Особенности классификации шрифтов.

Термины.

Все типографские шрифты начального периода книгопечатания основывались на рукописных образцах. Однако уже в эпоху Возрождения, во второй половине 15 века предпринимались попытки конструировать шрифты с помощью циркуля и линейки.

Шрифты в значительной степени определяют внешнюю форму газет и журналов, их графический облик. Типографский шрифт – это комплект литер (букв), необходимых для воспроизведения какого-либо алфавита. В состав каждого шрифта входят буквы, знаки и цифры. Буквы могут быть строчными (используются для формирования слов внутри предложений), прописными (с них начинаются фразы, они имеют больший размер, иногда другой рисунок) и капительными (размер соответствует строчным, а рисунок прописным). Они часто используются для выделения слов в тексте.

Графические элементы шрифта (иными словами, элементы, из которых построены буквы):

– основные штрихи,

– соединительные (дополнительные) штрихи,

– концевые элементы.

К основным штрихам относятся вертикальные штрихи и косые, направленные сверху вниз (слева направо). Во многих шрифтах эти штрихи толще остальных. Соединительные штрихи – это горизонтальные штрихи и косые, направленные снизу вверх. Как правило, они тоньше основных. Соединительные штрихи важны так же, как и основные. Так, например, буквы «П», «Н», «И» отличаются только расположением соединительных штрихов. Основные и соединительные штрихи типографского шрифта соответствуют нажимным и безнажимным штрихам рукописного шрифта. Еще одна особенность, напоминающая о связи типографских шрифтов с рукописными, – это своеобразные наплывы, или утолщения, расположенные посередине высоты букв или несколько смещенные.

К важнейшим концевым элементам букв относятся засечки (отсечки, сериф) – поперечные графические элементы, подчеркивающие основные и некоторые дополнительные штрихи. Засечки упорядочивают горизонтальную текстуру шрифта, создавая своеобразную дорожку, которая ведет глаз вдоль строки. Таким образом, у шрифтов с засечками более высокая степень разборчивости, их легче воспринимать и распознавать. Также к концевым элементам относятся точки и «хвостики», которыми заканчиваются некоторые штрихи. Концевые элементы не являются обязательными – их отсутствие не помешает узнать ту или иную букву. Однако их наличие или отсутствие, их форма в большой мере определяют графический облик – рисунок шрифта и влияют на его удобочитаемость.

Контрастность шрифта определяется соотношением толщины основного штриха и соединительного. Чем больше разница между толщиной основных и дополнительных штрихов, тем резче контрастность шрифта (обыкновенная), и наоборот. При одинаковой (зрительно) толщине всех штрихов шрифт становится монотонным, неконтрастным.

Внутрибуквенным просветомназывают расстояние между основными штрихами буквы. При небольших внутрибуквенных просветах и нормальной толщине штрихов шрифт производит впечатление узкого, вытянутого по вертикали (Агат); по мере увеличения внутрибуквенных просветов шрифт воспринимается как более широкий и округлый.

Линия, образованная нижним краем основной части букв, называется базовой или нижней линией шрифта; линия, образованная верхним краем основной части букв, называется верхней линией шрифта. В таких строчных буквах, как «б», «р», «ф», штрихи выходят за линию шрифта, создавая верхние и нижние выносные элементы.

Интерлиньяж (в пер. с франц – междустрочие) – расстояние между базовыми (нижними) линиями соседних строк. Расстояния между соседними буквами, иными словами, межбуквенное пространство, называют апрошами (с франц. – приближение).

Шрифтовая гарнитура – комплект шрифтов, одинаковых по рисунку, но разных по начертаниям и размерам. Рисунок определятся наличием или отсутствием засечек, их конфигурацией, а также контрастом основных и дополнительных линий шрифта.

Названия шрифтов могут прямо указывать на их создателя (например, Банниковская гарнитура разработана художником Г. Банниковой). В других случаях они даются по названию литературы, для которой шрифт предназначался (новая газетная, школьная) или могут быть связаны с типографией, издательством, где впервые этот шрифт стал применяться (академическая гарнитура). Иногда шрифту дается произвольное название (Ксения, Коринна).

Особенности классификации шрифтов.

