Избирательный кодекс Российской Федерации 7 страница
18. В период избирательной кампании работодатель обязан предоставлять члену избирательной комиссии с правом совещательного голоса по его требованию возможность отсутствовать на рабочем месте для присутствия на заседаниях избирательной комиссии или для другой деятельности, связанной с работой избирательной комиссии.
19. В период избирательной кампании член избирательной комиссии с правом совещательного голоса не может быть уволен или переведен на нижеоплачиваемую работу.
Статья 5.23. Права членов избирательных комиссий
1. Члены избирательной комиссии обладают правами, установленными настоящим Кодексом, в том числе:
1) участвовать в любых действиях, производимых избирательной комиссией и ее членами в связи с организацией и проведением выборов;
2) заблаговременно извещаться о заседаниях избирательной комиссии, в которую они назначены, а также заблаговременно знакомиться с повесткой дня и проектами решений комиссии по вопросам повестки дня;
3) вносить предложения в повестку дня заседаний, проекты решений, выступать на заседании избирательной комиссии, требовать проведения голосования по внесенным предложениям и пунктам повестки дня;
4) выступать на заседании избирательной комиссии по всем осуждаемым вопросам, задавать вопросы участникам заседания;
5) знакомиться со всеми документами и материалами соответствующей и нижестоящих избирательных комиссий, включая находящиеся на машиночитаемых носителях;
6) получать копии документов и материалов своей и нижестоящих избирательных комиссий, включая копии на машиночитаемых носителях (за исключением бюллетеней, списков избирателей, подписных листов, иных документов и материалов, содержащих конфиденциальную информацию, отнесенную к таковой в порядке, установленном федеральным законом), а также выписки (частичные копии) из указанных документов и материалов, не содержащие конфиденциальной информации; требовать заверения указанных копий и выписок;
7) участвовать в работе любых рабочих групп, создаваемых соответствующей избирательной комиссией;
8) обжаловать действия (бездействие) избирательной комиссии в соответствующую вышестоящую избирательную комиссию или в суд;
9) составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации.
2. Документы и материалы избирательной комиссии, их заверенные копии предоставляются члену избирательной комиссии по его устному или письменному требованию не позднее чем через сутки, а в день голосования, предшествующий и последующий ему день – не позднее чем через два часа после предъявления требования. Исключение могут составлять случаи, когда объем затребованных бумажных копий превышает двадцать страниц.
3. Отказ в ознакомлении с документами, выдаче копий документов оформляется письменно за подписью председателя комиссии, либо лица его замещающего, и выдается члену комиссии не позднее чем через одни сутки после поступления требования на ознакомление или получение копий документов.
4. Ответственность за несоблюдение прав члена избирательной комиссии, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи несет председатель соответствующей комиссии в порядке, предусмотренном Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации.
5. Член избирательной комиссии реализует свои права как в качестве члена коллегиального органа на заседаниях комиссии, так и персонально.
Статья 5.24. Организация деятельности избирательных комиссий
1. Настоящая статья определяет порядок подготовки и проведения заседаний избирательных комиссий, а также порядок принятия избирательными комиссиями решений.
2. Организация деятельности комиссий в период дня голосования, при определении итогов голосования и результата выборов дополнительно регламентируется главой 14 настоящего Кодекса.
3. Избирательная комиссия правомочна приступить к работе, если ее состав сформирован не менее чем на две трети от установленной законом численности комиссии.
4. Первое заседание нового состава избирательной комиссии созывается органом, сформировавшим данный состав.
5. Первое заседание нового состава избирательной комиссии, действующей на постоянной основе, должно быть созвано не ранее чем через пять и не позднее чем через пятнадцать дней после вынесения решения о назначении ее членов с правом решающего голоса (при этом должно быть назначено не менее двух третей установленного состава комиссии).
6. Со дня первого заседания избирательной комиссии нового состава полномочия избирательной комиссии предыдущего состава прекращаются.
7. Первое заседание избирательной комиссии, действующей на непостоянной основе, должно быть созвано не позднее, чем на пятый день после вынесения решения о формировании комиссии.
8. Срок полномочий избирательной комиссии исчисляется со дня ее первого заседания.
