Методические указания для студентов. Основными формами аудиторной работы студента являются лекции и семинарские, практические занятия
Основными формами аудиторной работы студента являются лекции и семинарские, практические занятия. Какие конкретно темы и вопросы рассматриваются на лекционных, практических (семинарских) занятиях, либо самостоятельно указано в рабочей программе для соответствующей формы обучения.
Лекция несет в себе информационную, мотивационную (развитие интереса к науке, познавательных потребностей, убеждения в теоретической и практической значимости изучаемого), организационно-ориентационную, профессионально-воспитательную, методическую, оценочную, развивающую и воспитательную функции.
Конспекты лекций значительно облегчают подготовку к практическим занятиям, а в дальнейшем – к зачету и экзамену. В полной мере это достигается лишь в том случае, если конспектирование лекций ведется кратко, своими словами. Для того, чтобы сочетать глубокое понимание излагаемого вопроса с логическим его пониманием, надо иметь перед глазами содержание последней фразы записей, внимательно слушать лектора. Обрабатывать лекцию во время самостоятельной подготовки лучше не позже второго-третьего дня ее прочтения. Для этого необходимо прочитать свои записи, учебник и другую литературу. По мере усвоения порции учебной информации необходимо вносить в конспект дополнения, уточнения и т.д. Разбить учебный материал на смысловые операции, дать им легко запоминающиеся заглавия, выделяя, подчеркнуть главные мысли.
Важную роль в профессиональной подготовке юриста играют семинарские и практические занятия. В ходе подготовки к ним студент самостоятельно изучает предложенный материал с учетом рекомендаций преподавателя. Уровень и результаты проделанной работы проверяются на практических занятиях, в индивидуальных беседах и в последующем на зачете и экзамене.
Подготовка к семинарским занятиям включает в себя и подготовку материалов, их группировку и систематизацию. Необходимо оформить в тетради краткие тезисы или развернутый план по вопросам рассматриваемой темы. В ходе занятия нужно уметь обосновать его, а в процессе коллективного обсуждения внести поправки и дополнения. Характерная черта семинарских занятий – изучение непосредственно нормативно-правовых актов. Семинарские занятия преследуют несколько целей:
1) они должны дать студенту углубленное знание предмета, причем по первоисточнику, каковым для каждого юриста выступает закон;
2) семинары дают не просто правовые знания, но и профессиональные. Студент учится обращению с законом, его практическому применению;
3) будущий юрист должен уметь дискутировать, следовательно, нужно научиться доказательно излагать свои мысли, внимательно подходить к доводам научного противника.
Если у студента остается какое-то непонимание материала, необходимо обязательно прийти на консультацию к преподавателю.
При ответе на семинаре студент должен излагать какой-либо тезис, почерпнутый из литературы или сформулированный самостоятельно и подтверждать или опровергать его статьей закона.
На практических занятий активно используются интерактивные формы. Рассмотрим некоторые из них.
Первой интерактивной формой являются дебаты. Их целесообразно использовать при рассмотрении спорных и дискуссионных тем, вопросов конституционного права, таких как, например, какой способ принятия конституции наилучший, какая избирательная система лучше при выборах конкретных органов власти, какой способ формирования Совета Федерации Федерального Собрания наилучший и т.п.
В основе дебатов лежит свободное высказывание, обмен мнениями по предложенному студентами тематическому тезису. Участники дебатов приводят примеры, факты, аргументируют, логично доказывают, поясняют, дают информацию и т.д. Процедура дебатов не допускает личностных оценок, эмоциональных проявлений. Обсуждается тема, а не отношение к ней отдельных участников.
Основная задача дебатов состоит в следующем: необходимо найти однозначный ответ на поставленный вопрос – да или нет. Причем одна группа (утверждающие) является сторонниками положительного ответа, а другая группа (отрицающие) – сторонниками отрицательного ответа. Внутри каждой из групп могут образовываться 2 подгруппы, одна подгруппа – подбирает аргументы, а вторая – разрабатывает контраргументы.
В дебатах принимают участие две команды (одна утверждает тезис, а другая его отрицает). Команды в зависимости от формата дебатов состоят из двух или трех игроков (спикеров). Суть игры заключается в том, чтобы убедить нейтральную третью сторону, судей, в том, что ваши аргументы лучше (убедительнее), чем аргументы вашего оппонента.
Второй интерактивный метод - метод анализа конкретной ситуации (ситуационный анализ, анализ конкретных ситуаций, case-study). Это технология, основанная на моделировании ситуации или использования реальной ситуации в целях анализа данного случая, выявления проблем, поиска альтернативных решений и принятия оптимального решения проблем.
Ситуация – это соответствующие реальности совокупность взаимосвязанных факторов и явлений, размышлений и надежд персонажей, характеризующая определенный период или событие и требующая разрешения путем анализа и принятия решения.
Ситуационный анализ (разбор конкретных ситуаций, case-study), дает возможность изучить сложные вопросы, применить будущему юристу нормы материального и процессуального права в безопасной обстановке, а не в реальной жизни с ее угрозами, риском, тревогой о неприятных последствиях в случае неправильного решения.
Цель обучаемых- проанализировать данные ситуации, найденные соответствующее закону решение, использовав при этом приобретенные теоретические знания.
Для контроля собственных знаний студентам рекомендуется применять тесты. Ими заканчивается каждая тема. Примерные варианты тестов по курсу «Конституционное право» приводятся в данном учебно-методическом комплексе, и их рекомендуется использовать в ходе проведения семинаров. Тестовые задания позволяют:
- выяснить знания основных событий, фактов, имен, дат;
- определить, насколько студенты владеют элементами историко-правового анализа, могут установить причинно-следственные связи;
- проверить, насколько самостоятельно студенты могут объяснить сущность, причину, последствия тех или иных явлений и событий.
Ниже представлены примеры некоторых тем, рассматриваемых в ходе изучения конституционного права.