Существуют общепринятые исторические шрифтовые категории: старинная, переходная и новая антиквы.

Старинная антиква. Самая ранняя форма антиквы, созданная в Италии в конце 15 – начале 16 веков. С тех пор так называют шрифты со схожими характеристиками. Их главные признаки – наклон оси овальных элементов, покатое начало букв. Контраст между основными и соединительными штрихами небольшой. Старинной антикве свойственны мягкие, округлые засечки. Это шрифты Николаса Йенсона, Франческо де Болоньи (Гриффо), Клода Гарамона.

Переходная антиква. Шрифты этого стиля являются переходными из старинной антиквы в новую антикву. По времени это совпадает с переходом ренессанса в стиль барокко в конце 17 века. У шрифтов этой группы меньшая покатость округлых форм, ось наклона почти вертикальна. Контраст между основными и соединительными штрихами больше, чем у шрифтов старинной антиквы. Засечки тонкие с малыми дугами скруглений. Шрифты Фурнье, Баскервиль.

Новая антиква. Шрифты этого стиля сложились в середине 18 века. Этот шрифт полностью нарисован, связь с рукописной техникой пера не ощущается. Нажимы округлых форм не имеют наклона. Соединительные штрихи очень тонки и составляют сильный контраст с основными штрихами. Засечки в виде тонких линий не имеют скруглений, пересекаются с основными штрихами под прямым углом. Один из создателей шрифтов этой группы – итальянец Джанбатистто Бодони.

Долгое время в отечественной полиграфии шрифты по своим стилевым признакам объединялись в шесть основных и одну дополнительную группы (ГОСТ 1973 г.).

1 группа – рубленые шрифты – простые шрифты без засечек, неконтрастные. Появились в 19 веке в Англии. Использовались для печати изданий для малограмотных людей. Большое распространение получили в 20-30 годы 20 века – периодические издания, книги для дошкольников. Например: Агат, Журнальная рубленая, Газетная рубленая, Кудряшевская энциклопедическая, плакатная, Древняя, Рубленая и др.

2 группа – шрифты с едва наметившимися засечками – контраст умеренный, слегка утолщенные концы вертикальных штрихов. Например: Октябрьская, Телингатер. Применяются редко.

3 группа – медиевальные шрифты (в переводе с французского – «средневековый») – 15-17 века. Француз Клод Гарамон, голландец Ван Дейк. Шрифты этой группы отличаются умеренным контрастом, короткими треугольными (клиновидными) засечками, наклонными осями округлых форм. Например: Литературная, Банниковская, Заголовочная Газетная, гарнитура «Мысль», Garamond, Times New Roman.

4 группа – обыкновенные шрифты – сильный контраст, длинные тонкие засечки, соединяющиеся с основными штрихами под прямым углом, иногда с легким закруглением. Округлые буквы с вертикальными осями. Используются в основном для оформления заголовков. Например: Обыкновенная новая, Обыкновенная, Бодони книжная, Елизаветинская.

5 группа – брусковые шрифты – 19 в., Англия. Неконтрастные или малоконтрастные штрихи, ярко выраженные длинные утолщенные прямоугольные засечки, соединенные с основными штрихами под прямым углом или с легким закруглением. Например: Балтика, Реклама, Брусковая газетная.

6 группа – новые малоконтрастные шрифты – 18 в., Англия. Длинные, утолщенные засечки с закругленными концами, соединенные с основными штрихами под прямым углом, малоконтрастные штрихи. Это самая многочисленная группа шрифтов: Кудряшевская энциклопедическая, Школьная, Журнальная, Бажановская, Новая газетная, Новая журнальная, Академическая и др.

Дополнительная группа декоративных шрифтов – отличается изящным рисунком. Готические, имитирующие славянские шрифты, имитирующие каллиграфические, рукописные шрифты: Рерберг, Рукописная Жихарева и др.

После создания шрифтовых компьютерных программ возникли некоторые сложности в определении шрифтов. Так, появились шрифты с разными названиями, но с одинаковым рисунком, и наоборот. Главное, грамотно подобрать наиболее подходящий для тех или иных целей шрифт.

Каждый шрифт может иметь несколько начертаний.

