Основные направления внутренней и внешней политики республики беларусь

(в ред. Законов Республики Беларусь от 12.12.2013 N 83-З,

от 04.06.2015 N 275-З)

Настоящие Основные направления внутренней и внешней политики Республики Беларусь определяют принципы, стратегические цели, основные задачи и сферы внутренней и внешней политики государства.

Глава 1

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНУТРЕННЕЙ ПОЛИТИКИ

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

1. Внутренняя политика Республики Беларусь основывается на следующих принципах:

стабильность конституционного строя;

гарантия конституционных прав и свобод граждан;

равенство всех форм собственности в интересах личности и общества;

устойчивое социально-экономическое развитие;

учет геополитических, социально-экономических и природных особенностей Республики Беларусь;

социальная справедливость;

взаимодействие законодательной, исполнительной и судебной властей в интересах личности, общества и государства.

2. Стратегическими целями внутренней политики Республики Беларусь являются:

обеспечение прав и свобод человека и гарантии их реализации;

повышение уровня благосостояния народа;

развитие демократического социального правового государства;

формирование эффективной социально ориентированной рыночной экономики.

3. Основными задачами внутренней политики Республики Беларусь являются:

обеспечение государственного суверенитета и территориальной целостности Республики Беларусь;

обеспечение защиты прав, свобод и законных интересов граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, прав и законных интересов организаций, общественных и государственных интересов;

проведение единой бюджетно-финансовой, налоговой, денежно-кредитной и валютной политики, способствующей финансовой стабильности национальной экономики;

поддержание инфляции на уровне, не препятствующем эффективному развитию национальной экономики;

развитие конкурентоспособных секторов и отраслей национальной экономики;

привлечение инвестиций в экономику Республики Беларусь;

(в ред. Закона Республики Беларусь от 04.06.2015 N 275-З)

формирование промышленного потенциала, основанного на высокоэффективных, ресурсосберегающих, экологически безопасных технологиях, обеспечивающих производство конкурентоспособных товаров (работ, услуг);

(в ред. Закона Республики Беларусь от 04.06.2015 N 275-З)

активизация инновационной деятельности;

освоение в производстве передовых национальных и зарубежных технологий;

развитие предпринимательства, малого и среднего бизнеса;

увеличение продолжительности жизни граждан и снижение смертности;

оптимизация миграционных процессов;

обеспечение рациональной занятости населения, повышение эффективности использования трудовых ресурсов;

обеспечение безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности;

обеспечение государственной поддержки малообеспеченных групп населения;

создание необходимых условий для формирования духовно богатого и физически здорового человека, улучшения его жилищных условий;

обеспечение доступности медицинской помощи;

обеспечение развития всех форм и видов образовательной деятельности;

обеспечение общедоступности ценностей отечественной и мировой культуры, находящихся в государственных и общественных фондах;

обеспечение прав граждан на благоприятную для жизни и здоровья окружающую среду, рациональное использование природных ресурсов;

предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайная ситуация), создание условий, обеспечивающих охрану жизни и здоровья граждан, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций;

(в ред. Закона Республики Беларусь от 04.06.2015 N 275-З)

обеспечение комплексного устойчивого развития регионов;

обеспечение права граждан на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

4. Внутренняя политика Республики Беларусь реализуется в следующих основных сферах:

экономика, включая институциональные преобразования, бюджетно-финансовую, налоговую, денежно-кредитную и валютную политику, развитие реального сектора экономики, таможенную политику, политику в сфере инвестиций, инновационную деятельность;

(в ред. Закона Республики Беларусь от 04.06.2015 N 275-З)

социально-трудовая сфера, включая демографическую политику, политику доходов и оплаты труда, политику занятости населения, социальную защиту населения, охрану труда;

здравоохранение, образование, наука, информация и информатизация, культура, искусство, спорт, туризм, жилищные отношения;

охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов;

региональное развитие;

военная сфера;

борьба с преступностью и иной противоправной деятельностью, направленной на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь;

юстиция;

предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций.

5. Основными направлениями в сфере институциональных преобразований являются:

формирование конкурентной среды и регулирование деятельности субъектов естественных монополий;

реформирование отношений собственности, в том числе приватизация государственного имущества;

стимулирование предпринимательской деятельности организаций и граждан;

развитие рыночной инфраструктуры, включающей рынок ценных бумаг и финансовых услуг, товарные рынки;

развитие информационно-коммуникационных и иных высоких технологий.

