Сотрудничество Российских и Зарубежных молодежных парламентов
Молодёжные парламенты организованы во многих странах Европы с целью привлечения молодых граждан к законодательному процессу, дать возможность высказать свои идеи и быть услышанными. Такая форма участия в управлении государством позволяет молодежи лучше ориентироваться в политике, чувствовать себя ответственными за перемены, происходящие в стране.
В апреле 1999 года в связи с 50-летней годовщиной Совета Европы прошла Молодёжная ассамблея, на которой были представлены 40 национальных делегаций. В составе Молодёжной ассамблеи насчитывалось 286 членов в возрасте от 16 до 20 лет. Она стала платформой для выражения идей молодёжи, проведения дискуссий. На ней обсуждались политические вопросы, в частности пути выхода из косовского кризиса.
В Совете Европы существуют два молодёжных центра - в Страсбурге и Будапеште, осуществляющих контакты Совета Европы с молодёжными организациями. Россия также сотрудничает с европейскими молодёжными организациями. Так, в декабре 2008 года в Пензе прошёл Молодёжный форум неправительственных организаций Совета Европы. В нём участвовали представители из 12 европейских стран.
Рассмотрим европейский опыт молодежного парламентаризма.
Австрия. В 1991–1993 годах парламент страны сотрудничал с молодёжью в форме Молодёжного парламента и Парламента школьников и стажёров. В 1998 году Европейский молодёжный парламент провел 29-ую международную сессию в парламенте Австрии.
Австрийский Молодёжный парламент создан аппаратом парламента в рамках проекта «Мастерская демократии». Это игра, позволяющая понять законодательный процесс молодым людям в возрасте от 14 до 16 лет. Число членов Молодёжного парламента составляет от 60 до 90 представителей трёх классов школы. Оно не привязывается к числу членов Парламента Австрии. Молодёжный парламент собирается два раза в год в основном здании Национального Совета. За организацию его работы отвечает администрация парламента. Члены парламента оказывают участникам помощь. Дорога и размещение для учащихся являются бесплатными. Работа Молодёжного парламента идёт шесть недель, после чего написанные участниками отчёты и проекты публикуются на сайте парламента. При проведении экскурсий по зданию парламента используется концепция ролевых игр, в которых участвуют школьники. Во время экскурсии молодым посетителям предоставляется возможность общения с членами парламента.
Бельгия. Специфика Бельгии как федеративного государства состоит в том, что образовательная и молодёжная политика находятся в компетенции трёх языковых сообществ: фламандскоязычного, франкоязычного и германоязычного, а не федерального центра. В каждом из сообществ существует свой молодёжный парламент. Бельгийский Федеральный Парламент участвует в организации молодёжного парламента фламандского сообщества, организованного по инициативе неправительственной организации «Глоублинк» (Globelink).
В работе Молодёжного парламента участвуют ученики 5-6 классов школ второй ступени в возрасте 16-19 лет. Количество участников не ограничено. Выборов в парламент нет. За 2007-2008 парламентский год (с сентября по май) в проекте приняли участие 700 молодых людей. В данном проекте главную роль играют группы, собирающиеся по собственному желанию. Каждая группа определяет повестку дня, проводит обсуждения. Они могут работать с представителями гражданских общественных организаций по выбранным темам, организовывать пресс-конференции. В конце парламентского года все группы собираются на один день в федеральном или фламандском парламенте. Основная цель проекта – изучение молодыми людьми работы политиков, процесса принятия политических решений.
Утром участники проекта работают в комитетах, днём - на пленарном заседании. Ежегодно выбирается новая тема обсуждения (борьба с наркотиками, роль СМИ в изменяющемся мире, энергетика, продовольствие) и назначается председатель. По условиям и по составу Молодёжный парламент соответствует политическим группам, представленным в «реальном» парламенте. Результатом работы Молодёжного парламента являются рекомендации по рассматриваемым темам, которые направляются в федеральный парламент и фламандский парламент, в соответствующие министерства. Члены парламента могут принимать участие в финальном заседании.
