Общественный и государственный строй Афинского государства

Государственный строй. Образование Афинского полиса приписывается легендарному царю Тесею, который объединил четыре племени (филы). Со временем здесь складывается рабовладельческая демократическая республика. Утверждение республиканского строя в Афинах связано с борьбой земледельческой аристократии (эвпатридов) против патриархальной царской власти. Эвпатриды ликвидируют власть базилевсов (вождей) и передают полномочия по управлению государством выборным из числа аристократии должностным лицам - архонтам. Совет старейшин был заменен ареопагом, в который входили бывший и действующие архонты. Однако вVI в. до н.э. афинское общество пережило глубочайший кризис, пошатнувший политическое господство аристократии. Великая греческая колонизация вызвала крупные социальные сдвиги в Афинах. Влиятельную социальную группу составили демиурги, разбогатевшие на ремесле и торговле. Миграция населения привела к увеличению слоя метеков - неполноправных свободных людей, которые не были связаны родовой организацией. Появилась новая категория населения - феты или шестидольники, т.е. зависимые крестьяне, попавшие в долговую кабалу и вынужденные отдавать 1\6 урожая кредиторам. Плутарх отмечал, что « весь народ был в долгу у богатых». Это привело к концентрации земли в руках аристократии. В результате в афинском обществе стали разрастаться социальные конфликты, зазвучали радикальные требования раздела земли и изменения государственного порядка.

Следующим этапом в становлении афинского полиса стали реформы Клисфена (конец VI в. до н. э.). Административная реформа разделила государство на 100 фил - территориальных образований, каждая из которых включала в себя три тритии из разных частей страны (городскую прибрежную и земледельческую).

Расцвет афинской демократии приходится на V в. до н.э., когда был усовершенствован государственный механизм. Реформа Фемистокла заменила прямые выборы архонтов жребием, что позволило случайным людям занимать эти должности. В результате из влиятельных лиц архонты превратились в исполнительный орган. В 462 г. до н.э. Эфиальт сокрушил последний оплот аристократии - ареопаг. Он лишался былой власти, и сохранял лишь религиозные функции и право суда по делам об убийствах.Народное собрание являлось центром политической жизни. Собиралось 40 раз в год. Каждый гражданин обладал правом обсуждения предлагаемых решений, правом законодательной инициативы. Поэтому для политической жизни Афин характерно существование большого количества партий, возглавляемых демагогами. Функции государственного управления сосредоточивались в Совете пятисот. Коллегия 10 стратегов в V в. до н. э. представляла собой государственный орган с административно-военными полномочиями. Стратеги обладали правом инициировать созыв Совета пятисот и народных собраний; распоряжались финансами, отпущенными на содержание армии и флота; заключали перемирие и принимали капитуляцию противника; в чрезвычайных обстоятельствах получали всю власть в государстве. В эпоху расцвета демократии должность стратега стала комбинироваться с положением демагога.

Таким образом, в основу государственного управления были положены следующие демократические принципы:

1. фактического разделения властей (каждый государственный орган обладал четко очерченными полномочиями, не допускалось совмещение должностей);

2. выборности (замещение должностей происходило по результатам открытого голосования, позднее по жребию);

3. срочности (срок полномочий должностного лица устанавливался в 1 год, запрещалось принимать одну должность 2 срока подряд);

4. коллегиальности (все решения принимались коллективно при равноправии голосов);

5. ответственности должностных лиц перед народным собранием, Советом пятисот, или гелиэей.