6. Основными направлениями в сфере бюджетно-финансовой, налоговой, денежно-кредитной и валютной политики являются:

обеспечение устойчивого выполнения бюджетных обязательств Республики Беларусь и ее административно-территориальных единиц;

повышение результативности государственных расходов;

проведение эффективной политики управления государственным долгом Республики Беларусь и активами;

(в ред. Закона Республики Беларусь от 04.06.2015 N 275-З)

совершенствование системы межбюджетных отношений;

формирование налоговой системы, благоприятной для национальной экономики;

обеспечение устойчивого уровня поступлений в республиканский и местные бюджеты, достаточного для финансирования бюджетных обязательств Республики Беларусь и ее административно-территориальных единиц;

(в ред. Закона Республики Беларусь от 04.06.2015 N 275-З)

обеспечение устойчивости национальной денежной единицы, в том числе ее покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;

совершенствование системы валютного регулирования в целях повышения эффективности внешнеэкономического оборота товаров (работ, услуг) и осуществления инвестиций;

(в ред. Закона Республики Беларусь от 04.06.2015 N 275-З)

развитие и укрепление банковской системы и небанковских кредитно-финансовых организаций Республики Беларусь;

развитие валютного контроля в направлении повышения прозрачности внешнеэкономических сделок и эффективности противодействия незаконным операциям с капиталом;

обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы;

повышение эффективности аккумулирования свободных денежных средств и их инвестирования в национальную экономику.

7. Основными направлениями в сфере развития реального сектора экономики являются:

создание условий для эффективного использования национального научного и производственно-технического потенциала и ресурсов;

содействие обновлению промышленно-производственных фондов на основе материало- и энергосберегающих, а также экологически чистых, безотходных технологий;

создание условий для ускоренного развития приоритетных конкурентоспособных экспортоориентированных и импортозамещающих производств;

проведение государственной аграрной политики, обеспечивающей стимулирование повышения эффективности агропромышленного комплекса на базе совершенствования специализации сельскохозяйственного производства и его организационно-экономической структуры, рационального использования земель и государственной поддержки агропромышленного комплекса;

(в ред. Закона Республики Беларусь от 04.06.2015 N 275-З)

создание условий для реконструкции и модернизации инфраструктуры транспортных систем и коммуникаций с учетом потребностей общества и национальной экономики, развития региональных транспортно-коммуникационных систем.

8. Основными направлениями в сфере таможенной политики являются:

обеспечение наиболее эффективного таможенного контроля на территории Республики Беларусь;

(в ред. Закона Республики Беларусь от 04.06.2015 N 275-З)

реализация торгово-политических задач по защите внутреннего рынка и отечественного производителя;

стимулирование развития национальной экономики;

развитие таможенного дела в направлении гармонизации и унификации с нормами международного права и общепринятой международной практикой.

9. Основными направлениями политики в сфере инвестиций являются:

(в ред. Закона Республики Беларусь от 04.06.2015 N 275-З)

создание благоприятного инвестиционного климата;

обеспечение роста инвестиционного потенциала за счет собственных средств организаций, средств республиканского и местных бюджетов, населения, кредитов банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, а также за счет привлечения инвестиций и проведения эмиссии ценных бумаг;

(в ред. Закона Республики Беларусь от 04.06.2015 N 275-З)

проведение структурных преобразований в национальной экономике на основе финансирования инвестиционных проектов с высокими наукоемкими, ресурсосберегающими, экологически безопасными технологиями, приоритетного развития производств, позволяющих максимально использовать конкурентные преимущества Республики Беларусь, а также решения социальных задач общегосударственного значения.

10. Основными направлениями в сфере инновационной деятельности являются:

государственная поддержка и координация научных исследований по приоритетным направлениям развития национальной экономики;

формирование условий для быстрого внедрения в производство достижений науки и передовых технологий;

взаимодополняющая интеграция науки и образования, совершенствование системы подготовки научных кадров высшей квалификации в целях кадрового обеспечения фундаментальных и прикладных научных исследований и разработок и наукоемких производств;

создание благоприятных правовых, экономических и финансовых условий для развития конкуренции и предпринимательства в сфере науки и инновационной деятельности;

совершенствование правовой защиты интеллектуальной собственности.

