Типология стран современного мира
Принципы типологии
Сегодня насчитывается около 240 стран. Учесть и понять их разнообразие позволяет типологический подход, т. е. их группировка по каким-либо общим или сходным признакам, показателям, качествам в одну группу. Все типологии могут быть сведены к двум видам количественным и качественным.
Первые, с помощью внешних признаков или цифровых показателей (географических, демографических, экономических и др.), отражают общие для ряда стран свойства. Вторые отражают более сложные, внутренние общие качества (особенности общественного развития и его результаты), часто имеющие причинный характер по отношению к количественным показателям.
Разнообразие свойств страновых систем и подходов к их типологии затрудняет создание универсальной общественно-географической типологии стран.
По размерам территории все страны можно разделить на крупнейшие (более 3 млн. км2 - около половины территории суши; их шесть - Россия, Канада, Китай, США, Бразилия, Австралия), крупные (от 1 до 3 млн. км2; их 24, в том числе 12 в Африке), средние (от 0,2 до 1 млн. км2; их 55, в том числе 22 в Африке, 15 в Азии, 11 в Европе), малые страны (менее 0,2 млн. км2; их 144).
Группировка стран по численности населения свидетельствует о резком преобладании в мире и в регионах малых государств (их около 150 с населением менее 10 млн. человек в каждой). Доминирующее положение в мире (около 60% населения) занимает группа из 10 крупнейших стран (более 100 млн. жителей в каждой, в том числе 6 в Азии). Крупных стран (от 50 до 100 млн. жителей) всего 15, из них 7 - в Азии.
К типологическим различиям, существенно влияющим на качественные характеристики стран, следует отнести особенности географического положения. Они позволяют судить о транспортно-географических возможностях участия в мировой системе хозяйства как важной предпосылке социально-экономического развития, а также о характере геополитического положения стран. По этому показателю выделяют государства приморские (Россия, США и др.), островные (Япония, Великобритания, Индонезия и др.) и не имеющие выхода к морю (их 36 - Афганистан, Нигер, Парагвай, Киргизия и др.). Два первых типа положения способствуют прогрессу, третий обычно тормозит его.
В условиях усиления в мировом хозяйстве интеграционных процессов важное значение приобретает фактор положения (соседского, ближне- или внешнепериферийного) по отношению к экономически высокоразвитым странам.
Произведенный за год объем валового внутреннего продукта (ВВП) страны позволяет судить о масштабах экономики и месте в мировом ВП.
По этому показателю необходимо прежде всего выделить группу из 8 крупнейших стран с объемом ВВП свыше 1 трлн. долл.: США - 6,8, Китай - 3,37, Япония - 2,65, Германия - 1,58, Индия - 1,35, Франция - 1,15, Великобритания и Италия - 1,1. На их долю приходится около 60% мирового валового продукта. 7 стран с крупным ВВП (от 0,5 до 1 трлн. долл.), включающей Бразилию (0,94), Индонезию (0,73), Мексику, Канаду (по 0,61), Россию (0,585), Республику Корею (0,579) и Испанию (0,549). К средним по масштабам экономики можно отнести 30 стран с ежегодным объемом ВВП от 0,1 до 0,5 трлн. долл. (Нидерланды, Польша, Украина, Турция, Аргентина, ЮАР, Египет и др.), а к малым, составляющим абсолютное большинство стран (более 180) - с ВВП менее 100 млрд. долл. (Узбекистан, Белоруссия, Венгрия, Израиль, Перу и др.), заметно преобладающих в Африке, Латинской Америке, Океании.
Группировка по исторически сложившимся различиям в характере общества(общественного строя).
Первый тип стран (или «первый мир») получил в отечественной науке название «развитые капиталистические страны». Эта группа государств (более 30) исторически формировалась на основе классического капиталистического общества (частная собственность, рыночная экономика, социальные контрасты, многопартийная парламентская система.
