Основные направления внутренней и внешней политики республики беларусь
(в ред. Законов Республики Беларусь от 12.12.2013 N 83-З,
от 04.06.2015 N 275-З)
Настоящие Основные направления внутренней и внешней политики Республики Беларусь определяют принципы, стратегические цели, основные задачи и сферы внутренней и внешней политики государства.
Глава 1
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНУТРЕННЕЙ ПОЛИТИКИ
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
1. Внутренняя политика Республики Беларусь основывается на следующих принципах:
стабильность конституционного строя;
гарантия конституционных прав и свобод граждан;
равенство всех форм собственности в интересах личности и общества;
устойчивое социально-экономическое развитие;
учет геополитических, социально-экономических и природных особенностей Республики Беларусь;
социальная справедливость;
взаимодействие законодательной, исполнительной и судебной властей в интересах личности, общества и государства.
2. Стратегическими целями внутренней политики Республики Беларусь являются:
обеспечение прав и свобод человека и гарантии их реализации;
повышение уровня благосостояния народа;
развитие демократического социального правового государства;
формирование эффективной социально ориентированной рыночной экономики.
3. Основными задачами внутренней политики Республики Беларусь являются:
обеспечение государственного суверенитета и территориальной целостности Республики Беларусь;
обеспечение защиты прав, свобод и законных интересов граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, прав и законных интересов организаций, общественных и государственных интересов;
проведение единой бюджетно-финансовой, налоговой, денежно-кредитной и валютной политики, способствующей финансовой стабильности национальной экономики;
поддержание инфляции на уровне, не препятствующем эффективному развитию национальной экономики;
развитие конкурентоспособных секторов и отраслей национальной экономики;
привлечение инвестиций в экономику Республики Беларусь;
(в ред. Закона Республики Беларусь от 04.06.2015 N 275-З)
формирование промышленного потенциала, основанного на высокоэффективных, ресурсосберегающих, экологически безопасных технологиях, обеспечивающих производство конкурентоспособных товаров (работ, услуг);
(в ред. Закона Республики Беларусь от 04.06.2015 N 275-З)
активизация инновационной деятельности;
освоение в производстве передовых национальных и зарубежных технологий;
развитие предпринимательства, малого и среднего бизнеса;
увеличение продолжительности жизни граждан и снижение смертности;
оптимизация миграционных процессов;
обеспечение рациональной занятости населения, повышение эффективности использования трудовых ресурсов;
обеспечение безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности;
обеспечение государственной поддержки малообеспеченных групп населения;
создание необходимых условий для формирования духовно богатого и физически здорового человека, улучшения его жилищных условий;
обеспечение доступности медицинской помощи;
обеспечение развития всех форм и видов образовательной деятельности;
обеспечение общедоступности ценностей отечественной и мировой культуры, находящихся в государственных и общественных фондах;
обеспечение прав граждан на благоприятную для жизни и здоровья окружающую среду, рациональное использование природных ресурсов;
предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайная ситуация), создание условий, обеспечивающих охрану жизни и здоровья граждан, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций;
(в ред. Закона Республики Беларусь от 04.06.2015 N 275-З)
обеспечение комплексного устойчивого развития регионов;
обеспечение права граждан на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
4. Внутренняя политика Республики Беларусь реализуется в следующих основных сферах:
экономика, включая институциональные преобразования, бюджетно-финансовую, налоговую, денежно-кредитную и валютную политику, развитие реального сектора экономики, таможенную политику, политику в сфере инвестиций, инновационную деятельность;
(в ред. Закона Республики Беларусь от 04.06.2015 N 275-З)
социально-трудовая сфера, включая демографическую политику, политику доходов и оплаты труда, политику занятости населения, социальную защиту населения, охрану труда;
здравоохранение, образование, наука, информация и информатизация, культура, искусство, спорт, туризм, жилищные отношения;
охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов;
региональное развитие;
военная сфера;
борьба с преступностью и иной противоправной деятельностью, направленной на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь;
юстиция;
предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций.
5. Основными направлениями в сфере институциональных преобразований являются:
формирование конкурентной среды и регулирование деятельности субъектов естественных монополий;
реформирование отношений собственности, в том числе приватизация государственного имущества;
стимулирование предпринимательской деятельности организаций и граждан;
развитие рыночной инфраструктуры, включающей рынок ценных бумаг и финансовых услуг, товарные рынки;
развитие информационно-коммуникационных и иных высоких технологий.
