Правоотношения родителей и детей
Основанием возникновения правовых отношений между родителями и детьми является факт происхождения детей, удостоверенный в установленном законом порядке (ст. 47 СК РФ). Происхождение ребенка от определенных родителей становится юридическим фактом лишь при условии его удостоверения компетентным органом (ст. 47 СК РФ), каковым являются органы записи гражданского состояния. Порядок государственной регистрации рождения ребенка определен Федеральным законом «Об актах гражданского состояния» от 15.11.1997 г. (ст.ст. 14-23).
Семейный кодекс предусматривает обязательность установления как отцовства, так и материнства.
Правовые отношения между ребенком и его матерью возникают в силу факта их кровного родства. Для удостоверения происхождения ребенка от матери не имеет значения, рожден ею ребенок в браке или нет. Происхождение ребенка от матери подтверждается справкой медицинского учреждения, в котором родился ребенок. В случае если ребенок родился вне медицинского учреждения, то факт его рождения может быть подтвержден медицинскими документами, свидетельскими показаниями, а также на основании иных доказательств, с достоверностью подтверждающих данное событие. На основании этих данных ЗАГСы производят регистрацию рождения ребенка в актовых книгах (п. 1 ст. 48 СК РФ). В соответствии со ст. 14 Закона «Об актах гражданского состояния», когда отсутствуют необходимые документы, подтверждающие факт рождения ребенка, свидетельские показания о материнстве, то установление факта рождения ребенка от конкретной женщины производится в судебном порядке.
Порядок установления происхождения ребенка от данного отца зависит от того, состоит ли мать ребенка в браке или нет. В случае рождения ребенка от лиц, состоящих в зарегистрированном браке, действует презумпция отцовства лица, являющегося мужем матери ребенка (п. 1 ст. 51 СК РФ). При этом запись в книге рождений производится по заявлению любого из них (отца или матери). Это правило действует и в случае рождения ребенка после смерти супруга матери ребенка, при условии, что он родился в течение 300 дней с момента смерти указанного лица, т.е. максимально возможного срока беременности женщины. В противном случае есть все основания полагать, что отцом ребенка является другое лицо. Аналогичное правило предусмотрено при расторжении и признании брака недействительным. Бывший супруг или супруг по недействительному браку записывается отцом ребенка, если он родился в течение 300 дней с момента расторжения или признания брака недействительным (п. 2 ст. 48 СК РФ).
Если при регистрации рождения ребенка мать заявляет, что отцом ребенка является не ее супруг (бывший супруг), то запись об отце ребенка может быть сделана только при наличии совместного заявления отца и матери ребенка (п. 3 ст. 48 СК РФ). В других случаях (например, мать заявляет, что отцом ребенка является не ее супруг, а отец ребенка отказывается подавать заявление о признании себя отцом) отцовство может быть установлено только в судебном порядке.
В случае рождения ребенка у матери, не состоящей в браке, происхождение ребенка от отца может быть установлено либо добровольно, либо в судебном порядке.
Процедура добровольного признания отцовства состоит из подачи матерью и лицом, признающим себя отцом ребенка, совместного заявления в государственные органы записи актов гражданского состояния (п. 4 ст. 48 СК РФ). Это может быть сделано как в момент рождения ребенка, так и в любой момент после этого, но до достижения ребенком 18 лет. Установление отцовства в отношении совершеннолетнего лица допускается только с его согласия, а если оно является недееспособным, то с согласия его опекуна или органа опеки и попечительства (п. 5 ст. 48 СК РФ). Семейный кодекс предусматривает возможность подачи совместного заявления родителей ребенка, не состоящих в браке, во время беременности матери, если есть основания полагать, что подача совместного заявления после рождения ребенка может оказаться невозможной или затруднительной (например, при непосредственной угрозе жизни: болезнь, нахождение в местах, где ведутся военные действия и т.п.). Запись о родителях ребенка в этих случаях производится после рождения ребенка.
Установление отцовства в органах ЗАГСа возможно и на основании заявления фактического отца ребенка, если мать ребенка умерла либо признана в установленном порядке недееспособной, а также в случае лишения ее родительских прав. Однако при этом требуется обязательное согласие органов опеки и попечительства. При отказе органов опеки и попечительства дать такое согласие, фактический отец ребенка вправе обратиться с соответствующим требованием в суд (п. 4 ст. 48 СК РФ).
