И индивидуальный лексический минимум
А) этапы урока формирования продуктивного лексического навыка
На первом этапе происходит усвоение значения нового слова. Главная задача этапа семантизации состоит в том, чтобы довести до сознания учеников значение слова или фразеологического сочетания, показать особенности его употребления в речи, т.е. сочетаемости с другими словами, и грамматического оформления. Активный лексический минимум состоит из слов, которые учащиеся должны активно использовать в процессе говорения и письма.
Возможны следующие пути семантизации
1) рассказ с элементами беседы: Составляется небольшой рассказ с выбранными словами (на основе пройденного грамматического материала). Дойдя до фразы с новым словом, замедляется темп речи и выделяется новое слово интонацией. Задаете общий вопрос, чтобы в ответе новое слово прозвучало имитативно.
Затем задается альтернативный вопрос.
Затем специальный вопрос.
После этого чтение рассказа продолжается.
ВАЖНО: после рассказа-беседы записать все новые слова или записывать по ходу чтения
2) просто чтение рассказа (3-4 новых слова)
После семантизации и записи новых слов (10+8) наступает этап автоматизации употребления лексики. Автоматизация происходит на основе условно речевых упражнений (УРУ), которые должны быть: ситуативными; обеспечивать направленность учеников на цель и содержание высказывания, а не на форму; быть организованными по характеру как процесс общения, а по сути обучающими.
Е. И Пассов выделяет 4 вида УРУ:
1. имитативные УРУ (имитация учащимися реплик учителя);
2. подстановочные УРУ (подстановка в модель усваиваемого речевого образца другой единицы);
3. трансформационные УРУ (трансформация воспринятой формы);
4. репродуктивные УРУ (самостоятельное воспроизведение усвоенной формы).
Дальнейшее усвоение значение слова связано с грамматическими упражнениями, соединенными с лексическим началом. Затем следуют упражнения в применении новых ЛЕ и их сочетаний в теме. При этом ученики сами пытаются группировать слова, однако этот процесс нуждается в контроле со стороны учителя. Эта форма работы связана с неподготовленной речью, результатом которой должно служить развитие устной речи.
Возможны и такие упражнения:
1. вопросно-ответные; 2) продолжить сообщение; 3) высказать мысль и побудить ученика к подобному высказыванию; 4) предложить поинтересоваться чем-нибудь связанным с вашим высказыванием; 5) мини-диалоги: спроси соседа по парте; 6) составить предложение с 2-3 новыми словами; 7) диалоги с новыми словами; 8) отгадай слово.
б) формирование рецептивного лексического навыка (пассивный лексический минимум)
и индивидуальный лексический минимум
Пассивный словарь – (рецептивный минимум) состоит из слов, которые учащиеся должны понимать при чтении и слушании и речи. Необходимость в пассивном словаре возникает на старшем этапе, когда предлагаются оригинальные тексты научно-популярного, общественно-политического и художественного стилей. При этом у учащихся должны развиваться рецептивные лексические навыки – опознавать слово по некоторым опорам в его графике и на основе синтаксической формы и синхронно соотносить со значением.
Упражнения на формирование рецептивных лексических навыков: а) упражнения на узнавание учащимися слова по внешнему виду, б) упражнения на определение значения слова по его компонентам, в) упражнения на определение значения незнакомого слова с помощью словаря и с учетом данного контекста.
Потенциальный (индивидуальный) словарь учащихся (ПС) носит индивидуальный характер. Он возникает на основе самостоятельной семантизации неизученной лексики в момент чтения. Его объем зависит от степени овладения учащимся активным и пассивными минимумами.
Потенциальный словарь складывается: На основе слов, состоящих из знакомых словообразовательных элементов (известный корень и аффикс, сложные слова по составу их компонентов); -слов, значение которых выводимо по конверсии; при помощи понимания интернациональной лексики.
Следующие упражнения влияют на формирование потенциального словаря:
1. определить значение производных слов, образованных от известных корней и с помощью известных аффиксов;
2. определить значение интернациональных слов;
3. определить значение незнакомых сложных слов по составу их компонентов;
4. определить значение незнаковых слов, отталкиваясь от известного значения; проверить его по контексту;
5. определить значение незнакомых слов, образованных по конверсии
в) контроль:устные переводы; тесты; словарная цепочка