9. На первом заседании избирательной комиссии председательствует старейший член избирательной комиссии с правом решающего голоса. Первое заседание избирательной комиссии начинается с представления решения о формировании комиссии, оглашения документов, поданных при выдвижении (назначении) членов комиссии в качестве членов этой комиссии.
Председательствующий на первом заседании обязан ознакомить членов комиссии с документацией комиссии и нормативными актами, регулирующими работу комиссии.
10. На первом заседании нового состава избирательной комиссии, действующей на постоянной основе, избирается исполняющий обязанности председателя комиссии. Выборы председателя нового состава комиссии, действующей на постоянной основе, производятся не ранее чем на пятом заседании комиссии и не ранее, чем через один месяц после первого заседания.
На первом заседании избирательной комиссии избираются заместитель председателя комиссии и секретарь комиссии, а в комиссии, действующей не на постоянной основе – председатель комиссии.
11. Выборы председателя избирательной комиссии, заместителя председателя комиссии, секретаря комиссии осуществляются тайным голосованием, которое организует член избирательной комиссии с правом решающего голоса, избранный комиссией (счетчик). Счетчик не может баллотироваться на должности, выборы по которым он организует.
Избранным считается претендент, набравший наибольшее число голосов. В случае одинакового числа голосов у претендентов, набравших наибольшее число голосов, между ними проводится перебаллотировка. Если при перебаллотировке претенденты набрали одинаковое число голосов, победитель определяется жребием.
12. Перевыборы должностного лица избирательной комиссии могут быть назначены по требованию не менее одной трети от установленного при формировании данной комиссии числа членов.
13. Заседания избирательной комиссии созываются по инициативе председателя комиссии, исполняющего обязанности председателя или группы членов с правом решающего голоса в количестве не менее одной трети от установленного при формировании данной комиссии числа членов.
Инициатор заседания обязан оповестить всех членов избирательной комиссии, как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса не позднее, чем за двое суток до начала заседания.
В случае если промежуток времени между предыдущим и следующим заседанием избирательной комиссии составляет менее двух суток, инициатор заседания обязан оповестить о следующем заседании всех присутствующих на предыдущем заседании членов комиссии, о чем делается запись в протоколе заседания, а отсутствующих членов комиссии – немедленно после предыдущего заседания. Перерыв между заседаниями комиссии не может быть менее трех часов.
В день голосования, предшествующий и последующий ему дни допускается оповещение членов избирательной комиссии о заседании не позднее, чем за три часа до начала заседания.
14. При оповещении членов избирательной комиссии о заседании комиссии им также сообщается предварительная повестка дня заседания комиссии. Член избирательной комиссии имеет право ознакомиться с проектами повестки дня и решений комиссии по вопросам, включенным в проект повестки дня, изготовленными в печатном виде с пометкой «Проект», а также получить их копии.
15. Член избирательной комиссии имеет право предлагать инициатору заседания в повестку дня заседания любые вопросы, непосредственно связанные с выборами, референдумом. Если такое предложение поступило до наступления крайнего срока оповещения, указанного в части 13 настоящей статьи, то инициатор заседания обязан включить его в проект повестки дня заседания.
16. Член избирательной комиссии имеет право предлагать в письменном виде проекты решений по вопросам повестки дня заседания.
17. Заседание комиссии правомочно, если на нем присутствует более половины членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.
18. На заседании избирательной комиссии председательствует председатель комиссии или исполняющий его обязанности. В случае отсутствия председателя, исполняющего обязанности председателя на заседании комиссии председательствует заместитель председателя комиссии или любой другой член комиссии с правом решающего голоса, которому комиссия поручит председательствовать на заседании.
Председательствующий открывает заседание, объявляет проект повестки дня, проводит его обсуждение и ставит его на голосование. Председательствующий ведет заседания, предоставляя слово его участникам.
19. На заседании избирательной комиссии ведется протокол заседания. В протоколе заседания указываются место проведения заседания, время начала и конца заседания, фамилии и инициалы участников заседания, вопросы повестки дня заседания, краткое содержание выступлений по каждому вопросу с указанием фамилии выступающего, вопросы, поставленные на голосование, и результаты голосования. Фамилии и инициалы присутствующих на заседании членов комиссии с правом решающего голоса указываются отдельно, а в случае, если такой член комиссии не присутствовал на части заседания, указывается период времени его присутствия.