Законом прямо не устанавливается возможность отказа в установлении отцовства лицам, которые ограничены в дееспособности в порядке ст. 30 ГК РФ за злоупотребление спиртными напитками и наркотическими веществами. Ограничение прав касается лишь имущественной сферы. Однако представляется, что лицо, ограниченное в дееспособности по указанному основанию не может осуществлять права по воспитанию детей. Такой вывод основывается на анализе статей Семейного кодекса. Так, п. 1. ст. 65 устанавливает, что родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред, в том числе их нравственному и психическому развитию. А ст. 146 СК РФ не допускает назначение опекунами (попечителями) лиц, больных хроническим алкоголизмом или наркоманией. Такое положение должно сохраняться до вынесения судом решения об отмене ограничения дееспособности на основании данных о прекращении лицом злоупотребления спиртными напитками и наркотическими веществами (ст. 263 ГПК РСФСР).
Право признавать отцовство и материнство в отношении своих детей закон предоставляет и несовершеннолетним родителям, достигшим 14-летнего возраста, которое производится на общих основаниях (п. 3 ст. 62 СК РФ).
В отсутствие совместного заявления установление отцовства производится судом в порядке особого производства по заявлению одного из родителей (в том числе несовершеннолетних, достигших 14-летнего возраста - ст. 62 СК РФ), опекуна (попечителя) ребенка, по заявлению лица, на иждивении которого находится ребенок (ими могут быть как близкие родственники, так и лица, фактически воспитывающие ребенка), а также самого ребенка по достижении им совершеннолетия. В отличие от прежнего семейного законодательства не требуется наличия определенных условий для установления отцовства. Суд должен установить лишь факт происхождения ребенка от конкретного лица. При этом суд принимает любые доказательства, с достоверностью подтверждающие этот факт, без каких-либо ограничений (ст. 49 СК РФ). Так, например, суд может установить факт происхождения ребенка от данного лица на основании лишь одного заключения генетической экспертизы крови.
Доказательством происхождения ребенка от данного лица может служить факт совместного проживания и ведения общего хозяйства ответчика с матерью ребенка до его рождения (проживание в одном жилом помещении, совместное питание, взаимная забота друг о друге, приобретение имущества для совместного пользования и т.п.). Прекращение отношений сторон до рождения ребенка само по себе не может служить основанием для отказа в удовлетворении иска об установлении отцовства, за исключением случаев, когда они были прекращены до начала беременности.
Отцовство может быть установлено и при доказанности участия фактического отца ребенка в его воспитании или содержании. Содержание ребенка может выражаться в предоставлении средств на его жизнь, нахождении на иждивении фактического отца, оказании отцом систематической помощи в содержании ребенка. Не рассматриваются в качестве помощи эпизодические знаки внимания (покупка игрушек, конфет). Необходимо установить, что предоставление средств было направлено на содержание собственного ребенка, а не было проявлением дружеского расположения (например, оказание материальной поддержки в память о погибшем друге-отце ребенка). Участие отца в воспитании ребенка может проявляться в заботе о ребенке, общении с ним (например, берет ребенка к себе домой на каникулы, ходит с ним в театр, на стадион и т.п.).
Доказательствами будут являться письма ответчика, заявления, фотографии и другие фактические данные, которые с достоверностью подтверждают признание ответчиком отцовства. Такое признание может быть выражено как в период беременности матери (например, желание иметь ребенка, забота о матери будущего ребенка и др.), так и после рождения ребенка.
Если отец ребенка, не состоявший с его матерью в браке, умер, не успев в добровольном порядке признать свое отцовство, то факт признания отцовства может быть установлен в суде (ст. 50 СК РФ) в порядке ст. 247 ГПК РСФСР. Установление этого факта допускается при условии смерти отца ребенка, нахождении ребенка на иждивении умершего, признании ранее умершим отцовства в отношении данного ребенка. Закон не определяет время, в течение которого ребенок должен был находиться на его иждивении. Не требуется также, чтобы иждивение было полным, т.е., чтобы предоставляемые ребенку средства были единственным или основным источником его существования.
В некоторых случаях факт нахождения ребенка на иждивении отца может отсутствовать в силу объективных причин, так как лицо умерло до его рождения. Однако это не означает, что умерший не признавал себя отцом будущего ребенка. Допускается установление факта признания отцовства с учетом конкретных обстоятельств на основании других доказательств, с достоверностью подтверждающих признание лицом своего отцовства в отношении будущего ребенка в период беременности матери.
