П. сорокин. «выскочки» и монархи
Общества различаются по той легкости, с которой в них осуществляется вертикальная мобильность. В классовом обществе перегородки между слоями очень тонкие, в нем больше отверстий и «лифтов» для спуска и подъема. В кастовом обществе все устроено наоборот. В США большинство населения меняет свою профессию по крайней мере один раз в течение жизни. В Индии подавляющее большинство занятого населения наследует и сохраняет в течение жизни профессиональный статус своих отцов.
По данным 1925 г., в США среди заправил промышленности и финансов 38% в прошлом и 19% в настоящем поколении начинали бедняками. Около трети мультимиллионеров начинали свою карьеру, будучи
людьми среднего достатка. Среди 29 президентов США 14, или 48%, вышли из бедных или средних семей.
Различие мобильности можно проследить не только по странам, но и по эпохам. Ниже показан процент «выскочек» среди монархов и высших администраторов, поднявшихся из социальных низов. Западная Римская империя — 45,6%, Россия — 5,5%, Восточная Римская империя — 27,7%, Франция — 3,9%, Соединенные Штаты Америки — 48,3%, Англия — 5,0%, президенты Франции и Германии — 23,1%. Рим в период с последнего века республики до III века до н.э. был обществом интенсивной мобильности. Вертикальные течения поднимались с самого дна (от рабов) и до вершин (включая императора) общественного конуса.
С помощью денег, грабежа, насилия, обмана, любовных интриг, военного героизма и службы человек без родословной поднимался до командных высот. В течение одного-двух поколений рабы становились представителями знати. Среди богатейших людей эпохи Цицерона мы зачастую встречаем имена рабов и вольноотпущенников (Тримальхион, Палладий, Де-метрий). Но уже в раннеимператорский период создаются значительные препятствия для свободной вертикальной мобильности.
В Европе, за исключением России, процент выдвинувшихся из нищих слоев до позиции монарха в прошлом был выше. Удельный вес римских католических пап, выдвинувшихся из беднейших классов, составил 19,4%, из средних — 18,8%, а из богатых — 61,8%.
Источник:Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1991. С. 377—390.
Семьяи бракстановятся каналами вертикальной циркуляции в том случае, если в союз вступают представители разных социальных статусов. В европейском обществе распространенным был брак бедного, но титулованного партнера с богатым, но не знатным. В результате оба продвигались по социальной лестнице, получив то, что каждый хотел. Пример нисходящей
мобильности мы находим в Античности. По римскому закону свободная женщина, вышедшая замуж за раба, сама становилась рабыней и теряла статус свободного гражданина. Семья превратилась в главный механизм социального отбора, определения и наследования социального статуса. Происхождение из знатной семьи гарантировало хорошую наследственность и достойное образование вовсе не автоматически. Родители заботились о наилучшем воспитании детей, это было обязательной нормой для аристократии, в бедных семьях родители не могли дать подобающего образования и воспитания. Отсюда возникала управленческая элита. Семья стала одним из институтов распределения членов общества по стратам.
Понятия:социальная мобильность, социальный статус, вертикальная мобильность, горизонтальная мобильность, каналы вертикальной мобильности.
Вопросы и задания
1. Вам придется проверить свои способности в проведении социологического анализа. В качестве объекта исследования выступят ваши родители, бабушка с дедушкой, братья и сестры, наконец, вы сами. Составьте подробный статусный портрет каждого члена вашей семьи, желательно как можно подробнее.
2. Некоторые статусы превращаются в главные независимо от того, каков набор остальных. К ним относятся статусы олимпийского чемпиона, нобелевского лауреата. Назовите еще 3—4 подобных примера.
3. Расспросите своих родителей и старших родственников об их социальной мобильности, какую траекторию она описывала и в какие годы (взлеты и падения), какими каналами пользовались они для прохождения наверх.
4. Какой канал социальной мобильности вы считаете самым подходящим для себя? Ответ аргументируйте.
5. Составьте список социальных (религиозных, профессиональных, демографических и др.) статусов, существовавших в Российской империи раньше и исчезнувших после 1917года. Объясните причины их исчезновения.
*6. Подумайте, о каком состоянии и уровне развития общества может свидетельствовать высокая индивидуальная вертикальная мобильность? А высокая групповая вертикальная мобильность?
*7. Предположите, почему в разные эпохи были популярны варианты сказки про Золушку?
■ Проблема.В какой класс — бедный или богатый — легче войти, а из какого класса легче выйти?
