Монополизм и его последствия»
1) Монополизм – враг свободной конкуренции.
2) Основные признаки рынка несовершенной конкуренции (монополизма):
а) наличие на рынке одного продавца;
б) формирование монопольно высокой цены;
в) вытеснение с рынка средних и мелких товаропроизводителей;
г) снижение стимулов к экономической активности, технологической модернизации.
3) Меры государственной антимонопольной политики:
а) запрещение ряда договоров о слиянии фирм;
б) принятие антимонопольных законов;
в) применение экономических санкций к монополистам;
г) разделение предприятий, признанных монополиями, на несколько фирм.
4) Монополия и олигополия – сходство и различие.
5) Поддержание механизмов свободной конкуренции – главное средство борьбы с монополизмом.
Кредиты и кредитная политика».
1) Понятие о кредите./ Кредит как неотъемлемый элемент современной экономики.
2) Основные функции кредита:
а) перераспределение средств между отраслями, фирмами и регионами;
б) обеспечение возможности замены в обращении реальных денег кредитными (банкнотами и безналичными расчетами);
в) сокращение издержек обращения;
г) эффективное использование временно свободных финансовых средств.
3) Принципы кредитования:
а) срочность (банк предоставляет заемщику деньги на определенный срок);
б) платность (банк предоставляет деньги на платной основе);
в) возвратность (банк предварительно изучает платежеспособность заемщика);
г) гарантированность (банк требует с заемщика залог).
4) Основные формы кредита:
а) по способу кредитования (натуральный кредит (товарами, ресурсами), денежный кредит);
б) по сроку кредитования (краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный);
в) по характеру кредитования (ипотечный, потребительский, коммерческий (товарный), банковский, государственный).
5) Роль кредита в развитии современной экономики.
Место информации в современной экономике».
1) Информация – важный фактор производства в современной экономике.
2) Основные свойства информации как общественного блага:
а) возможность одновременного наличия у множества людей;
б) неуничтожимость при передаче и использовании;
в) сложность деления на отдельные части.
3) Стадии формирования информационной экономики:
а) проникновение информационных технологий в производство;
б) массовое внедрение информационных технологий и преобладание стандартизированных систем;
в) превышение производительности в сфере производства информации и информационных технологий над другими отраслями;
г) переход к преобладающему производству информации и знаний, наибольшую роль начинают играть фундаментальные науки, технологии производства научного знания.
4) Особый характер формирования цены на информацию (определяется полезностью информации).
5) Ограниченность использования информации во времени.
6) Основные виды информации:
а) по носителю (цифровая (статистическая), текстовая (вербальная), графическая, аудиовизуальная);
б) по характеру (техническая, социальная).
7) Особенности развития информационной экономики на современном этапе.
Торговля и обмен».
1) Торговля – важнейший инструмент обменных отношений в обществе.
2) Основные звенья торговли:
а) оптовая торговля;
б) розничная торговля.
3) Функции торговли:
а) реализация произведенных в обществе товаров и услуг, осуществление связи производства с потреблением;
б) доведение предметов потребления до потребителей, осуществление ряда операций по продолжению процесса производства в сфере обращения (например, транспортировку, хранение);
в) поддержание баланса между предложением и спросом воздействие на производство в части объема и ассортимента выпускаемой продукции;
г) сокращение издержек обращения в сфере потребления (затрат покупателей на приобретение товаров);
д) разработка товара, рыночные исследования, организация распределения, определение цены, создание служб сервиса и др.
4) Основные виды розничной торговли:
а) независимые розничные торговцы;
б) розничные франчайзы (использование небольшими фирмами известных торговых марок)
в) специализированные магазины;
г) супермаркеты (универсамы) и торговые комплексы;
д) розничные торговые сети (ритейл);
е) склады-магазины;
ж) электронные магазины.
5) Развитие электронной торговли и Интернет-магазинов – наиболее перспективное направление в современной экономике.