Кузнецов, Павел Александрович. 6 страница
5. Интернет. Объем интернет-рекламы увеличивается сообразно тому, как растет число пользователей Интернета. Число постоянных пользователей Интернета в России в декабре 2009 г. превысило 40 млн человек, что составляет 36% взрослого населения страны. Это показало исследование фонда «Общественное мнение» (результаты были опубликованы в газете «Взгляд»)2. Расчеты, проведенные по результатам исследований, свидетельствуют: суточная аудитория Интернета составляет почти 24 млн человек, т.е. 21% взрослого населения. Осенью 2008 г. эти показатели составляли соответственно 16%, или 17,7 млн человек.
1 АКАР. Сектор интернет-рекламы вырос на треть (25.02.2009) // http:// media-
revolution.ru/advertiser/markets/1862.html.
2 Крецул Р. Рунет за счет регионов // Взгляд. 2009. 11 декабря.
Таблица 3.2. Объем рекламы в январе—сентябре 2009 г.
Сегменты | Январь—сентябрь, млрд руб. | Прирост, % | |
2008 | 2009 | ||
Телевидение | 93,5-94,5 | 73,5-74,5 | -21 |
Радио | 9,8-9,9 | 6,4-6,5 | -35 |
Печатные СМИ В том числе: газеты журналы рекламные издания | 40,2-40,4 10,3-10,4 18,7-18,8 11,1-11,2 | 22,6-22,8 6,4-6,5 11.-11,2 4,9-5,0 | -44 -37 -41 -55 |
Наружная реклама | 33,8-34,0 | 19,6-19,8 | -42 |
| Интернет | 5,1-5,2 | 5,2-5,3 | +3 |
New media | 3,2 | 2,5 | -22 |
ИТОГО | 186,0-187,0 | 130,0-131,0 | -300 |
Источник: Объем рекламы в средствах ее распрстранения в январе-сентябре 2009 r.//http://akazussia.zu/obm_zp_09/.
Объем рынка интернет-рекламы в 2008 г. вырос на треть (32%) и составил 7,5 млрд руб. (отчетные данные по интернет-сегменту представлены без учета контекстной рекламы). Что касается возможного объема контекстной рекламы в России в 2008 г., то, по подсчетам агентства контекстной рекламы iConText, рынок контекстной рекламы в России в 2008 г. достиг 350 млн долл., что означает рост рынка примерно в полтора раза по сравнению с 2007 г. По данным рекламного агентства MindShare Interaction, общий объем рынка интернет-рекламы в России в 2008 г. составил 14,7 млрд руб., что на 55% превышает результат 2007 г. Оценка приводится без учета НДС и включает в себя только затраты на размещение рекламы (медийной и контекстной). Объем медийной интернет-рекламы, по данным MindShare, составил 5,8 млрд руб., показав рост 45% по сравнению с предыдущим годом. По данным генерального директора компании «Блондинка.ру» Александра Малюкова, рынок контекстной рекламы за 2008 г. оценивается в 350 млн долл. с учетом НДС1. По данным АКАР, объем интернет-рекламы в средствах ее распространения в январе — сентябре 2009 г. вырос на 3%.
Социальная реклама в Интернете встречается пока весьма редко и существует в основном в форме баннерообменных ссылок, размещаемых преимущественно на сайтах органов государственной (федеральной, региональной и местной) власти. Эти баннерные
1 AKAR Сектор интернет-рекламы вырос на треть (25.02.2009) // http:// mediarevolution.ru/advertiser/markets/1862 .html.
ссылки, как правило, ведут специальной созданные интернет-проекты социальной направленности.
Так, на сайте Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (http://www.minzdravsoc.ra/) можно увидеть баннерные ссылки на Совет при Президенте России по реализации приоритетных национальных проектов, приоритетный национальный проект «Здоровье», а также на специальный сайт, посвященный «Году семьи» в России. На региональном уровне на сайте Правительства Москвы (http://mos.ru/) расположены ссылки на Студенческое правительство дублеров города Москвы, Детский портал города Москвы, а также на специальный интернет-проект, посвященный «Году семьи» в г. Москве.