Практикум 1.Американским и советским старшеклассникам в 1991 г. задавали один и тот же вопрос: «Надеетесь ли вы, что будете жить лучше своих родителей?» И вот какие ответы получили:
американцы русские
ДА 79,7% 78%
НЕТ 20,3% 22%
А как обстоят дела сегодня? Проведите мини-опрос среди знакомых старшеклассников. Результаты запишите.
Практикум 2.Один из известных русских историков так описывал процесс превращения «Москвы дворянской» в «Москву купеческую»: «С прогрессом капитала вырастало новое поколение купечества: культурные, получившие воспитание под руководством иностранных гувернеров, заканчивающие образование за границей, отлично говорившие на иностранных языках и мало отличавшиеся по внешней обстановке жизни от крупного барства, разве только тем, что барство в такой обстановке исстари выросло, а высокое купечество ее наново вокруг себя заводило ».
А как происходит превращение «Москвы советской» в «Москву капиталистическую»?
Семья и брак
На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разных групп, но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает. Семья, дом и дети являются одной из основных составляющих развития
человеческой личности. Выступая каналом вертикальной мобильности, она определяет социальное положение и статус детей. В современном обществе она выполняет несколько функций. Является одним из фундаментальных институтов общества, придающих ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Одновременно выступает малой группой — самой сплоченной и прочной ячейкой общества.
СЕМЬЯ — основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.
Семья, существующая в течение длительного промежутка времени, делится и восстанавливается в каждом поколении, не нарушая преемственности.
Добрачное поведение. Молодые люди (иногда еще на школьной скамье) знакомятся и влюбляются, проводят вместе время, стараются получше узнать друг друга. Поскольку в наше время выходят замуж (женятся) после 20—25 лет (редко сразу же после окончания школы), то времени, чтобы узнать друг друга, вполне хватает.
В добрачный период молодежь набирается жизненного
опыта. Когда (выходят замуж) сразу после шко-
лы, то позже, уже в период семейной жизни, молодые супруги иногда начинают засматриваться на других. Происходит это не из-за нравственной порочности, а из-за сокращения добрачного периода. Просто у них было мало времени для общения с молодыми людьми противоположного пола.
Иногда, но очень редко, женятся (или выходят замуж) по любви с первого взгляда. На сей счет нет точной статистики, но, можно считать, что брак по такой любви не превышает 1—3% от общего числа браков. Но особенно удачен такой вариант, когда человек полюбил не только с первого взгляда, но и на всю жизнь.
Семья — не начало, а середина пути, начинающегося со знакомства.
Знакомствоюноши и девушки или взрослых мужчины и женщины происходит:
— самостоятельно, без посредников;
— через формального посредника (брачное агентство, клубы знакомств, объявления в газете);
— через неформальных посредников (родители, знакомые, товарищи, свахи).
Большое значение в добрачном поведении имеет первое свидание.
Опрос старшеклассников и студентов выявил общие моменты в сценарии первого знакомства как юношей, так и девушек. Юноша назначает девушке свидание, а она, обдумав предложение и посоветовавшись с подругой, дает согласие. Получив его, юноша думает о том, как и где провести свидание: просто погулять, сходить в кафе, кино, на концерт, дискотеку и т.д., после чего оба они сообщают своим родителям о свидании. Много времени уходит у них на наряд, уточнение места свидания, его программу. Перед выходом девушка проверяет свой внешний вид и не спеша направляется к месту свидания, стараясь немного опоздать. По дороге оба размышляют, о чем можно поговорить. Юноша покупает цветы, коробку конфет. После взаимных приветствий он предлагает перейти на «ты», и она соглашается. Вместе решают, где провести сегодняшний вечер.
В течение вечера юноша ухаживает за девушкой (подает руку при выходе из транспорта, открывает ей дверцу машины, пропускает вперед, придерживая дверь, отодвигает ее стул, приглашает на танец, подает пальто и др., старается произвести благоприятное впечатление), а она проявляет максимум женственности и кокетливости. Провожая девушку домой, желает ей спокойной ночи, говорит, что с нетерпением будет ждать следующей встречи.
После первого свидания начинается самый романтический период добрачных отношений — ухаживание.Юноша оказывает внимание возлюбленной, стремится добиться еще большего расположения. Период ухаживания можно сравнить с испытательным сроком. Здесь проверяется все: умение вести хозяйство, заниматься мелким ремонтом, способность рационально (но не скаредно) тратить деньги, познания в практических и теоретических науках, культура поведения. В этот период молодые люди не только познают, но и воспитывают друг друга. Они, как обычно говорят, «притираются»: учатся делать взаимные уступки, контролировать свои эмоции, мириться после ссоры, оказывать знаки внимания.