6. Основными направлениями в сфере бюджетно-финансовой, налоговой, денежно-кредитной и валютной политики являются:
обеспечение устойчивого выполнения бюджетных обязательств Республики Беларусь и ее административно-территориальных единиц;
повышение результативности государственных расходов;
проведение эффективной политики управления государственным долгом Республики Беларусь и активами;
(в ред. Закона Республики Беларусь от 04.06.2015 N 275-З)
совершенствование системы межбюджетных отношений;
формирование налоговой системы, благоприятной для национальной экономики;
обеспечение устойчивого уровня поступлений в республиканский и местные бюджеты, достаточного для финансирования бюджетных обязательств Республики Беларусь и ее административно-территориальных единиц;
(в ред. Закона Республики Беларусь от 04.06.2015 N 275-З)
обеспечение устойчивости национальной денежной единицы, в том числе ее покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;
совершенствование системы валютного регулирования в целях повышения эффективности внешнеэкономического оборота товаров (работ, услуг) и осуществления инвестиций;
(в ред. Закона Республики Беларусь от 04.06.2015 N 275-З)
развитие и укрепление банковской системы и небанковских кредитно-финансовых организаций Республики Беларусь;
развитие валютного контроля в направлении повышения прозрачности внешнеэкономических сделок и эффективности противодействия незаконным операциям с капиталом;
обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы;
повышение эффективности аккумулирования свободных денежных средств и их инвестирования в национальную экономику.
7. Основными направлениями в сфере развития реального сектора экономики являются:
создание условий для эффективного использования национального научного и производственно-технического потенциала и ресурсов;
содействие обновлению промышленно-производственных фондов на основе материало- и энергосберегающих, а также экологически чистых, безотходных технологий;
создание условий для ускоренного развития приоритетных конкурентоспособных экспортоориентированных и импортозамещающих производств;
проведение государственной аграрной политики, обеспечивающей стимулирование повышения эффективности агропромышленного комплекса на базе совершенствования специализации сельскохозяйственного производства и его организационно-экономической структуры, рационального использования земель и государственной поддержки агропромышленного комплекса;
(в ред. Закона Республики Беларусь от 04.06.2015 N 275-З)
создание условий для реконструкции и модернизации инфраструктуры транспортных систем и коммуникаций с учетом потребностей общества и национальной экономики, развития региональных транспортно-коммуникационных систем.
8. Основными направлениями в сфере таможенной политики являются:
обеспечение наиболее эффективного таможенного контроля на территории Республики Беларусь;
(в ред. Закона Республики Беларусь от 04.06.2015 N 275-З)
реализация торгово-политических задач по защите внутреннего рынка и отечественного производителя;
стимулирование развития национальной экономики;
развитие таможенного дела в направлении гармонизации и унификации с нормами международного права и общепринятой международной практикой.
9. Основными направлениями политики в сфере инвестиций являются:
(в ред. Закона Республики Беларусь от 04.06.2015 N 275-З)
создание благоприятного инвестиционного климата;
обеспечение роста инвестиционного потенциала за счет собственных средств организаций, средств республиканского и местных бюджетов, населения, кредитов банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, а также за счет привлечения инвестиций и проведения эмиссии ценных бумаг;
(в ред. Закона Республики Беларусь от 04.06.2015 N 275-З)
проведение структурных преобразований в национальной экономике на основе финансирования инвестиционных проектов с высокими наукоемкими, ресурсосберегающими, экологически безопасными технологиями, приоритетного развития производств, позволяющих максимально использовать конкурентные преимущества Республики Беларусь, а также решения социальных задач общегосударственного значения.
10. Основными направлениями в сфере инновационной деятельности являются:
государственная поддержка и координация научных исследований по приоритетным направлениям развития национальной экономики;
формирование условий для быстрого внедрения в производство достижений науки и передовых технологий;
взаимодополняющая интеграция науки и образования, совершенствование системы подготовки научных кадров высшей квалификации в целях кадрового обеспечения фундаментальных и прикладных научных исследований и разработок и наукоемких производств;
создание благоприятных правовых, экономических и финансовых условий для развития конкуренции и предпринимательства в сфере науки и инновационной деятельности;
совершенствование правовой защиты интеллектуальной собственности.
