Возникновение конституционного процесса в России и его развитие до 1917 г

В конце XIX начале XX века в России сохранялась самодержавная форма правления. Образовалась пропасть между идейными стремлениями различных слоев общества и внешними формами его жизни. Россия переросла форму существующего строя. Народ, вернее, его мыслящая часть, стремилась к правовому строю на основе гражданской свободы.

Из курса истории России мы знаем о кризисе общества, проигранной войне, рабочих и крестьянских волнениях. Назревавшая революционная ситуация соответствовала формуле «верхи - не могут, низы - не хотят». Выход был один - конституционная реформа строя, которую правительство и начало осуществлять.

С восстания декабристов слово «конституция» ни в какой форме правительством не принималось, но в ходе реформ, проводимых правительством в царствование Александра II (т. е. в 60-70-е гг. XIX в.) неоднократно выдвигалась идея представительства, причем не только либеральными, но и консервативными кругами.

Генерал-губернатор, а впоследствии министр внутренних дел России с августа 1880

по май 1881 г. граф M.T. Лорис-Меликов, выдвинул в конце 70-х гг. идею

привлечения «наиболее благонадежных элементов» из земской цензовой

общественности к участию в обсуждении ряда государственных дел; император

одобрил эту идею, но не успел подписать «первую русскую конституцию». Он был

убит 1 марта 1881г.

Наступившая реакция на долгие годы «похоронила» идею конституции в России.

Время, однако, не стояло на месте, и назревшая в начале XX века революционная

ситуация в стране переломила сопротивление правительства, б августа 1905 г.

Манифестом Николая II была учреждена Госдума.

17 октября 1905 г. был издан новый Манифест. В нем указывалось:

2. Конституционное право России 100 э/о

«1) Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах

действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и

союзов.

2) Не останавливая предназначенных выборов в Государственную думу, привлечь

теперь уже к участию в Думе, в мере возможности, соответствующей краткости

остающегося до созыва Думы срока, те классы населения, которые ныне совсем

лишены избирательных прав, предоставив засим дальнейшее развитие начала общего

избирательного права вновь установленному законодательному порядку.

3) Установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу

без одобрения Государственной думы и чтобы выборным от народа обеспечена была

возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий

поставленных от нас властей.

Призываем всех верных сынов России вспомнить долг свой перед Родиной, помочь прекращению неслыханной смуты и напрячь все силы к восстановлению тишины и мира на родной земле».

В соответствии с этим Манифестом Государственная дума получила законодательные права. Однако преобразование 20 февраля 1906 г. Государственного совета в верховную законодательную палату, издание 8 марта 1906 г. правил о порядке рассмотрения государственной росписи доходов и расходов и основных законов от 23 апреля 1906 г. сократили круг вопросов, находившихся в ведении Государственной думы. В перерывах между заседаниями Госдумы законодательные функции передавались императору, с тем чтобы действие принятой им меры прекращалось с началом заседаний Госдумы.

Государственная дума избиралась на 5-летний срок, по истечении которого могла быть распущена императором, назначавшим одновременно новые выборы и время созыва. Члены Госдумы пользовались свободой суждений и не несли ответственности перед избирателями. Они могли быть подвергнуты лишению или ограничению свободы лишь по распоряжению судебных властей и не подлежали административной ответственности.

К предмету ведения Госдумы отнесены законодательные предположения, требовавшие издания законов и штатов, их изменение, дополнение, приостановление действия или отмену; рассмотрение государственной росписи доходов и расходов вместе с финансовыми сметами министерств и главных уравнений, дела об отчуждении части государственных доходов или имуществ, о постройке железных дорог и т. д. Государственная дума могла обращаться с запросами к министрам по поводу действий, которые сочтет незаконными, а также обращаться к ним за разъяснениями. Общее руководство деятельностью Государственной думы осуществляли председатель и его товарищи. Они избирались из числа членов Госдумы закрытым голосованием на 1 год, по истечении которого могли переизбираться. Председатель Государственной думы имел право всеподданнейшего доклада императору «О занятиях Государственной думы».

Для предварительного рассмотрения законодательных проектов и вопросов текущей деятельности избирались постоянные комиссии: бюджетная, финансовая, по рассмотрению государственной росписи доходов и расходов, редакционная и т. д. Избирались также временные комиссии для подготовки конкретных законопроектов. Законопроекты рассматривались общим собранием Госдумы, принятый законопроект получал силу закона после одобрения его Госсоветом и утверждения императором. Если законопроект отвергался одной из палат, для его доработки создавалась согласительная комиссия из членов Государственной думы и Госсовета. Выборы в первую Государственную думу проходили в феврале - марте 1906 г.; наибольшего успеха достигла Конституционно-демократическая партия (кадеты). Таким образом, страна медленно, но определенно эволюционировала в сторону конституционной монархии западного типа, с учетом, конечно, особенностей национального характера. Постепенно от самодержавного понимания развития России приходило понимание парламентаризма, в практику и правосознание внедрялись идеи независимого правосудия и вообще правового государства.

В ходе февральской революции 1917г. монархия была свергнута. Император Николай

II отрекся от престола, и Государственная дума сформировала Временное правительство, которое провело политическую амнистию, взяло под защиту гражданские права и свободы. Правительство проводило курс на недопущение в стране диктатуры и проведение Учредительного собрания.

1 сентября 1917 г. Россия провозглашается Республикой. Государственная дума сложила свои полномочия.

Временное правительство готовило конституционную реформу. Созывались конституционные совещания. Большую работу проводили в этом направлении известные русские ученые Б.Н. Чичерин, Н.М. Крикунов, А.С. Алексеев, М.И. Свет-ников, С.А. Котляревский и др. Но они не успели создать теорию Российского республиканизма, а Временное правительство не смогло провести все это в жизнь, так как слишком малым оказался этот период, затем сменившийся большевистской тоталитарной диктатурой.

Наши рекомендации