Многие компании посредством баннерных ссылок акцентируют внимание общественности на реализуемых социальных проектах. Так, компания «Норильский никель» на главной странице своего сайта (http://www.nornik.ru/) разместила ссылку на социальный отчет компании за 2007 г.
В целом социальная интернет-реклама развивается, а потому через некоторое время, возможно, мы увидим распространение не только баннерных, но и иных типов интернет-рекламы, например контекстной. Перспективным направлением работы по развитию социальной интернет-рекламы является ее размещение в социальных сетях («Одноклассники», «Мой крут», «В контакте»), которые в последние несколько лет приобрели заметную популярность прежде всего в молодежной среде.
6. Метро. Все больше социальной рекламы можно увидеть в метро, и в основном в московском и питерском. Метрополитен, размещая социальную рекламу, выполняет определенный государственный заказ. Например, в 2007—2008 гг. в московском метрополитене присутствовало большое количество социальной рекламы, посвященной «Году семьи» в России под слоганами «Любовь к родине начинается с семьи», «Стране нужны Ваши рекорды!» и т.п.
Другой стороной рекламы в метро является решение метрополитеном собственных имиджевых задач. Если опять же брать в качестве примера московское метро, то обращает на себя внимание большое количество социальной имиджевой рекламы, посвященной истории метро (серия «Вагоны московского метро»), правил поведения в метро «(Стойте справа, проходите слева!»), формированию культуры бережного отношения к метро и т.п.
При рекламном обеспечении определенных государственных социальных проектов нужно учитывать и то, что метрополитен есть не во всех российских городах, и даже там, где есть, он не всегда пользуется той популярностью, которая имеется в Москве и Санкт-
Петербурге. Поэтому социальная реклама в метро не должна быть доминирующей и основной.
7. Кинотеатры. Рекламные блоки в кинотеатрах содержат в среднем от 3—4 до 8—10 рекламных роликов. Социальная реклама в кинотеатрах пока не получила необходимого развития. В кинотеатр ходят в основном молодежь, дети, некоторая часть населения среднего возраста. Поэтому роль кинотеатров в формировании правильных социальных и нравственных ценностей переоценить трудно. Реклама в кинотеатрах — одна из самых репрезентативных форм распространения социальной рекламы.
Таким образом, в системе социального рекламирования используются различные средства массовой информации и прочие рекламоносители. Объем и динамика использования того или иного рекламоносителя существенно различаются, что может объясняться комплексом причин — от бюджетных и стоимостных факторов до общей оценки эффективности того или иного медиа с точки зрения донесения до конечной аудитории рекламируемых социальных ценностей.
Анализируя разновидности современной социальной рекламы и ее особенности, нельзя не обратиться к классификации социальной рекламы на основе ее заказчиков. Если в белорусском законодательстве о рекламе четко обозначено, что источником и распространителем социальной рекламы в Беларуси может быть только государство в лице своих государственных органов, имеющих монопольное право на это, то в российском рекламном законодательстве такого строгого ограничения нет. Можно выделить четыре группы заказчиков российской социальной рекламы.
Первым и главным заказчиком социальной рекламы в настоящее время, как это и должно быть, является государство в лице всевозможных министерств, служб, управлений, отделов и т.п. На практике это реализуется следующим образом: либо государство просто нанимает подрядчиков, которые выполняют государственный заказ (в основном без всяких тендерных мероприятий), либо образцы социальной рекламы создаются руками самих чиновников (но такое происходит крайне редко и выглядит непрофессионально). Бюджет на социальную рекламу у государственно-властных структур очень часто ограничен (или, наоборот, слишком раздут, а значит, тратится не эффективно), а потому качество социальной рекламы, заказываемой государством, зачастую не очень хорошее.
Второй заказчик социальной рекламы — отдельные некоммерческие общественные структуры третьего сектора. Сюда могут относиться научно-исследовательские институты, благотворительные фонды (как российские, так и международные), учреждения сферы культуры, экологии, религиозные организации и т.п. Здесь уже
конкретный бюджет не оговаривается, а потому качество рекламы, заказываемой либо создаваемой некоммерческими структурами, может быть значительно выше, чем реклама, заказываемая государством (хотя может быть и наоборот).
