Обыск и выемка
Обыском является следственное действие, посредством которого отыскивают и при необходимости изымают объекты (орудия преступления, добытые преступным путем предметы и ценности и т.п.), могущие иметь значения для дела. Целью обыска может быть обнаружение разыскиваемых лиц, а также трупов.
Основанием для производства обыска может быть достаточно обоснованное предположение, что в каком-либо месте или у какого-либо лица находятся орудия преступления, предметы, документы и ценности, которые могут иметь значение для уголовного дела.
Выемка отличается от обыска тем, что для ее производства должно быть точно известно, где и у кого находятся подлежащие изъятию объекты (ч. 1 ст. 183 УПК).
Обыск и выемка в жилище при отсутствии согласия проживающих в нем лиц, а во многих случаях и личный обыск должны производиться на основании судебного решения, принимаемого по описанным выше правилам (см. § 2 настоящей главы учебника).
Порядок производства обыска и выемки, как и порядок осуществления любых иных следственных действий, в значительной мере обусловлен общими правилами, о которых достаточно подробно сказано выше в данной главе учебника.
Названные действия, как правило, нельзя выполнять в ночное время, при их осуществлении требуется присутствие понятых. В необходимых случаях приглашаются и соответствующие специалисты. В них вправе участвовать лицо, в помещении которого производится обыск, либо совершеннолетние члены его семьи. Такое лицо имеет право пригласить адвоката для присутствия во время обыска или выемки. При этом вправе присутствовать также защитник обвиняемого, подозреваемого (ч. 11 ст. 182 УПК).
Перед началом обыска или выемки, после предъявления надлежащего решения о производстве любого из названных следственных действий должностное лицо правоохранительного органа предлагает добровольно выдать подлежащие изъятию предметы, документы и ценности, которые могут иметь значение для уголовного дела. Если все это будет выдано добровольно и нет оснований опасаться сокрытия разыскиваемых или подлежащих выемке объектов, то дальнейшие поиски могут быть прекращены, и полученные результаты заносятся в протокол обыска. Если же и после выдачи определенных предметов остаются опасения, что не все разыскиваемое или подлежащее выемке было выдано, то обыск должен быть продолжен до его завершения.
При обыске и выемке могут вскрываться любые помещения, если владелец отказывается добровольно их открыть. Однако делать это разрешается, избегая не вызываемых необходимостью повреждений имущества. Должностное лицо, выполняющее следственное действие такого рода, обязано принимать меры к тому, чтобы не были оглашены выявленные в ходе обыска или выемки обстоятельства частной жизни лица, в помещении которого производилось соответствующее действие, его личная и (или) семейная тайна, а также обстоятельства частной жизни других лиц.
При обыске или выемке, во всяком случае, подлежат изъятию предметы и документы, изъятые из оборота (например, оружие, на которое нет необходимого разрешения, наркотики, законность происхождения которых не подтверждается, скажем, рецептом врача, и т.п.).
Выемка предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, производится с санкции прокурора.
Выемка документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях, должна производиться на основании судебного решения, принимаемого в порядке, установленном ст. 165 УПК.
Лицам, находящимся в помещении или месте, где производится обыск, а также лицам, приходящим на место производства обыска, до окончания данного следственного действия может быть запрещено покидать место производства обыска, а также сноситься друг с другом и иными лицами.
Все изымаемые предметы и документы должны быть предъявлены понятым и другим присутствующим лицам и в случае необходимости упакованы и опечатаны на месте обыска или выемки.
Личный обыск подозреваемого или обвиняемого в целях обнаружения и изъятия предметов и документов, могущих иметь значение для уголовного дела, обычно тоже производится при наличии оснований и в порядке, которые предусмотрены ч. 1 и 3 ст. 182 УПК. Однако при задержании лица или заключении его под стражу, а также при наличии достаточных оснований полагать, что лицо, находящееся в помещении или ином месте, в котором производится обыск, скрывает при себе предметы или документы, могущие иметь значение для уголовного дела, личный обыск возможен не только без решения суда, но и без соответствующего постановления (ч. 2 ст. 184 УПК). Личный обыск закон обязывает производить только лицом одного пола с обыскиваемым. Аналогичное требование предъявляется к понятым, а также специалистам, если они привлечены к участию.
Итоги обыска или выемки оформляются протоколом. В нем с соблюдением требований ст. 166 и 167 УПК должны быть детально отражены все действия, совершавшиеся следователем и другими участниками, и полученные результаты. В отношении предметов и документов, подлежащих изъятию, надлежит указывать, выданы ли они добровольно или изъяты принудительно, в каком месте и при каких обстоятельствах обнаружены. Все изъятое должно быть перечислено и описано в протоколе, с точным указанием количества, меры, веса или индивидуальных признаков предметов и по возможности их стоимости. При необходимости к протоколу может быть приложена подробная опись изъятых или передаваемых на хранение предметов или документов (см. приложение 80 к ст. 476 УПК).
Копия протокола обыска или выемки должна быть вручена лицу, в помещении которого был произведен обыск либо состоялась выемка, либо совершеннолетнему члену его семьи. Если обыск или выемка произведены в помещении организации, то копия протокола вручается под расписку представителю администрации соответствующей организации.
Соблюдение ряда дополнительных гарантий предусмотрено для случаев наложения ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотра и выемки.
Поскольку такие действия связаны с ограничением важных прав граждан, охраняемых Конституцией РФ (ч. 2 ст. 23), для их производства необходимы не только постановление соответствующего компетентного органа (органа дознания, следователя или прокурора), но непременно и решение суда (ч. 2 ст. 185 УПК).
В направляемом в суд ходатайстве должны быть указаны:
фамилия, имя, отчество и адрес лица, почтово-телеграфные отправления которого должны задерживаться;
основания наложения ареста, производства осмотра и выемки;
виды почтово-телеграфных отправлений, подлежащих аресту;
наименование учреждения связи, на которое возлагается обязанность задерживать соответствующие почтово-телеграфные отправления.
В случае принятия судом решения о наложении ареста на почтово-телеграфные отправления его копия направляется в соответствующее учреждение связи, которому поручается задерживать почтово-телеграфные отправления и незамедлительно уведомлять об этом следователя.
Осмотр, выемка и снятие копий с задержанных почтово-телеграфных отправлений производятся следователем в соответствующем учреждении связи с участием понятых из числа работников данного учреждения. В необходимых случаях для участия в осмотре и выемке почтово-телеграфных отправлений может быть вызван специалист, а также переводчик. В каждом случае осмотра почтово-телеграфных отправлений составляется протокол, в котором указывается, кем и какие почтово-телеграфные отправления были подвергнуты осмотру, скопированы, отправлены адресату или задержаны.
При отпадении необходимости в аресте почтово-телеграфных отправлений, но не позднее окончания предварительного расследования по конкретному уголовному делу данная мера отменяется следователем с обязательным уведомлением об этом суда, принявшего решение о наложении ареста, и прокурора*(246).