Эти страны традиционно занимали и продолжают сохранять авангардные позиции в мировой экономике и политике, выделяясь наиболее высоким уровнем социально-экономического развития и жизни населения. Ядро группы составляют «традиционные» капиталистические страны - США, западноевропейские, Япония и тесно связанные с ними (исторически и экономически) страны «переселенческого капитализма» (Канада, Австралия, Новая Зеландия, ЮАР, Израиль). На долю этих стран в середине 1990-х годов приходилось 24% территории, менее 15% населения и более 65% мирового валового продукта.
Однако в последние десятилетия активные интеграционные процессы способствовали расширению числа представителей данного типа за счет так называемых стран «периферийного капитализма» - южно-европейских (Испания, Португалия, Греция, Мальта, Турция) и Ирландии, восточно-азиатских (Республика Корея, Тайвань, Сингапур) и ряда латино-карибских (Мексика).
Второй по времени появления стран («второй мир») составляют социалистические страны, демонстрирующие принципиально новый тип общества, базирующийся на различных видах общественной собственности, централизованной экономике нерыночного типа, отличающийся также минимальными социальными различиями и фактически однопартийной общественно-политической системой, опирающейся на коммунистическую идеологию. Во второй половине 1980-х годов эта группа из 17 государств с ключевой ролью СССР представляла собой мировую социалистическую систему.
В настоящее время она представлена пятью государствами (КНР, Вьетнам, КНДР, Лаос, Куба). На их долю приходится около 8% суши, 25% населения и около 9% мирового валового продукта. Китай и Вьетнам образуют группу стран «реформируемого социализма», сочетающих традиционную социалистическую политическую надстройку и централизованную государственную экономику с расширяющимся рыночным сектором, стимулирующим активную интеграцию в мировое хозяйство. Это обеспечило им в 1990-е годы самые высокие темпы социально-экономического развития в мире, а среднегодовой рост ВВП в Китае за последние 20 лет составил 10%, что позволило стране переместиться на второе место в мире по объему ВВП. Опыт этих стран заимствует Лаос, КНДР и Куба могут быть отнесены к странам «классического социализма» т. е. сохраняющим черты социалистического общества.
Третий тип стран («третий мир») заявил о себе после Второй мировой войны, в процессе национально-освободительной борьбы и распада колониальной системы и с начала 1960-х годов называется «развивающимися странами». Это более 160 молодых государств и несамоуправляющихся территорий, на которые приходится более 50% территории, 52% населения и 20% мирового валового продукта. Кроме общей в прошлом для подавляющего большинства колониальной судьбы они отличаются от остальных сходством черт общественного строя.
В «третьем мире» представлены первобытно-общинные, феодальные, капиталистические и социалистические общественные отношения. В обобщенном виде своеобразие общественного строя развивающихся стран можно свести к трем вариантам:
1) страны капиталистического пути развития (латиноамериканские, большинство азиатских, отдельные африканские) с доминированием и наращиванием капиталистических укладов на основе национального и активно привлекаемого иностранного капитала и опыта. Выделяются наиболее высоким уровнем экономического развития и интеграции с развитыми капиталистическими странами. Роль докапиталистических структур минимальна;
2) страны дуального (двойственного) типа (подавляющее большинство стран в Африке, Океании, отдельные азиатские и латиноамериканские). Отличаются преобладающей ролью докапиталистических укладов в экономике (натуральные, полунатуральные, мелкотоварные хозяйства) и в социально-политической жизни общества, сочетающихся с тенденциями замедленной капитализации и интеграции в мировые процессы, социально-экономическим отставанием от первой группы, обострением межнациональных отношений;
3) страны социалистической ориентации (некапиталистического пути развития). Сложились в 1950-е-1980-е годы как специфическая, значительная, но нестабильная по своему составу группа, имеющая общей целью постепенную социализацию общества путем заимствования опыта соцстран, развитых капиталистических, и его соединения, с религиозными («исламский социализм»), региональными («африканский социализм») и национальными («арабский социализм») традициями. Однако с распадом социалистической системы возможности развития таких стран резко сократились, в большинстве из них произошла радикальная смена курса, что обусловило в 1990-е годы быстрое сокращение этой группы. В настоящее время к ее представителям можно отнести Ливию, Ирак, Сирию, Танзанию, Анголу, Гайану и некоторые другие.