Третьим заказчиком социальной рекламы являются коммерческие структуры. Они заказывают социальную рекламу не из желания поддержать общество, а преследуя несколько иные, отличные от общественных, интересы. Например, предприятие в одном из районов города занимается организацией экологически небезопасных производств. Деятельность PR-отдела такого предприятия закономерным образом будет направлена на то, чтобы успокоить общественность с помощью красочных билбордов, неоднократного повторения того, что с точки зрения экологии в районе (городе, регионе) все спокойно.
Четвертым заказчиком в качестве исключения могут быть отдельные группы лиц, не связанные с какими-либо государственными, общественными либо коммерческими структурами, которые отстаивают свой собственный интерес, привлекая социальной рекламой внимание общественности и властей. Но пока в российской практике такие заказчики встречаются достаточно редко.
Таким образом, заказчики социальной рекламы преследуют свои конкретные цели. Для государства это может быть продвижение социальных и культурно-нравственных ценностей, для бизнеса и НКО — частичное решение социально-имиджевых задач, для инициативных групп и граждан — доведение информации о своей деятельности до общественности, привлечение внимание к организуемым по их инициативе различным акциям, к событиям, касающимся широких народных масс.
3.2. Тематическая классификация типов
социальной рекламы и ее эффективность
Рассмотрев в предыдущем параграфе две классификации социальной рекламы, т.е. по критерию используемого медиа и исходя из того, кто выступает в качестве заказчика социальной рекламы, перейдем к конкретному тематическому анализу основных направлений современной социальной рекламы России.
В последние годы число основных направлений современного социального рекламирования увеличивается. На конец 2008 — начало 2009 г. можем выделить девять основных направлений социальной рекламы:
1) военно-силовая социальная реклама;
2) государственно-патриотическая имиджевая реклама;
3) поздравления и призывы;
4) реклама здорового образа жизни;
5) реклама правил дорожного движения;
6) реклама на тему семьи, детей, образования;
7) спортивная реклама;
8) экологическая реклама;
9) экономическая социальная реклама.
Конечно же, данный перечень не полный и не окончательный, поскольку по мере возникновения тех или иных социальных и государственных запросов будут появляться новые направления социального рекламирования (некоторые, наиболее перспективные из них, мы рассмотрим позже).
Образцы социальной рекламы, которые носят единичный и фрагментарный характер, отнесем в 10-ю группу: иные формы социальной рекламы. Кроме того, в системе современной социальной рекламы отдельно выделяем негосударственную социальную рекламу (11-я группа), которая имеет самый разнообразный тематический оттенок, а также религиозную рекламу (12-я группа), исходящую прежде всего от РПЦ.
Далее, сообразно представленному плану и основываясь на реальных примерах, проанализируем эти тематические группы и направления социальной рекламы, а также попытаемся выявить их сильные и слабые стороны.
Военно-силовая социальная реклама
Под общей формулировкой «военно-силовая» объединена социаль-ная реклама, исходящая как минимум от трех российских министерств: Министерства обороны, Министерства внутренних дел и Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Военно-силовая социальная реклама решает большой объем задач, связанных со следующим:
• профилактикой правонарушений;
• формированием престижности военно-силового блока;
• рекламой службы по контракту, рекламой военного образования;
• проведением информационно-разъясняющей работы;
• поиском и вербовкой кадров для работы в силовых структурах.
Содержание рекламы МО, МВД и МЧС существенно различается, и комплекс задач, решаемых ими посредством социальной рекламы, совпадет не во всем. Но все же социальная реклама, исходящая от данных структур, имеет много общего, а потому целесообразно рассматривать ее комплексно.
1. Профилактика правонарушений. Профилактикой правонарушений занимаются различные структуры МВД, которые формируют у граждан с помощью социальной рекламы уважительное отношение к закону и правовым нормам. Часто такая реклама выглядит угрожающе, но лишь так, используя агрессивные рекламные приемы, можно воздействовать на людей, склонных к криминальному поведению. Например, на одном из билбордов МВД размещена фотография двух рук, скованных наручниками. Здесь же надпись: «Думал, все дозволено?». И далее: «МВД предупреждает: наказание неотвратимо» (илл. 3.1). Подобный подход к профилактике правонарушений в отношении эффективности, бесспорно, оправдан.