Классификация шрифтов по начертанию основана на следующих признаках:

ширина (плотность), т.е. расстояние между основными штрихами. По плотности шрифты делятся на нормальные, узкие и широкие, а также сверхузкие и сверхширокие. В нормальных шрифтах соотношение ширины буквы (очка) к высоте составляет примерно 75 % (ширина ¾ высоты), в узких – 50% (ширина ½ высоты), в широких – ширина буквы значительно превышает ее высоту.

насыщенность, т.е. относительная толщина штрихов. Шрифты делятся на светлые, полужирные и жирные. Насыщенность возрастает с увеличением толщины основного штриха и уменьшением внутрибуквенного просвета. В светлых шрифтах разных рисунков внутрибуквенный просвет в 2-4 раза больше толщины основного штриха; в полужирных – соотношение от 1:1 до 1:1,5; в жирных – внутрибуквенный просвет меньше толщины основного штриха. Изменение насыщенности не отражается на рисунке шрифта.

наклон основных штрихов. По наклону основных штрихов все шрифты делятся на прямые и наклонные. В некоторых руководствах в качестве третьей разновидности шрифтов по наклону выделяют курсивные, которые имитируют рукописное начертание букв. Однако следует помнить, что курсивные шрифты могут быть как наклонными, так и прямыми. В связи с этим подобное деление неправомерно.

Прямые шрифты – шрифты с вертикально расположенными основными штрихами. Наклонные в отличие от прямых имеют наклон, как правило, в правую сторону на 15 градусов.

Надо отметить, что курсивные, прямые, нормальные, узкие и широкие шрифты могут в свою очередь быть светлыми, полужирными и жирными, что создает большое количество разновидностей шрифтов одной гарнитуры.

– по заполненностиосновных штрихов различают шрифты оттененные (оттеночные), контурные и штрихованные. Оттененные, как правило, имеют контурное построение штрихов, за которыми отбрасываемая буквой тень, что создает впечатление объемности шрифта. (Электрон). В контурных шрифтах основные штрихи букв образуют контур с просветом. В штрихованных – они заполнены штриховкой различного рисунка, направления.

Основным начертанием шрифта считается прямое светлое нормальное по ширине.

Кроме рисунка и начертания, шрифты классифицируются по размеру. Размер шрифта (его высота) или кегльвыражается в типографских пунктах (например, шрифт кегля 10 имеет размер 10 пунктов, т.е. 3,76 мм). Следует помнить, что кегль устанавливается не по величине какой-либо буквы или знака (не по высоте отпечатка буквы на бумаге), а по высоте верхней площадки литер, на которой умещаются все выносные элементы любых по начертанию букв, иными словами, определяется расстояние между верхней и нижней стенками литер.

По размеру шрифты можно разделить на три большие группы:

Текстовые

Титульные (заголовочные)

Афишные

К текстовым шрифтам относятся шрифты, имеющие кегль от 3 до 12 п. В докомпьютерную эпоху все они имели названия. Так, шрифт с кеглем равным 3 пунктам (1,12 мм) называют бриллиант (надписи на марках, сноски на рекламных объявлеиях типа «товар сертифицирован»). Далее:

4 пункта (1,5 мм) – диамант – книжные таблицы.

5 пунктов (1,88 мм) – перл –на последней полосе биржевые сводки.

6 пунктов (2,26 мм) – нонпарель (бесподобный, несравненный). Обычно им набираются сноски, подписи под иллюстрациями, выходные сведения.

7 пунктов (2,53 мм) – миньон (крошечный). Энциклопедическая литература и словари.

8 пунктов (3 мм) – петит (маленький). Основной газетный шрифт, при условии, что высота очка строчных букв должна составлять не менее 1,25 мм. В последние годы качественные газеты увеличивают размер шрифта, а в местных изданиях наблюдается обратная тенденция..

9 пунктов (3,38 мм) – боргес (гражданский). Брошюры, массовая и общественно-политическая литература, журналы.

10 пунктов (3,76 мм) – корпус (от итал. «Corpus juris civilis» – шрифтом этого размера впервые был напечатан кодекс Юстиниана, являющийся сборником законов Римской империи). Художественная литература, книги для старших школьников.