Самым молодым в рассматриваемой типологии является четвертый тип стран («четвертый мир») - постсоциалистические, включающий 28 государств, возникших в начале 1990-х годов на территории бывших социалистических СССР (15), Восточной Европы (12) и Монголии. В середине 1990-х годов они охватывали 18% территории мира, в них проживало 7,5% населения и производилось около 5% мирового валового продукта. Главная особенность этих стран - переходный характер общества вследствие радикального реформирования посредством заимствования моделей развития у «посткапиталистических» стран Запада, сочетание в новом общественном строе разных социалистических и капиталистических качеств.
Внутри рассматриваемого типа можно выделить две группы стран –
«авангардную» (Чехия, Польша, Венгрия, Словения)
«замедленного реформирования» (Россия, Украина и др.). Первая отличается максимальной «вестернизированностью»: сложившаяся рыночная экономика, активная роль иностранного капитала, устойчивость социально-политической системы. Близость к западным социально-экономическим и политическим стандартам способствует активной интеграции этих стран в европейские и другие международные организации (например, НАТО, ЕС). Для второй группы стран характерна замедленность преобразований, сопровождающаяся острыми конфликтами.
Различия между странами в политической организации общества и освоенного им геопространства отражают государственно-политические типологии стран. В частности, по особенностям международного статуса все страны мира могут быть разделены на три типа:
1) суверенные государства;
2) несамоуправляющиеся территории,
3) «проблемные» территории.
Типология по различиям государственного строя, имеет три показателя.
1. Форма государственного правления показывает устройство высшей государственной власти, т. е. характер взаимоотношений между ее законодательной, исполнительной и судебной ветвями.
Наиболее распространенной и исторически численно растущей является республиканская форма, при которой все высшие органы власти формируются на выборной либо представительской основе, законодательная власть обычно принадлежит парламенту, а исполнительная - правительству.
Старейшими республиками являются Сан-Марино и Швейцария (с XIII в.). Национально-освободительные процессы, буржуазные и социалистические революции, войны XX в., распад социалистических стран способствовали их стремительному росту (в 1991 г. - 127, в 1998 г. - 150).
В президентских республиках, количественно преобладающих (прежде всего, за счет развивающихся стран), основные властные полномочия сосредоточены в руках президента (он - глава государства, правительства, верховный главнокомандующий). Различными вариантами таких республик являются США, Франция, Бразилия, Аргентина, Индонезия, Чехия, большинство стран-членов СНГ: Россия, Белоруссия, Казахстан, Узбекистан, Туркмения, Азербайджан и др.
В парламентских республиках основные властные полномочия принадлежат парламентам, формирующим правительства, а функции президента ограничены (Германия, Австрия, Швейцария, Италия, Греция, Израиль, Турция, Индия и др.).
В идеократических республиках осуществление властных полномочий президентами, парламентами, судами и в целом функционирование политической системы страны опираются на определенную политическую или религиозную идеологию, а выражающие их партия или лидер играют ключевую роль в государственном управлении. Таковы социалистические и исламские (Иран, Пакистан, Афганистан, Судан и др.) республики.
При монархической форме государственного правления, наиболее распространенной еще в начале XX в., верховная государственная власть принадлежит одному лицу (монарху - императору, королю, султану, князю, эмиру и т. п.) и обычно передается по наследству.
Исторически древнейшей разновидностью этой формы являются абсолютные монархии с неограниченной властью правителя. Процессы капитализации общества и буржуазно-демократических революций привели к появлению новой формы монархической власти - конституционных (парламентских) монархий, где полномочия монарха ограничены конституцией, а властные функции сосредоточены в руках парламентов (законодательные) и формируемых ими правительств (исполнительные). Распад британской колониальной системы привел к появлению такой специфической формы конституционной монархии, как «государство в составе Содружества Наций». Её имеют 16 стран-членов этой международной организации, которые признают главой своих государств британскую королеву. Сочетание в монархической власти религиозных и светских функций привело к появлению теократических монархий, где монарх одновременно является религиозным главой.