Ежегодно Сенат Бельгии проводит акцию «Мир детей», в которой принимают участие около 80 детей из Брюсселя. В этот день дети живут жизнью взрослых: работают в пекарне, пожарной охране, знакомятся с различными профессиями, а также участвуют в дебатах парламента. Дебаты не готовятся заранее. Дети поднимают интересующие их темы, обсуждают их вместе с политиками, голосуют с использованием действующей системы голосования. Занятие длится 2-3 часа и включает экскурсию по парламенту, рассказ о его работе, дебаты.
В период подготовки к выборам Сенат Бельгии каждую среду приглашает школьников из разных провинций для участия в дебатах с политическими деятелями. Обычно это группы до 50 человек в возрасте 15-18 лет. Каждый год по случаю Дня прав ребёнка парламент совместно с Детским фондом ООН в Бельгии проводит дебаты с участием молодых людей от 15 до 20 лет и членов парламента по теме, которую предлагает Детский фонд (например: дети и бедность; беженцы в Бельгии).
Существует также «Портал демократии», где дети и молодые люди участвуют в ролевых играх, имитирующих политическую деятельность.
Великобритания. В стране действует Центр парламентского образования. В нём ученики и учителя узнают об истории, роли, работе и значении парламента. Четыре сотрудника занимаются организацией экскурсий, двое проводят постоянную работу со школами, учителями и учащимися. Экскурсия включает осмотр здания, наблюдение за дебатами, по возможности - беседу с членом парламента, образовательный семинар. Также проводятся обучающие мероприятия для учителей.
На сайте парламента, помимо доступа к основным ресурсам, имеются различные интерактивные игры (от виртуальной экскурсии до процедуры прохождения закона), предполагающие самостоятельную или командную работу. Кроме того, парламентским сайтом поддерживается «Игра в голосование».
При Греческом парламенте каждый год формируется Молодёжный парламент, в который входят 300 (по числу мест в Парламенте Греции) молодых людей в возрасте 16 лет. Они проходят процедуры отбора, в том числе, написание эссе. Молодёжный парламент работает в течение трёх дней в начале сентября, его члены участвуют в работе комиссий, и пленарных заседаниях.
Регулярно в Парламенте Греции проводятся экскурсии с посещением пленарных заседаний и выставки для студентов и школьников.
Дания. Молодёжный парламент создан в 1999 году. Он работает под эгидой датского парламента, за его работу отвечает департамент по связям. В Молодёжный парламент избираются датчане в возрасте 15-16 лет. Члены парламента могут участвовать в дебатах комитетов Молодёжного парламента. Все школы Дании представляют в парламент законопроекты, из которых парламент выбирает 60 (58 законопроектов от Дании, 1 – от Гренландии, 1 – от Фарерских островов). Они рассматриваются на одном заседании совместно с Молодёжным парламентом.
В Молодёжный парламент попадают авторы отобранных законопроектов. Всего 178 членов и Президент Молодёжного парламента, который ведёт дебаты. Число представителей соответствует числу членов датского парламента.
Работа Молодёжного парламента ведётся по комитетам, затем проходит одно заседание в парламенте. По окончанию работы законопроекты направляются Президенту парламента и Министру образования. От них должны прийти заключения.
Цель Молодёжного парламента в том, чтобы дети почувствовали своё участие в демократических процессах, принципы руководства и принятия решений.
Кипр. С 2001 года работает Молодёжный парламент, за который ответственен Координационный комитет по защите и здоровью детей. Парламент работает на двух уровнях: региональном и национальном. На национальном уровне пленарные заседания проходят каждые два месяца. Раз в год, обычно в ноябре, молодые люди участвуют в работе республиканской Палаты представителей.
В соответствии с регламентом, Молодёжный парламент состоит из 80 членов в возрасте от 12 до 18 лет, представляющие пять регионов. Как и в палате представителей Кипра, национальные меньшинства представлены в тех же пропорциях: 56-греков, 24 – турка. Представлены и религиозные группы. Выборы проходят каждые два года во всех средних школах. Выбираются советы школ и кандидаты в парламент. От нескольких школ избираются несколько «парламентариев», и Региональная избирательная ассамблея.