Следующий этап — сватовство.Оно представляет собой обряд, согласно которому будущий жених «просит руки» своей избранницы у ее родителей. Участвовать в нем он может либо сам, либо посылать сватов (родители жениха, крестные, близкие родственники). В назначенный день жених наносит ритуальный визит родителям девушки. По такому случаю полагается иметь два букета цветов: один — для матери будущей невесты, а другой — для нее самой. По русскому обычаю, жених говорит родителям невесты о своих чувствах и «просит ее руки». Если они согласны, то отец невесты вкладывает правую руку дочери в руку жениха. После сватовства молодые люди договариваются об объявлении помолвки и определяют ее дату.
Помолвка — обряд объявления будущих молодоженов женихом и невестой. В настоящее время она обычно объявляется в день подачи в загс заявления на регистрацию брака. Прежде во время помолвки родители давали свое окончательное согласие на брак детей и устанавливали его
условия. После помолвки отказаться от брака было уже нельзя. Нарушившая сторона должна была возместить убыток — «заплатить за бесчестье».
ЭТАПЫ ДОБРАЧНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Время вносит свои коррективы в принятые ранее нормы. Обряд сватовства и помолвки может отсутствовать, как и согласие родителей; иногда молодые ставят их перед свершившимся фактом.
Брак.Он представляет собой совокупность формальных предписаний, определяющих права и обязанности супругов по отношению друг к другу, а их двоих — к своим детям, родственникам и обществу в целом. Иными словами, брак — это контракт, который заключается тремя сторонами — мужчиной, женщиной и государством. В нем оговорена только одна дата — дата заключения брачного соглашения, но не проставлена дата окончания действия контракта. Тем самым подразумевается, что брачные узы соединяют людей до конца их жизни.
Дети, рожденные в брачном союзе, считаются законнорожденными потому, что общество предписало социальные роли
матери и отца каждому члену союза, наделив их обязанностью воспитывать, защищать потомков и заботиться о них. Брак включает совокупность специальных церемоний, ритуалов и обычаев, как-то: обручение, обмен кольцами, перешагивание жениха и невесты через символическое препятствие, медовый месяц. Кроме того, брак подразумевает некоторые правила поведения, ставшие традицией, например супружескую верность, обязательство поддерживать друг друга всю жизнь. Наконец, брак неотделим от законов, связанных с ним: регистрация брака, право на развод по уважительным причинам, право признания брака фиктивным в случае обнаружения мошенничества, отсутствие родства между вступающими в брак.
Итак, брак — институт, регулирующий отношения только супругов, а семья — институт, регулирующий, кроме того, еще и отношения между родителями и детьми. После появления детей союз двух супругов превращается в полноценную семью, где прибавляются новые социальные роли (родительские) и новые отношения (межпоколенные, воспитательные, хозяйственные и др.).
В современном обществе все большее распространение получает гражданский брак, не оформленный по закону, а основанный только на любви и согласии (его еще называют кон-цессуальным, от лат. consensus — согласие, единодушие).
Современная семьявключает обычно двух родителей и детей. Ее называют нуклеарной(от лат. nucleus — ядро) потому, что демографическим ядром семьи, отвечающей за воспроизводство новых поколений, являются родители и их дети. Они составляют биологический, социальный и экономический центр любой семьи. Все остальные родственники — бабушки, дедушки, дяди, тети и т.п. — относятся кпериферии семьи. Если все они живут вместе, то семья называется расширенной.Конкретным уточнением расширенной семьи выступает прилагательное «многопоколенная». Оно уточняет, за счет чего семья расширяется, а именно за счет 3—4 поколений прямых родственников, а не из-за присоединения к нуклеарной семье дядей, кузенов и т.п.
Семья — только звено в широкой системе родства. Родство — совокупность людей, связанных общими предками, усыновлением или браком. Когда мужчина и женщина вступают в
Брачно-семейно-родственная семья
брак, то в единую систему сливаются два родственных клана — родня жены и родня мужа. Для жены ее родственники являются кровными, а родня мужа — родственниками-в-законе. И наоборот. Родственниками-в-законе являются все родственники по браку. Выделяют три степени родства: ближайшие, двоюродные и троюродные родственники.Вместе они составляют «фамильное дерево», где теоретически может быть до 200 ветвей (позиций). Так, племянник или сноха — позиции. Каждую позицию могут занимать несколько человек. Система родственных позиций образует то, что именуют структурой родства.
