Духовная культура казахского народа(15-17века)
Культура казахов в XVI-XVII вв .В это время сложились своеобразное устное народное творчество, устная и письменная литература, оригинальное музыкальное искусство. С XIX в. началось постепенное разрушение духовных ценностей казахского общества, традиционной казахской культуры. XVIв - время особенного расцвета казахской литературы - известно как эпоха жырау. Жырау были поэтами-импровизаторами, авторами песен-толгау-размышлений и наставлений в стихах. Нередко жырау были видными политическими деятелями, советниками ханов, главами родов, военачальниками. Одним из наиболее известных и почитаемых среди казахов жырау был Казтуган Суюншиулы. Большой след в культуре казахского народа оставил Шалгез жырау Тиленшиулы (1465-1560). Особой популярностью в XVIII в. пользовался Бухар Кал-каманулы (1668-1781). Бухар жырау был одним из влиятельных биев при Тауке хане и Абылае. Он автор большого количества песен, посвященных единству государства, защите его от внешних врагов. У казахов была развита письменная традиция. Основные жанры литературных произведений - религиозные и исторические труды. Эти произведения носили религиозный характер, содержали ряд сведений этнографического и исторического характера. Сочинение «Тарихи Рашиди» на персидском языке, посвящено истории Могулистана и Казахского ханства. Автор его Мухаммед Хайдар из племени дулат Старшего жуза. Таким образом, устная и письменная литература получает дальнейшее развитие и обогащение в период XV-начала Х1Хвв. Она была преемственно связана с культурой предыдущего времени, послужила базой, основой для дальнейшего развития казахской национальной литературы.Песни. В XV-XVII вв. широко развивалось разножанровое казахское устное народное творчество. Особое место занимали обрядовые песни, которые исполнялись при рождении ребенка, свадьбах, во время болезни, после смерти человека, на поминках, при встрече нового года. Сказки и эпос. Одним из жанров устного творчества являются сказки. Сказочный репертуар казахов богато и разнообразно отражает жизнь народа. Историко-культурные процессы непосредственно связаны с социально-экономическим развитием населения. Кочевое скотоводство и орошаемое земледелие создали основу единой культуры племен Казахстана. Значительное влияние на культуру казахского народа оказывала культура соседних народов, особенно Поволжья, Сибири и Средней Азии. Заметный след оставила также в Казахстане мусульманская культура. Таким образом, в XV - начале XIX в Казахстане функционировала единая культура, которая базировалась на лучших традициях культуры древних племен казахских степей.
36.Начало джунгарской агрессии. «Годы великого бедствия».
Джунгарское ханство было централизованным кочевым государством. В военном отношении Джунгарское ханство представляло собой серьезную силу. Особенно усилилась Джунгарская агрессия в 80-х годах ХУП века. В 1690-1697 г.г. и в 1717-1722 г.г. Джунгарское ханство вело войны с Цинской империей. Первая из них закончилась поражением джунгар, а вторая – подписанием мира 1723 год сохранился в памяти народа как «год великого бедствия». Казахский народ потерял около 40% своего состава. Борьбу против джунгар возглавили Богенбай, Кабанбай, Малайсары, Жанибек и др. батыры. В 1726 году собранием представителей трех жузов в местности Ордабасы было создано всеказахское ополчение, во главе которого встал хан Младшего жуза Абулхаир (1693-1748). В 1728 г. в битве в местности Кара-сиыр на берегу реки Буланты казахи одержали победу. В 1729 году к югу от озера Балхаш в местности Анракай произошло новое крупное сражение. Джунгары вновь потерпели поражение и отступили, но казахи не сумели воспользоваться сложившимся положением.. В 1730 г. умер Старший хан трех жузов Болат, началась борьба за власть и всеказахское ополчение распалось. В последующий период прослеживаются две политические тенденции: 1. централизация власти и борьба за независимость Казахского ханства (Аблай, 1711-1781) 2.обеспечение сильной внешней поддержки Российского государства как условия сохранения целостности Казахского ханства (Абулхаир) В 1739-1741 гг. джунгары совершили новые походы против казахов. В 1745 г. умер Галдан-Церен. В Джунгарском ханстве было несколько претендентов на престол. При поддержке Цинской империи к власти пришел Амурсана. В 1755 году Цинский император ввел в Джунгарию пограничные войска. Амурсана их перебил. Китайцы расценили это как восстание своих подданных, и император отдалприказ об уничтожении Джунгарии. В 1757-1758 гг. Джунгарское ханство исчезло с политической арены, уничтоженное Цинской империей.