11. Основными направлениями в сфере демографической политики являются:

устойчивое повышение уровня жизни населения, совершенствование социальной сферы и создание условий для здоровой среды обитания человека;

обеспечение репродуктивных прав граждан и содействие формированию высоких репродуктивных потребностей населения;

обеспечение благоприятных социально-экономических условий развития семьи как основы стабильного общества;

обеспечение демографической безопасности Республики Беларусь.

12. Основными направлениями в сфере политики доходов и оплаты труда являются:

формирование условий, обеспечивающих рост реальных денежных доходов населения;

повышение уровня оплаты труда как важнейшего стимула трудовой активности работников и основного источника роста денежных доходов населения;

преодоление неоправданной дифференциации групп населения по доходам.

13. Основными направлениями в сфере политики занятости населения являются:

создание условий для трудовой деятельности, обеспечивающей достойный уровень жизни и развитие личности;

поддержка трудовой и предпринимательской деятельности граждан, обеспечение условий развития их способностей к труду;

ориентация системы образования на подготовку кадров в соответствии с потребностями рынка труда;

обеспечение социальной защиты в области занятости населения, проведение мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан;

предупреждение и сокращение безработицы;

координация деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики.

14. Основными направлениями в сфере социальной защиты населения являются:

обеспечение уровня жизни населения не ниже уровня установленных государственных минимальных социальных стандартов;

усиление роли государственных минимальных социальных стандартов, поэтапное приближение их к бюджету прожиточного минимума;

совершенствование пенсионного обеспечения и системы социального страхования;

адресное предоставление социальной помощи гражданам, совокупный доход которых ниже бюджета прожиточного минимума.

15. Основными направлениями в сфере охраны труда являются:

совершенствование государственного управления в области охраны труда, включая контроль (надзор) за соблюдением законодательства об охране труда;

(в ред. Закона Республики Беларусь от 12.12.2013 N 83-З)

обеспечение социально-экономических прав работников и членов их семей в сфере охраны труда;

разработка экономического механизма, стимулирующего создание здоровых и безопасных условий труда;

сотрудничество государственных органов с нанимателями и профессиональными союзами в разработке и реализации государственной политики в области охраны труда.

16. Основными направлениями в сфере здравоохранения, образования, науки, информации и информатизации, культуры, искусства, спорта, туризма, жилищных отношений являются:

создание условий доступного для всех граждан медицинского обслуживания, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения;

усиление профилактической направленности здравоохранения и формирование у населения здорового образа жизни;

создание необходимых условий для удовлетворения запросов личности в образовании, потребности общества и государства в квалифицированных кадрах;

обеспечение прав граждан на получение бесплатного общего среднего, профессионально-технического и на конкурсной основе бесплатного среднего специального и высшего образования в государственных учебных заведениях, а также возможности получения образования за плату;

совершенствование системы повышения квалификации и переподготовки кадров;

активизация деятельности учебных заведений всех уровней по формированию у граждан духовно-нравственных ценностей, воспитанию патриотизма, ответственности, трудолюбия, активной гражданской позиции;

оказание государственной поддержки проведению фундаментальных и прикладных научных исследований и разработок;

совершенствование системы подготовки научных кадров высшей квалификации;

обеспечение необходимых правовых, организационных и экономических условий для развития средств массовой информации, полиграфии, книгоиздания, распространения печатной продукции;

всестороннее содействие развитию национального информационного пространства;

повышение роли средств массовой информации в формировании общественного мнения;

создание условий, обеспечивающих развитие процессов информатизации для защиты прав и законных интересов граждан и государства;

содействие развитию культуры и искусства;

доступность и разнообразие услуг организаций культуры для всего населения;

сохранение и реализация воспитательно-образовательного потенциала историко-культурного наследия;

развитие детского и юношеского спорта, спорта высших достижений, привлечение граждан к занятиям физической культурой и спортом;

развитие туризма и туристической индустрии;

создание условий для обеспечения каждого гражданина жильем, отвечающим установленным санитарным нормам, правилам, гигиеническим нормативам и техническим условиям, доступным для лиц всех уровней доходов, путем развития государственного и частного жилищных фондов;

формирование эффективной системы долгосрочного финансирования строительства жилых домов, в том числе системы жилищных строительных сбережений;

(в ред. Закона Республики Беларусь от 04.06.2015 N 275-З)

совершенствование системы предоставления и финансирования жилищно-коммунальных услуг;

проведение демонополизации и развитие конкуренции в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг.