В настоящее время существуют более 40 монархий, среди которых подавляющее большинство - конституционные, представленные, прежде всего, в Европе (12, особенно в бассейне Северного моря, в том числе Великобритания), Азии (9), Африке (3), Америке (9), Австралии и Океании (5). Абсолютных монархий осталось 6 (5 в Азии и Ватикан в Европе); три из них являются также теократическими - Ватикан, Саудовская Аравия и Бруней. Особенностью монархической власти в федеративных государствах Малайзии и Объединенных Арабских Эмиратах, а также в Ватикане является её выборность.
2. Неотъемлемым свойством государственного строя любой страны является её административно-территориальное устройство (или форма государственного устройства). По этому признаку подавляющее большинство стран мира являются унитарными, управление которыми осуществляется центральной властью во всех административно-территориальных единицах.
Более молодой формой является федерация, или федеративное (союзное) государство. Оно образуется субъектами федерации (штатами, республиками, провинциями и т. п.), разделившими властные полномочия с центральной властью и поэтому обладающими собственными законами (конституциями), представительными и исполнительными органами.
В конце 1990-х годов таких стран было 27, в том числе в Европе - 8, в Азии и Африке - по 5, в Америке - 7, в Австралии и Океании - 2.
Основными причинами создания федераций в разное время были: особенности исторического развития (США, ФРГ, ОАЭ и др.), огромные размеры территории (Канада, Австралия, Бразилия и др.) или ее разобщенность (островные Федеративные штаты Микронезии, республика Коморские Острова), многонациональный состав населения (Индия, Нигерия, ЮАР и др.) или сочетание нескольких причин (СССР, Россия, Югославия). Ряд стран, относящихся к унитарным, имеют признаки федерации (наличие в их составе автономных образований и др.), например Дания, Франция.
Исторически редкая, форма государственного устройства - конфедерация. Она предполагает объединение суверенных государств (при сохранении собственных органов власти, конституции…) для достижения общих целей (военных, политических, экономических, национальных). Для координации усилий образуются совместные законодательные и исполнительные органы (парламенты, президентские советы, комиссии ...).
Конфедерациями были Швейцария (постепенно превратившаяся в федерацию), США (в первое десятилетие своей истории), Объединенная Арабская Республика (объединение Египта и Сирии в 1958-1961 гг.). В настоящее время юридически оформленных конфедераций в мире нет, но их признаками обладают Европейский Союз и Союз Белоруссии и России, имеющие ряд совместных межгосударственных органов. Определенный конфедеративный потенциал несут в себе неурегулированные отношения некоторых «непризнанных» государств и их «материнских» стран (Приднестровье - Молдавия, Абхазия - Грузия, Тайвань - Китай).
3. Еще одним свойством государственного строя и в целом политической системы любой страны является политический режим, или тип правления - средства и методы осуществления властных полномочий.
Демократическими считают режимы государственной власти, которым присущи выборность и разделение властей (законодательной, исполнительной, судебной), правовое государство с равенством всех перед законом, многопартийная политическая система. Такие режимы сложились в развитых капиталистических странах, формируются в большинстве постсоциалистических и в части развивающихся (наиболее развитых, например, в новых индустриальных странах).
Для авторитарных режимов характерна концентрация власти в руках одного лица или органа, принижающая роль других государственных институтов (прежде всего представительских), сведение к минимуму и подавление оппозиции, командные методы руководства, ограничение свобод. Черты авторитаризма обычно характерны для абсолютных монархий, но также для многих президентских республик развивающихся стран (особенно африканских, Ирака и др.) и части постсоциалистических (например, Туркмении, Узбекистана).