11. Основными направлениями в сфере демографической политики являются:
устойчивое повышение уровня жизни населения, совершенствование социальной сферы и создание условий для здоровой среды обитания человека;
обеспечение репродуктивных прав граждан и содействие формированию высоких репродуктивных потребностей населения;
обеспечение благоприятных социально-экономических условий развития семьи как основы стабильного общества;
обеспечение демографической безопасности Республики Беларусь.
12. Основными направлениями в сфере политики доходов и оплаты труда являются:
формирование условий, обеспечивающих рост реальных денежных доходов населения;
повышение уровня оплаты труда как важнейшего стимула трудовой активности работников и основного источника роста денежных доходов населения;
преодоление неоправданной дифференциации групп населения по доходам.
13. Основными направлениями в сфере политики занятости населения являются:
создание условий для трудовой деятельности, обеспечивающей достойный уровень жизни и развитие личности;
поддержка трудовой и предпринимательской деятельности граждан, обеспечение условий развития их способностей к труду;
ориентация системы образования на подготовку кадров в соответствии с потребностями рынка труда;
обеспечение социальной защиты в области занятости населения, проведение мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан;
предупреждение и сокращение безработицы;
координация деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики.
14. Основными направлениями в сфере социальной защиты населения являются:
обеспечение уровня жизни населения не ниже уровня установленных государственных минимальных социальных стандартов;
усиление роли государственных минимальных социальных стандартов, поэтапное приближение их к бюджету прожиточного минимума;
совершенствование пенсионного обеспечения и системы социального страхования;
адресное предоставление социальной помощи гражданам, совокупный доход которых ниже бюджета прожиточного минимума.
15. Основными направлениями в сфере охраны труда являются:
совершенствование государственного управления в области охраны труда, включая контроль (надзор) за соблюдением законодательства об охране труда;
(в ред. Закона Республики Беларусь от 12.12.2013 N 83-З)
обеспечение социально-экономических прав работников и членов их семей в сфере охраны труда;
разработка экономического механизма, стимулирующего создание здоровых и безопасных условий труда;
сотрудничество государственных органов с нанимателями и профессиональными союзами в разработке и реализации государственной политики в области охраны труда.
16. Основными направлениями в сфере здравоохранения, образования, науки, информации и информатизации, культуры, искусства, спорта, туризма, жилищных отношений являются:
создание условий доступного для всех граждан медицинского обслуживания, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения;
усиление профилактической направленности здравоохранения и формирование у населения здорового образа жизни;
создание необходимых условий для удовлетворения запросов личности в образовании, потребности общества и государства в квалифицированных кадрах;
обеспечение прав граждан на получение бесплатного общего среднего, профессионально-технического и на конкурсной основе бесплатного среднего специального и высшего образования в государственных учебных заведениях, а также возможности получения образования за плату;
совершенствование системы повышения квалификации и переподготовки кадров;
активизация деятельности учебных заведений всех уровней по формированию у граждан духовно-нравственных ценностей, воспитанию патриотизма, ответственности, трудолюбия, активной гражданской позиции;
оказание государственной поддержки проведению фундаментальных и прикладных научных исследований и разработок;
совершенствование системы подготовки научных кадров высшей квалификации;
обеспечение необходимых правовых, организационных и экономических условий для развития средств массовой информации, полиграфии, книгоиздания, распространения печатной продукции;
всестороннее содействие развитию национального информационного пространства;
повышение роли средств массовой информации в формировании общественного мнения;
создание условий, обеспечивающих развитие процессов информатизации для защиты прав и законных интересов граждан и государства;
содействие развитию культуры и искусства;
доступность и разнообразие услуг организаций культуры для всего населения;
сохранение и реализация воспитательно-образовательного потенциала историко-культурного наследия;
развитие детского и юношеского спорта, спорта высших достижений, привлечение граждан к занятиям физической культурой и спортом;
развитие туризма и туристической индустрии;
создание условий для обеспечения каждого гражданина жильем, отвечающим установленным санитарным нормам, правилам, гигиеническим нормативам и техническим условиям, доступным для лиц всех уровней доходов, путем развития государственного и частного жилищных фондов;
формирование эффективной системы долгосрочного финансирования строительства жилых домов, в том числе системы жилищных строительных сбережений;
(в ред. Закона Республики Беларусь от 04.06.2015 N 275-З)
совершенствование системы предоставления и финансирования жилищно-коммунальных услуг;
проведение демонополизации и развитие конкуренции в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг.
