Институты международного права
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РФ
Ульяновский филиал
Кафедра теории и истории государства и права
Иглин А.В.
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
По дисциплине
«Международное право»
Ульяновск
Рецензенты:
Зав. кафедрой международного права РАНХиГС,
доктор юридических наук, профессор
Т.Д. Матвеева,
Декан исторического факультета Ульяновского государственного педагогического университета
доктор исторических наук, профессор
И.А. Чуканов.
Иглин, А.В. Учебное пособие по курсу «Международное право» / А.В. Иглин. – Ульяновск: УФ РАНХиГС, 2015. – 280 с.
Ó Иглин А.В., 2015
Ó Ульяновский филиал РАНХиГС,
2015.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………………………….5
Тема 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
§ 1. Понятие и функции международного права…………………………………………...….6
§ 2. Международная правосубъектность…………………………………………...…………..8
§ 3. Источники международного права…………………………………………………….....12
§ 4. Институты международного права……………………………………………….……....14
§ 5. Система международного права……………………………………………………..…....26
Контрольные вопросы…………………………………………………………………..……27
Рекомендуемая литература……………………………………………………………….….28
Тема 2. ПРАВО ВНЕШНИХ СНОШЕНИЙ
§ 1. Органы внешних сношений…………………………………………………………….....29
§ 2. Понятие и источники дипломатического права……………………………………...….39
§ 3. Дипломатические привилегии и иммунитеты………………………………………...…42
§ 4. Понятие и источники консульского права…………………………………………...…..46
§ 5. Консульские отношения РФ……………………………………………………………....49
Контрольные вопросы…………………………………………………………………..……52
Рекомендуемая литература…………………………………………………………..……....53
Тема 3. МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО
§ 1. Понятие и источники международного гуманитарного права. ……………………..….54
§ 2. Международные вооруженные конфликты и вооруженные конфликты немеждународного характера ……………………………………………………………....…57
§ 3. Запрещенные средства и методы ведения войны. …………………………………..…..59
§ 4. Начало и окончание войны и их правовое оформление……. …………….………..…..63
§ 5. Международно-правовая охрана участников вооруженных конфликтов, жертв войны и невоенных объектов………………………………………………………………...........…..68
Контрольные вопросы……………………………………………………………...……..….77
Рекомендуемая литература………………………………………………………….....…….77
Тема 4. ПРАВО МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
§ 1. Понятие и источники права международной безопасности………………………...…..78
§ 2. Система коллективной безопасности.…………………….……………….………….….82
§ 3. Разоружение и ограничение вооружений…………………………………………….. …85
§ 4. Безъядерные зоны, демилитаризация и нейтрализация территории……………..…….87
§ 5. Региональная безопасность…………………………………………………….……….....90
Контрольные вопросы……………………………………………………………...………...93
Рекомендуемая литература………………………………………………………………..…94
Тема 5. МЕЖДУНАРОДНОЕ МОРСКОЕ, ВОЗДУШНОЕ И КОСМИЧЕСКОЕ ПРАВО
§ 1. Понятие, принципы и источники международного морского права.………….…...…..95
§ 2. Правовой режим морских территорий……………………........................................……96
§ 3. Понятие, принципы и источники международного воздушного права ………...…....102
§ 4. Правовой режим воздушного пространства и международной аэронавигации……...106
§ 5. Понятие, принципы и источники международного космического права …………....112
Контрольные вопросы…………………………………………………………..…………..117
Рекомендуемая литература………………………………………………………...……….118
Тема 6. МЕЖДУНАРОДНОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО
§ 1. Понятие, принципы и источники международного экологического права. ….......….119
§ 2. Международно-правовая охрана атмосферы Земли, воды и озонового слоя……...…122
§ 3. Международная охрана животного и растительного мира.……………………..…….129
§ 4. Международные организации и конференции в области охраны окружающей среды...........................................................................................................................................132
§ 5. Региональное экологическое сотрудничество.………………………………...……….134
Контрольные вопросы……………………………………………………………………....141
Рекомендуемая литература………………………………………………………………....142
Тема 7. МЕЖДУНАРОДНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРАВО
§ 1. Понятие и источники международного экономического права. ………………...……143
§ 2. Международное финансовое право.……………………………………………..……...147
§ 3. Международное торговое право ………………………………………………………...155
§ 4. Международное таможенное право ………………………………………………….....160
§ 5. Международное энергетическое право ……………………………………..…….……165
Контрольные вопросы………………………………………………………………………169
Рекомендуемая литература……………………………………………………………...….170
Тема 8. МЕЖДУНАРОДНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО
§ 1. Понятие, источники и принципы международного информационного права.………171
§ 2. Международные организации в сфере информации.……………………………......…173
§ 3. Международная информационная безопасность и интернет……………………….....176
§ 4. Международно-правовая охрана результатов интеллектуальной деятельности….….181
§ 5. Международно-правовые формы организации сотрудничества в области науки и техники…………………………………………………………………………………...…….184
Контрольные вопросы……………………………………………………………………....188
Рекомендуемая литература………………………………………………………………....189
Программа курса……………………………………………………………………….……190
Заключение………………………………………………………………………………...…280
ВВЕДЕНИЕ
Учебный курс «Международное право» рассчитан на изучение основных положений международного права, главным образом, его институтов и отраслей. Его изучение особенно актуально в условиях глобализма и интернационализации современного общества. Многие международно-правовые институты, формирующиеся в правоприменительной практике нашей страны, в зарубежных странах имеют устойчивые традиции. Исследование их позволит использовать удачные модели международно-правового опыта в строительстве российской государственности и дипломатических отношений.
Целью изучения курса «Международное право» является формирование у студентов – будущих юристов нового мышления, базирующегося на идеях и принципах современных международных отношений. Усвоение ими содержания основных международно-правовых институтов позволит более предметно познать закономерности и тенденции развития международного права в условиях глобализма и интернационализации современного мира.
Содержание предлагаемого учебника соответствует государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования и методическим требования, предъявляемым к учебным изданиям и включает в себя: общую и особенную части, контрольные вопросы для проверки знаний по каждой теме, глоссарий (список терминов), тесты и список основной литературы по дисциплине.
Изучение данного пособия рассчитано не только на систематизированное получение знаний, но и на активную, самостоятельную деятельность студентов на семинарских занятиях.
ТЕМА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
§ 1. Понятие и функции международного права
Международные отношения стали складываться и развиваться вместе с возникновением государств. Поэтому история международного права неотделима от истории международных отношений. Международное право в древности было основано на праве народов (jus gentium), в средние века – на посольском праве, в классический период с Вестфальского мира 1648 года до 19 века – на идеях естественного права, в 19 веке – на праве международных конференций, в первой половине 20 века – на праве международных организаций (итог – создание ООН и ряда региональных экономических интеграций), во второй половине 20 века – на международном уровне защиты прав человека. При этом международное право во все времена считалось языком международного общения, необходимым правовым компонентом межгосударственной системы.
Современное международное право можно определить как систему юридических норм, регулирующих отношения между государствами и другими субъектами международного права, создаваемых путем согласования воль участников этих отношений и обеспечиваемых в случае необходимости принуждением, которое осуществляется государствами, а также международными организациями.
Предмет международного права – международные отношения, миропорядок; объект – то, по поводу чего эти отношения оформляются и в связи с чем они реализуются субъектами международного права.
В Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Отношения, которые регулируются международным правом, принято отождествлять с понятием «международные публичные правоотношения». Они включают отношения:
1) между государствами (двухсторонние, локальные многосторонние, универсальные);
2) между государствами и международными межправительственными организациями;
3) между государствами и государствоподобными образованиями;
4) между государствами и нациями, борющимися за независимость;
5) международных организаций друг с другом.
Все эти виды отношений представляют собой межгосударственные отношения. Межгосударственные отношения можно определить как любые властные публичные отношения с участием государства.
Под функциями международного права принято понимать основные направления воздействия международного права на международно-правовые отношения. Функции международного права зависят не только от объекта международно-правового воздействия, но и от достигнутого уровня международно-правового регулирования тех или иных сфер отношений.