17. Основными направлениями в сфере охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов являются:

поэтапное уменьшение вредного воздействия на окружающую среду и совершенствование порядка обращения с отходами;

охрана и улучшение качества атмосферного воздуха;

рациональное использование водных ресурсов и охрана водных объектов от загрязнения и истощения;

рациональное использование и охрана земель;

преодоление последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, осуществление на территориях радиоактивного загрязнения необходимого комплекса защитных и реабилитационных мер;

рациональное использование, охрана, защита и воспроизводство лесов;

охрана и рациональное использование объектов животного и растительного мира, сохранение биологического разнообразия;

развитие системы образования, воспитания и информирования в области охраны окружающей среды.

18. Основными направлениями в сфере регионального развития являются:

совершенствование структуры хозяйства регионов в соответствии с потребностями населения и местными условиями на базе эффективного использования внутренних ресурсов регионов;

наращивание экономического и научно-производственного потенциала проблемных регионов, малых и средних городов;

стимулирование экономической активности населения;

развитие предпринимательства;

государственная поддержка социально-экономического развития проблемных регионов.

19. Основными направлениями в военной сфере являются:

поддержание военного потенциала государства на уровне, достаточном для нейтрализации военных угроз и противодействия им;

формирование научно-технического и производственного потенциала с учетом современных тенденций развития вооружений и военной техники;

развитие военной науки и системы подготовки военных кадров;

создание эффективного механизма перевода Республики Беларусь на режим военного положения в случае его введения.

20. Основными направлениями в сфере борьбы с преступностью и иной противоправной деятельностью, направленной на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь, являются:

предупреждение, выявление и пресечение:

правонарушений против жизни и здоровья человека;

правонарушений, связанных с торговлей людьми в целях сексуальной и иной эксплуатации;

правонарушений против имущественных и связанных с ними личных неимущественных прав граждан;

правонарушений в экономической сфере;

коррупции, организованной преступности;

незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов, оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов, радиоактивных, ядовитых, иных опасных веществ и материалов, историко-культурных ценностей, объектов интеллектуальной собственности, животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения;

(в ред. Закона Республики Беларусь от 12.12.2013 N 83-З)

террористической и экстремистской деятельности на территории Республики Беларусь и минимизация ее последствий;

разведывательной и иной деятельности, направленной на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь;

правонарушений против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования;

правонарушений против информационной безопасности;

противодействие негативному влиянию религиозных организаций и их миссионеров, деятельность которых представляет угрозу для общественной безопасности, физического и психического здоровья граждан Республики Беларусь, имеет антигуманную и иную противоправную направленность.

21. Основными направлениями в сфере юстиции являются:

совершенствование законодательства, обеспечивающего национальную безопасность Республики Беларусь, защиту государственного суверенитета Республики Беларусь, конституционных прав и свобод личности в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и общепризнанными принципами международного права;

повышение качества осуществления правосудия;

обеспечение исполнения судебных постановлений;

обеспечение защиты прав и законных интересов граждан и организаций, общественных и государственных интересов посредством осуществления нотариальной деятельности, укрепления адвокатуры;

совершенствование системы правового просвещения населения.

22. Основными направлениями в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются:

разработка и реализация правовых и экономических мер по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

осуществление целевых и научно-технических программ, инновационных проектов, направленных на разработку и внедрение современных методов и средств мониторинга, предупреждения чрезвычайных ситуаций, ведения аварийно-спасательных работ, минимизации социально-экономического и экологического ущерба от чрезвычайных ситуаций;

обеспечение постоянной готовности сил и средств, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

создание резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

сбор, обработка, обмен и предоставление информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;

прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;

осуществление государственной экспертизы, государственного надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

(в ред. Закона Республики Беларусь от 12.12.2013 N 83-З)

ликвидация чрезвычайных ситуаций;

осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций.

