Конституционно-правовой статус автономной области, автономного округа
В составе Российской Федерации в качестве ее субъектов находятся: Еврейская автономная область; Агинский Бурятский, Коми-Пермяцкий, Корякский, Ненецкий, Таймырский, Бурятский, Ханты-Мансийский, Чукотский, Эвенкийский, Ямало-Ненецкий автономные округа.
Автономный округ - национальное государственное образование, отличающееся особым национальным составом и бытом населения. Он является формой национальной государственности малых народностей и этнографических групп Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока.
В действующей Конституции Российской Федерации указывается (ст. 66), что отношения автономных округов, находящихся в составе края или области, могут регулироваться федеральным законом или договором между органами государственной власти автономного округа и, соответственно, органами государственной власти края или области.
Автономные округа обладают огромной территорией при небольшой численности населения. В каждом автономном округе проживает, как правило, несколько народностей.
Конституционно-правовой статус автономной области и автономного округа определяется Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором от 31 марта 1992 г., включающим Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации; другими федеральными актами.
Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 66), по представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе. Кроме того, отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти и
'185
автономного округа и, соответственно, органами государственной власти края или области.
Автономная область и автономные округа обладают элементами учредительной власти.
Страница
Это проявляется в их праве принимать свои уставы, законы и иные нормативные
правовые акты. Устав закрепляет за автономной областью или округом право решать
все вопросы их компетенции, иметь символику, издавать нормативные правовые акты.
Автономная область, а также каждый автономный округ имеют свой административный
центр.
Являясь субъектами Российской Федерации, автономная область и автономные округа
располагают своей территорией, которая не может быть изменена без их согласия.
Границы между ними и другими субъектами Российской Федерации могут быть изменены
с их согласия.
Статус автономной области и автономного округа может быть изменен по взаимному
согласию Российской Федерации и автономной области или автономного округа в
соответствии с федеральным конституционным законом.
Автономная область, автономные округа образуют органы представительной,
исполнительной и судебной власти, которые функционируют на основе Конституции
Российской Федерации, Федеративного договора, уставов автономной области и
автономных округов.
Действующая Конституция обеспечивает непосредственное участие представителей
автономии в решении вопросов, отнесенных к компетенции Российской Федерации. Для
этого от автономий избираются депутаты в Совет Федерации и в Государственную
Думу.
Автономная область и автономные округа - самостоятельные участники международных
и внешнеэкономических связей, соглашений с краями, областями, республиками в
составе Российской Федерации, автономной областью, автономными округами в
соответствии с Конституцией и законами Российской Федерации. Координация
международных и внешнеэкономических связей автономной области и автономных
округов осуществляется федеральными органами государственной власти Российской
Федерации.
Взаимоотношения между автономными округами, находящимися в составе краев или
областей, определяются уставами этих краев, областей и уставами соответствующих
автономных округов.
Конституция Российской Федерации и уставы автономной области и автономных
округов определяют предметы ведения автономной области и автономных округов.
Часть из них составляют предметы совместного ведения Федерации и автономий в ее
составе, часть относятся к ведению самих автономий.
В области государственного строительства в совместном ведении Российской
Федерации и автономий в ее составе находятся обеспечение соответствия уставов,
законов и иных нормативных правовых актов автономной области и автономных
округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам; защита прав и
свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение
законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон.
К совместному ведению Российской Федерации и автономий в ее составе отнесен
значительный круг вопросов законодательного регулирования. Это административное,
административно-территориальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, лесное
законодательство, законодательство об охране окружающей среды.
Вопросами совместного ведения Российской Федерации и автономной области в ее
составе в этой области являются также кадры судебных и правоохранительных
органов, адвокатура и нотариат, установление общих принципов организации системы
органов власти и местного самоуправления.
В области экономического и социально-культурного строительства к совместному
ведению относятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами и
другими природными ресурсами: разграничение государственной собственности;
охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; установление
общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации.
Российская Федерация и автономии в ее составе совместно ведают общими вопросами
воспитания, образования, науки,
культуры и спорта, охраной памятников истории и культуры, координацией вопросов
здравоохранения; защитой семьи, материнства и детства; социальной защитой,
включая социальное обеспечение.
Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 76), по предметам совместного
ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются
федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные
правовые акты субъектов Российской Федерации.
Все полномочия государственной власти, не отнесенные к ведению федеральных
органов государственной власти и к совместному ведению федеральных органов
государственной власти и органов государственной власти автономий,
осуществляются органами государственной власти автономной области, автономных
округов самостоятельно в соответствии с Конституцией Российсь ой Федерации. Они
составляют исключительные полномочия органов государственной власти автономий.