Тоталитарный режим, с точки зрения западной политологии, считается крайней формой авторитарного и представляет собой государственно-политическую систему управления, осуществляющую контроль над всеми областями общественной жизни исходя из принципов определенной идеологии. В настоящее время такие режимы характерны для большинства идеократических республик (в социалистических странах для его обозначения обычно используется термин «социалистическая демократия»).
Еще одно важное для более полного понимания общественно-географической картины мира измерение качественных различий между странами демонстрирует подход ООН к их группировке по уровням социально-экономического развития. Такой подход имеет практическое значение, в частности для ряда международных организаций, сотрудничающих со странами на разных условиях в зависимости от их уровня развития. Представление об уровне социально-экономического развития той или иной страны формируется на основе учета следующих характеристик её жизни:
- произведенный за год ВВП в расчете на душу населения;
- доля отраслей обрабатывающей промышленности в ВВП;
- продолжительность жизни и уровень образования населения (доля грамотных). Чем больше названные показатели, тем выше оценивается уровень развития страны и наоборот.
В соответствии с данным подходом все страны мира ООН разделяет на два типа - экономически (промышленно) развитые и развивающиеся (в более узком, социально-экономическом понимании, не совпадающем с ранее обозначенным общественно-историческим). В ряде документов и статистических материалов ООН наряду с этими двумя типами выделяется группа стран с «центрально-планируемой экономикой» (т. е. социалистических), что характеризует не уровень их развития, а экономическую модель общества, на основе которой достигнуты экономические и социальные результаты, соответствующие показателям (особенно удельным) развивающихся стран. Постсоциалистические страны часто называют «странами с переходной экономикой» (от централизованной к рыночной).
Разнообразие тенденций социально-экономического развития в мире приводит к изменениям в составе обозначенных типов, с устойчивой тенденцией расширения первого из них. В настоящее время к экономически развитым странам относятся около 70 государств Европы, Северной Америки, Азии (Центральной, Юго-Западной, Восточной), Африки (1), Австралии и Океании (2).
Они характеризуются наиболее высокими показателями уровня социально-экономического развития, несмотря на значительные различия в ВВП на душу населения (от менее 2 до более 20 тыс. долл. в 1996 г.), производят более 64% мирового валового продукта при 30% населения мира. В 1990-е годы: первоначальное «историческое ядро» развитых капиталистических стран пополнилось постсоциалистическими государствами Восточной Европы и СНГ («переходные экономики»), а также «новыми развитыми», из развивающихся (Турция, Мексика, Южная Корея и др.). Китай - вторая экономическая держава в мире по масштабам ВВП (3,4 трлн. долл. или 12,2% мирового продукта), 21% населения мира, крупный научно-технический и индустриальный потенциал, одно из лидирующих мест в мировой торговле и валютных резервах, наиболее высокие темпы развития. Однако эти показатели сочетаются с низкими душевыми (ВВП на душу населения в 1996 г. составлял 2,8 тыс. долл.) и социальными показателями, позволяющими относить КНР к развивающимся странам.
Во второй тип, точнее всего обозначаемый как экономически развивающиеся страны, с учетом Китая, но за вычетом названных «новых развитых», входят все остальные (более 160) государства и несамоуправляющиеся территории Африки, Азии, Латинской Америки и Океании - это, главным образом, молодые суверенные государства, все социалистические и некоторые постсоциалистические (например, Монголия). В 1996 г. на их долю приходилось около 36% валового продукта и более 70% населения мира (без КНР соответственно 25,6 и около 50%).
В рамках обозначенного типологического сходства можно детализировать типологию, выделив в ней дробные единицы - подтипы и типологические группы.
Предлагаемый ниже вариант группировки стран по комплексу признаков (уровню социально-экономического развития с учетом исторических и географических факторов) опирается на опыт других, ранее разработанных экономических и экономико-географических типологий В. В. Вольского и коллектива экономико-географов МГУ, Б. М. Болотина и В. Л. Шейниса и др.