Глава 2

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

23. Внешняя политика Республики Беларусь основывается на следующих принципах:

соблюдение общепризнанных принципов и норм международного права;

соразмерность внешнеполитических целей политико-дипломатическому, экономическому, оборонному, научно-техническому, интеллектуальному потенциалу государства, обеспечение их реализации для укрепления международных позиций Республики Беларусь и ее международного авторитета;

повышение эффективности политических, правовых, внешнеэкономических и иных инструментов защиты государственного суверенитета Республики Беларусь и ее национальной экономики в условиях глобализации;

развитие на основе общепризнанных принципов и норм международного права всестороннего сотрудничества с иностранными государствами, международными организациями и межгосударственными образованиями, взаимный учет и соблюдение интересов всех членов международного сообщества;

(в ред. Закона Республики Беларусь от 04.06.2015 N 275-З)

добровольность вхождения и участия в международных организациях и межгосударственных образованиях;

(в ред. Закона Республики Беларусь от 04.06.2015 N 275-З)

приверженность политике последовательной демилитаризации международных отношений;

отсутствие территориальных претензий к сопредельным государствам, непризнание территориальных притязаний к Республике Беларусь.

24. Стратегическими целями внешней политики Республики Беларусь являются:

защита государственного суверенитета и территориальной целостности Республики Беларусь;

защита прав, свобод и законных интересов граждан, общественных и государственных интересов.

25. Основными задачами внешней политики Республики Беларусь являются:

содействие построению стабильного, справедливого, демократического миропорядка, базирующегося на общепризнанных принципах международного права;

равноправная интеграция Республики Беларусь в мировое политическое, экономическое, научное, культурное и информационное пространство;

создание благоприятных внешнеполитических и внешнеэкономических условий для повышения уровня благосостояния народа, развития политического, экономического, интеллектуального и духовного потенциала государства;

формирование добрососедских отношений с сопредельными государствами;

обеспечение защиты прав, свобод и законных интересов граждан Республики Беларусь за пределами Республики Беларусь;

(в ред. Закона Республики Беларусь от 04.06.2015 N 275-З)

содействие реализации национальных, культурных и иных прав и законных интересов белорусов зарубежья;

(в ред. Закона Республики Беларусь от 04.06.2015 N 275-З)

содействие укреплению международной безопасности, нераспространению оружия массового поражения и контролю над вооружением;

расширение международного сотрудничества в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, охраны окружающей среды, в информационной и гуманитарной сферах;

привлечение внешних интеллектуальных и научных ресурсов в интересах образовательного, научного и культурного развития Республики Беларусь;

участие в международном сотрудничестве в области поощрения и защиты прав человека.

26. Внешняя политика Республики Беларусь реализуется в следующих основных сферах:

внешнеэкономическая деятельность;

международное экономическое сотрудничество;

международное сотрудничество в области космической деятельности;

международное военное сотрудничество;

международное сотрудничество по реализации государственной пограничной политики;

международная безопасность;

гуманитарное сотрудничество и права человека;

международное сотрудничество в области здравоохранения, образования, науки, информации и информатизации, культуры, спорта, туризма, охраны окружающей среды;

международное сотрудничество в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

сотрудничество в области кодификации и прогрессивного развития международного права;

трансграничное сотрудничество.

27. Основными направлениями в сфере внешнеэкономической деятельности являются:

совершенствование государственной внешнеэкономической политики на основе многовекторности, сложившегося международного разделения труда и рынков товаров (работ, услуг);

(в ред. Закона Республики Беларусь от 04.06.2015 N 275-З)

создание благоприятных условий для участия белорусских товаров (работ, услуг) в международном торгово-экономическом обороте;

(в ред. Закона Республики Беларусь от 04.06.2015 N 275-З)

защита интересов организаций и индивидуальных предпринимателей - резидентов Республики Беларусь на внешнем рынке;

обеспечение условий роста экспорта;

осуществление внешних государственных заимствований в пределах лимита внешнего государственного долга Республики Беларусь, установленного законодательством Республики Беларусь;

развитие экспорта высоких технологий и содействие импорту высоких технологий в целях ускоренного развития национальной экономики;

обеспечение доступа к источникам сырья и товарам, производство которых невозможно либо неэффективно в Республике Беларусь.

