групп или общества в целом для достижения определенного результата в области политического действия.
В настоящий момент понятие «пропаганда» часто наделяется устойчивым негативным содержанием, поскольку рассматривается как способ манипулирования общественным сознанием в целях достижения узкополитических целей, удовлетворения корпоративных интересов. Поэтому неудивительно, что пропаганда зачастую понимается как контролируемое распространение сознательно искаженных представлений, осуществляемое с целью побудить людей к действиям, отвечающим заранее намеченным целям заинтересованных групп, и в этом смысле противопоставляется агитации.
Чисто технологически пропаганда — это процесс передачи определенных идей или комплексов идей аудитории с расчетом на их усвоение Специфика состоит в том, что аудитория, то есть объект воздействия, определяется самим пропагандистом и при этом он должен не только преподносить ту или иную идею в виде, удобном для восприятия, но и способствовать ее воплощению в жизнь.
Всякая пропаганда имеет конкретную цель и рассчитана на инициирование практической деятельности, поэтому она, как правило, содержит не просто идеи, а набор конкретных установок, простых и ясных руководств к действию.
Как коммуникационный процесс пропаганда предполагает взаимодействие сознания пропагандиста и аудитории, происходящее путем усвоения аудиторией устных или письменных форм речи, а также образов. Однако глубинный смысл пропаганды заключается в ее эмоциональном воздействии посредством передачи настроений, чувств и специально созданных психосемантических формул.
Пропаганда осуществляется в ходе непосредственного коммуникативного контакта (межличностного общения, воздействия на небольшие или довольно значительные группы людей во время собраний, митингов) или в ходе опосредованного воздействия через СМИ. Последний способ более эффективен, поскольку в этом случае пропаганда охватывает большую аудиторию и тем самым обеспечивается ее необходимая массовость.
К функциям пропаганды относятся социальный контроль, придание вектора действиям последователей, мобилизация и активизация сознания, опосредованная борьба с противником (конкурентом). Цельее — навязать некую идеологическую установку, эмоцию, стереотип.
Пропагандистское сообщение является основным компонентом пропагандистского процесса. В его основе лежит идеологически окрашенная информация, содержащая оценку тех или иных социальных явлений. Форма выражения оценки может быть различной: от внешне нейтральной констатации фактов до эмоционального призыва — лозунга.
Таким образом, для пропаганды необходимо наличие идеи, целевой аудитории и средств, чтобы донести идею до целевой аудитории.
Обратимся к критериям оценки эффективности пропаганды.На эффективность пропаганды влияет как содержание, так и форма пропагандистского сообщения.
Применительно к содержанию можно выделить три основных критерия оценки:
■ наличие центрального тезиса;
■ легкость для понимания целевой аудиторией;
■ сложность для критики (обоснованность тезисов, их непротиворечивость — или хотя бы видимость этого).
Таким образом, должна продвигаться некоторая идея, легко доступная пониманию аудиторией и устойчивая к критике со стороны. Причем необходимо соблюдать баланс между двумя последними требованиями. Если баланс не выдержан, то либо идеи будут просто непонятны значительной части целевой аудитории, либо слишком уязвимы для контрпропаганды.
Что касается формы пропагандистского сообщения, то здесь можно назвать такие критерии:
■ четкость центрального тезиса (он не должен сливаться с фоном);
■ привлекательность фона.
По мнению Юрия Шерковина (который считает пропаганду орудием публицистики), у пропаганды имеются следующие приемы психологического воздействия на аудиторию[84]:
■ прием «приклеивания ярлыков». Это делается посредством оскорбительных эпитетов или метафор с целью опорочить объект (идею, личность), вызвать негативное отношение к нему;
■ прием «переноса», или «трансфера». Его суть — сравнение, отождествление объекта с чем-нибудь;
■ прием «перетасовки». В этом случае для характеристики объекта сознательно и преднамеренно отбираются только отрицательные или только положительные факты, угодные существующей идеологии.
Разграничение понятий «социальная реклама» и «пропаганда»
Пропаганду от социальной рекламы отличает следующее.
1. Пропаганда направлена на то, чтобы изменить взгляды реципиен
та, тогда как социальная реклама действует с целью ознакомления с про
блемой.
Инструментально пропаганда отличается от социальной рекламы тем, что имеет целью изменить ценности, убеждения реципиента, то есть она более идеологична, чем социальная реклама, а значит, более поляризована и конфликтна. В свою очередь, социальная реклама действует с целью популяризации, увеличения интереса к общественной проблеме. В идеале социальная реклама всегда вне политики, она провозглашает общечеловеческие ценности. Однако когда заказчиком социальной рекламы выступает государство, то реклама воспринимается как руководство к действию, как пропагандистский текст.
2. Социальная реклама в отличие от пропаганды применяет прин
цип альтернативы.
Под принципом альтернативы понимается, что всякий раз даже частично монопольная по своей сути коммуникативная ситуация подразумевает наличие пусть конкурентного, но все-таки альтернативного
образа. В пропаганде же чаще всего конкурент трансформируется во врага, поэтому существует только две возможности: принять позицию субъекта либо его противника, Этим определяется контекст любого послания пропаганды и социальной рекламы: для пропаганды в центре контекста будет последователь или противник, а для социальной рекламы - некое общественное явление или проблема.
Пропаганда ставит задачей заставить человека принять определенную точку зрения, отвергая любую другую, тогда как социальная реклама исключает негативность. Она не отрицает, не отвергает, а налаживает конструктивное сотрудничество в обществе, оперируя конкретными фактами.
3. В пропаганде могут использоваться некоторые методы, которые
запрещены в социальной рекламе.
Существуют сугубо пропагандистские методы, которые ни в коей мере не могут быть применены в социальной рекламе. К ним причисляют дезинформацию, фальсификацию, цензуру, использование образа врага. Как правило, к таким мобилизационным методам прибегает только государство и только в кризисных ситуациях. В некоммерческой рекламе цель никогда не оправдывает использование ложных, вредных или сомнительных средств.
4. Социальная реклама в отличие от пропаганды не существует без
обратной связи.
Обратная связь является обязательным условием функционирования социальной рекламы. Пропаганда же обычно строится на основе референтной и ассоциативной связи, создаваемой между получателем сообщения и коммуникатором в отношении позиции субъекта и (или) образа противника. Многочисленные обратные связи при отправлении пропаганды широко симулируются, чтобы увеличить ее эффективность.
5. Если пропаганда ставит целью навязывание точек зрения и ин
формационное давление, то социальная реклама служит для формиро
вания общественного мнения на основе осознания полезности для об
щества предлагаемой деятельности.
Социальная реклама по определению не может что-либо навязывать, даже если речь идет о ценностях всего общества. При этом социальная реклама может формировать базис, на котором в будущем будет работать пропаганда.
6. В пропаганде не учитываются этические аспекты, а социальная
реклама базируется на них.
Некоммерческая реклама полностью открыта, а в пропаганде некоторые факты могут скрываться.