Данная работа посвящена судебному процессу над Жанной д’ Арк. Этой теме посвящены труды: В.И. Райцеса «Процесс Жанны д’ Арк и Анатолия Левандовского «Жанна д’ Арк»
В период жестоких испытаний столетней войны положение разобщенной междоусобицей Франции было не из легких. В это крайне опасное для страны время крестьянская девушка Жанна д' Арк сумела возглавить борьбу народа с иноземными захватчиками и добиться решительного перелома в этой изнурительной войне. Жанна стояла во главе армии, стремившейся изгнать англичан, и ее появление во главе народного ополчения перед стенами Орлеана позволило снять осаду города.
После успешного похода французской армии и коронации дофина среди приближенных Карла был составлен заговор против Жанны. Во главе этого заговора стояли Ла Тремуй, ближайший советник короля, и реймский архиепископ Ренью де Шарт. Им удалось настроить Карла против Жанны д’ Арк, но для достижения цели не пришлось прилагать больших усилий, так как Карла уже тогда тяготила Жанна. В результате предательства короля Франции Карла VII и его советников, 23 мая 1430 г. Жанна попала в плен к бургундцам. Спустя несколько дней об этом стало известно в Париже. Университет немедленно откликнулся на это известие и 26 мая адресовал бургундскому герцогу письмо, в котором от имени генерального викария инквизитора Франции просил передать пленницу церковным властям. Она должна была предстать перед судом инквизиции.
Англичане ненавидели Жанну, и они давно нашли способ расправы с Жанной д’Арк, и только ждали подходящего случая. Обыкновенное убийство не соответствовало их планам. Девушка должна была умереть от руки правосудия, как официально осужденная еретичка и колдунья, пытавшаяся с помощью дьявола сокрушить поставленную богом власть. Только казнь по приговору церковного суда могла опорочить все успехи Жанны д’ Арк, а прежде всего коронацию КарлаVII. Парижские церковники приняли такой политический план с готовностью, так как он полностью совпадал с их взглядами.
Из лагеря под Компьеном Жанну перевезли сначала в Нуайон, а оттуда в замок Болье. Там она пробыла до начала августа. Французский король ясно давал понять, что он нисколько не заинтересован в судьбе Жанны. Он не предпринял ни одной попытки, чтобы спасти ее или хотя бы облегчить ее участь. Многие историки оправдывают поведение Карла, объясняя его бездействие тем, что любая попытка спасти Жанну была заведомо обречена на неудачу. Можно выдвинуть предположение о том, что подобная безынициативность французского короля заключалась в нежелании помочь юной девушке, в нежелании изменить ее судьбу. Иначе как мог Карл VII отказаться от самого славного своего «капитана»? Церковь Франции устами своего главы еще до того, как ей зачитали приговор, осудила Жанну.
Итак, Жанну должны были судить как еретичку. Никто не знал, кто будет судить Жанну. Университет считал, что Жанна предстанет перед верховным инквизитором Франции и, что процесс будет проходить в Париже. Однако англичане выбрали епископа города Бове Пьера Кошона. Кошон принял данное предложение с огромной радостью, ведь удачно проведенный процесс позволял ему стать руанским архиепископом, а это как известно , была заветная цель Пьера. К тому же он имел личные причины ненавидеть Жанну д ‘ Арк. Дважды героиня Орлеана и ее армия заставляли бежать епископа. Главную роль на процессе играл, конечно же, Кошон: он возбудил обвинение и руководил следствием. Он же назначил и членов трибунала. Даже на этом этапе, а именно выбора судьи, можно заметить, что суд над Жанной был хорошо спланированным трюком англичан. На этом судейский корпус над Жанной д’ Арк не заканчивается; в него так же входили Жан Леметр, который всеми силами хотел уклониться от участия в столь опасном процессе, но вынужден был присутствовать на заседаниях в качестве номинального судьи, начиная с 13 марта. Жан Эстиве представал на процессе прокурором-фискалом, он являлся близким другом Кошона. Жан дела Фонтен, советник по допросу свидетелей, за сочувствие к подсудимой получил от Пьера Кошона жесткий выговор, представлявший собой практически не завуалированную угрозу. Гильом Коль, прозванный Буагильом – нотариус инквизиции, свидетельствовал затем на процессе реабилитации. Гильом Маншон– нотариус, являлся переводчиком материалов процесса на латинский язык. Позднее также присутствовал на процессе реабилитации, где свидетельствовал против Пьера Кошона, раскрыв среди прочего интриги, которыми сопровождался процесс против Жанны д’ Арк. Жанн Массьё – судебный исполнитель, также свидетельствовал во время реабилитации.
