Распространение информации или коммуникация?

Существует предвзятое мнение, что передача информации и ком­муникация — одно и то же. Собственно говоря, распространение ин­формации часто путают с коммуникацией. Такая путаница встречает­ся в тех случаях, когда переданный средствами массовой информации материал (видеоклипы, радиосюжеты, сообщения в газете и т.д.) счи­тают актом коммуникации.

Такая точка зрения базируется на одной из ранних моделей ком­муникации, предложенной еще в конце 40-х годов американскими учеными в сфере информации Клодом Шенноном и Уорреном Вейвером. Они исходили из оче­видного факта, что процесс коммуника­ции включает: источник информации; сообщение; передатчик, преоб­ра­зующий (кодирующий) сообщение в сигнал, удобный для переда­чи; канал связи (среда), с помощью которого сигнал передается от пе­редатчика приемнику; приемник или пункт назначения (адресат). «Вопросы, которые не­обходимо разрешить в системе коммуникации, — отмечал Вейвер, — связаны с объемом информа­ции, мощно­стью коммуникационного канала, процессом кодирова­ния, используемым для преобразования сообщения в сиг­нал, и воз­действием помех» (Weaver Warren. The Mathematics of Communication // Communication and Culture: Reading in the Codes of Human Interaction Ed. by Alfred G. Smith.—N.Y., 1966. — P. 17).

Данная модель коммуникации концентрирует вни­мание главным образом на технических вопросах работы средств массовой информации и не обращала внимания на проблемы соци­альной среды и другие важные факторы воздействия на аудиторию, которые намного шире сугубо технических. В частности, одним из главнейших факторов коммуникации является человеческий фактор. Именно он более всего усложняет процесс коммуникации, информа­ционного взаимодействия людей, их групп, общественных и полити­ческих формирований в процессе общения.

Известный американский теоретик коммуникации Уилбур Шрамм в свое время писал: «Коммуникация (во всяком случае, человеческая коммуникация) — это то, что совершается людьми. Сама по себе, без людей — она не существует. В ней нет ничего магического, кроме то­го, что в нее вкладывают люди, вступая в коммуникационные связи. В сообщении нет другого содержания, помимо того, которое в него вложили люди. Таким образом, изучающий коммуникацию изучает людей, вступающих в отношения друг с другом, со своими группами, организациями и обществом в целом. Они воздействуют друг на дру­га, информируют одних и являются информированными со стороны других, обучают одних и учатся у других, развлекают одних и развле­каются благодаря усилиям других при помощи определенных знаков, существующих независимо от каждого из них. Чтобы понять процесс человеческой коммуникации, необходимо понять, как люди общают­ся между собой». (Schramm Wilbur. The Nature of Communication Between Humans // Process of Effects of Mass Communication / Rev. ed. by Wilbur Schramm and Donald F.Roberts. - Urbana, 1971. P. 17).

Концепция коммуникации Шрамма прежде всего предусматрива­ет модель двустороннего процесса связи, когда и отправитель, и по­лучатель информации действуют в пределах свойственных им рамок соотнесенности, взаимоотношений, сложившихся между ними, и ок­ружающей их социальной ситуации. Как видим, коммуникация — это двусторонний процесс обмена сообщениями (сигналами), базирующийся на общепризнанных поня­тиях и обусловленный как содержанием взаимоотношений коммуни­каторов А и Б, так и социальным окружением.

Сообщения или сигналы посылаются, как правило, с целью ин­формирования, инструктирования либо убеждения тех лиц, объек­тов, на которых рассчитаны эти сообщения. Но при этом каждая такая задача имеет некоторые особенности. Например, процесс информи­рования содержит следующие четыре стадии: 1) привлечение внима­ния к коммуникации; 2) достижение восприятия сообщения; 3) ин­терпретацию сообщения в заранее предусмотренном виде; 4) сохра­нение информации для дальнейшего использования. Инструктиро­вание как процесс с большими требованиями добавляет еще одну стадию: 5) стимулирование активного обучения и практических действий. Процесс убеждения идет еще дальше, добавляя шестую ста­дию: 6) восприятие изменения (готовность к действию в соответствии с желанием или точкой зрения отправителя обращения). Понятно, что преграды на пути к достижению желаемых результатов с помощью информирования, инструктирования и убеждения возрастают с появ­лением пятой и шестой стадий в процессе коммуникации.

Предварительно подчеркнем, что в предложенной модели комму­никации особое значение имеют два элемента: а) стадия кодирования (сообщение, подготовленное источником - коммуникатором А, долж­но быть переведено на определенный язык и отправлено тому, кто принимает сообщение — коммуникатору Б); б) стадия раскодирования (прежде чем приступить к действию, принимающий сообщение должен его интерпретировать, расшифровать). Именно на этих стадиях процес­са коммуникации возникает множество коллизий в достижении взаи­мопонимания между источником сообщения и его адресатом.

Наши рекомендации