12 пунктов (4,51 мм) – цицеро (данным шрифтом в 1467 году был напечатан сборник писем Цицерона). Литература для младших школьников.

14 пунктов (5,1 мм) – миттéль (середина – средний по размеру шрифт). Азбука, буквари.

16 пунктов (6 мм) – терция.

20 пунктов (7,5 мм) – текст. Заголовки.

48 пунктов (18 мм) – квадрат.

Шрифты мелких кеглей (по 14 включительно) называются текстовыми, 14 – 48-96 – титульными или заголовочными (до 60-х годов ХХ века 48п кегль был предельных в газетах и журналах. Затем в «Известиях» для «гвоздевых материалов стали использовать заголовки 72 п. С появлением фотонаборных машин произошло увеличение кегля заголовков, поэтому 14 – 48, 14 – 72, 14 – 96).

Есть определенные закономерности в использовании заголовочных шрифтов. Качественные издания практически не прибегают к крупным кеглям, ограничиваясь порой 24 – 28п шрифтами (Франкфуртер альгемайне цайтунг). В массовых и бульварных изданиях для абора шапок используют афишные – до трех квадратов – шрифты, затем идет четкая иерархия заголовков: названия вотростепенного материала в два раза меньше, чем шапка, третий по важности материал вводится еще меньшим заголовком и так до названий заметок, где используется текстовой шрифт.

Все шрифты крупнее 2 кв. относятся к афишным. Раньше типографские шрифты не выпускались размером более 15 кв. Сейчас ограничения сняты благодаря компьютерным технологиям. И на плакатах наружной рекламы встречаются шрифты гораздо больших размеров.

Тенденции к увеличению размеров текстовых шрифтов во всех изданиях и заголовочных в массовых продолжается вместе с ростом объемов номеров (задание: сравнить издание и спецвыпуск).

Кроме того, традиционно использовались шрифты, размеры которых измерялись четным количеством пунктов. Современные издательские компьютерные программы расширили возможности: кегль шрифта может быть как 13, 25 пунктов, так и 6,6 или 20,5 пунктов.

Таким образом, в современных периодических изданиях наблюдается три довольно противоречивые тенденции. Первая – удобочитаемость шрифта и единство стиля. Вторая – вместить как можно больше текста. Для этого уменьшается интерлиньяж (иногда кегль), что характерно для местных газет, сужается шрифт до пограничных значений при таком же пограничном кегле. Встречаются и традиционалисты – издания, использующие несколько гарнитур (или начертаний) для выделений материалов. Ни в системе применения, ни в стилях оформления текстовых шрифтов между журналами и газетами нет принципиальных различий. Текстовый шрифт и условия его применения – это то общее, что объединяет периодические издания и отличает их от книги.

Задания:

1. Измерьте кегль заголовков в газете и журнале.

1. Определите интерлиньяж текстового шрифта в каком-либо издании.

2. Определите рисунок (наличие засечек и контраст) и начертание (наклон, плотность, насыщенность, заполненность)

Цифровые форматы шрифтов

Типы компьютерных шрифтов

В системах компьютерной верстки на сегодняшний день используется несколько видов шрифтов: Adobe Type 1, TrueType (Майкрософт и Эппл, при обработке теряется и искажается часть информации)) и OpenType (Адоб и Майкрософт). Основной изготовитель шрифтов Type 1 – фирма Адоб, которая является также создателем языка описания страниц PostScript. Эти шрифты использовались в первых пакетах компьютерной верстки (первоначально на платформе Макинтош и преимущественно в США).

Шрифты опентайп могут использоваться в программах Адоб индизайн и фотошоп, которые поддерживают особенности этого формата. Эти шрифты имеют расширенный набор символов (65 000 знаков против 256 стандарта ПостСкрипт). Используя эти шрифты, можно применять расширенную типографику ( автоматические буквицы, исторические написания отдельных символов, шрифтовые имитации каллиграфических и рукописных образцов текста и проч.).

Для беспроблемной работы с типографией лучше использовать Шрифты Adobe Type 1, которые специально были разработаны для совместимости с программами верстки.