28. Основными направлениями в сфере международного экономического сотрудничества являются:

участие в многостороннем сотрудничестве в рамках международных организаций и межгосударственных образований, институтов и форумов в качестве фактора органичной интеграции в мировое сообщество в интересах развития национальной экономики;

(в ред. Закона Республики Беларусь от 04.06.2015 N 275-З)

участие в таможенных союзах, зонах свободной торговли и иных формах экономической интеграции с иностранными государствами;

привлечение иностранных инвесторов;

(в ред. Закона Республики Беларусь от 04.06.2015 N 275-З)

развитие делового сотрудничества с государствами, участвующими в многосторонней системе регулирования торговли;

рациональное использование географического положения, развитие эффективной системы обслуживания международных транспортных систем и коммуникаций.

29. Основными направлениями в сфере международного сотрудничества в области космической деятельности являются:

участие в международных программах исследования и использования космического пространства;

развитие научно-технического потенциала белорусских организаций, работающих в области космической деятельности.

30. Основными направлениями в сфере международного военного сотрудничества являются:

проведение государственной политики, направленной на предотвращение войны и поддержание мира, нейтрализацию потенциальных военных угроз;

исключение вовлечения Вооруженных Сил Республики Беларусь в вооруженные конфликты за пределами государства;

расширение международного сотрудничества, партнерства и укрепление доверия в военной сфере;

содействие мирному урегулированию международных вооруженных конфликтов и споров;

сотрудничество с иностранными государствами по сокращению вооружения и вооруженных сил в Европе, конверсии предприятий оборонной промышленности;

военно-техническое сотрудничество с иностранными государствами.

31. Основными направлениями в сфере международного сотрудничества по реализации государственной пограничной политики являются:

обеспечение нерушимости Государственной границы Республики Беларусь, защиты государственного суверенитета и территориальной целостности Республики Беларусь;

взаимовыгодное всестороннее сотрудничество с иностранными государствами по пограничным вопросам;

(в ред. Закона Республики Беларусь от 04.06.2015 N 275-З)

мирное разрешение пограничных вопросов и инцидентов.

(в ред. Закона Республики Беларусь от 04.06.2015 N 275-З)

32. Основными направлениями в сфере международной безопасности являются:

развитие международного сотрудничества в целях сохранения и укрепления существующих систем международной и региональной безопасности;

развитие международного сотрудничества в области борьбы с терроризмом и экстремизмом, организованной преступностью, наркобизнесом и иными видами преступной деятельности;

противодействие незаконному распространению оружия массового поражения, средств его доставки, технологий создания оружия массового поражения и средств его доставки, а также осуществление экспортного контроля.

(в ред. Закона Республики Беларусь от 04.06.2015 N 275-З)

33. Основными направлениями в сфере гуманитарного сотрудничества и прав человека являются:

участие в международных договорах в гуманитарной области и в области прав человека;

развитие международного гуманитарного сотрудничества и сотрудничества в области прав человека;

реализация долгосрочной стратегии содействия духовному и культурному развитию белорусов зарубежья;

(в ред. Закона Республики Беларусь от 04.06.2015 N 275-З)

создание благоприятных правовых и организационных условий для белорусов зарубежья, а также членов их семей, принявших решение вернуться в Республику Беларусь на постоянное место жительства.

(в ред. Закона Республики Беларусь от 04.06.2015 N 275-З)

34. Основными направлениями в сфере международного сотрудничества в области здравоохранения, образования, науки, информации и информатизации, культуры, спорта, туризма, охраны окружающей среды являются:

укрепление международного сотрудничества в области развития здравоохранения;

привлечение внешних интеллектуальных и научных ресурсов в интересах научного, образовательного и культурного развития Республики Беларусь;

расширение международного научно-технического сотрудничества;

участие в международных договорах, развитие взаимовыгодных отношений с иностранными государствами, международными организациями и межгосударственными образованиями, обмен информацией и технологиями, использование международных глобальных информационных сетей в интересах ускоренного экономического развития;

(в ред. Закона Республики Беларусь от 04.06.2015 N 275-З)

содействие интеграции Республики Беларусь в мировое информационное пространство, поддержка взаимовыгодного международного сотрудничества в области информации и информатизации;

содействие федерациям (союзам, ассоциациям) по виду (видам) спорта, включенным в реестр федераций (союзов, ассоциаций) по виду (видам) спорта, в их международной деятельности и повышении международного авторитета Республики Беларусь через активное участие спортсменов (команд спортсменов) Республики Беларусь в международных спортивных мероприятиях;