Выделяют следующие функции:
1) стабилизирующая – ее значение состоит в том, что международно-правовые нормы призваны организовывать мировое сообщество, устанавливать определенный международный правопорядок, стремиться упрочить его, сделать более стабильным;
2) регулятивная – при ее выполнении устанавливается международный правопорядок и соответствующим образом регулируются общественные отношения;
3) охранительная – состоит в обеспечении надлежащей охраны международных правоотношений. При нарушении международных обязательств субъекты международных правоотношений вправе использовать меры ответственности и санкции, допускаемые международным правом;
4) информационно-воспитательная – состоит в передаче накопленного опыта рационального поведения государств, в просвещении относительно возможностей использования права, в воспитании в духе уважения к праву и охраняемым им интересам и ценностям.
Сущность международного права состоит в том, что оно отражает характер геостратегического партнерства на международной арене и юридически фиксирует уровень развития сотрудничества в деле обеспечения безопасности, а также в экономической, политической, гуманитарной, научно-технической, культурной и других областях.
§ 2. Международная правосубъектность
Международная правосубъектность – юридическое свойство, система признаков, позволяющих считаться субъектом (актором) международного права. Кроме общетеоретических элементов правосубъектности (права, обязанности, ответственность), субъект международного права наделен возможность участвовать в создании международно-правовых норм (актов). Поэтому международная правосубъектность означает одновременно и подчиняемость непосредственному воздействию международного права, и обладание международными правами и обязанностями, и способность участвовать в международных правоотношениях.
Субъект международного права – особое образование, деятельность которого регулируется международным правом. Принято деление субъектов международного права на две основные категории:
Основные (первичные) субъекты – это, прежде всего, государства, обладающие государственным суверенитетом и приобретающие в силу своего возникновения (образования) международную правосубъектность, не обусловленную чьей-либо внешней волей и имеющую всеобъемлющий характер. Спецификой обладают постоянно нейтральные государства (добровольно ограничившие себя в межгосударственном общении), государственно-подобные образования (Святейший Престол – Ватикан и Мальтийский Орден).
Производные (вторичные) субъекты – это преимущественно международные межправительственные организации. Специфика их юридической природы выражается, во-первых, в том, что они порождены – именно как субъекты международного права – волеизъявлением государств, зафиксировавших свое решение в учредительном акте (следовательно, их правосубъектность является производной, обусловленной), а во-вторых в том, что содержание и объем их правового статуса определены в учредительном акте в точном соответствии с предназначением и функциями каждой организации (таким образом, их правосубъектность является функциональной, индивидуализированной).
Универсальной и наиболее авторитетной международной организацией является ООН. Устав ООН был утверждён на Сан-Францисской конференции и подписан 26 июня 1945 года представителями 50 государств. В настоящее время членами ООН являются 193 государства.
Главные органы ООН:
1) Генеральная Ассамблея - главный совещательный, директивный и представительный орган (193 члена, сессионный порядок работы), координирующий
· Комитет по вопросам разоружения и международной безопасности (Первый комитет)
· Комитет по экономическим и финансовым вопросам (Второй комитет)
· Комитет по социальным и гуманитарным вопросам и вопросам культуры (Третий комитет)
· Комитет по специальным политическим вопросам и вопросам деколонизации (Четвёртый комитет)
· Комитет по административным и бюджетным вопросам (Пятый комитет)
· Комитет по правовым вопросам (Шестой комитет)
2) Совет Безопасности – главный исполнительный орган (15 членов: 5 постоянные (Россия, США, Великобритания, Франция и Китай) и 10 – избираемые на 2 года), координирующий
· Военно-штабной комитет
· Комитет 1540
· Комитеты по санкциям
· Контртеррористический комитет
· Операции ООН по поддержанию мира
3) Экономический и социальный совет – главный орган (54 государства) по сотрудничеству в экономической, социальной областях ООН и её специализированных учреждений. Включает 5 региональных комиссий: Европейская экономическая комиссия (ЕЭК); Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО); Экономическая и социальная комиссия для Западной Азии (ЭСКЗА); Экономическая комиссия для Африки (ЭКА) и Экономическая комиссия для Латинской Америки и Карибского бассейна (ЭКЛАК) и 16 специализированных учреждений ООН: Всемирный почтовый союз (ВПС), Международная организация труда (МОТ), Международный союз электросвязи (МСЭ), Международная организация гражданской авиации (ИКАО), Организация Объединенных Наций по вопросам просвещения, науки и культуры (ЮНЕСКО), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Всемирная метеорологическая организация (ВМО), Международная морская организация (ИМО), Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС), Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), Продовольственная и сельскохозяйственная организация (ФАО), Всемирный банк, Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международная ассоциация развития (МАР), Международная финансовая корпорация (МФК), Международный валютный фонд (МВФ), Международный фонд сельскохозяйственного развития (ИФАД ).