И добровольное признание отцовства, и судебное его установление являются правовыми основаниями для регистрации факта рождения ребенка от данного отца в актовых книгах. В результате такой регистрации устанавливаются правовые отношения между ребенком и отцом. Дети, рожденные от лиц, не состоящих в браке, приравниваются в правах и обязанностях по отношению к своим родителям и их родственникам, к детям, рожденным от лиц, состоящих в браке (ст. 53 СК РФ).
Признание отцовства (материнства) является бесповоротным актом. Нельзя установить отцовство (материнство), а позже требовать аннулирования записи. Лицо, записанное отцом (матерью) ребенка, может оспаривать запись в судебном порядке (п. 1 ст. 52 СК РФ). Оспаривание отцовства (материнства) допускается в случаях, когда отцом (матерью) записано не то лицо, которое в действительности им является. Например, муж находился в течение двух лет в районе боевых действий, жена через 15 месяцев после его отъезда родила ребенка. Исходя из существующей презумпции, отцом ребенка был записан муж его матери. Однако ясно, что его отцом он являться не мог.
Требование об оспаривании отцовства могут предъявлять лицами, записанные в качестве отца или матери ребенка; лица, фактически являющиеся отцом или матерью ребенка; сам ребенок по достижении им совершеннолетия (18 лет); опекун (попечитель) ребенка; опекун родителя, признанного в судебном порядке недееспособным. Право оспаривать отцовство (материнство) предоставлено и несовершеннолетним родителям, достигшим 14-летнего возраста (ст. 62 СК РФ).
Возникает вопрос о возможности оспаривания отцовства лицом, совершившим акт признания ребенка в ЗАГСе, полагая, что ребенок произошел от него, но выяснившего впоследствии (в результате ознакомления с перепиской, признания матери или иным способом), что отцом ребенка является другое лицо. В этом случае оспаривание отцовства допускается, хотя запись и была произведена по его воле.
Требование лица, записанного отцом ребенка, оспаривающего отцовство, не будет удовлетворено, если в момент записи этому лицу было известно, что оно фактически не является отцом ребенка (п. 2 ст. 52 СК РФ). Так, например, мужчина, знающий, что он не может иметь детей (бесплоден), записывает себя в качестве отца ребенка, а потом оспаривает эту запись. В этом случае суд откажет ему в удовлетворении его требования, так как это лицо точно знало, что не является отцом ребенка.
Семейный кодекс РФ устанавливает положения, касающиеся оспаривания отцовства в случае искусственного оплодотворения или имплантации эмбриона. Сегодня очень остро стоит демографическая проблема, которая напрямую связана, в частности, с биологическими предпосылками деторождения. По данным статистики, в России каждый шестой заключаемый брак бесплодный. Причин тому много, и они могут быть самыми разнообразными: рождение ребенка невозможно или опасно для его жизни или для жизни и здоровья его матери при физиологических недостатках, биологической несовместимости супругов, противопоказанности беременности, ряде наследственных заболеваний и т.п. Эта проблема решается с помощью медицинских операций, допускаемых законом (ст. 35 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан 1993 г.). В организм женщины вносится половая клетка мужа (гомологическая инсеминация) или донора (гетерономная инсеминация) либо осуществляется экстракорпоральное оплодотворение, а эмбрион переносится в организм биологической матери или женщины-донора. Все отношения по проведению подобных операций урегулированы приказом Минздравмедпрома РФ от 28.12.1993 г. Для искусственного зарождения детей женщина должна быть совершеннолетней и находиться в детородном возрасте. Кроме того, для инсеминации требуется обязательно письменное согласие мужа (если речь идет о семейной паре, состоящей в зарегистрированном браке). Супруги не вправе отказаться от родившегося ребенка. Законом устанавливается, что супруг, давший в письменной форме согласие на проведение такой операции, не вправе ссылаться на этот факт при оспаривании отцовства (п. 3 ст. 52 СК РФ).
При проведении операции по имплантации эмбриона другой женщине требуется согласие супругов, а также женщины-донора. При этом после рождения супруги могут быть записаны родителями ребенка только с согласия суррогатной матери (п. 4 ст. 51 СК РФ). После совершения записи родителей в книге записей рождений, ни супруги, ни суррогатная мать не вправе при оспаривании отцовства (материнства) ссылаться на указанные обстоятельства (п. 3 ст. 52 СК РФ).