Интерпретация результативности по отдельным субтестам

· Субтест 1: «ДП» (дополнение предложений):

Субтест определяет запас относительно простых сведений и знаний из самых разных областей: географии, истории, биологии и т.д. Данный субтест выполняет важную мотивационную функцию. Он должен заинтересовать испытуемого, вызвать у него желание выполнять остальные субтесты.

· Субтест 2: «ИС» (исключение слова):

Субтест включает задания, в каждом из которых необходимо из пяти и данных слов выбрать одно, которое с остальными меньше всего связано по смыслу.

Субтест предназначен для исследования аналитико-синтетической деятельности испытуемых.

· Субтест 3: «Ан» (аналогии):

На основе установления связи между парой слов испытуемому предлагается подобрать к данному слову одно из пяти слов так, чтобы связь в новой паре слов была аналогична образцу.

Решение данного типа задач предполагает высокий уровень развития операции обобщения. Субтест хорошо определяет уровень развития словесно-логического мышления.

· Субтест 4: «Об» (обобщение):

Испытуемому предлагаются два слова. Он должен определить, что общего между ними.

По результатам выполнения данного субтеста можно судить об уровне развития абстрактного мышления, богатстве словарного запаса.

· Субтест 5: «АЗ» (арифметические задачи):

Данный субтест включает счетные арифметические задачи. Успешное выполнение задач данного субтеста свидетельствует у испытуемого способности к математическому анализу и синтезу, логическому умозаключению, математическому обобщению. Как видно, данный субтест диагностирует широкий спектр мыслительных операций.

· Субтест 6: «ЧР» (числовые ряды):

Испытуемый получает задание, следующее число в ряду в соответствии с правилом, по которому составлен данный ряд. При решении задач данного типа испытуемый руководствуется указаниями на то, что числа в ряду расположены по определенному правилу. На основании этого он делает вывод о том, что имеет место повторение каких-то, пока еще неизвестных отношений между ними. Таким образом, при решении данного типа задач в значительной степени представлены операции сравнения, а следовательно, и аналитико-синтетическая деятельность.

Определив общие для данного ряда отношения, решающие на основе вычислительных операций определяет пропущенное число.

В данном случае имеет место проявление преимущественно аналитико-синтетических математических способностей (в задачах представлено много числовых ориентиров).

· Субтест 7: «ПВ» (пространственное воображение):

Данный субтест включает задания, в которых испытуемому нужно установить, какую из расположенных в образце пяти фигур можно сложить из приведенных ниже отдельных частей разрезанных фигур. Материалом задания служат плоскостные рисунки - части отдельных фигур. Задание предусматривает совмещение, поворот, сближение этих частей в одной плоскости, а также сопоставление с образцами фигур.

При выполнении данного субтеста имеет место в основном проявление способности к оперированию двумерными образами, тогда как способность формирования нового образа здесь практически не проявляется.

· Субтест 8: «ПО» (пространственное обобщение):

Испытуемому необходимо определить, какой из приведенных в образце кубиков предъявляется в каждом конкретном задании в перевернутом или повернутом положении. Материалом задания служит объемный рисунок кубика. Задание предусматривает мысленный поворот кубика и сопоставление его с другими кубиками.

Таким образом, субтест ПО предъявляет более высокие требования к развитию пространственного мышления испытуемого. Высокий показатель выполнения субтеста ПО позволяет сделать опосредованный вывод об умении испытуемого работать с объемными предметами в практическом пространстве, т.е. косвенно определить уровень развития наглядно-действенного мышления.

· Субтест 9: «Пм» (память, мнемические способности):

В этом субтесте испытуемому предлагается выучить ряд слов, а затем ответить на предложенные вопросы. При выполнении данного задания можно выделить два этапа - этап заучивания и этап воспроизведения.

По результатам данного субтеста можно судить об уровне развития кратковременной памяти. Эти результаты нельзя переносить на уровень развития памяти в целом, т.к. различные виды памяти независимы друг от друга.

Название:Школьный тест умственного развития

Автор: К.М.Гуревич, М.К.Акимова, Е.М.Борисова, В.Г.Зархин, В.Т.Козлова, Г.П.Логинова.

Год создания, версия: 1953 г.

Тип методики:объективный

Диагностирует: диагностирования уровня общих способностей

Характер стимульного материала:вербальный

Форма выполнения:групповая; карандаш, бумага; устный; ограничение по времени

Направленно на выявление:норма

ШТУР состоит из 6 субтестов, каждый из которых может включать от 15 до 25 однородных заданий: «осведомленность» (2 субтеста), «аналогии», «классификации», «обобщение», «числовые ряды». Тест разработан в двух параллельных формах А и Б.