4) Международный Суд – главный судебный орган ООН по спорам между государствами (15 членов, избираемых на девять лет).
5) Совет по опеке – главный орган ООН по наблюдению за управлением подопечными территориями, подпадающими под систему опеки (5 постоянных членов Совета Безопасности ООН). Совет по Опеке приостановил свою работу 1 ноября 1994 года после того, как последняя оставшаяся подопечная территория Организации Объединенных Наций, Палау, обрела 1 октября 1994 года независимость.
6) Секретариат – главный орган по обеспечению работы других органов ООН (персонал сотрудников и Генеральный секретарь, избираемый на 5 лет).
Наиболее авторитетные региональные организации, развивающие цели и принципы ООН на региональном уровне:
1) Совет Европы (основан в 1949 году, включает 47 государств);
2) Европейский Союз (основан в 1992 году, включает 28 государств);
3) Африканский Союз (основан в 2002 году, включает 54 государства);
4) Лига арабских государств (основана в 1945 году, включает 22 государства)
5) Организация американских государств (создана в 1948 году, включает 35 государств).
Специальное положение в ряду субъектов международного права занимают нации и народы, борющиеся против колониализма, иностранного господства, за создание собственного государства на базе национального суверенитета. Кроме того, нормами международного права регулируется деятельность (права, ответственность) таких субъектов, как: интеграционные объединения государств, транснациональные корпорации, индивиды (совершившие преступления международного характера).
§ 3. Источники международного права
Нормы международного права – правила поведения и принципы, которые признаются субъектами международного права в качестве юридически обязательных. Формой таких норм являются источники международного права, которые отличаются от источников национального права по следующим параметрам.
Во-первых, нормы международного права устанавливаются его субъектами по соглашению между ними, выражающему их согласованную общую волю. Поэтому такие соглашения и являются источниками международно-правовых норм. Таким образом, правотворчество в международном праве осуществляется по «горизонтали», т.е. между равноправными субъектами, в то время как в национальном праве принят «вертикальный» - сверху вниз - порядок правотворчества.
Во-вторых, субъективному праву предусмотренных нормами международного права субъектов всегда противостоят юридические обязательства других субъектов международного права, в то время как в национальном праве подобная ситуация встречается не так часто.
Основная проблема источников международного права заключается и в неясности их перечня. Приблизительный перечень источников, который некоторыми учеными принимается в качестве списка источников международного права, содержится в ст. 38 Статута Международного суда ООН, которая гласит:
«Суд, который обязан решать переданные ему споры на основании международного права, применяет:
a) международные конвенции, как общие, так и специальные, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами;
b) международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы;
c) общие принципы права, признанные цивилизованными нациями;
d) с оговоркой, указанной в статье 59, судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм».
В настоящее время в практике международного общения выработаны четыре формы источников международного права: международный договор, международно-правовой обычай, акты международных конференций и совещаний, резолюции международных организаций. Два последних источника называют «мягким правом», под которым подразумевается отсутствие свойства юридической обязательности.
Наибольшее внимание при этом уделяется международным договорам. Так специальная Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г. определяет договор как международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования. Именно международные договоры способствуют развитию международного сотрудничества в соответствии с целями Устава ООН и Генеральная Ассамблея стимулирует их кодификацию.