Процесс Жанны д’ Арк проходил от начала и до конца буквально на глазах английского правительства. Таков был замысел англичан: судить героиню Франции на французской земле французским церковным судом и за счет самих же французов.
3 января 1413 года ГенрихVI, король Англии и Франции, особой грамотой передал епископу Бовескому, «чтобы всякий раз, когда это понадобиться названному епископу, люди короля и чиновники, которым поручена ее охрана, будут выдавать ему сию Жанну, чтобы он мог ее допрашивать и судить согласно богу, разуму, божественному праву и святым канонам» *1. После этого момента Жанна д’ Арк теряла статус военнопленной и должна была стать подсудимой церковного трибунала. Её должны были перевезти из светской королевской тюрьмы в тюрьму архиепископскую, поместив в особое женское отделение, которое обслуживали монахини. Но этого не случилось. Пьер Кошон оставляет Жанну в королевской тюрьме, что свидетельствует об еще одном правонарушении. Суд над Жанной д’ Арк был инквизиционным процессом по делу веры, то есть процессом, который церковные власти возбуждали против человека, отклонившегося от ортодоксальной религии. Суд был призван не только физически уничтожить Жанну, но и, воздействуя на религиозные чувства современников, опорочить в их глазах всю ее деятельность.
Трибунал провел шесть пленарных заседаний, и девять раз Кошон и его сподручные допрашивали Жанну. Инквизиторы обвиняли Жанну д’ Арк - Орлеанскую деву во всех смертных грехах. Она слышала «голоса» - значит, это были голоса дьявола. Она пыталась бежать из темницы – значит, признавала свою вину. Она носила мужское платье, не по повелению ли дьявола она это делала? Она утверждала, что является девственницей. Ее подвергли унизительной процедуре освидетельствования, которую совершила лично жена английского наместника леди Бедфорд. На нее кричали, ей угрожали земными и небесными карами, пугали орудиями пыток, требовали признаний. В камере ночью вместе с Жанной постоянно находились трое английских солдат, что заставляло ее не расставаться с мужской одеждой, а это «доказывало», что она колдунья. Наконец, ей подставили священника-провокатора Никола Луазелера, который, выдав себя за ее земляка и друга, вел с ней в застенке «откровенные» беседы и давал советы, как отвечать на вопросы инквизиторов, а в соседней камере, приложив ухо к отверстию, слушали Жанну Кошон и английский военачальник Уорвик.
Эта страшная инквизиционная машина, смонтированная беспощадным Кошоном и его английскими покровителями, казалось, должна была сломить Жанну, заставить ее подчиниться воле мучителей, осудить дело, за которое она боролась, и отречься от него. Но молодая неграмотная лотарингская крестьянка, ослабленная муками жестокого тюремного заключения и вынужденная ежедневно отвечать на ловкие коварные вопросы, придуманные отборными судьями, никогда не теряла ни присутствия духа, ни чудесной ясности ума. Ей расставляли ловушки, которые она угадывала верным инстинктом. На нее дождем сыпались вопросы, которые затруднили бы ученых богословов; с полдюжины ожесточенных спорщиков нападали на нее одновременно и прерывали ее ответы; беспорядок временами достигал таких размеров, что нотариусы, писавшие протокол, заявляли, что они не в состоянии ничего понять.
Жанна д’ Арк парировала провокационные вопросы инквизиторов с искусством, вызывавшим удивление ее мучителей.
Вот некоторые вопросы инквизиторов и ответы Жанны’ Арк:
- Считаешь ли ты, что на тебе почиет божья благодать?
- Если на мне нет благодати, да ниспошлет мне ее бог; если же есть, да не лишит он меня этой благодати!
- Как выглядел архангел Михаил, когда он появился перед тобой?
- Я не видела у него нимба и не знаю, как он был одет.
- Он был голый?
- Что же вы думаете, нашему господу не во что его одеть?
- Были ли у него волосы?
- А почему же, скажите на милость, его остригли бы?