(в ред. Закона Республики Беларусь от 04.06.2015 N 275-З)

формирование имиджа Республики Беларусь как региона, привлекательного для развития туризма, и продвижение национального туристского продукта на внешний рынок;

развитие международного сотрудничества в сфере охраны окружающей среды, разрешения экологических проблем транснационального характера;

привлечение помощи международного сообщества по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

35. Основными направлениями в сфере международного сотрудничества в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются:

оперативное информирование о случаях возникновения или опасности возникновения чрезвычайных ситуаций;

проведение согласованной политики по предупреждению трансграничных чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;

обмен научно-технической информацией и специалистами в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

оказание гуманитарной помощи странам, пострадавшим вследствие чрезвычайных ситуаций.

36. Основными направлениями в сфере сотрудничества в области кодификации и прогрессивного развития международного права являются:

участие в разработке международных договоров;

развитие сотрудничества с международными организациями и межгосударственными образованиями.

(в ред. Закона Республики Беларусь от 04.06.2015 N 275-З)

37. Основными направлениями в сфере трансграничного сотрудничества являются:

взаимодействие с иностранными государствами на региональном и местном уровнях в целях оперативного решения приграничных проблем, привлечения иностранных инвесторов для совершенствования приграничной и транспортной инфраструктуры;

(в ред. Закона Республики Беларусь от 04.06.2015 N 275-З)

разработка и реализация региональных проектов технического содействия, финансируемых международными организациями, межгосударственными образованиями и программами в области экономики, территориального планирования, предпринимательства, инфраструктуры, информации, охраны окружающей среды, образования, культуры, туризма и спорта;

(в ред. Закона Республики Беларусь от 04.06.2015 N 275-З)

поощрение еврорегионов как формы приграничного сотрудничества в целях сглаживания различий в уровнях социально-экономического развития территорий, развития приграничной инфраструктуры, совместного решения проблем в сфере охраны природы, преодоления дисбаланса в вопросах занятости населения, культурных и языковых барьеров.

Тема 11. Правовые основы и принципы Содружества Независимых Государств. Союз Беларуси и России.

1. Правовые основы СодружестваНезависимых Государств. Органы СНГ: их правовое положение и деятельность.

2. Республика Беларусь – субъект СНГ.

3. Основные этапы развития отношений между Республикой Беларусь и Российской Федерацией.

4. Органы Союзного государства Беларуси и России.

5. Перспективы развития СНГ, Союзного государства Беларуси и России, Евразийского экономического союза.

Рефераты

Экономический совет и Экономический суд СНГ.

Механизм реализации актов, принимаемых органами СНГ.

Содержание многосторонних и двухсторонних соглашений субъектов СНГ.

Международная правосубъектность и задачи Союзного государства.

Список рекомендуемой литературы

1. Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 1999. № 1. 1/0; 2004. № 188. 1/6032.

2. Договор об образовании СНГ: Постановление Верховного Совета Республики Беларусь от 10 декабря 1991 г. №1296-XII [Электронный вариант] Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000. – Минск, 2015.

3. Об образовании Союзного государства: Договор Республики Беларусь и Российской Федерации, 24 декабря 1999 г. №343-З [Электронный вариант] Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000. – Минск, 2015.

4. Василевич, Г.А. Конституционное право : учеб. пособие / Г.А. Василевич. — Минск : Изд. Центр БГУ, 2014. — 279 с.

5. Верееменко, В.Н. . Конституционное право : учебное пособие / В.Н. Веремеенко, М.Д. Веремеенко. – Минск: Изд-во Гревцова, 2014. – 488 с.

6. Демичев, Д.М. Конституционное право: учеб. пособие / Д.М. Демичев. - Минск: Вышэйшая школа, 2004. – 351 с.

7. Каменкова, Л. Экономический суд СНГ и Суд ЕвроАзЭс: сходства и различия / Л. Каменкова // Юстыцыя Беларусі. – 2012. - №7. – С.33-36.

8. Кодавбович, В.А. Конституционное право Республики Бела­русь: учеб. пособие / В.А. Кодавбович, В.А. Круглов. - Минск: Амалфея, 2012. – 512 с.

9. Лукашенко, А.Г. Мир и развитие. Выступление Президента при обращении с ежегодным Посланием к белорусскому народу и Национальному собранию / А.Г. Лукашенко // СБ-Беларусь сегодня. – 2015. – 30 апреля. – С.1-8.