2. Формирование престижа военно-силового блока. Начиная с 1990-х годов престиж различных структур военно-силового блока, прежде всего МВД и МО, стал падать. Образы «оборотней в погонах» в милиции, дедовщины в армии до настоящего времени остаются в массовом сознании реальными (впрочем, часто и небезосновательными), несмотря на рекламно-информационную работу, проводимую военно-силовым блоком. Усилия по формированию престижа, предпринимаемые ведомствами военно-силового блока, жизненно необходимы, и прежде всего российской милиции, которая испытывает очень сильный кадровый голод, а во многих городах не укомплектована на 20—50%.
На одном из билбордов изображены два милиционера —■ сержант и старшина, а ниже показаны сцены из повседневных милицейских будней. Здесь же дается слоган: «Милиционер — достойная профессия!» (илл. 3.2).
Подобный слоган в нынешних условиях непопулярности милицейской службы крайне неэффективен. Более правильной и приближенной к реальности была бы такая формулировка: «Милиционер становится достойной профессией!». Возможен и другой вариант, который показывал бы положительную динамику в росте авторитета российской милиции.
3. Реклама службы по контракту, военного образования. Государственной политикой Российской Федерации по военному строительству определены основные направления военного строительства, одним из которых является совершенствование системы подготовки мобилизационных ресурсов и комплектования Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов. Правительством РФ утверждена федеральная целевая программа перехода к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей. Цели данной программы — обеспечение перехода к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, воинских должностей, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами, совершенствование боевой готовности соединений и воинских частей, постоянной готовности Вооруженных Сил, воинских частей пограничных войск и внутренних войск МВД.
Развитие военной службы на контрактной основе из-за имеющегося кадрового голода невозможно без информационно-рекламного обеспечения. Поэтому МО сочло необходимым разместить на улицах российских городов серию билбордов под единым лозунгом «Военная служба по контракту — дело настоящих мужчин».
Так, на серии билбордов под слоганом «Военная служба по контракту -— дело настоящих мужчин» мы видим и молодую семью военнослужащего, и десантника-отличника, которые служат по контракту и, судя по рекламе, счастливы и довольны своей судьбой (йлл. 33).
Интересно то, что в большей части рекламы, исходящей от МО, основной акцент делается не на социальное и материальное обеспечение, не на улучшение жилищных условий, а на констатацию того, что настоящие мужчины только те, кто служат в армии. Конечно, это можно объяснить тем, что таким образом формируется особая престижность военной службы по контракту, однако слоган несправедлив по отношению к остальным мужчинам (которые уже отслужили или вообще не служили).
Реклама военно-образовательных услуг получает сегодня все большее распространение. По данным МО, в настоящее время подготовку офицеров осуществляют 57 военно-учебных заведений: 10 академий, 9 университетов, 38 институтов. В составе ряда ведущих вузов имеется 22 филиала. В вузах Минобороны слушателей и курсантов готовят по 300 специальностям1. Но после окончания учебного заведение и прохождения военной службы по первому контракту очень многие военнослужащие в силу ряда причин отказываются служить дальше в армии и переходят на работу в коммерческие структуры (например, в частные охранные компании).
В этой ситуации МО не остается ничего другого, как, с одной стороны, привлекать молодых лейтенантов на службу в армию социальными благами и прочими довольствиями, а с другой — увеличивать вакантное число мест в военно-образовательных учебных заведениях, одновременно формируя престижность таких учреждений. Последний вариант мы видим в имиджевой рекламе Пензенского артиллерийского инженерного института имени главного маршала артиллерии Н.Н. Воронова (илл. 3.4).
1 Министерство обороны (официальный сайт) // http://www.mil.ru/ 849/1051/ index, shtml.
4. Проведение информационно-разъясняющей работы. Потребность в проведении информационно-разъясняющей работы возрастает в период проведения каких-либо реорганизаций, внедрения новшеств. Так, когда российские власти сделали единый телефон службы спасения «01», возникла необходимость в массовом доведении этой информации до сведения всего общества. Эта достигается в том числе и средствами социальной рекламы. Так, на билборде помещены фотофрагменты различных чрезвычайных прбисшествий, с которыми приходится иметь дело службе спасения России, и указан номер Единой службы спасения — 01 (илл. 3.5).