Нуклеарная семья претерпевает определенную эволюцию. В традиционном обществе ей присуща так называемая однокаръерная модель. Это означает, что отец был занят в общественном производстве, зарабатывал деньги и содержал семью, а мать занималась домашним хозяйством, следила за порядком в доме, за учебой и воспитанием детей. В современном обществе для нуклеарной семьи более характерна двухкарьерная модель, согласно ей отец и мать оба работают и поровну делят домашние заботы.
Такие семьи называют еще двухдоходными и семьями с двумя кормильцами.
Занятость в производстве не освобождает женщину от домашних дел, ее нагрузка двукратно возрастает. Снять ее может муж (если дети достаточно взрослые, часть обязанностей может лечь и на них). Вот почему ученые говорят, что равное распределение домашних обязанностей — справедливая плата за работу женщины вне дома.
Понятия:семья, брак, нуклеарная семья,расширенная семья.
Вопросы и задания
1. Чем различаются два понятия: семья как социальный институт и семья как малая группа?
2. Опишите основные этапы добрачного поведения.
3. Каким образом распределяются обязанности родителей и детей в вашей семье?
*4. В структуре семейных ролей выделяется лидер, он же — глава семьи. Им может быть как женщина, так и мужчина. Кто в вашей семье лидер — мать или отец? Дайте анализ проблемы.
*5. Жить в браке и жить вместе — неодно и то же. Почему? Что такое гражданский брак?
*6. Выполнение обязанностей мужем и женой может принимать следующие формы:
а) Муж выполняет только свои, а жена — свои обязанности.
б) Муж не выполняет свои обязанности, а жена выполняет.
в) Муж выполняет свои обязанности, а жена — нет.
г) Муж выполняет женские обязанности, а жена — муж
ские. Что произойдет в каждой из этих ситуаций — скандал,
развод, конфликт, гармония? Проанализируйте ситуации.
Проблема.Что является самым главным для создания крепкой и счастливой семьи?
Практикум 1.Семейное, или генеалогическое, древо отображает всю совокупность родственников одного человека, восходящую по крайней мере к двум парам его дедушек и бабушек и включающую всех родственников по нисходящей линии двух пар, а также их супругов.
Кравченко, Певцова
Глава 3 (9). Взаимодействие людей в обществе |
Постройте нисходящую, восходящую и боковую линии своего генеалогического дерева. Дайте определение этим линиям.
Практикум 2. Беседуют двое. Первый говорит:
— В большинстве современных развитых обществ количество разводов приближается или превышает 30%. И это характерно не только для России. Раньше во всех странах семья была гораздо крепче. Возможно, человечество вступило в эпоху кризиса брака, и в скором времени ему будет найдена эффективная замена. Второй отвечает:
— Брак и бизнес — очень рисковые мероприятия. Из каждых 100 вновь образующихся предприятий каждый год разоряется от 80 до 90%. Из каждых 100 вновь образующихся семей ежегодно распадается менее 30%. Несмотря на то что уровень потерь в бизнесе в 3 раза выше, никто не говорит о кризисе этого института. Сравнивая то и другое, мы можем сказать, что брак стоит на своих ногах гораздо прочнее, чем бизнес, и никакого кризиса не переживает.
Сопоставьте две точки зрения. С какой из них вы согласились бы? Дайте обоснованную аргументацию своего ответа. Если сможете, оперируйте статистикой и фактами.
Практикум 3. Задание для малых групп: смоделируйте идеальную семью (занятость, распределение обязанностей, досуг, воспитание детей).
Социальное взаимодействие
В повседневной жизни мы то и дело совершаем множество элементарных актов социального взаимодействия, даже не подозревая о том. Встречаясь, мы здороваемся за руку и говорим приветствие, входя в автобус, пропускаем вперед женщин, детей и пожилых людей. Все это — акты социального взаимодействия, или социального поведения.
Однако далеко не все, что мы делаем, относится к социальному взаимодействию. Если автомобиль сбил прохожего, то это обычное дорожно-транспортное происшествие. Но оно становится социальным взаимодействием, когда водитель и пешеход, разбирая происшедшее, отстаивают каждый свои интересы как представители двух больших социальных групп.
Водитель настаивает на том, что дороги построены для автомобилей и пешеход не имеет права переходить, где ему захочется. Пешеход, напротив, убежден в том, что главное лицо в городе — он, а не водитель, и города созданы для людей, а не для машин. В данном случае водитель и пешеход обозначают социальные статусы. У каждого из них свой круг прав и обязанностей. Выполняя роль водителя и пешехода, двое мужчин выясняют не личные отношения, основанные на симпатии или антипатии, а вступают в социальные отношения, ведут себя как обладатели социальных статусов, определенных обществом.
