Основные тенденции развития экономики в конце XIX – первой трети ХХ вв. Условия и характер проведения модернизации в ведущих странах мира.
Техническое переоснащение производства, создание гигантов индустрии, разработка и внедрение новых технологий требовало значительных денежных средств. Поэтому в 1880 – 90-х гг. впервые появляются монополии, как новая форма организации экономической жизни промышленно развитых стран. Монополии контролируют выпуск большей части продукции определенных видов (например, в нефтедобыче и переработке, производстве стали, автомобилестроении, электротехнике и др. отраслях). Монополии существуют разных видов, которые отличаются по степени централизации капитала и самостоятельности участников объединения:
· Картеливыпускают однотипную продукцию, входящие в нее предприятия договариваются о цене на нее и разделе рынков сбыта;
· Синдикаты– его участники сохраняют самостоятельность, но объединяют сбыт товаров;
· Трестосуществляет централизованное управление всеми сторонами деятельности вошедших в него производителей.
Широкое распространение получили акционерные общества. Крупные фирмы с целью привлечения дополнительных средств выпускали акции – ценные бумаги, дающие право на получение части прибыли (дивиденды) от деятельности, а также участие в управлении. Контрольный пакет акций учредители обычно оставляли у себя. Акции продавались на биржах. Исходная цена акций устанавливалась создателями АО, затем она изменялась в зависимости от успешности развития компании, экономического положения в стране и мире.
Постепенно роль банков, которые также объединялись и становились более крупными, возрастала. Предприниматели занимали у банков средства под залог акций для модернизации производства, в период экономических кризисов. Постепенно происходит слияние банковского капитала с промышленным.
В дальнейшем, у банковско-промышленного капитала появились возможности контролировать предприятия, выпускающие различные виды продукции и даже целые отрасли экономики. В результате в начале ХХ в. возникла высшая форма монополии – концерны, которые также отличались централизованным управлением. В концерны входили группы разнородных предприятий, принадлежащих одному монополисту.
В условиях развития свободной конкуренции периодически возникали экономические кризисы. При рыночной экономике каждый предприниматель выпускал продукцию на свой страх и риск не имея гарантий, что она найдет спрос у потребителей. Постепенно товаров становилось больше, чем рынки могли их поглотить. Возникал кризис перепроизводства, когда предложение сильно превышало спрос. В итоге происходило затоваривание рынка, предприниматели долго не могли получить выручки, не хватало оборотных средств на покупку сырья, зарплату рабочим и служащим и т.п. Это приводило к остановке и банкротству предприятий, закрытию заводов и фабрик, массовому увольнению рабочих. Кризис затрагивал смежные отрасли, охватывал всю экономику. В среднем экономические кризисы продолжались 1 – 3 года, после чего экономика вновь шла на подъем. По сути, экономика стала развиваться циклически - подъемы сменялись кризисами, после которых наступало время депрессии (застоя), которое вновь сменялось подъемом.
Впервые экономические кризисы стали происходить с конца XVIII в. в Великобритании и затрагивали первоначально только отдельные отрасли промышленности. В 1825 г. кризис охватил всю английскую экономику, с 1830 – 40-х гг. – ведущие страны: также Францию, США, германские государства. В 1857 и 1866 гг. разразились первые мировые кризисы. Им подверглись все страны, вступившие на путь модернизации. Дальнейшие экономические кризисы случались в 1873, 1882, 1890, 1900 – 1903, 1907, 1913 – 1914 гг. Самый разрушительный мировой кризис случился в 1929 – 1933 гг. Он поставил на грань полного краха экономику США.
В целом кризисы оказывали оздоравливающее воздействие на развитие экономики. Они приводили к разорению слабых и малоэффективных предприятий, ускоряли концентрацию и централизацию капитала. Одновременно кризисы сопровождались ростом безработицы и обострением социальных отношений.
Существовали факторы, как снижающие остроту экономических кризисов, так и их усиливающие. По мере развития уровня жизни и потребления населения индустриальных стран емкость рынков возрастала. Этому способствовало и то, что в колониальных и зависимых странах развивались товарно-денежные отношения. Тем не менее, возможности производства продукции опережали развитие рынков. Важнейшей причиной обострения экономических кризисов стало увеличение числа индустриальных стран. Органическая модернизация в ведущих странах (Великобритания, США, Франция) осуществлялась постепенно, по мере увеличения емкости внутренних и колониальных рынков. Однако ускорение темпов промышленного развития за счет вмешательства государства в таких странах, как Япония, Германия, Россия и др. вело к резкому увеличению производственных мощностей, усиливало конкуренцию и усугубляло противоречия в мировой экономике.