При выборе шрифта нужно учитывать следующие факторы:

1. Фирма-производитель. Фирменные шрифты не гарантируют беспроблемной работы, однако вероятность возникновения трудностей ниже и их проще избежать, обратившись к производителям.

2. Совместимость с операционными системами.

3. Название шрифта. Если в названии присутствуют символы, отличные от латиницы, цифр и таких знаков, как пробел, дефис, двоетоие, подчеркивание, то такой шрифт лучше не использовать.

4. Наличие четырех основных начертаний (нормальнее, курсивное, полужирное, полужирное курсивное). Для некоторых (чаще всего декоративных) шрифтов кроме одного-двух начертаний других не предусмотрено.

5. Количество и расположение символов. Некоторых символов может не хватать. В частности, буквы ё, прописных букв, строчных букв, латиницы и некоторых других.

6. Межбуквенное расстояние и размер проблема.

7. Внутрибуквенный просвет. (Чтобы внтури литер оно не было залитым).

8. Тире, минус, дефис. Тире должно быть по ширине равняться букве М, минус – N, дефис – чуть меньше t, тире и дефис находятся на одной высоте, примерно посередине строчной буквы (чуть выше соединительного штриха буквы н), знак минуса чуть приподнят, примерно посередине цифры (соед. штрих Н).

9. Меняя старую версию на новую, убедитесь, что верстка не ползет. Сохраняйте старые версии шрифтов.

Шрифт в дизайне

Основной задачей дизайнера при работе со шрифтами можно считать правильный выбор шрифта, в наибольшей степени отвечающего поставленной задаче, будь то оформление заголовка журнальной статьи, выбор шрифта для основного набора книги или разработка рекламного плаката.

Размер используемого шрифта играет очень важную роль в создании эффекта. Часто относительно мелкий шрифт создает ощущение большей доверительности и важности информации. Подразумевается, что автор текста настолько значителен, что ему нет нужды заниматься украшательством своего сообщения, скорее, это обязанность читателя – склониться и прочесть столь важное послание.

Относительно крупный шрифт используется в детской и учебной литературе, а также для акциденции в рекламных работах. Шрифт крупного кегля вполне уместен в заголовке статьи, но набор основного текста крупным шрифтом производит впечатление любительской работы.

Более сильное воздействие шрифта достигается при наличии значительного незаполненного пространства вокруг текста, т.е. наличие достаточно большого пробельного материала дает возможность лучше оценить рисунок шрифта и облегчает его восприятие.

Каждая гарнитуру вызывает у читателя определенные ассоциации, создает настроение. Люди привыкли, что для определенных целей используются одни и те же гарнитуры. Плакаты, например, оформляются крупными гротесковыми шрифтами, а стихи печатаются с вензелями или курсивом (А ты записался добровольцем?).

Поэтомы при выборе шрифтов для той или иной работы важно правильно подобрать гарнитуры, чтобы они хорошо сочетались междусобой и были достаточно контрастны (размер или рисунок).

Рубленые гарнитуры создают впечатление прямоты, мужественности, практичности и простоты, в то время как декоративные вычурные шрифты вызывают ощущение изысканности, женственности и роскоши.

Как считают эксперты, шрифты строгие, прямолинейные или обладающие «машинными», «техническими» качествами, привлекательнее для мужчин, а у женщин фаворитами являются более округлые и пышные шрифты с выраженными хвостиками.

Шрифты с засечками в прямом начертании объединяют достоинства рубленных, но в то же время избавлены от недостатков декоративных и представляют некую «золотую середину». Четкие и достаточно простые, они обладают хорошо выраженной формой и округлостью, намекающей на классическую традицию и преемственность.

Шрифты с большими круглыми буквами «О» и «хвостиками» воспринимаются как дружественные и «человечные» (образ лица). Прямолинейные и угловатые ассоциируются с непреклонностью и жесткостью, они характеризуются холодностью, безликостью и механистичнотью.

Шрифты типа Курьер связываются с текстами, распечатанными на печатной машинке, и с компьютерными листингами. Однако они имеют популярностьь в подчеркнуто техно- и ретродизайнерских работах. \

Рукописные и каллиграфические шрифты используются при оформлении художественных произведений, стихов, поздравлений и т.п. Удачно выбранный декоративный шрифт сам по себе становится центром композиции и определяет общее решение работы.