Илл. 3.5. Билборд Единой службы спасения
5. Поиск и вербовка кадров. Поиск и вербовка кадров различными силовыми структурами все шире осуществляется посредством социальной рекламы. Одновременно с этим решаются имиджевые задачи. Рекламный щит УВД города Пскова приглашает, очевидно, молодых людей на работу в милицию. Все это венчает довольно банальный слоган: «Защитим город вместе» (илл. 3.6).
В самом тексте рекламного объявления следовало бы уточнить, кого именно и в качестве кого УВД города Пскова приглашает на работу, а сам слоган в подобном объявлении должен быть ней-
тральным, например с акцентом на условия несения службы и на материальные и социальные льготы у сотрудников УВД.
Таким образом, социальная реклама военно-силовых структур, во-первых, отображает потребности государства в решении тех или иных значимых для российского общества задач, а во-вторых, позволяет решить свои внутренние проблемы, например преодолеть дефицит квалифицированной рабочей силы в военно-силовых структурах, одновременно поднимая их престиж в глазах общества.
Государственно-патриотическая имиджевая реклама
Уже обращалось внимание на то, что согласно российскому рекламному законодательству социальная реклама представляет собой информацию, которая направлена на обеспечение интересов государства. При этом детализация данных интересов в законе не проводится.
Более конкретно обеспечение интересов государства выражается преимущественно в развитии различных форм государственно-патриотической имиджевой рекламы. Государственно-патриотическая имиджевая реклама решает комплекс задач, связанных со следующим:
• рекламно-информационным обеспечением масштабных государственных (общефедеральных, региональных, местных) проектов;
• рекламно-информационным обеспечением государственно-политических и военных акций, круглых дат;
® формированием престижности страны, региона, города;
• поддержкой и развитием исторических и культурных ценностей.
1. Рекламно-информационное обеспечение масштабных государственных (общефедеральных, региональных, местных) проектов. В последнее время каждый год в масштабах как страны, так и регионов и городов объявляется годом чего-то. Так, 2008-й был объявлен в России «Годом семьи», а в Пензе «Годом ребенка Пензенской области» и т.п. И чтобы мероприятия прошли с максимальной эффективностью, им необходимо рекламно-информационное обеспечение.
Указом Президента Республики Татарстан 2007 г. был объявлен в республике Годом благотворительности. В течение всего года в столице республики Казани проходили различные благотворительные мероприятия и акции. Каждый квартал года был посвящен определенной тематике. Открыла Го^ благотворительности широкомасштабная акция «Казань — город добрых людей», ставшая началом благотворительного марафона по сбору средств на нужды социальных учреждений, работающих с детьми-сиротами и детьми-инвалидами.
Функцию рекламно-информационного обеспечения выполнял рекламный гиперэкран огромного размера, размещенный в центре
Казани, рядом с Казанским кремлем. 2007. Город добрых людей» (илл. 3.7).
На щите —- слоган: «Казань
2. Рекламно-информационное обеспечение государственно-политических и военных акций, юбилейных {праздничных) дат. В августе 2008 г. российские войска с целью защиты граждан непризнанного на тот момент государства Южной Осетии вошли на ее территорию и провели военную акцию, направленную против грузинской агрессии.
Рекламно-информационное обеспечение военно-политических действий России, реализуемое в Москве, включало установку билбор-дов с надписями «Цхинвал, мы вместе!» и «Восстановление Южной Осетии — строительство мира» (илл. 3.8).
Было установлено более 100 таких билбордов. Московское правительство посчитало необходимым морально поддержать жителей Южной Осетии, сама же акция была рассчитана на многоцелевую аудиторию, так как в Москве существует большая осетинская диаспора, расположены зарубежные представительства и т.п. Средняя
аудитория одного билборда, расположенного на улицах Москвы, оценивалась в 55 000—60 000 контактов в день1.