17. Основными направлениями в сфере охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов являются:
поэтапное уменьшение вредного воздействия на окружающую среду и совершенствование порядка обращения с отходами;
охрана и улучшение качества атмосферного воздуха;
рациональное использование водных ресурсов и охрана водных объектов от загрязнения и истощения;
рациональное использование и охрана земель;
преодоление последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, осуществление на территориях радиоактивного загрязнения необходимого комплекса защитных и реабилитационных мер;
рациональное использование, охрана, защита и воспроизводство лесов;
охрана и рациональное использование объектов животного и растительного мира, сохранение биологического разнообразия;
развитие системы образования, воспитания и информирования в области охраны окружающей среды.
18. Основными направлениями в сфере регионального развития являются:
совершенствование структуры хозяйства регионов в соответствии с потребностями населения и местными условиями на базе эффективного использования внутренних ресурсов регионов;
наращивание экономического и научно-производственного потенциала проблемных регионов, малых и средних городов;
стимулирование экономической активности населения;
развитие предпринимательства;
государственная поддержка социально-экономического развития проблемных регионов.
19. Основными направлениями в военной сфере являются:
поддержание военного потенциала государства на уровне, достаточном для нейтрализации военных угроз и противодействия им;
формирование научно-технического и производственного потенциала с учетом современных тенденций развития вооружений и военной техники;
развитие военной науки и системы подготовки военных кадров;
создание эффективного механизма перевода Республики Беларусь на режим военного положения в случае его введения.
20. Основными направлениями в сфере борьбы с преступностью и иной противоправной деятельностью, направленной на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь, являются:
предупреждение, выявление и пресечение:
правонарушений против жизни и здоровья человека;
правонарушений, связанных с торговлей людьми в целях сексуальной и иной эксплуатации;
правонарушений против имущественных и связанных с ними личных неимущественных прав граждан;
правонарушений в экономической сфере;
коррупции, организованной преступности;
незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов, оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов, радиоактивных, ядовитых, иных опасных веществ и материалов, историко-культурных ценностей, объектов интеллектуальной собственности, животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения;
(в ред. Закона Республики Беларусь от 12.12.2013 N 83-З)
террористической и экстремистской деятельности на территории Республики Беларусь и минимизация ее последствий;
разведывательной и иной деятельности, направленной на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь;
правонарушений против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования;
правонарушений против информационной безопасности;
противодействие негативному влиянию религиозных организаций и их миссионеров, деятельность которых представляет угрозу для общественной безопасности, физического и психического здоровья граждан Республики Беларусь, имеет антигуманную и иную противоправную направленность.
21. Основными направлениями в сфере юстиции являются:
совершенствование законодательства, обеспечивающего национальную безопасность Республики Беларусь, защиту государственного суверенитета Республики Беларусь, конституционных прав и свобод личности в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и общепризнанными принципами международного права;
повышение качества осуществления правосудия;
обеспечение исполнения судебных постановлений;
обеспечение защиты прав и законных интересов граждан и организаций, общественных и государственных интересов посредством осуществления нотариальной деятельности, укрепления адвокатуры;
совершенствование системы правового просвещения населения.
22. Основными направлениями в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются:
разработка и реализация правовых и экономических мер по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
осуществление целевых и научно-технических программ, инновационных проектов, направленных на разработку и внедрение современных методов и средств мониторинга, предупреждения чрезвычайных ситуаций, ведения аварийно-спасательных работ, минимизации социально-экономического и экологического ущерба от чрезвычайных ситуаций;
обеспечение постоянной готовности сил и средств, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
создание резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
сбор, обработка, обмен и предоставление информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;
прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;
осуществление государственной экспертизы, государственного надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
(в ред. Закона Республики Беларусь от 12.12.2013 N 83-З)
ликвидация чрезвычайных ситуаций;
осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций.
