Развитие культуры в конце 1920 – 1930- е гг.
В целом развитие культуры в БССР в конце 1920-х -1930-е гг. характеризуется как «культурная революция». Это комплекс преобразований в области образования, науки, литературы, искусства в СССР, в том числе и в БССР. Задачи культурной революции:
· ликвидация массовой неграмотности населения и организация советской системы образования и науки;
· формирование нового поколения деятелей культуры и советской интеллигенции;
· искоренение религии из сознания народа и воспитание нового человека.
К концу первой пятилетки (1933г.) был завершен переход к всеобщему обязательному начальному обучению и продолжалась работа по введению всеобщего семилетнего обучения.
С 1932г. началось преобразование 7-летней школы в среднюю. Средняя школа приобрела четкую структуру: начальная школа (1-4 классы), неполная средняя школа (1-7 классы), средняя школа (1-10 классы). С 1935г. начали отменять ограничения при приеме в высшие и средние учебные заведения для детей бывших эксплуататорских классов.
В 1939г. была поставлена задача осуществления всеобщего среднего образования в городе и всеобщего 7-летнего в деревне.
Продолжалась работа по ликвидации неграмотности взрослого населения. Число грамотного населения БССР в возрасте 9 лет и старше в 1939г. составило 79%.Но полностью преодолеть неграмотность к концу 1930-х гг. не удалось.
Проводилась политика ограничения белорусского языка. В 1933г. была проведена реформа белорусского правописания, в результате белорусский язык искусственно был приближен к русскому.
Дальнейшее развитие получила высшая школа. В конце 1930-х гг. в 23 высших учебных заведениях БССР училось 15 тыс. студентов. За годы первых пятилеток в БССР было подготовлено более 40 тыс. специалистов высшей квалификации.
Кадры специалистов готовили средние специальные учебные заведения (техникумы с/хозяйственные, педагогические, медицинские, индустриальные), а также профессиональные школы и школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ).
Крупный ученый О.Шмидт являлся участником освоения Северного морского пути, исследовал ледники Памира. Возглавил экспедицию на Землю Франца - Иосифа, впервые за одну навигацию прошел весь Северный морской путь. Он стал Героем Советского Союза, академиком АН СССР.
Знаменитый ученый А.Чижевский исследовал влияние космических факторов и воздействие воздушных ионов на живые организмы, что используется в т.н. «люстре Чижевского».
В этот период плодотворно трудились Я.Купала (поэмы «Над рекой Орессой», «Тарасова доля»), Я.Колос (повести «Трясина», «Отщепенец»), К.Крапива (роман «Медведичи», драма «Партизаны», комедия «Кто смеется последним»), М.Зарецкий(романы «Вязьмо», «Стежки-дорожки»), П.Бровка (поэмы «Сквозь горы и степи», «1914г.»), П.Глебка (поэмы «Мужество», «В те дни»), М.Лыньков (роман «На красных вырубках», повесть «Миколка-паравоз»), К.Чорный (романы «Отечество». «Третье поколение»). Основными темами творчества были события Октябрьской революции, борьба с иностранной интервенцией, социалистическое строительство (проведение индустриализации и коллективизации). Основное внимание авторы уделяли героизации и идеализации тех персонажей, которые приняли советскую власть и боролись за ее защиту. Этого требовал метод социалистического реализма. Этот метод был обусловлен существованием марксистско-ленинской идеологии и однопартийной политической системы. Индивидуальная свобода творчества не допускалась.
Дальнейшее развитие получило театральное искусство. Были созданы Государственный русский драматический театр БССР в Бобруйске(с 1947г. – в Минске), Республиканский театр юного зрителя в Минске. Всего в БССР в 1930-е гг. работало 14 театров. Талантливые актеры сцены: Г.Глебов, А.Ильинский, Л.Ржецкая, П.Молчанов, В.Владомирский.
В 1932г. в Минске была открыта Белорусская государственная консерватория.
В 1933г. был создан Государственный театр оперы и балета БССР. В его репертуаре были оперы «Михась Подгорный» Е.Тикоцкого, «В пущах Полесья» А.Богатырева (по повести Я.Колоса «Трясина»), первый национальный балет «Соловей» М.Крошнера(по одноименной повести З.Бядули).
В 1937г. была создана Белорусская государственная филармония.
Развитие белорусского кино в 1930-е гг. связано с именем режиссера В.Корш-Саблина. Его ленты «Огненные годы», «Первый взвод», «Дочь родины» посвящены революционному движению и Гражданской войне, участником которой он был. Появились и первые фильмы для детей – «Полесские робинзоны», «Концерт Бетховена».
Развитие архитектуры изменило внешний облик городов. По проектам архитектора И.Лангбарда в Минске были построены Дом правительства, Театр оперы и балета, здание Академии наук, Театр юного зрителя. По проектам архитектора Г.Лаврова были построены государственная библиотека БССР им. В.Ленина.
Белорусские скульпторы З.Азгур, А.Бембель, А.Глебов, М.Манизер создали композиции, которые украсили Дом правительства, Дом Красной Армии, Дворец пионеров и школьников.
В июне 1940г. в Москве прошла первая декада белорусского искусства и литературы.
С конца 1920-х гг. начинаются политические репрессии против деятелей культуры БССР по обвинению в национал-демократизме. Национал – демократизм - идеология белорусских национальных деятелей, направленная на создание белорусского государства на буржуазной основе, всестороннее развитие белорусской культуры, языка, повышение самосознания белорусского народа. Коммунистической партией и советской властью национал-демократизм был объявлен кулацким уклоном, антисоветской идеологией. Обвинения вылились в расправу над белорусскими национальными деятелями по сфабрикованному делу «Союз освобождения Беларуси» в 1930г.