Содержанием их беседы выступают социальные символы и значения: предназначение города, правила перехода проезжей части, приоритеты человека и автомобиля и т.п. (Выделенные курсивом понятия составляют атрибуты социального
взаимодействия.) Социальное взаимодействие, как и социальное действие, встречается повсюду.
Итак, социальное взаимодействие складывается из отдельных актов, называемых социальными действиями, и включает статусы (круг прав и обязанностей), роли, социальные отношения, символы и значения.
ПОВЕДЕНИЕ— совокупность движений, актов и действий человека, которые могут наблюдать другие люди, а именно те, в чьем присутствии они совершаются. Поведение может быть индивидуальным и коллективным (массовым).
Поясняющий пример
12 сентября 1994 г. в Кировской области у хлебных магазинов выстроились огромные очереди: люди кинулись закупать хлебобулочные изделия и муку впрок. Причина: акционерное общество, отвечающее за поставки хлеба в область, своевременно не заключило контракт на следующий год, мотивируя это тем, что из областного бюджета не выделены деньги. С критикой недостатков в работе АО выступила местная пресса, проинформировав население о предстоящем дефиците. Реакция людей, наученных горьким опытом времен всеобщего дефицита, не замедлила сказаться.
В приведенном примере речь идет о поведении больших масс людей, которое можно назвать социальным поведением как реакцией на ожидаемые трудности в снабжении продуктами, удовлетворяющими важнейшую жизненную потребность. Отсюда следует, что основными элементами социального поведения выступают: потребности, мотивация, ожидания.
Сравнивая деятельность и поведение, нетрудно заметить разницу. Деятельность включает осознанные цели и планируемые действия. Она совершается ради какого-либо вознаграждения, выполняющего функцию внешнего стимула, например заработка, гонорара, повышения в должности.
Поведение не содержит цель как главный, определяющий элемент. Чаще всего оно не преследует никакой цели. Но в поведении есть намерения и ожидания, есть потребность и мотивы. В отличие от стимулов, мотивы относятся не к внешним, а к внутренним побудителям.
Единицей поведения является поступок.Хотя его считают осознанным, он не имеет цели или намерения. Поступок честного человека естествен и потому произволен. Просто иначе он поступить не мог. При этом человек не ставит цель продемонстрировать другим качества честного человека. В этом смысле у поступка нет цели. Поступок, как правило, ориентирован сразу на две цели — на соответствие своим нравственным принципам и на положительную реакцию других людей, оценивающих поступок извне. Спасти утопающего, рискуя жизнью, это поступок, ориентированный на обе цели. Пойти против общего мнения, отстаивая собственную точку зрения, это поступок, ориентированный только на первую цель.
В коллективе или в малой группе, состоящей из людей знакомых и постоянно взаимодействующих, поведение существенно отличается от того поведения в толпе, где все незнакомы. Отличие базируется на соблюдении правил: веди себя с другими так, как хотел бы, чтобы они себя вели с тобой. Прохожему можно нагрубить, его больше не встретишь, а товарищу по работе — нет. Среди знакомых люди стараются выглядеть так, как они хотели бы выглядеть или такими, какими хотели бы, чтобы другие их видели. Большинство хотят, чтобы их считали великодушными, интеллигентными, предупредительными, учтивыми и требуют того же от других. Они понимают, что если сами такими не будут, то и с других не смогут потребовать того же.
Действия, поступки, движения и акты — строительные кирпичики поведения и деятельности. Деятельность и поведение— две стороны одного явления — человеческой активности.
Поступок возможен только при наличии свободы действий. Если родители обязывают вас рассказать им всю правду, пусть и неприятную для вас, то это еще не поступок. Поступок — лишь те действия, которые вы совершаете добровольно.
Свобода выбора необходима человеку на каждом шагу. Даже для того, чтобы сходить в магазин или выпить чашку чая. Еще больше она необходима в высших сферах человеческой деятельности, прежде всего в творчестве. Ученый, художник, актер не создадут стоящего произведения, если их принуждать, указывать, мешать. Когда мы рассматривали всемирную историю как продвижение человечества от доиндустриального к индустриальному и постиндустриальному обществу, то говорили о возросшем значении в современную эпоху научных знаний, информации, интеллектуального труда, а также досуга и творчества. Когда ученые именуют постиндустриальное общество обществом досуга, то подчеркивают важную деталь: степень свободы действий сегодня должна быть неизмеримо большей, чем прежде.
Если внимательно проанализировать статистику, то обнаружится: в современном обществе увеличился объем интеллектуальных нагрузок и продолжительность жизни людей. Случайной ли является связь двух явлений? Об этом повествует помещенный ниже фрагмент.