10. Мукашев, С.И. Международная правосубъектность Содружества Независимых Государств / С.И. Мукашев // Право.by. – 2012. – №5. – С.104-110.

11. Мукашев, С. Международная правосубъектность Содружества Независимых Государств / С.И. Мукашев // Судовы веснік. – 2012. - №4. – С.69-74.

12. Мукашев, С.И. О юридической природе правовых актов Содружества Независимых Государств / С.И. Мукашев // Право.by. – 2012. – №4. – С.134 - 140.

13. Петров, А.П. Конституционное право : учебное пособие / А.П. Петров.- Минск : Амалфея, 2011. – 688 с.

Тема 12. Конституционные основы правового положения человека и гражданина. Гражданство Республики Беларусь. – 4 часа

1. Конституционно-правовой статус личности

2. Понятие «гражданство Республики Беларусь» и его принципы.

3. Основания, условия и порядок приобретения гражданства.

4. Основания, условия и порядок прекращения гражданства. Отмена решений по вопросам гражданства Республики Беларусь.

5. Гражданство детей.

6. Полномочия органов, принимающих решение и оформляющие документы по вопросам гражданства Республики Беларусь.

7. Порядок выезда белорусских граждан из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь.

Рефераты

Соглашения со странами ближнего зарубежья по вопросам гражданства.

Эволюция института гражданства в Республике Беларусь.

Список рекомендуемой литературы

1.Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 1999. № 1. 1/0; 2004. № 188. 1/6032.

2. О гражданстве Республики Беларусь [Электронный вариант]: Закон Республики Беларусь, от 1 августа 2002 №136-З: в ред. от 04.01.2010 N 105-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000. – Минск, 2015.

3. О порядке выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь граждан Республики Беларусь [Электронный вариант]: Закон Республики Беларусь, от 20 сентября 2009 №49-З: в ред. от 04.01.2015 N 233-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000. – Минск, 2015.

4. Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов, связанных с гражданством Республики Беларусь, и образовании при Президенте Республики Беларусь Комиссии по вопросам гражданства [Электронный вариант]: Указ Президента Республики Беларусь, от 17 ноября 1994 №209-З: в ред. от 11.05.2014 N 17-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000. – Минск, 2015.

5. Василевич, Г.А. Оптимизация отношений между государством и гражданами – важнейший фактор повышения эффективности управления / Г.А. Василевич // Проблемы управления. – 2011. – №4. – С.17 – 23.

6.Василевич, Г.А. Конституционное право : учеб. пособие / Г.А. Василевич. — Минск : Изд. Центр БГУ, 2014. — 279 с.

7.Верееменко, В.Н. . Конституционное право : учебное пособие / В.Н. Веремеенко, М.Д. Веремеенко. – Минск: Изд-во Гревцова, 2014. – 488 с.

8. Кивель, В. Принципы конституционно-правового статуса личности / В. Кивель // Юстыцыя Беларусі. – 2015 - №.1 - . – С.22-24

9.Кодавбович, В.А. Конституционное право Республики Бела­русь: учеб. пособие / В.А. Кодавбович, В.А. Круглов. - Минск: Амалфея, 2012. – 512 с.

10.Курак, А.И. Статус личности: понятие, структура, классификация / А.И. Курак // Право.by. – 2010. - №2. – С.35 – 38.

11.Петров, А.П. Конституционное право : учебное пособие / А.П. Петров.- Минск : Амалфея, 2011. – 688 с.

12.Чигринов, С.П. Юридическая категория «полномочие гражданина» в актах законодательства, правовой доктрине и решениях Конституционного Суда / С.П. Чигринов // Вестник Конституционного Суда Республики Беларусь. – 2012. №1. – С.82 – 88.

\ql основные направления внутренней и внешней политики республики беларусь - student2.ru  
Закон Республики Беларусь от 01.08.2002 N 136-З (ред. от 04.01.2010) "О гражданстве Республики Беларусь"  
Документ предоставлен КонсультантПлюс www.consultant.ru Дата сохранения: 24.09.2015  

Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов

Республики Беларусь 5 августа 2002 г. N 2/885

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Августа 2002 г. N 136-З

Наши рекомендации