В любой крупной формальной организации может существовать несколько неформальных групп или организаций, которые возникают спонтанно и где происходит регулярное общение людей

Основная характеристика организации – разделение труда.

2.3.4. Разделение управленческого труда.

Традиционно различают несколько уровней управления:

1. Институциональный уровень (высшее звено) 1

2. Управленческий уровень (среднее звено) 2

3. Технический уровень (низовое звено) 3

На первом уровне речь идет об управлении национальной экономикой и государством. Второй уровень – управление производством в пределах отрасли промышленности или ее части. Третий уровень определяет управление объединением, предприятием, фирмой.

Вместе с тем, все три уровня можно проследить и на любом промышленном предприятии. В этом случае высшее звено представляет директор предприятия и его заместители. К среднему звену относятся начальники отделов, смен, цехов и участков. Низовое звено представлено мастерами и старшими мастерами участков.

Форма пирамиды показывает, что чем выше уровень управления, тем меньше людей находится в аппарате управления. Руководители каждого уровня исполняют одинаковые функции. Отличие состоит в том, что руководители разных уровней уделяют различное внимание той или иной функции управления.

Деление на уровни управления представляет собой вертикальное разделение управленческого труда, который направлен на координацию действий различных уровней в процессе управления.

Для достижения целей организации все задания должны быть скоординированы по принципу вертикального разделения труда .

Руководители верхнего уровня больше времени уделяют планированию, организации и координации. Они отвечают за процветание организации, направляют и координируют ее деятельность.

Руководители среднего звена больше времени уделяют руководству и контролю. Они отвечают за ежедневную деятельность предприятия, организуют работу в соответствии с планами для достижения цели.

Руководители низового звена большую часть своего времени затрачивают на мотивацию и контроль.

Кроме того, существует горизонтальное разделение управленческого труда, которое позволяет выделить основные функциональные виды деятельности того или иного подразделения, это разделение общей деятельности на составные части.

Разделение большого объема работ на некоторое количество специализированных заданий позволяет повысить производительность труда. Все крупные организации для выполнения конкретных специфических функций применяют горизонтальное разделение труда путем создания специализированных подразделений (департамент, управление, отдел, участок, сектор).

Приведены схемы разделения труда.

2.3.5. Внутренняя и внешняя среда организации

Все формальные организации имеют в своем распоряжении определенные ресурсы, необходимые для их деятельности (материальные, технологические, финансовые, информационные, человеческие). В процессе деятельности организация преобразует ресурсы для достижения цели (выпуск продукции, оказание услуг).

Любая организация не может существовать без взаимодействия с окружающим миром – внешней средой. Влияние внешней среды носит глобальный характер и, чаще всего, находится вне сферы влияния менеджера.

Внутренняя и внешняя среда организации представлена на рисунке.

2.3.6. Принципы управления

Всякая научная дисциплина начинается с формирования принципов – это ориентиры, которые могут применяться в любых ситуациях. В процессе своей деятельности менеджеры придерживаются определенных принципов. Правильное применение на практике принципов управления позволяет стать эффективным руководителем. Таким образом, принципы управления – это основные идеи и правила, которые необходимо применять в практике управления.

Ниже перечислены принципы управления, сформулированные Анри Файолем в начале прошлого века.

2.4. Администрирование

В социальных науках администрацией (администрация Президента, областная администрация) принято называть любую крупномасштабную организацию профессиональных служащих, чья основная обязанность состоит в том, чтобы осуществлять политику тех, кто принимает решения.

Администрация — это рациональная система или организованная структура, предназначенная для квалифицированного и эффективного исполнения общественной политики и имеющая достаточно строгую иерархию власти.

В узком смысле слово администрированиеозначает профессиональную деятельность государственных чиновников, направленную на осуществление решений руководства. В широком смысле администрирование — это не только профессиональная деятельность чиновников, но и вся система административных институтов с достаточно строгой иерархией, посредством которой ответственность за выполнение государственных решений спускается сверху вниз (администрация Президента, областная и районная администрации).