Вместе с тем, ООН уделило внимание и принципам, которые носят универсальный характер и являются критериями законности всех остальных международных норм (jus cogens). Наиболее авторитетными документами, раскрывающими содержание принципов современного международного права, являются Устав о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 24 октября 1970 г., и Декларация принципов, которыми государства-участники будут руководствоваться во взаимных отношениях, содержащаяся в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 г. Декларация 1970 года содержит следующие принципы:
1) суверенное равенство государств;
2) воздержание от угроз силой или ее применения в международных отношениях;
3) разрешение международных споров мирными средствами;
4) невмешательство в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государств;
5) обязанность государств сотрудничать во внешней сфере;
6) принцип равноправия и самоопределения народов;
7) принцип добросовестного выполнения государствами обязательств,
В Заключительном акте Хельсинского Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 г. содержится десять основных принципов. К перечисленным в Декларации 1970 года добавлены принципы нерушимости границ, территориальной целостности государств, уважения прав человека и его основных свобод.
В настоящее время важным является имплементация норм международного права в национальное законодательство. Так, в РФ действует ФЗ от 15.07.1995 № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации», согласно которому международные договоры - существенный элемент стабильности международного правопорядка и отношений России с зарубежными странами, функционирования правового государства.
Институты международного права
Институты международного права – группа норм, регулирующих однородные международные отношения. Наиболее разработанными являются: международно-правовое признание, правопреемство государств, территория, ответственность и международная защита прав человека.
Институт признания. Признание в международном праве представляет собой международно-правовое действие субъекта международного права, которым он констатирует наличие юридически значимого события, факта или поведения субъекта международного права. Посредством акта признания государство соглашается с соответствующими изменениями в международном правопорядке и/или международной правосубъектности. Признание, в частности, констатирует выход на международную арену нового государства или правительства и направлено на установление между признающим и признаваемым государствами правоотношений, характер и объем которых зависит от вида и формы признания. Существуют две формы признания:
Юридическое признание, которое в свою очередь подразделяется на:
а) признание де-юре – это полное признание, что означает обмен между признающим и признаваемым государствами дипломатическими представительствами, т.е. установление стабильных дипломатических отношений.
б) признание де-факто – это признание официальное, но неполное, так как возникающие отношения между признающим и признаваемым государствами не доводятся до уровня дипломатических отношений.
Фактическое, неофициальное признание - оно осуществляется в форме постоянных или эпизодических контактов, как на правительственном, так и неправительственном уровнях. Вариантом фактического признания считается признание ad hoc (разовое, на данный случай). Это происходит, когда одно государство вступает с другим государством или правительством в какие-то «разовые» отношения (скажем, зашита своих граждан, находящихся в данном государстве) при политике официального непризнания. Такие действия не рассматриваются как признание.
Также различают признание государств и признание правительств. Признание государств происходит, когда на международную арену выходит новое независимое государство, возникшее в результате революции, войны, объединения или раздела государств и т.д. Основной критерий признания в данном случае - независимость признаваемого государства и самостоятельность в осуществлении государственной власти. Признание правительства происходит, как правило, одновременно с признанием нового государства. Однако возможно признание правительства без признания государства, например, в случае прихода правительства к власти в уже признанном государстве неконституционным путем (гражданские войны, перевороты и т.п.). Основной критерий для признания нового правительства - это его эффективность, т.е. действительное фактическое обладание государственной властью на соответствующей территории и независимое ее осуществление. В этом случае правительство признается единственным представителем данного государства в международных отношениях. Особым видом признания правительств является признание эмигрантских правительств или правительств в изгнании. Практика их признания была широко распространена во время второй мировой войны.
Институт правопреемства. Правопреемство государств означает смену одного государств другим в несении ответственности за международные отношения какой-либо территории. При правопреемстве различают: государство-предшественник (государство, которое было сменено другим при правопреемстве) и государство-правопреемник (государство, сменившее предшественника). Объектами правопреемства могут быть территория, договоры, государственная собственность, государственные архивы и государственные долги, а также членство в международных организациях.