Глава 2
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
23. Внешняя политика Республики Беларусь основывается на следующих принципах:
соблюдение общепризнанных принципов и норм международного права;
соразмерность внешнеполитических целей политико-дипломатическому, экономическому, оборонному, научно-техническому, интеллектуальному потенциалу государства, обеспечение их реализации для укрепления международных позиций Республики Беларусь и ее международного авторитета;
повышение эффективности политических, правовых, внешнеэкономических и иных инструментов защиты государственного суверенитета Республики Беларусь и ее национальной экономики в условиях глобализации;
развитие на основе общепризнанных принципов и норм международного права всестороннего сотрудничества с иностранными государствами, международными организациями и межгосударственными образованиями, взаимный учет и соблюдение интересов всех членов международного сообщества;
(в ред. Закона Республики Беларусь от 04.06.2015 N 275-З)
добровольность вхождения и участия в международных организациях и межгосударственных образованиях;
(в ред. Закона Республики Беларусь от 04.06.2015 N 275-З)
приверженность политике последовательной демилитаризации международных отношений;
отсутствие территориальных претензий к сопредельным государствам, непризнание территориальных притязаний к Республике Беларусь.
24. Стратегическими целями внешней политики Республики Беларусь являются:
защита государственного суверенитета и территориальной целостности Республики Беларусь;
защита прав, свобод и законных интересов граждан, общественных и государственных интересов.
25. Основными задачами внешней политики Республики Беларусь являются:
содействие построению стабильного, справедливого, демократического миропорядка, базирующегося на общепризнанных принципах международного права;
равноправная интеграция Республики Беларусь в мировое политическое, экономическое, научное, культурное и информационное пространство;
создание благоприятных внешнеполитических и внешнеэкономических условий для повышения уровня благосостояния народа, развития политического, экономического, интеллектуального и духовного потенциала государства;
формирование добрососедских отношений с сопредельными государствами;
обеспечение защиты прав, свобод и законных интересов граждан Республики Беларусь за пределами Республики Беларусь;
(в ред. Закона Республики Беларусь от 04.06.2015 N 275-З)
содействие реализации национальных, культурных и иных прав и законных интересов белорусов зарубежья;
(в ред. Закона Республики Беларусь от 04.06.2015 N 275-З)
содействие укреплению международной безопасности, нераспространению оружия массового поражения и контролю над вооружением;
расширение международного сотрудничества в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, охраны окружающей среды, в информационной и гуманитарной сферах;
привлечение внешних интеллектуальных и научных ресурсов в интересах образовательного, научного и культурного развития Республики Беларусь;
участие в международном сотрудничестве в области поощрения и защиты прав человека.
26. Внешняя политика Республики Беларусь реализуется в следующих основных сферах:
внешнеэкономическая деятельность;
международное экономическое сотрудничество;
международное сотрудничество в области космической деятельности;
международное военное сотрудничество;
международное сотрудничество по реализации государственной пограничной политики;
международная безопасность;
гуманитарное сотрудничество и права человека;
международное сотрудничество в области здравоохранения, образования, науки, информации и информатизации, культуры, спорта, туризма, охраны окружающей среды;
международное сотрудничество в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
сотрудничество в области кодификации и прогрессивного развития международного права;
трансграничное сотрудничество.
27. Основными направлениями в сфере внешнеэкономической деятельности являются:
совершенствование государственной внешнеэкономической политики на основе многовекторности, сложившегося международного разделения труда и рынков товаров (работ, услуг);
(в ред. Закона Республики Беларусь от 04.06.2015 N 275-З)
создание благоприятных условий для участия белорусских товаров (работ, услуг) в международном торгово-экономическом обороте;
(в ред. Закона Республики Беларусь от 04.06.2015 N 275-З)
защита интересов организаций и индивидуальных предпринимателей - резидентов Республики Беларусь на внешнем рынке;
обеспечение условий роста экспорта;
осуществление внешних государственных заимствований в пределах лимита внешнего государственного долга Республики Беларусь, установленного законодательством Республики Беларусь;
развитие экспорта высоких технологий и содействие импорту высоких технологий в целях ускоренного развития национальной экономики;
обеспечение доступа к источникам сырья и товарам, производство которых невозможно либо неэффективно в Республике Беларусь.