В протокол заседания обязательно вносятся высказывания членов комиссии, предваренные словами «Прошу занести в протокол заседания».
Протокол заседания комиссии должен быть оформлен в окончательном виде не позднее, чем через двое суток после окончания заседания, подписан председателем и секретарем комиссии. Член комиссии имеет право приложить к протоколу замечания за своей подписью.
Протоколы заседаний комиссии являются документами комиссии, а их бумажные или электронные копии, вместе с приложенными к ним замечаниями, решениями и особыми мнениями членов комиссии передаются через двое суток после заседания в избирательную комиссию соответствующего субъекта Федерации.
20. Избирательная комиссия принимает решения на заседаниях комиссии путем голосования членов комиссии с правом решающего голоса. Решения избирательной комиссии могут быть номерными (оформленными как отдельный документ с уникальным номером) и протокольными (оформленными как часть протокола заседания комиссии). Номерные решения являются неотъемлемой частью протокола соответствующего заседания комиссии и принимаются по наиболее важным вопросам организации выборов, референдума.
21. Член избирательной комиссии имеет право в течение двух суток после принятия решения приложить к нему особое мнение, которое является неотъемлемой частью решения.
22. Голосование на заседании избирательной комиссии может быть открытым и тайным. Тайное голосование проводится по вопросам об освобождении от должности председателя, заместителя председателя, секретаря комиссии. Тайное голосование может проводиться по требованию не менее двух членов комиссии по другим персональным вопросам.
Открытое голосование может быть простым и поименным. Поименное голосование должно проводиться по требованию не менее двух членов комиссии.
Итоги всех голосований заносятся в протокол заседания комиссии. При поименном голосовании в протокол заносятся фамилии голосовавших «за», «против» и воздержавшихся.
23. Решения избирательной комиссии об избрании, об освобождении от должности председателя, заместителя председателя, секретаря комиссии, о финансовом обеспечении подготовки и проведения выборов, референдума, о регистрации кандидатов, списков кандидатов и об обращении в суд с заявлением об отмене их регистрации, об итогах голосования или о результатах выборов, референдума, о признании выборов, референдума несостоявшимися или недействительными, о проведении повторного голосования или повторных выборов, об отмене решения комиссии являются номерными и принимаются большинством голосов от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса.
24. Для предварительного рассмотрения вопросов избирательная комиссия своим решением может создавать из членов комиссии рабочие группы. В состав рабочих групп включаются все члены комиссии, высказавшие желание работать в рабочей группе. При создании рабочей группы комиссия назначает ее руководителя, который организует работу рабочей группы и отчитывается перед комиссией о ее работе.
25. Рабочие группы не могут принимать решений от имени избирательной комиссии.
26. К деятельности рабочей группы решением избирательной комиссии могут быть привлечены сотрудники аппарата комиссии и специалисты.
Статья 5.25. Контрольно-ревизионные службы при избирательных комиссиях
1. Для осуществления контроля за целевым расходованием денежных средств, выделенных комиссиям на подготовку и проведение выборов, референдума, а также за источниками поступления, правильным учетом и использованием денежных средств избирательных фондов, фондов референдума, для проверки финансовых отчетов кандидатов, избирательных объединений, инициативной группы по проведению референдума, для организации проверок достоверности представленных кандидатами в соответствии с частями 1 и 2 статьи 10.9 настоящего Кодекса сведений об имуществе, о доходах и об их источниках, контроля за возвратом бюджетных средств, выделенных соответствующими избирательными комиссиями в избирательные фонды зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, создаются контрольно-ревизионные службы.
2. Контрольно-ревизионные службы создаются при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и избирательных комиссиях субъектов Российской Федерации – с привлечением руководителей и специалистов из государственных и иных органов и учреждений, включая Центральный банк Российской Федерации, Сберегательный банк Российской Федерации, главные управления (национальные банки) Центрального банка Российской Федерации в субъектах Российской Федерации. Указанные органы и учреждения по запросу соответствующей избирательной комиссии не позднее чем через один месяц со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, официального опубликования решения о назначении референдума обязаны откомандировать специалистов в распоряжение комиссий. При этом в распоряжение Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации специалисты откомандировываются на срок не менее пяти месяцев.