Институт правопреемства кодифицирован - в Вене были проведены международные конференции по кодификации норм о правопреемстве, на которых были приняты Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении международных договоров 1978 г. и Венская конвенция о правопреемстве в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983 г. Указанные Конвенции в силу пока не вступили, и РФ в них не участвует, однако их нормы часто применяются в качестве международных обычаев.
Нужно учитывать, что Конвенция 1978 г. регулирует правопреемство только в отношении договоров, заключенных в письменной форме, и лишь между государствами:
1. В случае создания в результате деколонизации нового независимого государства действует принцип tabula rasa («чистой доски»): новое государство не связано договорами, заключенными бывшими державами-метрополиями.
2. Если часть территории государства становится частью территории другого государства, в отношении этой территории: договоры государства-предшественника утрачивают силу; договоры государства-преемника приобретают силу, кроме случаев, когда применение этих договоров было бы несовместимым с их объектами и целями. Находящийся в силе двусторонний договор в отношении территории - объекта правопреемства, считается действующим и для государства-преемника, если новое государство договорилось об этом с контрагентом или это следует из его поведения.
3. При объединении двух или нескольких государств права и обязательства по их договорам переходят к правопреемнику, если стороны не установили иное и если это не противоречит объектам и целям договора.
4. При отделении части территории и присоединении ее к другому государству договоры предшественника продолжают находиться в силе для правопреемника. О правопреемстве договоров делаются письменные уведомления депозитарию договора или его участникам.
В отношении правопреемства государственной собственности, архивов и долгов применяется Венская конвенция 1983 г.:
1. При передаче части территории государства другому государству к правопреемнику переходят: все недвижимое имущество, находящееся на соответствующей территории, а также движимое имущество, связанное с деятельностью государства на данной территории; часть архивов, которая относится к соответствующей территории и необходима для ее нормального управления; государственный долг (в справедливой доле).
2. При создании нового независимого государства на территории государства-предшественника к преемнику переходят: находящееся на его территории недвижимое имущество, а также недвижимость, принадлежащая государству-предшественнику и находящаяся за границей. К правопреемнику переходит также движимое имущество, находящееся на территории государства-предшественника; архивы, принадлежащие его территории, а также часть иных архивов, необходимых для нормального управления. Государственные долги к преемнику не переходят.
3. При объединении нескольких государств в одно к правопреемнику переходят: вся собственность государств-предшественников, их архивы и долги.
4. При отделении части территории от государства к правопреемнику переходят: находящееся на данной территории недвижимое имущество, а также все, связанное с ней, движимое имущество и часть иного движимого имущества (в справедливой доле); относящаяся к территории часть архивов, а также иные архивы, необходимые для нормального управления ею; государственный долг (в справедливой доле).
5. При разделении государства, когда части территории образуют два или несколько государств-преемников, к правопреемникам переходят: находящееся на их территории недвижимое имущество, а также относящаяся к ней движимая собственность; относящаяся к данной территории часть архивов, а также иные архивы, имеющие непосредственное отношение к ней; государственный долг (в справедливой доле).
Территория. Под территорией в международном праве понимается пространство с определенным правовым режимом — часть земного шара (сухопутная, водная территории, недра, воздушное пространство), а также космическое пространство и небесные тела.
Выделяется следующие виды территорий по правовому режиму:
- государственные территории (сухопутная территория (вся суша в пределах государственных границ и острова); водная территория (акватория, внутренние воды и территориальное море); земные недра; воздушная территория, расположенные над перечисленными пространствами);
- территории со смешанным режимом (прилежащая зона; исключительная экономическая зона и континентальный шельф прибрежных государств);
- территории с международным режимом (открытое море и воздушное пространство над ним; морское дно и его недра за внешней границей континентального шельфа; космос и небесные тела в нем). Особый статус имеют Арктика, Антарктика, Каспий, международные каналы, а также реки, которые полностью или частично протекают по территории двух или нескольких государств (Рейн, Дунай, Нил и др.).
Квазитерритории - это так называемые «плавучие» и «летучие» территории (морские и речные суда, воздушные суда, космические корабли), а также территории дипломатических и консульских представительств иностранных государств.