28. Основными направлениями в сфере международного экономического сотрудничества являются:
участие в многостороннем сотрудничестве в рамках международных организаций и межгосударственных образований, институтов и форумов в качестве фактора органичной интеграции в мировое сообщество в интересах развития национальной экономики;
(в ред. Закона Республики Беларусь от 04.06.2015 N 275-З)
участие в таможенных союзах, зонах свободной торговли и иных формах экономической интеграции с иностранными государствами;
привлечение иностранных инвесторов;
(в ред. Закона Республики Беларусь от 04.06.2015 N 275-З)
развитие делового сотрудничества с государствами, участвующими в многосторонней системе регулирования торговли;
рациональное использование географического положения, развитие эффективной системы обслуживания международных транспортных систем и коммуникаций.
29. Основными направлениями в сфере международного сотрудничества в области космической деятельности являются:
участие в международных программах исследования и использования космического пространства;
развитие научно-технического потенциала белорусских организаций, работающих в области космической деятельности.
30. Основными направлениями в сфере международного военного сотрудничества являются:
проведение государственной политики, направленной на предотвращение войны и поддержание мира, нейтрализацию потенциальных военных угроз;
исключение вовлечения Вооруженных Сил Республики Беларусь в вооруженные конфликты за пределами государства;
расширение международного сотрудничества, партнерства и укрепление доверия в военной сфере;
содействие мирному урегулированию международных вооруженных конфликтов и споров;
сотрудничество с иностранными государствами по сокращению вооружения и вооруженных сил в Европе, конверсии предприятий оборонной промышленности;
военно-техническое сотрудничество с иностранными государствами.
31. Основными направлениями в сфере международного сотрудничества по реализации государственной пограничной политики являются:
обеспечение нерушимости Государственной границы Республики Беларусь, защиты государственного суверенитета и территориальной целостности Республики Беларусь;
взаимовыгодное всестороннее сотрудничество с иностранными государствами по пограничным вопросам;
(в ред. Закона Республики Беларусь от 04.06.2015 N 275-З)
мирное разрешение пограничных вопросов и инцидентов.
(в ред. Закона Республики Беларусь от 04.06.2015 N 275-З)
32. Основными направлениями в сфере международной безопасности являются:
развитие международного сотрудничества в целях сохранения и укрепления существующих систем международной и региональной безопасности;
развитие международного сотрудничества в области борьбы с терроризмом и экстремизмом, организованной преступностью, наркобизнесом и иными видами преступной деятельности;
противодействие незаконному распространению оружия массового поражения, средств его доставки, технологий создания оружия массового поражения и средств его доставки, а также осуществление экспортного контроля.
(в ред. Закона Республики Беларусь от 04.06.2015 N 275-З)
33. Основными направлениями в сфере гуманитарного сотрудничества и прав человека являются:
участие в международных договорах в гуманитарной области и в области прав человека;
развитие международного гуманитарного сотрудничества и сотрудничества в области прав человека;
реализация долгосрочной стратегии содействия духовному и культурному развитию белорусов зарубежья;
(в ред. Закона Республики Беларусь от 04.06.2015 N 275-З)
создание благоприятных правовых и организационных условий для белорусов зарубежья, а также членов их семей, принявших решение вернуться в Республику Беларусь на постоянное место жительства.
(в ред. Закона Республики Беларусь от 04.06.2015 N 275-З)
34. Основными направлениями в сфере международного сотрудничества в области здравоохранения, образования, науки, информации и информатизации, культуры, спорта, туризма, охраны окружающей среды являются:
укрепление международного сотрудничества в области развития здравоохранения;
привлечение внешних интеллектуальных и научных ресурсов в интересах научного, образовательного и культурного развития Республики Беларусь;
расширение международного научно-технического сотрудничества;
участие в международных договорах, развитие взаимовыгодных отношений с иностранными государствами, международными организациями и межгосударственными образованиями, обмен информацией и технологиями, использование международных глобальных информационных сетей в интересах ускоренного экономического развития;
(в ред. Закона Республики Беларусь от 04.06.2015 N 275-З)
содействие интеграции Республики Беларусь в мировое информационное пространство, поддержка взаимовыгодного международного сотрудничества в области информации и информатизации;
содействие федерациям (союзам, ассоциациям) по виду (видам) спорта, включенным в реестр федераций (союзов, ассоциаций) по виду (видам) спорта, в их международной деятельности и повышении международного авторитета Республики Беларусь через активное участие спортсменов (команд спортсменов) Республики Беларусь в международных спортивных мероприятиях;
(в ред. Закона Республики Беларусь от 04.06.2015 N 275-З)
формирование имиджа Республики Беларусь как региона, привлекательного для развития туризма, и продвижение национального туристского продукта на внешний рынок;
развитие международного сотрудничества в сфере охраны окружающей среды, разрешения экологических проблем транснационального характера;
привлечение помощи международного сообщества по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
35. Основными направлениями в сфере международного сотрудничества в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются:
оперативное информирование о случаях возникновения или опасности возникновения чрезвычайных ситуаций;
проведение согласованной политики по предупреждению трансграничных чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;
обмен научно-технической информацией и специалистами в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
оказание гуманитарной помощи странам, пострадавшим вследствие чрезвычайных ситуаций.
