Создание Румынского государства 4 страница
Усилилась и внутриклассовая борьба. Несмотря на то, что в
1871 г. сформировалась партия консерваторов, уже в декабре
1872 г. в Собрании образовались три консервативные фракции, ко
торые вели упорную борьбу между собой: старые правые под ру
ководством К. Браилою, молодые правые во главе с Д. Гикой и
центристы, руководителем которых был В. Боереску. Обострение
социальных и экономических противоречий, финансовые трудности,
пренебрежение интересами буржуазии, открытое вмешательство
Германии во внутренние дела Румынии вызывали суровую крити
ку правительства консерваторов Л. Катарджиу со стороны либе
ралов и вынудили его уйти в отставку. Последовала смена ряда
кабинетов. Сменившее консерваторов в апреле 1876 г. переходное,
весьма бесцветное правительство генерала И. Ем. Флореску также,
как и предшествующий кабинет Л. Катарджиу, провозгласило по
литику «законности, порядка и консервативных принципов». Но
оно продержалось у власти менее месяца.
В результате упорной борьбы либералов, образовавших свою партию, 27 апреля 1875 г. к власти пришло либеральное правительство во главе с бывшим консерватором, перешедшим впоследствии к либералам М. Костаке-Епуряну. Новый кабинет объявил, что обеспечит соблюдение «конституционных прав и свобод», наведет порядок в финансах, уменьшит налоги, окажет покровительство промышленности, торговле; обещал проявить заботу о нуждах мелких землевладельцев и выделить наделы молодоженам, не полу-' чившим земли по закону об аграрной реформе 1864 г. Однако все это осталось лишь иа словах. На деле правительство либералов проводило ту же политику насилия и угнетения народных масс, только несколько более гибкими методами.
Выполняя внешнеполитические функции, указанные кабинеты стремились обеспечить оборону страны, а также добиться диплома- тическим путем, играя на противоречиях между великими державами, расширения автономии и получения отдельных атрибутов суверенного государства (права на заключение международных договоров, на дипломатическое представительство в других странах,, чеканку монеты и орденов, ведение самостоятельной внешнеторговой политики). При поддержке главным образом России в 1871— 1872 гг. удалось ликвидировать некоторые внешнеполитические конфликты, устранить попытки Порты превратить Румынию в обычную провинцию Османской империи, лишить ее автономии. Россия, а вслед за ней и Австро-Венгрия заключили с Румынией почтовые, торговые, железнодорожные консульские конвенции, что-содействовало обретению румынским правительством права на заключение международных договоров, фактически предоставив румынским агентам права дипломатических представителей. Но попытки румынских правящих кругов получить дипломатическим путем санкцию держав на провозглашение независимости (1873 г.) окончились неудачей 20°.
В период Восточного кризиса середины 70-х годов XIX в. ввиду особенностей политического положения и социально-экономического развития страны, а также давления со стороны западных держав, правящие круги Румынии, также, как и Греции, придерживались политики нейтралитета и не намеревались принимать участия в развернувшейся борьбе народов Боснии, Герцеговины и Болгарии против османского господства, отказались участвовать в сербско-черногорско-турецкой войне 1876 г.201 Летом 1876 г. после прихода либералов к власти министр иностранных дел М. Когэлнича-ну направил державам еоту, в которой требовал признания политической "самостоятельности и неприкосновенности Румынского государства, самоназвания «Румыния», установления границы с Турцией по тальвегу главного русла Дуная, включения представителей Румынии в дипломатический корпус, признания румынских паспортов. Однако державы отказались удовлетворить требования румынского правительства.
Убедившись, что дипломатическим путем не удастся добиться прав суверенного государства и что международная обстановка в целом и в особенности обострение Восточного кризиса середины 70-х годов угрожает превратить Румынию в театр военных действий, правительство либералов после длительных переговоров с русскими государственными деятелями в Ливадии и Бухаресте подписало 4 (16) апреля 1876 г. военную конвенцию с Россией, предопределившую участие румынских войск в войне на стороне России против Турции. Следует отметить, что Россия в период переговоров была первой и единственной в то время державой, которая обещала признать независимость Румынии в случае изменения статус-кво Османской империи.