Некоторые специалисты выделяют также территории с особым международным режимом: демилитаризованные и нейтрализованные зоны и зоны мира.
В международном праве выделяют следующие способы изменения государственной территории:
Обмен – соглашение заинтересованных государств, в соответствии с основными принципами международного права, об обоюдных территориальных уступках (например, в 1968 году Франция и Люксембург обменялись территориями в целях уточнения государственной границы).
Цессия – соглашение заинтересованных государств об односторонних территориальных уступках (например, передача Российской Империей Аляски США по договору 1867 года).
Аккреция – естественное приращение территории государства вновь образовавшимися сухопутными участками (например, вследствие подводного извержения вулкана в 1986 года в пределах территориального моря Японии возник остров).
Адъюдикация – способ приобретения территорий посредством решения международного арбитража, международного суда или международной конференции (например, в 1975 году Международный Суд ООН придал статус Западной Сахары племенным территориям).
Национально-освободительная борьба и реализация права на самоопределение в форме плебисцита, т. е. народного голосования по вопросу о государственной принадлежности определенной территории (например, в 1961 году население северного района Британского Камеруна высказалось за вхождение в состав Нигерии, а население южного района - за объединение с Республикой Камерун).
Применения мер ответственности за агрессию (например, отторжение Пруссии от Германии в 1945 году и передача Восточной Пруссии Польше и СССР).
Для международного права важен и статус государственный границ, определяемый национальным законодательством. В связи с этим, делимитация – установление местоположения границы международным договором; демаркация – обозначение ее на местности.
Ответственность. Ответственность в международном праве – это те юридические последствия, которые наступают для субъекта международного права, в случае нарушения им международно-правового обязательства. В настоящее время Комиссией международного права ООН ведется работа по кодификации института ответственности.
Основаниями международной ответственности являются предусмотренные международно-правовыми нормами объективные и субъективные признаки. Различают юридические, фактические и процессуальные основания международно-правовой ответственности.
Под юридическими основаниями понимают международно-правовые обязательства субъектов международного права, в соответствии с которыми то или иное деяние объявляется международным правонарушением. Иными словами, при международном правонарушении нарушается не сама международно-правовая норма, а обязательства субъектов соблюдать международное правило поведения. Юридическими основаниями ответственности являются: договор, обычай, решения международных судов и арбитражей, резолюции международных организаций (например, ст. 24 и 25 Устава ООН устанавливают юридическую обязательность для всех членов ООН решений Совета Безопасности ООН), а также односторонние международно-правовые обязательства государств, устанавливающие юридически обязательные правила поведения для данного государства (в форме деклараций, заявлений, нот, выступлений должностных лиц и т.п.).
Фактическим основанием ответственности является международное правонарушение, т.е. деяние субъекта международного права, выражающееся в действиях (бездействии) его органов или должностных лиц, нарушающее международно-правовые обязательства.
Процессуальные основания ответственности представляют собой процедуру рассмотрения дел о правонарушениях и привлечения к ответственности. В одних случаях эта процедура детально зафиксирована в международно-правовых актах, в других — ее выбор оставлен на усмотрение.
Международное правонарушение представляет собой противоправное с точки зрения международного сообщества деяние субъекта международного права, выражающееся в действиях (бездействии) его органов или должностных лиц, нарушающее международно-правовые обязательства. С середины XX столетия появилась следующая классификация международных правонарушений: международные деликты, международные преступления и преступления международного характера.
Международные деликты – нарушения договорных обязательств, наносящие ущерб отдельному субъекту международных отношений. При этом, следует учитывать обстоятельства, исключающие противоправность: согласие государства, самооборона, форс-мажор, бедствие, необходимость и контрмеры.
Международные преступления:
а) против мира (например, агрессивная война);
б) против человечности (например, жестокости в отношении гражданского населения);
в) военные преступления (например, убийство военнопленных);
г) против человечества (например, геноцид).
Преступления международного характера:
а) против стабильности международных отношений (например, терроризм);
б) наносящие ущерб экономике (например, контрабанда);
в) посягающие на личные права человека (например, работорговля);
г) совершаемые в открытом море (например, пиратство);
д) совершаемые в районе военных действий (например, в отношении культурных ценностей).