На рубеже XIX – XX вв. средства борьбы с кризисами были ограничены. Во-первых, правительства стремились защищать свой внутренний рынок высокими пошлинами на ввозимую из других стран продукцию (политика протекционизма). С другой стороны, ведущие страны путем дипломатии и даже прямых угроз стремились добиться от других государств льгот на продукцию своих производителей. Нередко это приводило к самым настоящим «торговым войнам».
Во-вторых, средством предотвращения кризисов выступало расширение рынков сбыта товаров за счет колониальной экспансии – захвата новых колоний, создания сфер влияния в зависимых странах. Однако к этому времени мир в основном был уже поделен между ведущими державами. Те их них, которые развивались более быстрыми темпами и недавно стали индустриально развитыми, стремились к переделу мира и сокрушению экономических конкурентов при помощи вооруженной силы. Рубеж XIX - ХХ вв. ознаменовалось рядом войн за обладание колоний: японо-китайская 91894 – 1895 гг.), американо-испанская (1898 г.), англо-бурская (1899 – 1902 гг.), русско-японская (1904 – 1905 гг.). Это станет одной из важнейших причин начала Первой мировой войны 1914 – 1918 гг.
Среди стран, которые в ХХ в. стали центрами развития индустриального производства, можно выделись две основные группы: страны первого эшелона модернизации или органической модернизации и страны второго эшелонаилиускоренного развития.
К первому эшелону стран органической модернизации относились Великобритания, США, Франция, ряд государств северо-запада Европы – Нидерланды, Бельгия, Швеция, а также британские доминионы (колонии) Канада и Австралия. Для них было характерно органичное, т.е. постепенное развитие по пути модернизации.
Экономические изменения в этих странах происходили по мере вызревания соответствующих предпосылок. К ним относились высокий уровень развитие товарно-денежных отношений и производства. Государство в странах первого эшелона модернизации оказывало ограниченное содействие развитию индустрии. Часто оно заключалось в проведении протекционистской политики. Государство также распределяло военные заказы, выделяло средства на реализацию крупнейших общенациональных программ, к выполнению которых привлекался частный бизнес (например, в США программа по реконструкции Юга после Гражданской войны, строительство трансконтинентальных дорог, Панамского канала). Однако государственный заказ в этих странах не был главным стимулом развития экономики. Решающая роль в ней принадлежала частному капиталу.
Если лидером в осуществлении промышленного переворота была Великобритания, то на этапе второго технологического переворота и переходу к массовому индустриальному производству в лидеры выдвинулись США. В них благодаря постоянному притоку переселенцев из Европы и начавшейся после Гражданской войны 1861 – 65 гг. реконструкции Юга, очень быстро развивался внутренний рынок.
К странам второго эшелона ускоренной модернизации относятся Германия, Россия, Италия, Австро-Венгрия, Япония. Эти страны нельзя считать отсталыми. Все эти страны по разным причинам с запозданием вступили на путь промышленного развития. На путь ускоренного промышленного развития эти страны толкнуло стремление их правительств укрепить свои позиции на международной арене. При этом, путь ускоренной модернизации этих стран не верно характеризовать, как «догоняющее развитие». Эти страны не просто повторяли в ускоренном варианте путь, ранее пройденный другими державами, а реализовывали собственную модель развития. Главным инструментом осуществления модернизации выступало государство. Оно проводило реформы, которые содействовали развитию товарно-денежных отношений, обеспечивало высвобождение рабочих рук для использования их в растущей промышленности, проводило протекционистскую таможенную политику. Государство непосредственно финансировало создание заводов и фабрик, организовывало строительство железных дорог, оказывало поддержку военной промышленности, создавало банки с государственным участием, привлекало иностранный капитал. Роль зарубежных источников финансирования модернизации была в этих странах достаточно велика. Зарубежный капитал привлекался в различных формах: прямого вложения денег, участие в совместных компаниях, приобретение ценных государственных бумаг, предоставление займов. Т.о., государство брало на себя решение большинства проблем, связанных с модернизацией.
Страны второго эшелона модернизации в начале ХХ в. добились значительных успехов. Там изначально создавались крупные предприятия, оснащенные самой передовой техникой. С другой стороны, появились специфические проблемы. В странах второго эшелона модернизации формировалось особое отношение к государству. Развивались идеологии, основанные на вере во всесилие власти, ее способности решить любые проблемы. Государство стало рассматриваться как высшая ценность, сила, воплощающая стремление граждан. Это порождало такие запросы и требования к государству, которые не могли быть удовлетворены из-за нехватки ресурсов или неготовности правящих кругов к реформам. Поэтому периодически усиливалось народное недовольство, в обществе быстрее распространялись революционные идеи.