- Почему на коронации в Реймсе несли твое знамя, а не знамена других полководцев?
- Это знамя разделяло тяготы борьбы, оно было вправе разделить и славу!
Инквизиторы пытались обвинить Жанну в колдовстве на том основании, что она разрешала женщинам из народа целовать свои украшения. Она им ответила:
- Да, многие женщины касались моих колец, но я не знаю ни их мыслей, ни намерений.
Инквизиторы пытались уличить свою жертву в богохульстве:
- Разве ты не говорила под стенами Парижа: «Сдавайте город - такова воля Иисуса»?
- Нет! - отрицала Жанна.- Я сказала: «Сдавайте город королю Франции!»
Она отказалась присягнуть, что ответит без оговорок на все вопросы инквизиции:
- Я не знаю, о чем вы будете меня допрашивать; быть может, вы будете допрашивать меня о таких вещах, о которых я не желаю говорить.
Ей задали вопрос:
- Убежит ли она, если к этому представится удобный случай?
Она ответила, что, если бы дверь была открыта, она ушла бы, хотя бы только для того, чтобы убедиться, угодно ли господу, чтобы она бежала.
Жанну спросили, согласна ли она подчиниться папе?
- Отведите меня к нему, и я скажу ему,- последовал весьма умный ответ.
В начале мая 1430 г. инквизиторы, руководимые Кошоном и ле Метром, сформулировали свои обвинения против Жанны д'Арк.
Суд признал, что ее видения ангелов и святых исходили от злых духов и дьявола. Суд признал «безрассудным» утверждение Жанны д'Арк, что она узнавала святых и ангелов по получаемым от них наставлениям и ободрениям и верила в эти явления как в веру Христову.
Утверждение обвиняемой, что она могла при посредстве «голосов» узнавать незнакомых людей, суд счел суеверием и чародейством, тщеславным и пустым хвастовством.
Суд обвинил Жанну д' Арк за ношение мужской одежды и коротких волос в богохульстве, оскорблении таинств, нарушении божеского закона, священного писания и канонических постановлений. Жанна считалась запятнанной преступлением против веры, виновной в простом хвастовстве, она сама осуждала себя, не соглашаясь носить одежды своего пола и следуя обычаям язычников и сарацин. Суд утверждал, что отказ Жанны повиноваться приказаниям церкви идет вразрез с истиной и авторитетом церкви. Суд, прежде чем обнародовать и сообщить Жанне обвинительное заключение, послал его на утверждение 58 богословам, находившимся на занятой англичанами территории, а также руанскому капитулу и Парижскому университету. Все запрошенные эксперты и инстанции одобрили сформулированные «священным» трибуналом обвинения против Орлеанской девы. Правда, университет сделал это с оговоркой: обвинения против Жанны считать правильными, будь они «доказаны». Кошон и его коллеги-инквизиторы не сомневались, что они полностью доказали вину подсудимой.
23 мая 1431 г. Жанну д’ Арк вызвали в трибунал, и Кошон зачитал ей эти документы, уговаривая ее признать себя виновной, раскаяться и отречься от своих преступных заблуждений, иначе она загубит свою душу и погибнет на костре. Жанна, однако, не поддалась уговорам и угрозам и категорически отказалась признать себя виновной в каком-либо прегрешении. Учитывая ее «закоснелость» в ереси, трибунал постановил отлучить ее от церкви и сжечь.
На следующий день, 24 мая, в Руане в присутствии кардинала Бофора и других высокопоставленных церковных властей, а также высших английских чинов состоялась казнь Жанны д’ Арк. Кошон вновь прочел Жанне постановление трибунала и призвал ее к раскаянию и отречению. И тут произошло нечто неожиданное: машина инквизиции, наконец, сработала, и Жанна, уступив бесконечным увещеваниям и угрозам, заявила, что готова отречься, но при условии, что ее переведут в церковную тюрьму, где она, наконец, избавится от присутствия английских солдат, не покидавших ее даже в камере. Кошон, обещав выполнить ее просьбу, зачитал ей формулу отречения, под которой чуть ли не силой принудил ее вывести знак креста - подпись. В этом отречении был пункт, в котором она признавала, что совершила тяжкий грех, нарушив божественный закон, святость писания, канонические права, надевая одежду развратную, неестественную, бесчестную, противоречащую природному приличию и подстригая волосы кругом подобно мужчине, вопреки всякому приличию женского пола.