Македония. Парламент страны (Собрание Республики Македонии) сотрудничает с Детским парламентом и Молодёжным национальным парламентом. Проводятся Открытые парламентские дни, включающие ролевые игры по тематическим сессиям Детского парламента, и сессии Молодёжного национального парламента, которые проходят как пленарные сессии и дебаты в комитетах Парламента. Число участников равно числу членов парламента, действуют парламентское большинство и оппозиция. В ходе Открытых парламентских дней 120 студентов могут задать различные вопросы депутатам, которые сидят в зоне правительства. Ролевые игры проходят согласно процедурам и в соответствии с регламентом Собрания Республики Македонии. Собрание, аппарат Собрания, средства массовой информации участвуют в организации этих мероприятий и их освещении.
Эстония. В стране существуют три молодёжных парламента. 1. Детский парламент молодёжного союза Эстонских детских организаций рассчитан на детей 7-18 лет. Он основан в 1995 году, работает обычно во время зимних каникул. Обсуждаются такие вопросы как курение, образование, молодёжная политика, ситуация с уличными детьми, ситуация в школах, окружающая среда.
2. Молодёжный форум Эстонского союза детского здоровья «101 ребенок на Тоомпеа », по аналогии со 101 членом парламента, объединяет подростков в возрасте 14-19 лет. Он основан в 1996 году и проходит в конце сессии парламента в зале заседаний. Форум обсуждает вопросы, выбранные молодёжью: досуг, проблемы в школе, участие в общественной жизни, интеграционные процессы в системе образования, трудоустройство, эстонская молодёжь в Европейском союзе, свобода слова. Итоговые документы передаются в парламент, правительство, региональные органы власти.
В Норвегии Стортинг использует различные формы сотрудничества с молодыми людьми и студентами:
¾ экскурсии во время заседаний парламента (4 экскурсии каждый день), встречи молодых людей с представителями в парламенте от их территориальных образований;
¾ организация лекций о законодательстве, функциях парламента, электоральной системе;
¾ предоставление помещений, помощь студентам в организации встреч, дебатов, лекций по актуальным проблемам;
¾ помощь школам, которые участвуют в ролевых играх в парламенте.
Информация об этих мероприятиях содержится в рассылаемых в школы и библиотеки брошюрах, а также на сайте Парламента.
На «молодежных страницах» сайта парламента предлагаются различные варианты действий (например, взять интервью у члена парламента). В сентябре 2005 года был открыт учебный центр («мини-Тинг»), где проводятся трехчасовые ролевые игры для школьников старших классов, дающие знания о работе парламента, политике и демократии.
В Италии Палату депутатов ежегодно посещают тысячи студентов (более 85 000 в 2005 году).
Наиболее важными мероприятиями, которые Палата депутатов Италии проводит совместно с Министерством образования, являются «Обучающие дни». Каждую неделю группа старших школьников (два последних года обучения в средней школе), которые в течение года изучали работу парламента, проводят два дня в Палате депутатов, встречаясь с депутатами, посещая рабочие мероприятия и изучая базы данных и другие информационные источники в библиотеке палаты.
Ежегодно совместно с университетами Флоренции, Неаполя и Пизы палата организует специализированные программы по законодательной деятельности парламента для студентов и молодых специалистов, получивших гранты.
Сенат Италии для школьников, студентов и остальной молодежи предлагает много образовательных программ. Информацию о них можно найти на сайте парламента[13].
При участии Сената Книжный центр проводит ярмарки, на которых представлены материалы о парламенте (печатные и на CD-ROM), а также демонстрационные ролики. Особым вниманием пользуются стенды, где с помощью мультимедийных средств моделируются заседания Сената, в ходе которых школьники могут принять участие в парламентских дебатах и ознакомиться с законодательным процессом.
С февраля 2004 года для школьников проводятся экскурсии, на которых рассказывается о функциях и деятельности Сената, о встречи с членами парламента и пленарные заседания. Пленарные заседания проводятся под председательством Бюро, избираемого из членов молодежного парламента. Основная цель заключается в том, чтобы молодые люди лучше поняли работу парламента, его процедуры и практику демократических дебатов. Проект поддерживается региональными Управлениями образования по всей стране и региональными отделениями Министерства по делам молодежи и спорта.
ВПарламентеФинляндии регулярно один раз в два года (с 1998 года) собирается «Молодежный парламент». 17 марта 2006г. состоялось пленарное заседание «Молодежного парламента», что стало одним из ключевых событий в рамках столетнего юбилея финского парламента. «Молодежный парламент» организован совместно с Центром школьных клубов.