3. На срок работы в контрольно-ревизионных службах специалисты, указанные в части 2 настоящей статьи, освобождаются от основной работы, за ними сохраняются место работы, установленные должностные оклады и иные выплаты по основному месту работы, им также может выплачиваться вознаграждение за счет средств, выделенных на подготовку и проведение выборов и референдумов.
4. Положение о контрольно-ревизионной службе утверждается соответствующей избирательной комиссией. Организационное, правовое и материально-техническое обеспечение деятельности контрольно-ревизионной службы осуществляется соответствующей избирательной комиссией.
5. Контрольно-ревизионная служба по поручению соответствующей избирательной комиссии:
1) проверяет финансовые отчеты кандидатов, избирательных объединений, создавших избирательные фонды, нижестоящих избирательных комиссий;
2) организует проверку достоверности сведений о доходах и об имуществе кандидатов, источниках этих доходов, о денежных вкладах и ценных бумагах кандидатов, в том числе об акциях, и об ином участии кандидатов в капитале коммерческих организаций, об имуществе кандидатов, находящемся за пределами территории Российской Федерации, в том числе переданном в доверительное управление;
3) контролирует соблюдение установленного порядка финансирования кандидатами, избирательными объединениями проведения предвыборной агитации, осуществления иных мероприятий, непосредственно связанных с выборами;
4) запрашивает и получает от кандидатов, избирательных объединений, а также от избирательных комиссий информацию по всем вопросам, входящим в ее компетенцию;
5) обращается в федеральные органы исполнительной власти, иные государственные органы, организации независимо от формы собственности, а также к гражданам по вопросам, входящим в компетенцию контрольно-ревизионной службы, запрашивает необходимые сведения и материалы, связанные с финансовым обеспечением выборов. Ответы на обращения контрольно-ревизионной службы и запрашиваемые ею материалы представляются в десятидневный срок, а за пять и менее дней до дня голосования и в день голосования – немедленно;
6) составляет документы о нарушениях, допущенных при финансировании выборов;
7) ставит перед соответствующей избирательной комиссией вопрос о применении мер ответственности к кандидатам, избирательным объединениям, а также к гражданам и юридическим лицам за нарушения, допущенные ими при финансировании соответствующих избирательных кампаний;
8) привлекает экспертов к проведению проверок, подготовке заключений и экспертных оценок.
6. При осуществлении своих полномочий контрольно-ревизионная служба может использовать ГАС «Выборы».
Статья 5.26. Гласность в деятельности избирательных комиссий
1. На любом заседании избирательной комиссии вправе присутствовать, помимо членов данной избирательной комиссии:
1) кандидат, зарегистрированный данной или вышестоящей комиссией, или его доверенное лицо;
2) уполномоченный представитель или доверенное лицо избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован данной либо вышестоящей комиссией, или кандидат из указанного списка;
3) уполномоченные представители избирательных объединений и кандидатов по финансовым вопросам;
4) представители общественного объединения, зарегистрированного в качестве организации–наблюдателя на соответствующей территории в соответствии с частью 2 статьи 4.4 настоящего Кодекса;
5) члены вышестоящих избирательных комиссий;
6) представители средств массовой информации.
Избирательные комиссии обязаны обеспечить возможность присутствия указанных лиц на заседании комиссии.
2. На заседаниях избирательной комиссии разрешается производить аудиозапись. Представители средств массовой информации имеют право производить видеозапись заседаний комиссии.
3. Протоколы заседаний избирательных комиссий, кроме Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и участковых комиссий, с приложенными к ним замечаниями, решениями и особыми мнениями членов комиссий публикуются на официальном сайте избирательной комиссии соответствующего субъекта Федерации в течение трех суток с момента окончания заседания комиссии.
4. Протоколы заседаний Центральной избирательной комиссии Российской с приложенными к ним замечаниями, решениями, и особыми мнениями членов комиссии публикуются на официальном сайте Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в течение трех суток с момента окончания заседания комиссии, а также в официальном печатном органе Центральной избирательной комиссии.