Во многих изданиях выбранная гарнитуры становится фирменным знаком издания, по которому его легко узнать.

Что касается текстовых шрифтов, то лучший шрифт тт, которого не видно. В этом типографика следует одной цели: чтобы читатель легко воспринимал подаваемую информацию.

Это правило характерно для больших объемов текста, когда содержание играет более важную роль, нежели внешний вид. Однако в некоторых случаях (поздравления, открытки, упаковка и проч.) требуется выразительность, поскольку продукция должна хорошо восприниматься, привлекать внимание и доставлять эстетическое удовольствие.

Для оформления текста также могут использоваться различные специальные эффекты (падающие тени, объемные буквы, поворот текста: на большой угол вносит элемент динамики, а поворот на 90 градусов вводит в макет вертикаль), размещение изображения внутри букв и т.д. Достаточно популярными остаются приемы выбора разных размеров для символов в одном слове, а также смещение и поворот букв относительно друг друга, расположение текста по кривой и другие искажения.

Шрифт прежде всего служит для передачи информации. При хорошей удобочитаемости читатель не разбирает слово по буквам, а охватывает его целиком. Если шрифт неудачен, прилагаются усилия, чтобы понять смысл написанного. Поэтому нет плохих и хороших шрифтов. Шрифт должен соответствовать содержанию и поддерживать общую идею работы (гротески – на большом расстоянии, а на открытках – другой).

Индексация шрифтов.

Для удобства оформления документации, сопровождающей текстовые оригиналы в типографию, введена индексация шрифтов. Индекс шрифта состоит из сокращенного обозначения гарнитуры шрифта, начертания, способа набора и кегля.

Первая часть индекса обозначает шрифтовую гарнитуру (Л – литературная). Если название гарнитуры состоит из двух слов, то оно обозначается двумя начальными прописными буквами (ОН – обыкновенная новая); в других случаях гарнитура обозначается прописной буквой с добавлением одной строчной, входящей в название гарнитуры (Ре – реклама, Бж – бажановская). Требования к подбору гарнитуры шрифта: удобочитаемость (размер, интерлиньяж, длина строки, сорт бумаги, цвет, тип издания, 10 кегль – прямое светлое начертание), художественное требование (для художественной литературы – ренессансные шрифты), технологичность (для глубокой печати не подходит шрифт с длинными засечками), экономичность (определение количества знаков шрифта, вмещаемых строкой, нельзя слишком заужать шрифт).

Вторая часть индекса – условное цифровое обозначение начертания шрифта. Прямые шрифты особого обозначения не имеют. Наклонные обозначаются косой чертой – Л /.

Далее указывается – начертание шрифтов в зависимости от ширины очка, обозначается четными цифрами:

узкая – 4,

широкая – 6.

Шрифты с нормальной шириной очка цифрами не обозначаются.

Следом отмечают начертание шрифта в зависимости от насыщенности очка, обозначается нечетными цифрами:

светлая – 1,

полужирная – 3,

жирная – 5.

Например: О 41 – обыкновенная гарнитура, прямого, узкого, светлого начертания, ОН / 3 – обыкновенная новая гарнитура, наклонное, нормальное, полужирное начертание. ЖР 63? НГ / 65?

Третья часть индекса – цифровое обозначение кегля шрифта, выраженного в пунктах. Эта часть отделена дефисом от обозначения начертания шрифта.

Например: НЖ 41-16 – новая журнальная гарнитура, узкого, светлого начертания, кегль-16 пунктов. О 3-24 – обыкновенная гарнитура, прямого, полужирного, нормального начертания, кегль – 24 пункта.

Л /65-24? Бж 43-16? ЗГ / 5-20?

Задание: Определите индекс шрифта – Новая журнальная гарнитура, прямое, узкое, светлое начертание, кегль 12 пунктов?

Начертание светлые полужирные жирные
прямое курсивн. прямое курсивн. прямое курсив.
нормальное /1 /3 /5
узкое /41 /43 /45
широкое /61 /63 /65

Наши рекомендации