Византийское влияние на развитие архитектуры средневековой Таврии
Влияние Византии (а затем и Константинополя) особенно проявилось в строительстве храмов. Основным видом внутреннего пространства в культовых зданиях стал купольный или центрический вид. Купол с барабаном — один из характерных признаков византийской архитектуры и ее существенное конструктивное достижение. Между куполом и опорой устраивался цилиндрический объем — барабан, в стенах которого оставляли проемы. Эта конструкция позволила расширить внутреннее пространство зданий, убрав громоздкие стены. Декоративно-орнаментальные элементы на фасадах вводились ограничено (например, чередование горизонтальных полос красного кирпича с каменными плитами). Интерес к декорированию фасадов возрастает при использовании узорчатой кирпичной кладки. Внутренние поверхности византийских храмов облицовывались: своды — мозаикой из стеклянной смальты, стены — мраморной мозаикой, полы — мраморным мощением.
38.Церковь Иоанна Предтечи в Керчи – уникальный памятник средневекового Крыма
Одним из памятников древней архитектуры и истории Керчи является храм Иоанна Предтечи, расположенный в центре города возле площади Таврической (в прошлом – площади Ленина). Храм хорошо сохранился и является одной из самых древних церквей Крыма. Храм Иоанна Предтечи – это уникальный памятник византийского зодчества, классифицирующийся как крестово-купольный храм, выполненный в традициях восточно-христианской архитектурной школы. Наиболее близкие аналогии памятника существовали в азиатских областях Византийской империи и ее столице – Константинополе. Церковь Иоанна Предтечи представляет собой четырехстолпный крестово-купольный храм, увенчанный плоским куполом. Купол при помощи парусов опирается на крестообразные своды, которые поддерживаются четырьмя крестчатыми в плане столбами. Всю конструкцию несут на себе четыре мраморные колонны с византийско-коринфскими капителями, взятыми из более раннего храма. Древняя (восточная) часть храма сложена из чередующихся рядов белого камня и плоского кирпича (плинфы), образующих характерную для византийских построек полосатую бело-розовую кладку. Такой строительный прием, кроме своей художественной привлекательности, имеет чисто конструктивное назначение – антисейсмическое.
Предполагают (т.к. до сих пор идут споры о точной дате), что храм был построен в VIII-IX веке. Подтверждением тому служит греческая надпись на одной из колонн, поддерживающих свод храма:«Здесь покоится раб Божий, сын Георгия. Преставился месяца мумия 3 (дня) часа 10 (в лете) от Адама 6260 (от Р. X. 752)». В кладке храма обнаружены амфоры VIII–IX века, которые использовали в качестве голосников.
О храме Иоанна Предтечи говорится в надписи так называемого «Тмутараканского камня», хранящегося в Эрмитаже: «В лето 1576 г, Бениндикта 6 Глеб князь мерил море по лёду от Тмутараканя до Кърчева 10000 и 4000 сажен». В те далекие времена храм стоял у самого берега моря. Строители придали храму необычный и потому незабываемый облик. Стены они возвели из белых известняковых блоков, чередующихся с рядами красного кирпича. Это крестово-купольный трехапсидный храм с полусферическим куполом на высоком барабане. Он был освящен в честь святого Иоанна Предтечи и Крестителя Христова.
Во время существования Крымского ханства XV-XVIII века многие христианские храмы были обращены в мечети. Сия участь не миновала и храм Иоанна Предтечи. В 1774 году Керчь вошла в состав Российской империи, и церковь вновь стала православным храмом. В документах того времени она именуется «греческой церковью» без посвящения святому. В начале XIX века появилось нынешнее название храма: «Церковь усекновения главы Иоанна Предтечи».
Древний храм был небольшой, поэтому в 1834 году разобрали нартекс и западную стену и пристроили трехнефный притвор, сделанный в псевдовизантийском стиле. В 1845 году к церкви пристроили еще двухъярусную колокольню, а позже северный притвор. Во время реконструкции храма Иоанна Предтечи в 30-х годах XIX века под куполом храма были обнаружены фрески, на которых изображены двое святых. Академик И. Грабарь предположил, что они написаны учениками известного художника средневековья Феофана Грека. В начале 30-х годов XX века церковь Иоанна Предтечи закрыли из-за отсутствия прихода. Вновь вспомнили о храме в 1957 году. Он привлек внимание исследователей как памятник византийской архитектуры. В 60-е годы вокруг храма возник рынок, на котором торговали рыбой. Запах свежей рыбы, крики продавцов, расхваливающих свой товар – черноморскую кильку, жирных бычков, нежную барабульку и осетров, и над всем этим – храм. С выбитыми окнами, с кустарником, выросшим на стенах и крыше, он являл в те годы печальное зрелище.