Парламент Финляндии проводит «игры в законодателей» - инновационный способ обучения законотворческой деятельности, навыкам парламентаризма и политики. Участники игры узнают, как готовятся и принимаются законы, как проходит рабочий день членов парламента. Игра может проводиться на финском или шведском языке в гостевом центре; также возможно проведение игры в режиме онлайн на сайте парламента[14].
3. В 2004 году создана Модель Европарламента, где предполагается участие молодёжи 15-19 лет. Этот парламент знакомит молодых эстонцев с работой Европарламента, системой европейской демократии. Он работает на региональном, национальном и международном уровнях. На национальном уровне каждый год сессия проходит в здании парламента в течение четырёх дней в январе - феврале. Работа идёт в комитетах и на пленарных заседаниях. Рабочий язык – английский.
В последнее время молодежные парламенты РФ все чаще взаимодействуют с молодыми парламентариями Европы и молодежными парламентами стран СНГ.
Одним из примеров такого взаимодействия является образовательная подготовка у экспертов в области СНГ, молодежной политики и международных отношений для делегаций из Армении, Азербайджана, Беларуси, Казахстана, Молдовы, России, Таджикистана и Украины. Также в Тверской области в 2011 году состоялась смена дружбы и взаимного сотрудничества молодежи « Мы – будущие СНГ», в Курчатовском институте прошли IV Высшие курсы для молодых ученых стран содружества.[15]
Михаил Кротов, в беседе с участниками смены, рассказал: « Межпарламентской ассамблее СНГ 20 лет. Принято 273 модельных закона и кодекса МПА СНГ. На основе международных типовых актов, с учетом местных особенностей мы готовим типовую основу, которая входит в национальное законодательство стран СНГ. Мы выносим на обсуждение законопроект «О молодежной политике СНГ», Положение о Молодежной МПА.[16] Тексты опубликованы на сайте iacis.ru[17]
Следующим примером такого сотрудничества является семинар, который состоялся в Страсбурге в период летней сессии ПАСЕ для молодых парламентариев. В этом семинаре принимали участие представители из России, Азербайджана, Турции, Армении, Португалии, Израиля. Всего-22 человека. В российскую делегацию входили сенаторы: Александр Починок, Владимир Жидких, Вячеслав Фетисов, Светлана Журова.
Участники семинара ставили перед собой следующие задачи:
¾ Ознакомление со структурой и деятельностью совета Европы ;
¾ Совершенствование своих знаний в области реализации молодежной политики на национальном уровне с учетом опыта и ресурсов Совета Европы.
Ульрих Буньес, руководитель Молодежного департамента по демократической гражданственности Совета Европы, выразил удовлетворение тем, что российская инициатива проведения образовательных семинаров для молодых парламентариев и молодежных лидеров в Совете Европы в период сессий ПАСЕ расширяет формат и состав участников. Владимир Жидких, являвшийся одним из инициаторов данного проекта отметил, что «сегодня в быстроменяющемся мире институт подобных молодежных организаций может быть хорошим инструментом развития демократии и гражданского общества в ваших странах и не только»[18]
Программа семинара была гармонично составлена из тренинговых элементов, посещений различных институтов встреч с политиками, европейскими чиновниками, экспертами и включала в себя:
¾ Образовательные модули;
¾ встречи с главой отдела образования и т.д;
¾ презентации;
¾ тренинги и мастер классы.
Важным событием программы семинара стала встреча с Президентом Конгресса местных и региональных властей Совета Европы. Далее, по программе, В Страсбургском университете состоялась презентация инновационного проекта «Молодежная модель ПАСЕ»[19]
Участники семинара встретились с одним из организаторов проекта- Президентом Фонда содействия развития международного сотрудничества, руководитель Межкомиссионной рабочей группы по международному сотрудничеству и общественной дипломатии Общественной палаты России Александром Соколовым. Он сообщил: «Я искренне желаю, чтобы представители осеннего семинара приняли участие и в молодежной ассамблее Совета Европы, т.к. это имеет большое значение для развития международного сотрудничества и взаимодействия молодежных лидеров Европы между собой. Российская сторона ведет переговоры с руководством ПАСЕ по данному вопросу. Рассчитываем на положительный результат»[20]
Еще одним примером может послужить семинар для молодых парламентариев и молодежных лидеров стран СНГ, который состоялся в период сессии Межпарламентской ассамблеи государств-участников СНГ в Санкт-Петербурге в Таврическом дворце.