Статья 5.27. Общественный контроль за деятельностью избирательных комиссий
1. При проведении голосования (в том числе досрочного), подсчете голосов, подведении итогов голосования в помещении для голосования и подсчета голосов, в помещении для подведения итогов голосования вправе присутствовать, помимо членов избирательной комиссии, лица, указанные в части 1 статьи 5.26 настоящего Кодекса, а также следующие лица:
1) наблюдатели от кандидатов, избирательных объединений, выдвинувших список кандидатов;
2) наблюдатели от общественных объединений;
3) международные наблюдатели.
2. Избирательные комиссии обязаны обеспечить возможность присутствия лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, в помещениях для голосования и подсчета голосов, в помещениях для подведения итогов голосования в любое время с начала голосования до закрытия помещения. При необходимости комиссия может ограничить до одного человека единовременное присутствие наблюдателей, направленных одним субъектом в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
3. Допуск лиц, имеющих право присутствовать в помещениях для голосования и подсчета голосов, в помещениях подведения итогов голосования, осуществляется по предъявлению следующих документов:
1) для члена избирательной комиссии с правом решающего голоса – соответствующих удостоверений, выданных комиссией;
2) для члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса – соответствующих удостоверений, выданных комиссией, либо заверенного в соответствии с частью 12 статьи 5.22 уведомления о назначении членом избирательной комиссии с правом совещательного голоса, либо уведомления о назначении членом избирательной комиссии с правом совещательного голоса и паспорта гражданина Российской Федерации;
3) для лица, указанного в части 1 статьи 5.26, удостоверения, выданного соответствующей избирательной комиссией и подтверждающего соответствующий статус, и паспорта гражданина Российской Федерации;
4) для наблюдателя от общественного объединения – по предъявлению копии аккредитационного удостоверения, направления от соответствующей аккредитованной организации, паспорта гражданина Российской Федерации;
5) для наблюдателя от кандидата, избирательного объединения – по предъявлению направления от кандидата, избирательного объединения соответственно, оформленного в соответствии с частью 4 настоящей статьи и паспорта гражданина Российской Федерации;
6) для международного наблюдателя – по удостоверению, выданному Центральной избирательной комиссией Российской Федерации или избирательной комиссией субъекта Федерации.
4. Направление наблюдателя от кандидата, избирательного объединения, зарегистрировавшего список кандидатов, оформляется письменно в двух экземплярах и должно содержать:
1) номер избирательного участка или наименование избирательной комиссии, куда наблюдатель направляется;
2) фамилию, имя и отчество наблюдателя;
3) паспортные данные наблюдателя (серию и номер, дату выдачи, наименование или код органа, выдавшего паспорт);
4) телефон или другие данные о наблюдателе, с помощью которых с ним можно поддерживать оперативную связь.
Направление должно быть подписано кандидатом или его доверенным лицом, а в случае направления от избирательного объединения – подписано уполномоченным представителем избирательного объединения и заверено печатью объединения.
5. Не могут быть направлены наблюдателями:
1) члены избирательных комиссий, организующих и проводящих те же выборы;
2) лица, замещающие государственные и выборные муниципальные должности, государственные и муниципальные служащие.
В случае если указанные в настоящем пункте ограничения будут обнаружены после того, как наблюдатель приступил к исполнению полномочий, комиссия своим решением аннулирует полномочия данного наблюдателя и удаляет его из помещения для голосования и подсчета голосов, подведения итогов голосования.
6. Лица, указанные в части 1 настоящей статьи, имеют права:
1) перемещаться по помещению для голосования и подсчета голосов, помещению подведения итогов голосования, занимать позицию, обеспечивающую возможность проверки правильности избирательных действий, в том числе выдачи бюллетеней, подсчета данных по спискам избирателей, бюллетеням, протоколам об итогах голосования;
2) в присутствии должностного лица комиссии знакомиться со списком избирателей, реестрами заявлений на голосование вне помещения в моменты, когда они не используются для выдачи бюллетеней избирателям;
3) в присутствии должностного лица комиссии знакомиться с местами хранения бюллетеней, избирательной документации, с помещениями, используемыми комиссией;
4) обращаться к должностным лицам комиссии с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования;
5) получать заверенную копию протокола об итогах голосования той комиссии, в помещении которой они находятся.