36. Основными направлениями в сфере сотрудничества в области кодификации и прогрессивного развития международного права являются:
участие в разработке международных договоров;
развитие сотрудничества с международными организациями и межгосударственными образованиями.
(в ред. Закона Республики Беларусь от 04.06.2015 N 275-З)
37. Основными направлениями в сфере трансграничного сотрудничества являются:
взаимодействие с иностранными государствами на региональном и местном уровнях в целях оперативного решения приграничных проблем, привлечения иностранных инвесторов для совершенствования приграничной и транспортной инфраструктуры;
(в ред. Закона Республики Беларусь от 04.06.2015 N 275-З)
разработка и реализация региональных проектов технического содействия, финансируемых международными организациями, межгосударственными образованиями и программами в области экономики, территориального планирования, предпринимательства, инфраструктуры, информации, охраны окружающей среды, образования, культуры, туризма и спорта;
(в ред. Закона Республики Беларусь от 04.06.2015 N 275-З)
поощрение еврорегионов как формы приграничного сотрудничества в целях сглаживания различий в уровнях социально-экономического развития территорий, развития приграничной инфраструктуры, совместного решения проблем в сфере охраны природы, преодоления дисбаланса в вопросах занятости населения, культурных и языковых барьеров.
Тема 11. Правовые основы и принципы Содружества Независимых Государств. Союз Беларуси и России.
1. Правовые основы СодружестваНезависимых Государств. Органы СНГ: их правовое положение и деятельность.
2. Республика Беларусь – субъект СНГ.
3. Основные этапы развития отношений между Республикой Беларусь и Российской Федерацией.
4. Органы Союзного государства Беларуси и России.
5. Перспективы развития СНГ, Союзного государства Беларуси и России, Евразийского экономического союза.
Рефераты
Экономический совет и Экономический суд СНГ.
Механизм реализации актов, принимаемых органами СНГ.
Содержание многосторонних и двухсторонних соглашений субъектов СНГ.
Международная правосубъектность и задачи Союзного государства.
Список рекомендуемой литературы
1. Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 1999. № 1. 1/0; 2004. № 188. 1/6032.
2. Договор об образовании СНГ: Постановление Верховного Совета Республики Беларусь от 10 декабря 1991 г. №1296-XII [Электронный вариант] Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000. – Минск, 2015.
3. Об образовании Союзного государства: Договор Республики Беларусь и Российской Федерации, 24 декабря 1999 г. №343-З [Электронный вариант] Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000. – Минск, 2015.
4. Василевич, Г.А. Конституционное право : учеб. пособие / Г.А. Василевич. — Минск : Изд. Центр БГУ, 2014. — 279 с.
5. Верееменко, В.Н. . Конституционное право : учебное пособие / В.Н. Веремеенко, М.Д. Веремеенко. – Минск: Изд-во Гревцова, 2014. – 488 с.
6. Демичев, Д.М. Конституционное право: учеб. пособие / Д.М. Демичев. - Минск: Вышэйшая школа, 2004. – 351 с.
7. Каменкова, Л. Экономический суд СНГ и Суд ЕвроАзЭс: сходства и различия / Л. Каменкова // Юстыцыя Беларусі. – 2012. - №7. – С.33-36.
8. Кодавбович, В.А. Конституционное право Республики Беларусь: учеб. пособие / В.А. Кодавбович, В.А. Круглов. - Минск: Амалфея, 2012. – 512 с.