Проведение семинара было приурочено к 20-летию МПА СНГ. Его особенностью стало участие молодежных лидеров СНГ и V Невского международного экологического конгресса.
В семинаре принимали участие представители молодежных парламентов, советов, молодые политики, депутаты, представители национальных органов по работе с молодежью Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, Таджикистана, Узбекистана, Украины, а также российских регионов.
Целью семинара являлось приобщение молодежи к парламентской деятельности, повышение её правовой культуры, формирование преемственности поколений, создание условий для диалога, сотрудничества и обмена опытом между молодежными лидерами стран СНГ по вопросам молодежной политики и развития молодежного парламентаризма.
В торжественном открытии семинара принимали участие: Председатель Совета МПА СНГ, Председатель Совета Федерации ФС РФ Валентина Матвиенко, Генеральный секретарь совета МПА СНГ Алексей Сергеев и т.д.
По оценке Валентины Матвиенко, «в странах содружества вызревает, по сути, уже вызрела потребность в переходе к качественно новым, более высоким формам взаимодействия. Активный и весомый вклад в этот процесс вносит Межпарламентская ассамблея». Далее она отмела, что «важнейшая составляющая этой работы - подготовка молодых политиков, которые не только сознают всю важность упрочения Содружества входящих в него стран, но и могут органично включиться в эту работу».
В программе семинара для участников были предусмотрены образовательные модули.
Лекцию по теме «СНГ: вчера, сегодня, завтра» прочитал заместитель начальника экспертно – аналитического управления , начальник отдела обеспечения модельного законотворчества в социально – гуманитарной сфере , секретарь Постоянной комиссии МПА СНГ по культуре, информации, туризму и спорту Константин Пшенко. Также перед участники семинара в панельной дискуссии «Структура и направление деятельности СНГ» выступили и ответили на вопросы директор Международного развития демократии, парламентаризма и соблюдения избирательных прав граждан государств – участников МПА СНГ Дмитрий Гладей и секретарь информационно – аналитического правового центра Парламентской ассамблеи ОДКБ Валерий Гришагин.
В рамках круглого стола, посвященного развитию молодежного парламентаризма в государствах – участниках СНГ и инициативе создания Молодежной ассамблеи СНГ, участники презентовали опыт своих стран по развитию молодежной политики и молодежного парламентаризма, рассказали о наиболее ярких проектах и мероприятиях для молодежи.
Особый интерес молодежных лидеров СНГ вызвала идея создания Молодежной межпарламентской ассамблеи СНГ.
Подводя итоги образовательного семинара для молодых парламентариев и молодежных лидеров государств – участников СНГ Владимир Жидких отметил: « Семинар прошел на высоком уровне и полностью оправдал наши ожидания как организаторов. Считаю, что данная инициатива является адекватным и своевременным запросом молодых граждан на создание условий для реального участия их в принятии государственных и межгосударственных решений, управлении делами государства, решении актуальных проблем молодежи.
Сегодня Молодежные парламенты в виде консультативно – совещательных структур при органах власти различных уровней действуют или создаются в Азербайджане, Армении, Беларуси, Казахстане, Молдове, России, Таджикистане, Украине.
Убежден, что наша молодежь нуждается в поддержке такого рода инициатив со стороны государства и общества. Принятие решения о создании Молодежной парламентской структуры СНГ будет весьма своевременно и послужит для них хорошим сигналом поддержки с нашей стороны.
Целью ММПА СНГ должно стать представление интересов молодежи при осуществлении МПА СНГ законотворческой деятельности, развитие молодежного сотрудничества и межкультурного диалога, повышение интереса молодежи к деятельности СНГ, МПА СНГ, органов власти Содружества.
ММПА СНГ будет способствовать развитию молодежного парламентаризма как системы представительства прав и законных интересов молодежи при органах власти различных уровней.
Молодежная межпарламентская ассамблея СНГ может стать уникальной площадкой, не имеющей аналогичных примеров в Содружестве и являющейся, по сути, ответом на современные демократические тенденции в молодежной среде».[21]