Статья 83. Вступление в силу и юридическая сила решения, принятого на референдуме

1. Решение, принятое на референдуме, вступает в силу со дня официального опубликования Центральной избирательной комиссией Российской Федерации результатов референдума.

2. Решение, принятое на референдуме, является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении.

3. Решение, принятое на референдуме, действует на всей территории Российской Федерации.

4. Решение, принятое на референдуме, может быть отменено или изменено не иначе как путем принятия решения на новом референдуме, если в самом решении не указан иной порядок отмены или изменения такого решения.

5. Если для реализации решения, принятого на референдуме, требуется издание нормативного правового акта, федеральный орган государственной власти, в компетенцию которого входит данный вопрос, обязан в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на референдуме, определить срок подготовки этого нормативного правового акта, который не должен превышать три месяца со дня принятия решения на референдуме.

Вопрос 24. Конституционный статус личности: понятие, структура, принципы

Правовой статус личности –совокупность прав и обязанностей, устанавливаемых нормами различных отраслей права.

Государство должно исходить из приоритета прав человека. Признание, соблюдение и защита ПиС, чести и достоинства человека – главные обязанности государства.

Поэтому особое значение имеют правовые нормы посвященные человеку, устанавливающие его правовое положение.

Под правовым положением - правовым статус человека – понимается совокупность ПиС, обязанностей. Это основные и главные элементы правового статуса личности.

Но на правовой статус личности влияют и другие элементы:

· гражданство, поскольку некоторые ПиС человек приобретает только будучи гражданином РФ

· праводееспособность, поскольку некоторые ПиС, обязанности человек приобретает при достижении определенного возраста, знаний и др.

· ответственность - этот элемент необходим в случае установления обязанностей граждан

Исходные положения этого статуса – общепризнанные общечеловеческие ценности, находящие свое выражение в понятии естественных, неотчуждаемых прав человека. Другой составной частью правового статуса личности является правовойстатус гражданина. Этот статус у человека может быть, а может и не быть. В конституциях обычно говорится не только о правах, но и о свободах (свобода слова, свобода объединения). Существенного различия в понятиях «право» и «свобода» нет. Считается, что свобода имеет более конкретный характер и исторически связана с защитой самостоятельности личности, ограждением вмешательства гос-ва во внутренний мир человека (свобода совести, свобода слова), а право предполагает участие личности в деят-ти общества, гос-ва, коллектива. Свободы реализуются по личному усмотрению адресата, а право характеризует меру возможного поведения и требует правовой регламентации со стороны гос-ва.

КП устанавливает основы правового статуса личности. Гл.2КРФ закрепляет их; 64 ст. гласит, что положения этой главы не м/б изменены не иначе, как в порядке, установленном КРФ – путем общего пересмотра КРФ.

ЭЛЕМЕНТЫ основ правового статуса личности:

1) естественные права человека, не зависящие от его гражданства, правовой связи с каким-либогос-ом

2) принадлежность/непринадлежность человека к гражданству данной страны

3) правовые принципы статуса личности: равноправие лиц в своем статусе, гарантированность прав

4) институт основных прав и свобод: конституционные права лица (и человека, и гражданина)

5) контроль за соблюдением прав человека и

6) институт основных обязанностей

Принципы правового статуса личности – подразумевают основополагающие идеи и начала, определяющие содержание правового статуса личности

В КРФ получили свое выражение и закрепление следующие принципы правового статуса личности:

1. Принцип закрепляющий сферы и характеристики ПиС, установленный общепризнанными принципами и нормами международного права. Этот принцип провозглашается в ч.1 ст.17 КРФ и означает окончательное преодолений несоответствия положений личности в РФ с международными стандартами в области прав человека. Согласно этому принципу РФ как часть мирового сообщества признает и гарантирует ПиС, свойственные цивилизованному обществу. Эти ПиС нашли свое отражение во Всеобщей декларации ПиС ЧиГ, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г. А также в Международном пакте о гражданских и политических правах, в Международном пакте об экономических, социальных, культурных правах, вступивших в силу в 1976 г. А также в различных международных договорах. Большинство из этих стандартов рассматриваются международным сообществом в качестве общепризнанных принципов и норм, международного права, имеющие общеобязательную силу для всех государств мира. Заявляя о своей приверженности к общепризнанным принципам и нормам, международного права, закрепляя ПиС человека, КРФ возлагает на государство обязанность по их обеспечению.

2. Принцип не отчуждаемости основных ПиС ЧиГ, и принадлежащих ему от рождения. Этот принцип закреплен в ч.2 ст.17 КПФ и означает что все люди признаются свободными, и обладают ПиС от рождения. Не отчуждаемый характер ПиС состоит в том, что они не могут быть изъяты государством или ограничены в объеме без указания оснований ограничения. ПиС ЧиГ могут быть ограничены государством лишь в строго установленных случаях на основании КРф и законов ( при введении военного, чрезвычайного положения). Не отчуждаемый характер ПиС состоит также в том, что гражданин не может взять на себя обязательства перед кем-бы то ни было на пользование своим правом или совокупностью прав. Подобные обязательства не имеют юридического значения.

3. Принцип не нарушения при осуществлении человеком своих прав и свобод, ПиС других лиц закрепленный в ч.3 ст.17 КФР. Имеет важное значение поскольку, обладание ПиС не означает возможности ничем не ограниченного произвола при их осуществлении, или злоупотребление ими. В том случае, когда ПиС ЧиГ нарушены в результате злоупотребления со стороны другого лица, государство предоставляет первому возможность защищать свои ПиС всеми способами не запрещенными законом.

4. Принцип равенства ПиС ЧиГ, закреплен в ст.19 КРФ и сводится к тому что:

v Все равны перед законом и судом – это положение распространяется на граждан РФ, других государств, и на лиц без гражданства

v Государство призвано гарантировать равенство ПиС гражданина, не зависимо от расы, национальности, языка, происхождения, имущественного положения и должности, места жительства, отношения к религии, ООбъединениям и других обстоятельств

v Мужчина и женщина имеют равные ПиС гражданина, равные возможности для их реализации.

5. Принцип непосредственного действия ПиС ЧиГ, закреплен в ст.16, он означает что, ПиС определяют смысл, содержание, и применения законов, деятельность законодательной и исполнительной власти и обеспечивается правосудием. Принцип непосредственного действия ПиС человека означает верховенство этих прав в правовой системе государства. Правовые акты в государстве многообразны, но приоритет принадлежит правовым актам закрепляющим ПиС ЧиГ.

6. Единство ПиО этот принцип прежде всего основывается на том, что осуществление гражданином своих прав, является условие реализации чьих то обязанностей и наоборот., в процессе реализации обязанностей осуществляются и соответствующие им права. В отличии от ранее действующей конституции, КРФ 1993 г. преимущественно возлагает обязанности на государство, закрепляя за гражданином минимум обязанностей, эти и объясняется почему гл.2 КРФ названа ПиС ЧиГ. Объем обязанностей возлагаемый КРФ на граждан прежде всего отвечает интересам общества и его членов, без их реализации, государство не может существовать.

7. Ч. 2 ст.55: не должны издаваться законы, умаляющие права и свободы человека и гражданина.

8. Гарантированность прав и обеспечение выполнения обязанностей

Три разновидности гарантий:

· социально-экономические – необходима материальная база для осуществления прав и выполнения обязанностей

· политические – реальная власть народа, демократический характер общества и гос-ва, борьба с бюрократизмом, привилегиями элиты

· юридические – правовые средства по осуществлению и защите прав человека и гражданина, юридические методы обеспечения выполнения конституционных обязанностей.

Наши рекомендации