В обстановке русско-турецкой войны 1877—1878 гг., выхода русских войск к Дунаю 9(21) мая 1877 г. румынский парламент провозгласил независимость страны. Совместные военные действия русских и румынских войск позволили закрепить провозгла- шенную независимость, что получило международно^ признание в решениях Сан-Стефанского и Берлинского мирные договоров 1878 г.
Таким образом, выполнение внешнеполитических функций румынского правительства находилось в тесной зависимости от позиции великих держав'. Если подвести общие итоги, то ь^ожно с полным, основанием отметить, что процесс формирования и последующего развития Румынского национального государства подчинялся общим закономерностям, свойственным складыванию в XIX в. национальных государств в Европе. Румынское государство сформировалось прежде всего в результате внутреннего развития страны, разложения феодальных и развития капиталистических отношений, расширения внутреннего рынка, становления новых классов и прослоек — буржуазии, пролетариата и интеллигенции, роста национального самосознания, формирования румынской буржуазной нации, оформления буржуазных политические партий.
Но в отличие от большинства стран Западной и Центральной Европы Румынское национальное государство сформировалось в значительной мере и под влиянием внешнего фактора, который временами то ускорял, то тормозил, а в некоторых случаях имел даже определяющее значение в деле, осуществления структурных изменений в политической организации общества, в формировании и эволюции румынской государственности. Державы определяли не только международный, но в значительной степени (а временами и в определяющей) внутренний статус Румынского государства. Основные законы страны: Конвенция 1858 г., Развивающий статут к этой Конвенции (1864 г.), Конституция 1866 г., ряд кодексов — гражданский, уголовный, уголовно-процессуальный были или навязаны стране извне или заимствованы ее господствующими классами у западных государств. Это не могло не оказать влияния на процесс формирования Румынского национального ^независимого государства.
Как в Германии и Италии, объединение Молдовы и Валахии в единое Румынское государство произошло преимущественно «сверху» в результате комбинаций правящих группировок. Но в княжествах это прошло сравнительно мирным путем, при использовании, и причем широком, дипломатических методов борьбы, игры на противоречиях между великими державами. Постоянное вмешательство держав во внутренние дела Румынии приводило не только к смене отдельных министров, но и целых кабинетов, к вынужденному изменению курса правительств и проведению определенных изменений внутри страны. Кроме того, Румынское государство в отличие от Германии и Италии было значительно менее экономически развитым. В первое время после объединения Молдовы и Валахии оно являлось государством переходного типа от феодального к буржуазному.
В Румынии были еще слабо развиты наиболее заинтересованные в формировании национального и независимого, государства классы — буржуазии и пролетариата. Вследствии э^ого длитель- ное время в стране формировались отдельные группировки и течения, и лишь в 1871 — 1875 гг. образовались основные политические партии. Только после объединения княжеств и проведения буржуазных реформ завершился процесс формирования румынской буржуазной нации. В отличие от других стран и земель Юго-Восточной Европы, к началу XIX в. не имевших своей государственности, Румыния стала прямой преемницей государственной структуры Дунайских княжеств. Процесс государственного развития на этой •территории был непрерывен даже во времена турецко-фанариотского господства.
Румынское государство образовалось в 1859 г. в результате двойного избрания Кузы. За менее, чем 20 лет от объединения к независимости произошло слияние двух княжеств, формирование их единого правительства и законодательства, превращение страны в конституционную, парламентарную буржуазную монархию во главе с иностранным принцем. Но еще долгие годы будут чувствоваться пережитки феодализма, и в плане решения задач национальной буржуазной государственности еще несколько десятилетий •будет вестись борьба за объединение румын в рамках одного государства.