Рекламно-информационное обеспечение праздников и юбилейных дат больше относится к поздравительному типу социальной рекламы. Но и в том случае, когда самого поздравления как таково™ го нет, а есть лишь констатация какой-либо круглой даты, такого рода рекламу целесообразно отнести в данную тематическую подгруппу. Так, на плакате, размещенном вдоль полотна железной дороги на станции Арзамас, сообщается, что в 2001 г. станция отметила столетие. Здесь же изображены историческое здание вокзала станции Арзамас и старые модели паровозов, которые стали уже частью истории развития железнодорожного транспорта в России (илл. 3.9).
3. Формирование престижности страны, региона, города. Это важная составляющая государственной информационно-имиджевой политики, проводимой органами власти всех уровней. В процесс такой работы преследуются две основные цели: во-первых, создать по мере возможности у местных коренных жителей чувство гордости за свой собственный город (регион, страну) и чувство любви к нему во-вторых, сформировать у гостей города или иностранцев уважительное отношение к тому месту, в которое они приехали.
На билборде, установленном в 341-й день рождения города Пензы (1663—2004), помещен такой слоган: «Пенза — дом, в котором я
1 В Петербурге нашли другой способ поддержать Южную Осетию. Петербургская типография «Газетный комплекс» напечатала примерно 45 000 стикеров (наклеек) разного формата с надписью «Я не против Грузии, я за Осетию». Купить их можно было в петербургских сетях, торгующих прессой. Прибыль от их продажи была отправлена в помощь Южной Осетии.
живу» (илл. ЗЛО). Визуальный ряд здесь представлен местной достопримечательностью — канатным мостом на канатах через реку Суру. Таким образом, местная самоидентичность формируется посредством обращения к хорошо знакомым жителям образам.
Приведем другой пример социальной рекламы этого же региона, размещенной на транспорте. Так, в целях формирования престижности региона, а также местных властей на всех новых автобусах и троллейбусах, которые поступают в распоряжение муниципальных транспортных парков, появилась надпись «Горжусь тобой, мой Сурский край!» (илл. 3.11). Сам образ «Сурский край» представляет собой попытку поиска региональной самоидентичности.
Однако река Сура, от которой произошло выражение Сурский край, течет по территории нескольких республик и областей (помимо Пензенской области, по Ульяновской области и Республике Мордовия, Республике Чувашия, границе Нижегородской области и
Республике Марий Эл). Поэтому данная реклама представляется не
совсем удачной.
Примеры формирования престижности места жительства встречаются даже в очень небольших провинциальных городках. Так, рекламная арка над дорогой в чувашском городе Канаш гласит: «Канат — твой дом, будь хозяином в нем!» (илл. 3.12). Таким образом, формирование престижности места жительства начинается с маленьких городов, о которых в других частях нашей страны практически ничего не известно.
При формировании престижности города встречаются и иные подходы, например, обращение к песенному творчеству. Так, на
одном из московских лайтбоксов мы видим изображение куполов храма Василия Блаженного и слова из песни «Первый город» (1960): «Самая счастливая столица, солнце нашей Родины — Москва...» (илл. 3.13).
4. Поддержка и развитие исторических и культурных ценностей. Поддержка и развитие исторических и культурньж ценностей страны, региона, города обусловлены поиском самоидентичности и уникальности того места, в котором человек живет.
Достигаться эта цель может несколькими путями. Например, апеллированием к историческому прошлому города. Так, на серии рекламных щитов под общим слоганом «Петрозаводск, помни свою историю!» при посредстве Карельского краеведческого музея изображены исторические уголки старого Петрозаводска: Центральная городская пристань и храмы Соборной площади (илл. 3.14).
Другой пример использования исторической тематики — акцентирование внимания на дате основания города. Так, в 2003 г. Псков широко отмечал 1100-летие. Впервые Псков был упомянут в летописи в 903 г. В «Повести временных лет» рассказывалось, как в Киев из Пскова привезли будущую жену князя Игоря Ольгу. Юбилейная дата породила серию социальных реклам, в которых делался акцент именно на дате основания города (илл. 3.15).
Таким образом, государственно-патриотическая имиджевая реклама решает комплекс задач, связанных, во-первых, с формированием престижа города, региона, страны, а во-вторых, с поддержкой
репутации властей, которая в сознании населения ассоциируется с благополучием региона. В этой рекламе задачи социального рекламирования перекликаются с задачами политическими.
Поздравления и призывы