Основы административно-правового статуса общественных объединений
Право граждан РФ на объединение, включая право создавать проф. союзы для защиты своих интересов, закреплено в ст. 30 К. РФ, уст. также, что свобода деятельности объединений гарантируется. Систему законодательства об общ. объединениях образуют Закон РФ "Об общ. объединениях", законы об отдельных видах общ. объединений. Например, законы "О проф. союзах, их правах и гарантиях деятельности", "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" и т.д.
Все общ. объединения имеют характерные для них черты:
а) образуются физ. и юр. лицами на добровольной основе;
б) в силу своей природы не обладают гос.-властными полномочиями и не признаны субъектами правотворчества. Источником их полномочий юр. характера могут быть только нормативно-правовые акты;
в) действуют от своего имени;
г) не являются коммерческими организациями, преследующими в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли.
Адм. правосубъектность общественных объединений (ОО) включает комплекс принадлежащих им прав и обязанностей, реализуемых во взаимоотношениях с субъектами исполнительной власти и гражданами. Гос-во, закрепляя адм. правосубъектность ОО, тем самым определяет виды адм. правоотношений, в которых они могут выступать в качестве субъектов.
Наиболее важные вопросы, связанные с ОО решены в законе о них.Он определяет содержание права граждан на объединение, основные гос. гарантии этого права, статус ОО, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации.
Исходным в определении статуса ОО является запрет на создание ОО, преследующих незаконные цели, и осущ. деятельности, посягающей на здоровье и нравственность населения, права и законные интересы граждан. Законом определены важнейшие требования к содержанию устава ОО, в силу чего он является важным документом, регламентирующим организацию и деятельность ОО, а также порядок его реорганизации и ликвидации.
Гос-во не руководит деятельностью ОО. Действует принцип взаимного невмешательства: не допускается вмешательство органов гос. власти и их д/л в деятельность ОО, а последних — в деятельность органов гос. власти и их д/л. Вместе с тем законом закреплены определенные полномочия по конкретным вопросам взаимодействия гос-ва и ОО. ОО вправе участвовать в выработке решений органов гос. власти и ОМСУ; проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование; представлять и защищать свои права, своих членов и участников, а также других граждан в органах гос. власти, ОМСУ и ОО; вносить предложения в органы гос. власти и др. Важной гарантией прав ОО является норма закона, согласно которой они вправе осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотренные законами об ОО. ОО не могут самостоятельно заниматься правотворчеством, но в уст. законом случаях и формах участвуют в этом процессе. При этом влияние их может быть весьма существенным. Например, органы гос. власти обязаны привлекать полномочных представителей ОО инвалидов для подготовки и принятия решений, затрагивающих интересы инвалидов. Решения, принятые с нарушением этой нормы, могут быть признаны недействительными в судебном порядке.
Помимо уст. общих правовых основ статуса ОО гос-во влияет на них и иными способами. Органы юстиции осущ. гос. рег. ОО. Правда, ОО вправе не рег., но в таком случае оно не приобретает прав юр. лица. Орган, рег. ОО, контролирует соответствие их деятельности уставным целям. Он может запрашивать у руководящих органов ОО их распорядительные документы; направлять своих представителей для участия в проводимых ОО мероприятиях; в уст. случаях может вынести руководящим органам ОО письменное предупреждение с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения. Финансовые органы контролируют источники доходов ОО, размеры получаемых ими средств и уплату налогов. Надзор и контроль за выполнением ОО существующих норм и стандартов могут осуществлять органы надзора за соблюдением законодательства об охране окружающей среды, противопожарных, санитарно-эпидемиологических правил и иные органы гос. надзора. Важнейшей обязанностью ОО является соблюдение законодательства РФ. Их деятельность может быть приостановлена по решению суда в случае нарушения К. РФ, К., уставов СРФ, законодательства РФ.