В 1963 году церкви был присвоен статус памятника архитектуры республиканского значения. Наконец, в 70-х годах храм Иоанна Предтечи решили реставрировать. Работы по его реставрации проводились в 1974-1978 годах. Автором реставрационного проекта является Е.И. Лопушинская. Восстановление древней церкви оказалось делом нелегким и долгим. Чтобы не рухнули остатки купола и барабан, сделали поддерживающий их металлический каркас. Сначала отреставрировали стены пристроек и колокольни.
А в 1972 году начали возрождать древний храм. Художники старались сохранить все древние детали, заменяя лишь те, которые совсем разрушились. Не обошлось без трудностей – реставраторам пришлось изучать древние образцы черепицы, плинфы (плоского и широкого кирпича) и изготавливать такие же. Подобрали такой же камень-известняк, из которого двенадцать столетий назад был построен храм Иоанна Предтечи. Художники закрепили росписи и остатки древней штукатурки. Вокруг южного и восточного фасадов древнего храма до первоначального уровня понизили поверхность земли. Несмотря на отсутствие разрешения, на куполе храма установили крест. После реставрации в храме Иоанна Предтечи была открыта лапидарная коллекция музея.В июне 1990 году церковь Иоанна Предтечи передана керченскому православному религиозному обществу. В настоящее время церковь действует как православный храм, в котором совершаются богослужения.
39.Памятники армянской литературы средневекового Крыма
Благодатная земля Тавриды была одним из первых очагов армянской колонизации. На протяжении многих веков вместе с русскими, украинцами, татарами, греками, караимами и другими народами незаменимый вклад в развитие материальной и духовной культуры полуострова вносили и крымские армяне, пережившие на этой земле и бесконечные нашествия, и кровавую резню 1475 года, и две депортации (1778 и 1944 гг.).
Первые связи армян с Таврикой относятся ко времени Тиграна Великого (I век до н.э.), состоявшего в родственных и союзнических отношениях с Митридатом VI Евпатором. Есть достоверные сведения о проживании армян на полуострове, относящиеся к периоду, когда Армения попала под власть Арабского халифата (VII век) и когда притеснения и непомерный гнет послужили причиной эмиграции армян из собственной страны.
Следующий наплыв переселенцев приходится на XI век: он был вызван нашествиями на Армению сельджуков и падением Анийского царства.
Особенно многолюдными армянские поселения Крыма становятся в XIII-XIV веках — время монгольских нашествий.
Приморская Армения
С начала XIV века армянские поселенцы разворачивают в Крыму активную деятельность: возводят постройки, развивают ремесла и сельское хозяйство, включаются в оживленные торговые отношения, открывают школы, основывают скриптории.
Армянские купцы играли значительную роль в черноморской торговле, о чем свидетельствуют нотариальные акты генуэзцев. Они принимали активное участие в торговой деятельности самих итальянцев на крымском побережье. Именно крымские армяне осуществляли распространение привозимых товаров на север и восток. Важную роль сыграли они и в развитии ремесленного производства в Крыму, составляя значительный процент торгового и ремесленного населения Кафы (Феодосия), Сурхата (Старый Крым), Судака, Карасубазара (Белогорск). Видный ученый, академик Вардгес Микаелян, известный своими трудами по истории крымских армян, основываясь на сопоставительных данных, утверждает, что к началу XV века две трети населения Кафы составляли армяне (это около 45 тысяч человек). В некоторых генуэзских источниках первой половины XV века юго-восточное побережье Крыма именуется «Приморской Арменией». Церковь Сурб-Ншан (Святого Знамения) монастыря Сурб-Хач в окрестностях г.Старый Крым. Фото А.Михальянца
В живописных уголках юго-востока полуострова до сих пор сохранились остатки армянских архитектурных сооружений — церквей, монастырей, крепостных стен, мостов, родников (фонтанов). Большинство из них относится к XIV-XV векам, когда армянская колония Крыма переживала пору наивысшего расцвета. Основная часть из 300 сохранившихся армянских рукописей, написанных в Крыму, тоже создана в этот период. Большинство их украшено изумительными миниатюрами и ныне хранится в ереванском Матенадаране (Институте древних рукописей).
