Сакские племенные союзы. Политическая история, общественный строй, хозяйство и культура.
Первые гос структуры на терр Казахстана стали появляться в 1 тыс. до н.э. в форме союзов племен.Необходимость регулирования земле- и водопользования привело к интеграциисоседних кочевых племен. Так, в степях Казахстана появились объединения,известные как саки - даха (массагеты), саки - рауки (тиграхауда), исседоны иаримаспы. По данным антропологов можно сделать вывод, что население Казахстана было европеоидным. Саки говорили на восточно-иранских языках или диалектах.Вероятно, в восточных и юго-восточных регионах уже в этот период начинаютфункционировать пратюркские языки. Саки-тиграхауда (носящие остроконечныешапки) – район средней Амударьи и Сырдарьи, Семеречье, Тянь-шань.
· Саки – тарадарайя (заморские саки) - низовья Сырдарьи и Амударьи.
· Саки-хаомаварга (варящие хаому – лёгкийнаркотический напиток) – долина Мургама. Политическая система Инструментом политического участия рядовогообщинника стало народное собрание. Политический строй военнаядемократия, т.к. полноправными членами общины были только вооруженныемужчины, воины.
Одна из характерных особенностей политическойсистемы этого времени – обожествление. Во главе союза племен стоял царь, решавший вопросы войны и мира, посылавший ипринимавший послов, регулирующий отношения между племенами. Царская властьсохранялась в одном роду и являлась священной. Саки считали, что цари правятпо воле богов, с этим связаны и жреческие функции сакских правителей. Частоверховными правителями союзов племен становились и женщины (Зарина, Томирис).
Каждой группе сакского общества соответствовал свойцвет:Войнам, вождям и царю – красный; символ -колесницаЖрецам – белый; - символ – жертвенная чаща избронзы или серебра.
· Общиникам – жёлтый и синий. – символ – параволов.Господствующим типом хозяйства у племен Казахстанаявлялось полукочевое и кочевое скотоводство. Разводили восновном овец и лошадей, которые были приспособлены к тебенёвке. На базе скотоводческого сырьяразвивалось ремесло. Изготовляли колесный транспорт, кожаную и деревяннуюпосуду, колчаны, короткие мечи - акинаки, ножи и другие вещи, приспособленныек кочевой и полукочевой жизни. Именно на это время выпадает расцвет бронзовойиндустрии.
Земледелие – выращивали просо,ячмень, пшеницу.
Торговля : «лазуритовый» путь –с Памира в Иран и Мессопатамию, «нефритовый» – из Кашгарии в Китай. Использование железа ипереход к более прогрессивной форме хозяйства способствовали развитию культурыплемен Казахстана.
Доминирующей формой религиозныхверований был культ предков.Существовали специальные родовые кладбища, находившиеся возле зимовок. Сюда,как правило, доставляли всех умерших независимо от времени года и отдаленностиместа смерти. Для того чтобы сохранить труп, особенно в летнее время, степнякиприменяли бальзамирование и мумификацию трупов. В могилу рядом с покойникомсаки клали часть его имущества. Также существовал культ солнца и огня, хотя в тоже время существуют ещё анимизм,тотемизм и магия.
Могильники· Иссыкский – найден «золотой человек»;
Бесшатыр – высотой в пятиэтажный дом.
ИсточникиО жизни и быте саков намстановиться известно из письменных источников – «Авесты», трудов древнегреческого историка Геродота, Страбона, Птоломея. А) Сако-персидские войны
1. Кир –персидский царь совершивший поход в глубину сакских степей. Был разбитплеменами массагетов во главе с царицей Томирис.По приданию во время битвы погиб, а его голову Томирис отпустила в бурдюк скровью со словами «Ты жаждал крови, так насыться же ей».
2. Дарий I – совершил поход против саков в 519-518 гг. до н.э. Его войско было завлечено в пустыни и чуть тамне погибло, простым общинником Шираком,который сознательно пошёл на смерть, чтобы спасти свою родину.
Б) Нашествие Александра Македонского –330-37 гг. до н.э. захватил левобережье Сырдарьи. Попытка захватитьсакские племена живущие на правом берегу закончилась неудачей. Отступил,основав город Александрия Эсхата (Александрия крайняя).
В)Греко-персидские войны – (500-449 до н. э). Саки в них участвовали на сторонеперсов против греков. Отличились во время Фермопильской битвы.
61.Культура Казахстана в 60-80 гг. XX века. В 60-70-е годы Академия наук Казахской ССР стала одним из крупных научных центров СССР. Труды многих учёных стали известны за рубежом. Группа учёных под руководством М.А.Айтхожина достигла значительных результатов в генетике и микробиологии, они открыли ранее не известные науке элементы растительных клеток - информосомы. Труд был отмечен Ленинской премией. Найденный в Иссыкском кургане «золотой человек» привлёк внимание историков всего мира. В Казахстане не было своей Высшей аттестационной комиссии. Оценка научных трудов и вопросы присуждения учёных степеней решались в Москве. Наибольшим искажениям подверглась история Казахстана.
На литературном небосклоне ежегодно появлялись десятки новых имён. Автор трилогии «Кровь и пот» А.Нурпеисов в 60-е годы был представлен к Государственной премии. Международной премии им.Дж.Неру был удостоен роман А.Алимжанова «Возвращение учителя».
Первому космонавту мира Юрию Гагарину была посвящена известная в СССР и за его пределами поэма Олжаса Сулейменова «Земля, поклонись человеку!». Широкий отклик у читателей получили произведения Б.Момышулы на военную тематику. В художественной литературе особое место заняли произведения о борьбе казахского народа против джунгарского нашествия. Фильмы Ш.Айманова «Конец атамана», С.Кожыкова «Кыз Жибек» вызвали большой интерес у зрителя. Но признаки застоя в области искусства, как и в других сферах, стали наблюдаться явственно.