Общественный строй.Демократизация государственного строя не устранила присущих афинскому обществу социальных противоречий. Развитие частной собственности привело к значительной имущественной дифференциации. Среди свободных афинских граждан выделялась небольшая группа крупных собственников, основную массу населения составляла беднота. Число свободных было значительно меньше, чем рабов. Различались рабы частных лиц, и рабы государственные. Рабский труд использовался достаточно широко. Рабы частных лиц занимали положение вещи, поэтому не могли иметь собственности. За государственными рабами признавалось право приобретать собственность и располагать ею. Полноправные афинские граждане (у которых и мать, и отец были гражданами Афин) по достижении 18 лет зачислялись в списки членов дема. Гражданское полноправие включало совокупность определенных прав и обязанностей. Наиболее существенными правами гражданина было право на свободу и личную независимость, право на земельный участок на полисной территории и экономическую помощь от государства в случае материальных затруднений, право на ношение оружия и службу в ополчении, право на участие в делах государства (участие в Народном собрании, выборных органах), право на почитание и защиту отеческих богов, на участие в общественных празднествах, право на защиту и покровительство афинских законов. Обязанности афинских граждан заключались в том, что каждый должен был беречь свое имущество и трудиться на земельном участке, приходить на помощь полису всеми своими средствами в чрезвычайных обстоятельствах, защищать родной полис от врагов с оружием в руках, повиноваться законам и избранным властям, принимать активное участие в общественной жизни, почитать отеческих богов. Совокупность гражданских прав составляла честь гражданина. За преступление граждане по суду могли быть ограничены в правах, т.е. подвергнуться бесчестью. С 18 до 60 лет граждане считались военнообязанными. На богатых граждан возлагалась литургия - повинность в пользу государства. Чужеземцы не обладали правом гражданства. Они не могли приобретать недвижимость, браки чужеземцев с афинскими гражданами считались незаконными. Каждый чужеземец должен был выбрать себе простата - посредника между чужеземцами и правительственными учреждениями. С них взималась особая подать, они несли и другие повинности, привлекались к военной службе. К чужеземцам приравнивались вольноотпущенники. Государственный аппарат афинской демократии состоял из следующих органов власти: Народного собрания, гелиэи, Совета пятисот, коллегии стратегов и коллегии архонтов. Народное собрание являлось главным органом. Народное собрание работало по довольно демократически правилам. Выступить мог любой его участник. Но в своей речи он должен был повторяться, оскорблять своего оппонента, и говорить не по существу.

Афинское государство представляет собой первый в истории человечества опыт демократической республики. Эта демократия имела ограниченный характер. Она обеспечивала полноправие только свободного населения. И распространялась на тех, у кого родители были афиняне, предупреждая проникновение в ряды афинских граждан чужаков. Но и среди тех, кто имел статус афинского гражданина, не все пользовались правом голоса и принимали активное участие в политической жизни. Весьма консервативными были крестьяне, которым сложно было добираться в Афины из горных районов. Из 43 тысяч полноправных граждан на собрания являлись 2-3 тыс. Управление обществом осуществлялось партиями и их вождями - демагогами. К V в. до н. э вместо прежних партий сложились две: олигархическая партия, представлявшая интересы землевладельческой аристократии и богатого купечества, и демократическая, опиравшаяся на мелких дельцов, наемных работников, моряков.

При всех недостатках афинской демократии она имела для своего времени самое передовое государственное устройство, изучение которого имеет большое историческое значение.

12. Общественный и государственный строй Спарты.

Общественный строй.В Спартанском гос-ве сложилось классовое рабовладельческое общ-во, сохранившее пережитки первобытно-общиннного строя и военную органазацию общ-ва. Выделялись следующие соц-е группы: спартиаты, гипомейены. периэки. илоты. Политическими правами пользовались только спартиаты.

Вся земля - собственность гос-ва, поделена на участки (клеры), переданные полноправным гражданам -спартиатам в наследственное пользование без права отчуждения и дробления. Земельные наделы передавались вместе с обрабатывавшими землю гос-ми рабами. Первонач-но наделы были равными => обшина сщртиаюв обычно именовалась «общиной равных». Законы Ликурга (с этим законодателем традиция связывает утверждение соц-го и политического устройства Спарты) преследовали цель предотвращения имущественной дифференциации. Они были направленны против роскоши, запрещали спартиатам заниматься торговлей, иметь в личном пользовании золото и серебро. Согласно этим законам спартиаты обязаны были с 7-ми летнего возраста почти до старости целиком отдаваться военному делу. Позднее среди спартиатов возникло имущественное неравенство. Гр-не, кот-е не могли делать взносы для организации общих трапез, исключались из числа равных и переходили в разряд гипимейенов.

Периэки - бывшее коренное население Спарты - были лично свободными, но не имели политических прав, хотя в других отношениях они были правоспособны: могли приобретать собственность, совершать сделки, несли воинскую повинность, В их руках сосредоточились ремесло и торговля, поскольку сами спартиаты в соответствии с законами Ликурга хозяйственной деятельностью не занимались. Со стороны государства над периэками был установлен надзор, осуществляемый специальными должностными лицами. Представители побежденных племен становились гос-ми рабами - илотами. Они не имели земли, работали на участке, предоставленном спартиату гос-вом. Однако у илотов были своё хоз-во и свои орудия производства. Илоты платили господину оброк, равный 50% урожая, полученного с земли. Илоты также несли военную службу. Свое господство над илотами спартиаты поддерживали методами террора. Илоты могли быть отпущены на волю гос-вом.

Наши рекомендации