Вспоминая о временах расцвета колонии, армянский летописец XVII века отмечал: «В то время (XIV-XV века. — Авт.) усилились мы и умножились, и построили села и округа. Князья и знатные люди, начиная от Карасубазара до Сурхата и Феодосии, горы и равнины заполнили церквями и монастырями. И построили мы сто тысяч домов и тысячу церквей, и от страха перед гуннами возвели крепостные стены в городе Феодосия». Как сообщают армянские источники, лишь в Кафе насчитывалось 45 армянских церквей. В XVII веке там еще действовали 32 армянские церкви, в конце XIX века их оставалось 17, а в настоящее время — всего семь. Согласно средневековым источникам, а также записям путешественников, в Феодосии армяне имели отдельный квартал, участок нынешнего «Карантина», который в русской официальной документации конца XVIII века именовался «армянской слободою». Именно здесь находятся четыре из вышеназванных семи церквей, в том числе и венец армянского зодчества Крыма — храм Иоанна Крестителя, или Предтечи.
Сурхат, Сурб-Хач, Сурб-Саргис...
Армянские постройки сохранились и в других городах Крыма. Исследования последних лет показывают, что в средневековом Сурхате существовал армянский квартал «Верхние землянки», располагавшийся рядом с татарским участком города. Там находилось более шести армянских церквей, из которых к настоящему времени сохранилась лишь одна полуразрушенная часовня. Сурхатские армяне поддерживали добрососедские отношения с местными татарами. Армянские церкви стояли рядом с татарскими мечетями. И в тех, и в других богослужение велось по соответствующим обрядам, проводились занятия на родном языке. В Бахчисарае армянский квартал располагался близ ханского дворца. Две церкви этого квартала, судя по источникам XVII века, тоже вели активную деятельность, в том числе просветительскую.
Остатки армянских памятников сохранились и в далеких от городов местностях. В трех километрах от Старого Крыма (Сурхата), в лесу до сих пор стоит великолепный монастырь Сурб Хач, престол армяно-апостольской церкви в Крыму, где восседали местные армянские духовные предводители, управлявшие делами колонии. На барабане купола монастырской церкви сохранилась строительная надпись 1358 года. Кстати, с названием монастыря Сурб Хач некоторые авторы связывают и название города Сурхат.
Жемчужиной крымского зодчества XIV века является находящийся, увы, на грани полного разрушения армянский храм Спасителя монастыря Св.Ильи, расположенного близ села Бахчэли. В середине XIX века весь монастырь и в том числе храм, интерьер которого украшен интереснейшими древними барельефами, был полностью восстановлен и играл активную роль в жизни колонии. Привлекают внимание и армянские церкви Сурб Саргис (Св.Сергия) и Сурб Урпат (Св.Пятницы) в селе Тополевка.
При церквях функционировали школы. Записи армянских рукописей свидетельствуют о том, что еще в начале XIV века усилиями архимандритов Аветика и Петроса успешно действовали духовные семинарии монастырей Кимчак (на окраине Сурхата) и Кизилташ (близ села Щебетовка), куда учиться приезжали даже из Армении. В XV веке особой славой пользовалась духовная семинария монастыря Св.Антона в Кафе. Настоятель монастыря архимандрит Саргис знакомил студентов с трудами Порфирия и Бонавентуры, был безмерно уважаем жителями Кафы.
В монастырских кельях и скрипториях корпели каллиграфы и миниатюристы, переписывая и украшая рукописные книги, обновляя древние образцы. В создании и оформлении книг крымские армяне достигли редких успехов: их произведения представляют отдельную своеобразную школу средневекового книжного искусства. Книги писцов Натера, его сыновей Аветиса и Степаноса, а также Кристосатура, Григора и других содержат ценнейшие миниатюры и важные сведения, относящиеся не только к истории крымских армян, но и Крыма в целом
Литература и поэзия в Крымском ханстве
Татарское словесное искусство ХУ-ХУШ вв., охватывающее более трёх столетий, представляет собою очень сложный, противоречивый, трагичный периоды истории татарского народа. Это - время распада Золотой Орды и образования на ее огромной территории Крымского, Казанского, Астраханского, Сибирского,Ногайского, а также Касимовского ханств; это время существования, расцвета и завоевания татарских государств; это - время жесточайшего колониального гнета, утери значительной части накопленных веками духовных и материальных ценностей. Кроме того, на этом этапе истории, особенно после ликвидации Казанского. Астраханского государств, в относительно едином языковом, культурном и этническом пространстве татар начинает постепенно обособляться, османизироватъся население, проживающее в Крымском ханстве. Поэтому словесное искусство данной эпохи целесообразно рассмотреть в трёх аспектах, под гремя пунктами: татарская литература 1) периода Казанского ханства (середина XV в. - середина XVIв.); 2) Крымско-татарское словесное искусство ХУ-ХУШ вв., т.