Вслед за этим Жанной д’ Арк был зачитан новый приговор: она присуждалась к пожизненному тюремному заключению на хлебе и воде. На этом аутодафе закончилось. Однако вместо того, чтобы отвести осужденную в церковную тюрьму, как это ей было обещано, Жанну возвратили англичанам, которые заковали ее в цепи и вернули в темницу.
Если раскаяние Жанны и ее подчинение авторитету церкви инквизиторы могли считать для себя победой и наградой за свои черные дела, то англичане вовсе не были в восторге от такого финала процесса против их смертельного врага - Орлеанской девы. Живая Жанна д' Арк, даже осужденная, раскаявшаяся и находящаяся под стражей солдат, все же представляла для английского претендента на французский трон большую опасность. Меньше чем на ее казнь они не желали согласиться, в недвусмысленной форме заявив об этом Кошону и другим инквизиторам. Дальнейший ход событий показал, что инквизиторы охотно пошли навстречу пожеланиям англичан.
Прошло два дня, и Жанна встретила судей, одетая в старый костюм. Ходит много слухов, почему же Жанна вновь надела мужской костюм, но все это домыслы и ни одна из версий не представляет доверия. В действительности же все было гораздо проще. Никто не отнимал у Жанны женское платье. Она сама по своей воле переоделась в мужской костюм. Это был протест против судей, которые обманули ее, не выполнив ни одного из своих обещаний. Провокация удалась. Инквизиционный трибунал мог теперь преступить к слушанию дела о вторичном впадении в ересь. Дело было рассмотрено в течение двух дней. В понедельник 28 мая состоялся единственный допрос подсудимой. Во вторник трибунал принял решение о выдаче Жанны светским властям. Это означало, что Жанна д’ Арк была приговорена к смертному приговору.
Казнь Жанны д' Арк состоялась 30 мая 1431 г. на площади Старого рынка в г. Руане, куда ее привезли из тюрьмы в сопровождении английской стражи.
Убийцы Жанны д’ Арк не скрывали своего преступления. Они постарались оповестить о нем всех, кого могли: английское правительство отправило письмо императору Германии, королям, герцогам.
Только через четверть века после гибели Жанна была реабилитирована. Реабилитационный трибунал приступил к работе 7 ноября, собравшись на первом заедании в Соборе Парижской Богоматери. В соборе Парижской Богоматери прошла трогательная церемония: мать Жанны д' Арк Изабель Роме, сопровождаемая жителями Орлеана, предстала перед тремя прелатами, присланными папой римским для расследования дела ее дочери, и рассказала о ней как о ревностной христианке, посвятившей себя делу освобождения Франции. Начался процесс реабилитации героини с опросом свидетелей событий, происходивших 24 годами ранее, когда Жанну осудили и отправили на костер как колдунью. 7 июля 1456 года героиню оправдали, а 16 мая 1920 года Ватикан ее канонизировал. В конце говорилось: « Мы отменяем, кассируем и аннулируем (вынесенные прежде по этому делу) приговоры и лишаем их всякой силы. И мы объявляем названную Жанну и ее родных очищенными от пятна бесчестия» *2.
Пусть же церковники перекраивают, дописывают, искажают историю. Им все равно не скрыть того факта, что их собратья бросили в костер национальную героиню Франции - Жанну д'Арк, суд над которой был и остается одной из самых ужасных страниц омерзительной деятельности инквизиции...
Хотелось бы закончить словами великого французского философа-повествователя – Вольтера: « Это мужественная девушка, которую инквизиторы и ученые в своей трусливой жестокости возвели на костер» * 3.
Примечания:
1. Райцес В.И. Процесс Жанны д’ Арк. М., 1964, с.71
2. Райцес В.И. Процесс Жанны д’ Арк. М., 1964, с.141
3. Вольтер. Жанна д’Арк: Карманный философский словарь. М., 1764
Библиография:
Левандовский А. Жанна д’ Арк. М., 2007
Перну Р., Клэн М.-В. Жанна д’Арк. М., 1992.
Райцес В. И. Жанна д’Арк. Факты. Легенды. Гипотезы. Л., 1982.
Райцес В.И. Процесс Жанны д’ Арк. М., 1964