9. Лукашенко, А.Г. Мир и развитие. Выступление Президента при обращении с ежегодным Посланием к белорусскому народу и Национальному собранию / А.Г. Лукашенко // СБ-Беларусь сегодня. – 2015. – 30 апреля. – С.1-8.
10. Мукашев, С.И. Международная правосубъектность Содружества Независимых Государств / С.И. Мукашев // Право.by. – 2012. – №5. – С.104-110.
11. Мукашев, С. Международная правосубъектность Содружества Независимых Государств / С.И. Мукашев // Судовы веснік. – 2012. - №4. – С.69-74.
12. Мукашев, С.И. О юридической природе правовых актов Содружества Независимых Государств / С.И. Мукашев // Право.by. – 2012. – №4. – С.134 - 140.
13. Петров, А.П. Конституционное право : учебное пособие / А.П. Петров.- Минск : Амалфея, 2011. – 688 с.
Тема 12. Конституционные основы правового положения человека и гражданина. Гражданство Республики Беларусь. – 4 часа
1. Конституционно-правовой статус личности
2. Понятие «гражданство Республики Беларусь» и его принципы.
3. Основания, условия и порядок приобретения гражданства.
4. Основания, условия и порядок прекращения гражданства. Отмена решений по вопросам гражданства Республики Беларусь.
5. Гражданство детей.
6. Полномочия органов, принимающих решение и оформляющие документы по вопросам гражданства Республики Беларусь.
7. Порядок выезда белорусских граждан из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь.
Рефераты
Соглашения со странами ближнего зарубежья по вопросам гражданства.
Эволюция института гражданства в Республике Беларусь.
Список рекомендуемой литературы
1.Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 1999. № 1. 1/0; 2004. № 188. 1/6032.
2. О гражданстве Республики Беларусь [Электронный вариант]: Закон Республики Беларусь, от 1 августа 2002 №136-З: в ред. от 04.01.2010 N 105-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000. – Минск, 2015.
3. О порядке выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь граждан Республики Беларусь [Электронный вариант]: Закон Республики Беларусь, от 20 сентября 2009 №49-З: в ред. от 04.01.2015 N 233-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000. – Минск, 2015.
4. Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов, связанных с гражданством Республики Беларусь, и образовании при Президенте Республики Беларусь Комиссии по вопросам гражданства [Электронный вариант]: Указ Президента Республики Беларусь, от 17 ноября 1994 №209-З: в ред. от 11.05.2014 N 17-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000. – Минск, 2015.
5. Василевич, Г.А. Оптимизация отношений между государством и гражданами – важнейший фактор повышения эффективности управления / Г.А. Василевич // Проблемы управления. – 2011. – №4. – С.17 – 23.
6.Василевич, Г.А. Конституционное право : учеб. пособие / Г.А. Василевич. — Минск : Изд. Центр БГУ, 2014. — 279 с.
7.Верееменко, В.Н. . Конституционное право : учебное пособие / В.Н. Веремеенко, М.Д. Веремеенко. – Минск: Изд-во Гревцова, 2014. – 488 с.
8. Кивель, В. Принципы конституционно-правового статуса личности / В. Кивель // Юстыцыя Беларусі. – 2015 - №.1 - . – С.22-24
9.Кодавбович, В.А. Конституционное право Республики Беларусь: учеб. пособие / В.А. Кодавбович, В.А. Круглов. - Минск: Амалфея, 2012. – 512 с.
10.Курак, А.И. Статус личности: понятие, структура, классификация / А.И. Курак // Право.by. – 2010. - №2. – С.35 – 38.
11.Петров, А.П. Конституционное право : учебное пособие / А.П. Петров.- Минск : Амалфея, 2011. – 688 с.
12.Чигринов, С.П. Юридическая категория «полномочие гражданина» в актах законодательства, правовой доктрине и решениях Конституционного Суда / С.П. Чигринов // Вестник Конституционного Суда Республики Беларусь. – 2012. №1. – С.82 – 88.
\ql |
Закон Республики Беларусь от 01.08.2002 N 136-З (ред. от 04.01.2010) "О гражданстве Республики Беларусь" |
Документ предоставлен КонсультантПлюс www.consultant.ru Дата сохранения: 24.09.2015 |
Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов
Республики Беларусь 5 августа 2002 г. N 2/885
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Августа 2002 г. N 136-З