Не допускается установление каких-либо иных, кроме установленных настоящим Кодексом, ограничений, касающихся присутствия лиц, имеющих право находиться в помещении для голосования и подсчета голосов, помещении подведения итогов голосования.
Ответственность за нарушение указанных в настоящей части прав несет председатель избирательной комиссии в соответствии с законодательством Российской Федерации.
7. Заверение копий документов осуществляется путем проставления на них записи о верности копии («Копия верна» или эквивалентная запись), подписи должностного лица избирательной комиссии, ее расшифровки, печати избирательной комиссии, а также даты и времени выдачи копии.
8. В помещениях для голосования и подсчета голосов, помещениях подведения итогов голосования разрешена аудиозапись, фото- и видеосъемка, не нарушающая тайну голосования.
9. Лицо, находящееся в помещении для голосования и подсчета голосов, помещении подведения итогов голосования может быть удалено из этого помещения по письменному мотивированному решению соответствующей избирательной комиссии в случае, если оно нарушает требования, установленные настоящим Кодексом. В решении указываются статья настоящего Кодекса и ее часть, которые были нарушены. Копия данного решения немедленно выдается удаляемому лицу по его требованию.
Статья 5.28. Иностранные (международные) наблюдатели
1. Иностранные (международные) наблюдатели получают разрешение на въезд в Российскую Федерацию в порядке, установленном федеральным законом, и при наличии приглашения, указанного в части 3 настоящей статьи, аккредитуются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
2. Деятельность иностранных (международных) наблюдателей регулируется международными договорами Российской Федерации и настоящим Кодексом.
3. Приглашения могут быть направлены Президентом Российской Федерации, палатами Федерального Собрания Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации после официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, референдума. Предложения о направлении приглашений могут быть поданы международными и национальными правительственными и неправительственными организациями, а также частными лицами, имеющими признанный авторитет в области защиты прав человека. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации направляет приглашения избирательным органам иностранных государств, а также международным организациям, специализирующимся по вопросам избирательного законодательства и выборов, защиты прав граждан на участие в выборах и референдумах.
4. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации выдает иностранному (международному) наблюдателю удостоверение установленного образца на основании представленных им документов (заявления об аккредитации в качестве иностранного (международного) наблюдателя, копии приглашения, полученного от любого органа или лица, указанных в части 3 настоящей статьи, а также документа, удостоверяющего личность иностранного (международного) наблюдателя). Удостоверение дает иностранному (международному) наблюдателю право осуществлять свою деятельность в период, указанный в части 5 настоящей статьи.
5. Срок полномочий иностранного (международного) наблюдателя начинается со дня его аккредитации Центральной избирательной комиссией Российской Федерации и заканчивается в день официального опубликования результатов выборов, референдума.
6. Избирательные комиссии, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, должностные лица обязаны оказывать иностранному (международному) наблюдателю необходимое содействие в пределах своей компетенции.
7. Иностранный (международный) наблюдатель осуществляет свою деятельность самостоятельно и независимо. Материально-финансовое обеспечение деятельности иностранного (международного) наблюдателя осуществляется за счет средств стороны, направившей наблюдателя, или за счет его собственных средств.
8. Иностранные (международные) наблюдатели вправе встречаться с кандидатами, представителями политических партий и иных общественных объединений, наблюдателями.
9. Иностранные (международные) наблюдатели вправе публично излагать свое мнение о законодательстве Российской Федерации о выборах, о подготовке и проведении выборов, проводить пресс-конференции и обращаться к представителям средств массовой информации только после окончания времени голосования.
10. Иностранные (международные) наблюдатели не вправе использовать свой статус для осуществления деятельности, не связанной с наблюдением за подготовкой и проведением выборов, референдума.
11. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации вправе отозвать аккредитацию иностранного (международного) наблюдателя в случае нарушения им общепризнанных принципов и норм международного права, настоящего Кодекса, иных федеральных законов.