Формы ответственности:
1) сатисфакция (официальное извинение за оскорбление главы иностранного государства);
2) репрессалии (ответные действия) и реторсии (ответные акты);
3) коллективные санкции (принудительные меры на основании решений Совета Безопасности ООН);
4) реституция (возврат неправомерно захваченной территории или имущества);
5) компенсация и репарация (возмещение в денежной форме за причиненный ущерб);
6) субституция (передача равноценных объектов взамен утраченных).
Особые меры в отношении государств могут принимать органы ООН (Совет Безопасности, Генеральная Ассамблея, Суд), а в отношении индивидов – Международный уголовный суд.
Международная защита прав человека. Данный институт представляет собой договорную систему универсальных и региональных мер по закреплению прав, свобод и гарантий человека в международных актах, а также способов их защиты в международных органах.
Базовыми документами в сфере международных соглашений о правах человека, безусловно, являются акты, входящие в Международный билль о правах человека: Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. Они, во-первых, закрепляют основной каталог прав и свобод человека, включающий личные, гражданские, политические, социальные и другие права личности, а во-вторых, обязанности государств по реализации и защите этих прав.
Региональными документами являются: Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г., Межамериканская конвенция по правам человека 1969 г., Африканская хартия прав человека и народов 1981 г., Азиатско-Тихоокеанская декларация прав человека и народов 1988 г. и др.
При ООН в сфере прав человека действует Верховный комиссар и 10 органов:
1) Комитет по правам человека (КПЧ) наблюдает за выполнением Международного пакта о гражданских и политических правах (1966 г.) и факультативных протоколов к нему;
2) Комитет по экономическим, социальным и культурным правам (КЭСКП) наблюдает за выполнением Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.);
3) Комитет по ликвидации расовой дискриминации (КЛРД) наблюдает за выполнением Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1965 г.);
4) Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин (КЛДЖ) наблюдает за выполнением Международной конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979 г.) и факультативного протокола к ней (1999 г.);
5) Комитет против пыток (КПП) наблюдает за выполнением Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов (1984 г.);
6) Комитет по правам ребенка (КПР) наблюдает за выполнением Конвенции о правах ребенка (1989 г.) и факультативных протоколов к ней (2000 г.);
7) Комитет по защите прав трудящихся-мигрантов (КПТМ) наблюдает за выполнением Международной конвенции о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей (1990 г.);
8) Комитет по правам инвалидов (КПИ) наблюдает за выполнением Международной конвенции о правах инвалидов (2006 г.);
9) Комитет по насильственным исчезновениям (КНИ) наблюдает за выполнением Международной конвенции для защиты всех лиц от насильственных исчезновений (2006 г.); и
10) Подкомитет по предупреждению пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения или наказания (ППП), учрежденный в соответствии с Факультативным протоколом к Конвенции против пыток (ФПКПП) (2002 г.), посещает места лишения свободы с целью предупреждения пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения или наказания.
На региональном уровне распространена практика защиты прав человека в специальных судах и обращение к омбудсменам (уполномоченным).
В своей деятельности международные органы, осуществляющие контроль за соблюдением прав человека, используют следующие основные механизмы:
– рассмотрение жалоб, которые представляются комитету или комиссии; затем контрольный орган выносит решение, ожидая, что соответствующее государство его исполнит, хотя никакой правоприменительной процедуры для этого не существует;
– судебные дела. В современном мире три постоянных суда являются органами, осуществляющими контроль за соблюдением прав человека: Европейский суд по правам человека; Межамериканский суд по правам человека; Международный уголовный суд (рассматривает преступления против человечества);
– процедура представления докладов самими государствами, содержащих информацию о том, как права человека соблюдаются на национальном уровне; доклады открыто обсуждаются, в том числе и неправительственными организациями, которые параллельно составляют свои альтернативные доклады.
Ввиду большого внимания к институту прав человека в современном международном праве формируется отрасль «международное право защиты и поощрения прав человека», а также особый механизм охраны отдельных категорий индивидов – детей, инвалидов, беженцев.