е. Крымского государства; 3) ХУП-ХУШвв. Конечно, такое разделение более чем трёхвекового литературного процесса носит в известной степени условный характер. В то же время оно способствует созданию определенного представления о татарском словесном искусстве указанных столетий. Значительную часть письменной литературы, относящейся к Крымскому ханству, составляет так называемая «историческая проза» [О ней подробнее! ())]. представленная следующими сочинениями:«История хана Сахиб-Гирея» («Тарихе Сэхибгэрэй хан») Бадр ад-Дина Мухаммеда б. Мухаммед Кайсунизаде Нидаи-эфенди, известного под именем Реммала-ходжи (Рэммэл Хужа) (умер в 1569 году в Стамбуле); «Летописи Дешт-и Кипчака» («Тэварихе Дэште-Кыпчак») Абдуллы б. Ризвана (Абди) (составленного около 30-х годов XVII в.); «Тарихи Ислам-Гирей хан» (завершено в 1651 году) Ходжи Мухаммеда («Сенаи»,«Кырымлы»); «История татарских ханов Дагестана, Москвы и народов Дешт-и Кипчака» (середина XVI II в.).Ибрахимаб. Али Кефеви (личный секретарь Крымского хана Фатх-Гирея 11 (1736-1737); «Розовый куст ханов»(«Голбуне-ханан») Халим-Гирея (в 1756-1758 гг. правил Крымом) и др. Хотя такие произведения называют историческими, но они в той или иной степени являются и художественными. Их язык, манера изложения часто приближаются к литературному, образному стилю; есть образцы рифмованной, ритмической прозы. В таких сочинениях встречаются поэтические строки. Наряду с изложением реальных событий и деяний, в них находит место и описание вымышленных обстоятельств, легенд. Некоторые истории ханов воспринимаются как панегирические жанры. Поэтому такие произведения с определенной условностью можно называть историко-литературными сочинениями. По структуре и по содержанию они напоминают хорошо известные татарскому читателю книги «Джамиг ат-таварих» (1602) Кадир Алибека, «Дафтари Чингизнаме» (около 1679 г.) неизвестного автора, а также «Таварихе Болгария» Хнсамеддина Муслими [2]. Таким сочинениям и крымских, и поволжских авторов присущи интертекстуальный, в определенной степени и эклектичный способ составления своих книг. В них обильно использованы тексты из сочинений предшествовавших авторов, особенно Закарии Казвини (1203-1283), Рашид ад-Дина (1247-1318). Следует отметить, что в Крымском ханстве «сочинительство», «письменное занятие» высоко оценивались, ими занимались даже ханы, чиновники высокого ранга.
Сохранившаяся часть письменной литературы Крымского государства представлена поэтическими и прозаическими произведениями различного жанра, такими, как дастан, газель, рубай, касыда, мадхия. марсия. наме мунаджат, хикаят, саяхатнаме (сефернаме), шаджара, ярлыки и др. В ней отображены различные аспекты человеческой жизни и бытия, в том числе нравственные, философские, социально-политические, бытовые вопросы, конечно же и тема любви. Как и в других регионах Мусульманского Востока, так и в духовной жизни
Крымского ханства значительную роль сыграли суфизм, особенно «Месневи» (своего рода «поэтическая энциклопедия суфизма»), автором которого является великий Джалаледдин Руми (1207-1273). Наряду с классиками арабо-персидской литературы, в Крыму были очень популярны сочинения османских авторов, как таких, «Мухаммадия» (1449) Языджоглу (Челеби), «Искандернаме» (1390) Ахмеди Гирмияни. «Рождение пророка» («Мавлюден-нзби») Сулеймана Челеби (умер в 1422 г.), путевые записи Эвлия Челеби (1611-1670)
Среди читателей и слушателей Крыма широко распространялись версии и варианты общих тюрко- татарских дастанов, таких, как «Идегей». «Тагир-Зухра». «Чура батыр». Наряду с вышеупомянутыми авторамп письменной литературы Крымского ханства, творили и другие мастера пера, такие, как Джанмухаммед (XV в.), Менгли-Гирей (XVв.), Мудами (умер в 1540 г.). Бакайи (умер в 1591 г.), Лейля Бикеч, Ашык Ариф и др. Авторы XVII века Джанмухаммед и Эдип эфэнде создают свои известные сочинения «Тогай бей» и «Сефернамэ». По мнению крымско-татарского литератора Эшрефе Шемаизаде, «в этих реалистических поэмах отображены исторические события, в которых авторы сами принимали участие» Самым крупным и известным поэтом Крымского ханства является Ашык Умер (Гашыйк Гомэр, 1621-1707). [К сожалению, в «Краткой литературной энциклопедии» (Т.1. - М., 1962. - С. 381), видимо, исходя из османизированного языка, он представлен как «турецкий поэт-ашуг»]. Родом он из города Гёзлева (нынег.Евпатория). Много путешествовал, побывал во многих уголках Османской империи. По преданию, этотвыдающийся представитель «бардовской» - «ашыкской» поэзии умер в родном городе