Зарождение и становление теории разделения властей
В первые идею о необходимости разделения властей выдвинул Джон Локк. Он предложил разделить на законодательную и исполнительную власти. Идею Локка развил французский просветитель 18 века Шарль Луи Монтескье. Монтескье предложил разделить на законодательную, исполнительную и судебную власти. Он выводил потребность в разделении властей из природы человека, а именно из его склонности к злоупотреблениям власти. Поэтому он считал необходимым разделить властные функции между различными людьми. Далее большой вклад в принцип разделения властей внесли «отцы основатели» США, перед которыми стояли практические задачи государственного строительства. Для предотвращения чрезмерного усиления одной из ветвей власти «отцы основатели» разработали так называемый механизм сдержек и противовесов, т.е. каждая ветвь власти должна была получить определенный набор политико-юридических средств, которые позволили бы ей противостоять стремлению другой ветви власти к усилению своего влияния.
Законодательная (З) | Исполнительная (И) | Судебная (С) | |
З | - | 1) право роспуска парламента главой го-сударства 2) право вето у главы государства 3) право законодательной инициативы, т.е. возмож-ность внесения законов 4) возможность издания указов, постановлений, которые дополняют, конкретизируют су-ществующие законы | 1) возможность призна-ния неконституционными принятые законы |
И | 1) законодательное регулирование деятель-ности исполнительного органа власти 2) вотум недоверия правительству 3) импичмент главе государства 4) депутатские запросы по наиболее важным вопросам общественной и государственной жизни 5) парламентские слушания | - | 1) возможность признания противозаконными актов и решений исполни-тельных органов власти 2) судебная ответствен-ность за должностные преступления |
С | 1) законодательное регу-лирование судоустройства и судопроизводства 2) участие парламента в формировании высших судебных органов 3) амнистия | 1) назначение судей главой государства 2) право помилования | - |
2) Законодательная власть: понятие и принципы ее организации
Законодательная власть -это первичная ветвь власти, делегированная народом своим представителям, реализуемая коллегиально путем издания нормативных актов, а также наблюдений и контроля за исполнительной властью, прежде всего в финансовой сфере.
Законодательную власть иначе называют представительной властью, т.к. в ходе выборов народ передает власть своим представителям, а сами органы называются представительными органами. В различных странах высшие представительные органы называются по-разному, например, в РФ - Федеральное Собрание, в США - Конгресс, в Германии - Бундестах и др. Т.к. первый законодательный орган возник в Англии в 13 веке и назывался парламент, то все законодательные органы теперь именуются парламентами. Парламенты по своей структуре могут быть однопалатными и двухпалатными. С точки зрения представительства народных интересов однопалатного парламента более чем достаточно. Двухпалатные парламенты существуют либо в федеративных государствах, либо являются феодальными пережитками, т.е. данью традиции (например, это палата лордов в Англии). В федеративных государствах верхние палаты парламента выполняют функцию представительства субъектов Федерации (эту идею придумал Дж. Медисон). Если нижние палаты парламента формируются на основе пропорционального представительства, то верхние палаты формируются на основе равного принципа представительства каждого субъекта Федерации (примерно 2 человека от субъекта). Кроме того, срок полномочий депутатов в верхних палатах, как правило, более длителен, депутаты верхней палаты имеют более высокий возрастной ценз и, как правило, формируются на непрямых (косвенных) выборах (исключение США). В итоге верхняя палата становится своеобразным заслоном для поспешно принятых законов.
Палаты парламента образуют постоянные и временные комитеты и комиссии. Основное назначение которых - предварительное рассмотрение законопроектов. Депутаты от одной партии объединяются во фракции для координации своих действий.
Кроме исключительного права принимать законы, парламент устанавливает налоги и сборы, формирует (принимает) бюджет страны, ратифицирует международные договоры. Свою деятельность парламент осуществляет на сессиях. В большинстве стран мира депутаты избираются на основе свободного мандата, т.е. не могут быть отозваны до истечения срока полномочий. В субъектах Федерации законодательная власть осуществляется законодательными органами, которые носят разные названия. Но в целом похожи на федеральный орган.
3) Исполнительная власть: понятие и принципы ее организации
Исполнительная власть –это вторичная подзаконная ветвь власти, деятельность которой направлена на исполнение законов и других актов законодательной власти.
Исполнительная власть призваны осуществлять исполнительные органы, главным из которых является Правительство. Правительство состоит из председателя правительства (премьер-министра), его заместителей и министров. Число министров в разных странах значительно отличается друг от друга. За проводимый курс правительство несет, как правило, солидарную ответственность, т.е. в случае вынесения вотума недоверия парламентом, оно уходит в отставку целиком и подлежит замене новым правительством. При этом в смешанных республиках президент может вместо этого объявить новые парламентские выборы. Во всех странах предусмотрена судебная ответственность представителей исполнительных органов власти (например, для высших – импичмент). Исполнительные органы власти принимают особого рода юридические документы – подзаконные акты, а вся деятельность исполнительных органов власти носит подзаконный характер. На местах исполнительная власть осуществляется через представителей центральных органов исполнительной власти либо через органы исполнительной власти субъектов федерации.
4) Судебная власть: понятие и принципы ее организации
Судебная власть -это специфическая независимая ветвь государственной власти, осуществляемая путем гласного, состязательного рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях споров о праве.
Монополией на осуществление судебной власти обладают суды.
Судебная власть значительно отличается от законодательной и исполнительной власти. Он (суд) осуществляет государственную власть в особой форме – в форме правосудия (деятельность суда по вынесению правового суждения о законе и правах сторон). При этом судебная власть не изолирована от законодательной и исполнительной власти. Суды характеризуются судоустройством и судопроизводством.
Под судоустройством понимается совокупность норм, устанавливающих задачи и принципы организации судов, структуру судов.
Принципы судоустройства:
a)Осуществление правосудия только судом
b)Независимость судей и подчинение их только закону
c)Неприкосновенность судей и их несменяемость
d)Коллегиальность суда
e)Образование суда на началах выборности
В зависимости от роли коллегии народных представителей различают 2 разновидности судов:
a) Суды присяжных – здесь функции судьи и коллегии присяжных строго разведены. Присяжные выносят вердикт о виновности или невиновности. Судья же на основании этого вердикта формулирует приговор, на содержание которого присяжные повлиять не могут.
b) Суды шеффенов – состоит из одной коллегии, в которую входит судья и заседатели (шеффены).. Вынесение приговора производится ими совместно.
Судопроизводство– это установленный законом порядок возбуждения, рассмотрения, расследования и разрешения уголовных и гражданских дел.
Принципы судопроизводства:
1)Принцип законности
2)Принцип равенства участия процесса
3)Принцип состязательности
4)Принцип публичности и гласности судебного разбирательства
Суды в соответствии с правовой сферой, на которую распространяются их полномочия, подразделяются на:
1) Суды общей юрисдикции – они рассматривают гражданские, трудовые, имущественные споры, дела об административных правонарушениях и уголовные дела.
2) Суды специальной юрисдикции – понимаются суды, которые рассматривают дела с определенной спецификой (например, в РФ - арбитражные суды). Чем больше развитая правовая система в стране, тем больше количество специализированных судов.
3) Суды административной юрисдикции - рассматривают жалобы граждан на превышение государственными служащими своих полномочий. В России таких судов не существует.