В данном случае понятие администрирование соответствует понятию административно-государственное управление, которое выполняет особую социальную функцию, направленную на упорядочение развития в интересах всего общества, где государственный чиновник выступает социальным агентом власти.

Государственное администрирование означает скоординированные групповые действия в государственных делах:

1) связанные с тремя сферами власти — законодательной, исполнительной, судебной и их взаимодействием;

2) имеющие большое значение в формировании государственной политики и являющиеся частью политического процесса;

3) значительно отличающиеся от администрирования в производственной и культурной областях;

4) тесно связанные с многочисленными социальными группами и индивидами, работающими в различных компаниях и организациях.

Таким образом, администрирование представляет собой управленческий процесс более высокого и более масштабного уровня, чем менеджмент (в узком смысле). Административное управление больше направлено на выработку и постановку масштабных и перспективных целей (организации, отрасли, региона, государства), а менеджмент — больше на реализацию поставленных задач и поиск оптимальных путей их решения. При этом администрирование, как и менеджмент, относится к классу социального управления. Что такое административный менеджмент?

2.5. Основные характеристики административного управления

Административное управление, как управление социальными процессами, представляет собой один из основных видов управления. Его функция заключается в обеспечении реализации потребностей развития общества и его подсистем.

Содержание административного управления заключается в формировании критериев и показателей социального развития объекта управления, выделении возникающих в нем социальных проблем, разработке и применении методов их решения, в достижении прогнозируемых состояний и параметров социальных отношений и процессов.

Административное управление в масштабе общества имеет многоуровневую структурусо специфическими функциями, критериями, методами на каждом уровне. Основная функция административного управления заключается в разработке и осуществлении стратегической и текущей политики, направленной на ускорение социально-экономического развития страны, повышение благосостояния, улучшение условий труда и быта людей, развитие эффективных и справедливых форм правления. Эта функция административного управления в обществе в целом конкретизируется на уровне отраслей общественного производства, регионов и отдельных коллективов.

На уровне коллектива возрастает взаимопроникновение его общественно-продуктивной, социально-интегративной и управленческо-политической функций. Совокупность задач административного управления решается путем согласования противоречивых интересов индивидов, коллективов, социальных групп с общегосударственными и общенародными интересами. При неэффективном административном управлении эти противоречия могут углубляться и приводить к социальным конфликтам.

Субъектом административного управления в узком смысле слова являются специализированные государственные и общественные органы и службы по разработке и реализации общественной политики различного уровня; в широком же смысле субъектом административного самоуправления выступает все население, социальная активность которого возрастает в условиях демократизации общества.

Стратегический государственный менеджмент.

Менеджмент в государственных организациях и ведомствах существенно отличается от менеджмента на производстве и в бизнесе. Менеджеры на производстве имеют более четкие и конкретные цели (объем производства, прибыль, доля рынка, рост организации), все нововведения реализуются быстро, имеются широкие возможности мотивации труда персонала. Менеджеры производственники при хозяйственной деятельности имеют больше власти, чем в правительстве на должности министра.

В правительстве им необходимо придерживаться определенных правил и процедур, выполнять конкретные распоряжения, к чему они не всегда привыкли. Для государственной службы характерно наличие бюрократизма с его бесконечными правилами и распоряжениями, обязательными для исполнения.

В системе государственной службы должностное лицо более высокого уровня обладает большей бюрократической властью, что защищает его от инициативы руководителей низшего уровня. Инициатива всегда исходит «сверху». В процессе принятия решения принимают участие большое количество административных единиц чиновников (столоначальников). Практически любой нормативный документ проходит процедуру визирования в различных заинтересованных ведомствах, где его внимательно изучают, с точки зрения как бы чего не вышло. Это отрицательно сказывается на принятии эффективных государственных решений. При таком подходе решения принимают компромиссный характер и практически невозможно сказать, кто является автором, кто несет личную ответственность. Приоритетом пользуются не эффективные решения, а тактические соображения.

Наши рекомендации