Два первых субтеста направлены на выявление общей осведомленности школьников и позволяют судить о том, насколько адекватно используют учащиеся в своей активной и пассивной речи некоторые научно-культурные и общественно-политические термины и понятия. Третий субтест направлен на выявление умения устанавливать аналогии, четвертый - логические классификации, пятый - логические обобщения, шестой - нахождение правила построения числового ряда.

Количественный и качественный анализ результатов ШТУРа дает возможность с разных сторон оценивать умственное развитие как отдельного ученика, так и группы учащихся. На основании замеченных недостатков в умственном развитии можно наметить конкретную схему коррекционной работы по их устранению.

Название:Культурно-свободный тест интеллекта

Автор: Р. Кеттелл

Год создания, версия: 1949 г.

Тип методики:объективный

Характер стимульного материала:невербальный

Форма выполнения:индивидуальна/групповая; карандаш, бумага; ограничение по времени

Направленно на выявление:норма

Психометрические характеристики:Валидность от 0.78 до 0.83. Надежность 0.71–0.91.

Существует три варианта теста:

1. GFT 1 – для исследования детей с 4-х до 8-и лет, а также диагностики задержек психического развития.

2. GFT 2 – для диагностики детей старше 8 лет, а также обычного не дифференцированного взрослого населения.

3. GFT 3 – для исследования студентов ВУЗов и одаренных лиц.

Шкала GFT 2 состоит из двух частей, каждая из которых содержит по четыре субтеста:

· 1 субтест – «дополнение» – содержит 12 заданий, возра­стающих по сложности. В каждом задании слева расположе­ны 3 фигуры в определенной логической последовательности. Проанализировав логику из­менений, необходимо из 5–4 фигур, расположенных справа, выбрать ту, которая соответствует обнаруженной закономер­ности и может продолжить логическую последовательность 3-х фигур, расположенных слева.

· II субтест – «классификация» – содержит 14 заданий, воз­растающих по сложности. Каждое задание содержит ряд из 5-и фигур, в котором 4 фигуры всегда объединены каким-либо об­щим признаком. В каждом ряду необходимо найти единствен­ную фигуру, отличающуюся от всех остальных.

· Ill субтест – «матрица» – состоит из 12 заданий, возра­стающих по сложности. Необходимо обнаружить закономерность, согласно которой объединены 3 фигуры в матрице слева, и среди 5-и вариантов ответов, расположенных справа, найти единственную фигуру, которая может завершить данную в за­дании закономерность, т.е. правильно дополнить матрицу.

· IV субтест – «топология» – состоит из 8 заданий, возра­стающих по сложности, в каждом задании слева расположе­на сложная фигура-эталон, состоящая из простых геометриче­ских фигур. Внутри сложной фигуры-эталона стоит точка. Необходимо проанализировать положение точки по отношению к отдельным геометрическим фигурам, составляющим сложную фигуру-эталон. Затем среди пяти сложных фигур, расположен­ных справа, надо найти ту, в которой точка может занять точно такое же положение, как в сложной фигуре-эталоне.

Название:Групповой интеллектуальный тест (ГИТ)

Автор: Дж. Ваны

Год создания, версия: 1985—1986 гг

Тип методики:объективный

Характер стимульного материала:вербальный

Форма выполнения:групповая; карандаш, бумага; ограничение по времени

Направленно на выявление:норма

Психометрические характеристики:Коэффициенты соответствия параллельных форм А и Б для разных возрастных групп — от 0,82 до 0,89; коэффициенты гомогенности — 0,95; ретестовая надежность (интервал между первым и повторным тести­рованием равен 5 месяцам) — 0,79 (форма А) и 0,82 (форма Б).

Коэффициенты валидности теста— 0,59 (III классы) и 0,53 (V классы).

Групповой интеллектуальный тест (ГИТ) предназначен для детей 9-12 лет — учащихся V-VI классов.

Тест выявляет, насколько ребенок к моменту исследования овладел предлагаемыми ему в заданиях теста словами и понятиями, а также умениями выполнять с ними некоторые логические действия.

Тест содержит семь субтестов: «Исполнение инструкций», «Ариф­метические задачи», «Дополнение предложений», «Определение сход­ства и различия понятий», «Числовые ряды», «Установление анало­гий», «Символы».

Основные цели, с которыми может применяться данный тест, таковы:

· контроль за эффективностью школьного обучения;

· определение причин школьной неуспеваемости;

· сравнение эффективности разных систем и методов препода­вания;

· сравнение эффективности работы разных учителей и преподава­тельских коллективов;

· отбор учащихся с высоким уровнем умственного развития в спе­циальные классы и школы, а также способных обучаться по уг­лубленной индивидуальной программе.

Название:Прогрессивные матрицы Равена

Автор: Дж. Равен

Год создания, версия: 1938 г.

Тип методики:объективный

Характер стимульного материала:невербальный

Форма выполнения:групповая; карандаш, бумага; ограничение по времени

Наши рекомендации