Монополизм и его последствия»

1) Монополизм – враг свободной конкуренции.

2) Основные признаки рынка несовершенной конкуренции (монополизма):

а) наличие на рынке одного продавца;

б) формирование монопольно высокой цены;

в) вытеснение с рынка средних и мелких товаропроизводителей;

г) снижение стимулов к экономической активности, технологической модернизации.

3) Меры государственной антимонопольной политики:

а) запрещение ряда договоров о слиянии фирм;

б) принятие антимонопольных законов;

в) применение экономических санкций к монополистам;

г) разделение предприятий, признанных монополиями, на несколько фирм.

4) Монополия и олигополия – сходство и различие.

5) Поддержание механизмов свободной конкуренции – главное средство борьбы с монополизмом.

Кредиты и кредитная политика».

1) Понятие о кредите./ Кредит как неотъемлемый элемент современной экономики.

2) Основные функции кредита:

а) перераспределение средств между отраслями, фирмами и регионами;

б) обеспечение возможности замены в обращении реальных денег кредитными (банкнотами и безналичными расчетами);

в) сокращение издержек обращения;

г) эффективное использование временно свободных финансовых средств.

3) Принципы кредитования:

а) срочность (банк предоставляет заемщику деньги на определенный срок);

б) платность (банк предоставляет деньги на платной основе);

в) возвратность (банк предварительно изучает платежеспособность заемщика);

г) гарантированность (банк требует с заемщика залог).

4) Основные формы кредита:

а) по способу кредитования (натуральный кредит (товарами, ресурсами), денежный кредит);

б) по сроку кредитования (краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный);

в) по характеру кредитования (ипотечный, потребительский, коммерческий (товарный), банковский, государственный).

5) Роль кредита в развитии современной экономики.

Место информации в современной экономике».

1) Информация – важный фактор производства в современной экономике.

2) Основные свойства информации как общественного блага:

а) возможность одновременного наличия у множества людей;

б) неуничтожимость при передаче и использовании;

в) сложность деления на отдельные части.

3) Стадии формирования информационной экономики:

а) проникновение информационных технологий в производство;

б) массовое внедрение информационных технологий и преобладание стандартизированных систем;

в) превышение производительности в сфере производства информации и информационных технологий над другими отраслями;

г) переход к преобладающему производству информации и знаний, наибольшую роль начинают играть фундаментальные науки, технологии производства научного знания.

4) Особый характер формирования цены на информацию (определяется полезностью информации).

5) Ограниченность использования информации во времени.

6) Основные виды информации:

а) по носителю (цифровая (статистическая), текстовая (вербальная), графическая, аудиовизуальная);

б) по характеру (техническая, социальная).

7) Особенности развития информационной экономики на современном этапе.

Торговля и обмен».

1) Торговля – важнейший инструмент обменных отношений в обществе.

2) Основные звенья торговли:

а) оптовая торговля;

б) розничная торговля.

3) Функции торговли:

а) реализация произведенных в обществе товаров и услуг, осуществление связи производства с потреблением;

б) доведение предметов потребления до потребителей, осуществление ряда операций по продолжению процесса производства в сфере обращения (например, транспортировку, хранение);

в) поддержание баланса между предложением и спросом воздействие на производство в части объема и ассортимента выпускаемой продукции;

г) сокращение издержек обращения в сфере потребления (затрат покупателей на приобретение товаров);

д) разработка товара, рыночные исследования, организация распределения, определение цены, создание служб сервиса и др.

4) Основные виды розничной торговли:

а) независимые розничные торговцы;

б) розничные франчайзы (использование небольшими фирмами известных торговых марок)

в) специализированные магазины;

г) супермаркеты (универсамы) и торговые комплексы;

д) розничные торговые сети (ритейл);

е) склады-магазины;

ж) электронные магазины.

5) Развитие электронной торговли и Интернет-магазинов – наиболее перспективное направление в современной экономике.

Наши рекомендации