Правонарушения, совершаемые в отношении объектов экологического права

Соблюдение требований охраны окружающей среды, контроль за законностью их применений, экологическое право относит к отраслям российского права.

В экологическом праве и Федеральном законе «Об охране окружающей среды», на современном этапе, произведено изменение (революция) могущая привести к некоторым затруднениям правильного толкования этих норм:

1. Значительная часть экологических проступков в современное законодательство не попало.

2. Восполнение данных пробелов отнесено к законодательству субъектов Российской Федерации (но захотят ли они сделать это?).

3. В современное законодательство, в понятие ОВОС - оценка воздействия на окружающую среду, включены антропогенные изменения, изменения (объекты) созданные человеком, которые одинаково (на одном уровне), с естественными природными объектами, охраняются законодательством.

Противоправные действия (правонарушения) проявляются степенью волеизъявления, и подразделяются на проступки и преступления. Каждое из них отличается друг от друга степенью общественной опасностью, противозаконностью, объёмом наступившего последствия, выражением поведения, виной и видом ответственностью.

Существующие отрасли российских прав рассматривают соответствующий вид правонарушения, их характерные признаки.

Проступок.

Данное деяние характеризуется отсутствием общественной опасности и не может привести к значительному нарушению экологического баланса. Они негативно воспринимаются окружающими, и характеризуются отсутствием экологической культуры у совершившего его лица. Ответственность, наступаемая за него выражается в общественном порицании, взыскании, материальной компенсации либо обязанностью восстановления нарушенного права. Например:

Гражданский кодекс Российской Федерации от 1 марта 1996 года.

Часть вторая.

Раздел 4. Отдельные виды обязательств.

Глава 59. Обязательства вследствие причинения вреда.

1. Общее положения о возмещении вреда.

Статья 1064. Общие основания ответственности за причинение вреда.

1. Вред, причинённый личности или имуществу гражданина, а также вред,

причинённый имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объёме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещение вреда может быть возложено на лицо, не являющееся причинителем вреда. Законом или договором может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда.

Федеральный закон «о защите прав потребителей» от 9 января 1996 года.

Глава 1. Общее положения.

Статья 7. Право потребителя на безопасность товара (работы, услуги).

5. Если установлено, что при соблюдении потребителем установленных правил использования, хранения или транспортировки товара (работы) он причиняет или может причинить вред жизни, здоровью и имуществу потребителя, окружающей среде, изготовитель (исполнитель, продавец) обязан незамедлительно приостановить его производство (реализацию) до устранения причин вреда, а в необходимых случаях принять меры по изъятию его из оборота и отзыву его от потребителя (потребителей).

Правонарушение, как вид проступка, хоть и не является общественно-опасным деянием, но может привести к нарушению экологического баланса. Посягая на устоявшиеся критерии окружающей среды, оно посягает на возможность рационального пользования природными богатствами.

Объединив характер направлений данных правонарушений, можно дать полный перечень противоправных эколого-правовых деяний:

- несоблюдение стандартов, норм и иных нормативов, требований государственной экологической экспертизы и органов государственного управления охраны окружающей среды, приведшие или могущие привести к нарушению качества охраны окружающей среды;

- нарушения установленных правил и порядка добывания, сбора, заготовки, сохранности, восстановление объектов животного и растительного мира, иных объектов природопользования;

- превышение установленных нормативов предельно допустимых уровней и правил вредного воздействия на окружающую среду;

- уничтожение, порча, нецелевое использование или незаконное пользование, незаконная добыча, несоблюдение требований безопасности или охраны объектов окружающей среды;

- нарушения правил деятельности или незаконная деятельность с продуктами производства или потребления, химическими, ядовитыми или радиоактивными веществами, приведшими или могущими привести к нарушению охраны окружающей среды;

- незаконное расходование средств экологических фондов на цели, не связанные с природоохранной деятельностью;

- несвоевременная или искажённая информация, отказ от предоставления или сокрытие, неполная информация о состоянии природной среды и радиационной обстановки.

Виды ответственности за экологические правонарушения, согласно кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, от 1 июля 2002 года, ограничиваются:

а) штрафом;

б) конфискацией орудия административного правонарушения;

в) конфискацией незаконно добытого.

Однако, размер последствий экологических правонарушений зачастую настолько велик и может привести к таким негативным и громадным последствиям, что объём санкций, за данные правонарушения, ничтожно мал и не может покрыть даже доли расходов государства. А к наказанию в виде конфискации орудия административного правонарушения, либо конфискации незаконно добытого, лучше бы присоединили наказание в виде лишения права занимать определённые должности либо заниматься определённой деятельностью, таким образом повысив эффективность и гарантированность правопорядка.

Включённые в кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации три главы, раскрывают понятия, определяют признаки различных видов правонарушений посягающих на устои экологии и окружающей среды (это 8, 9 и 10 главы). Однако, основной главой, в целом

направленной на охрану окружающей среды и природопользования, является

8 глава. Например:

Раздел 2. Особенная часть.

Глава 8. Административные правонарушения в области охраны

окружающей природной среды и природопользования.

Статья 8.19. Нарушения правил захоронения отходов и других материалов во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Самовольное либо с нарушением правил захоронения судов и иных плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений отходов и иных материалов во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации:

- влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 150 до 200 минимальных размеров оплаты труда с конфискацией судна, летательного аппарата и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц – от 2000 до 3000 минимальных размеров оплаты труда с конфискацией судна, летательного аппарата и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой.

Преступление.

Данное противоправное деяние не только приводит к нарушению экологического баланса, не только посягает на устоявшиеся критерии окружающей среды, не только посягает на возможность рационального пользования природных богатств, но и являются общественно-опасными. Объединив данные деяния по характеру их направленности, можно дать их полный перечень:

- нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ;

- нарушение правил обращения и безопасности экологически опасных веществ и отходов;

- нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений;

- порча и загрязнение объектов окружающей среды;

- незаконная добыча и уничтожение, нарушение правил охраны растительного и животного мира, местообитание организмов занесённых в красную книгу Российской Федерации;

- нарушение правил охраны, использования, режима особо охраняемых территорий, природных территорий и природных объектов, Российской Федерации.

В уголовный кодекс Российской Федерации, от 1 января 1997 года, в раздел 2 особенная часть, включена глава 26 экологические преступления, статьи, которой содержат понятия и квалифицирующие признаки некоторых общественно опасных деяний, направленных против устоев экологии и окружающей среды. Например:

Статья 247. Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов.

1. Производство запрещённых видов опасных отходов, транспортировка, хранение, захоронение, использование или иное обращение радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов с нарушением установленных правил, если эти деяния создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде,

– наказываются штрафом в размере от 200 до 500 минимальных размеров оп-

латы труда или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого

за период от 2 до 5 месяцев, либо ограничением свободы на срок до 3 лет,

либо лишением свободы на срок до 2 лет.

2. Те же деяния, повлекшие загрязнения, отравление или заражение окружающей среды, причинение вреда здоровью человека либо массовую гибель животных, а равно совершённые в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации,

– наказываются лишением свободы на срок до 5 лет.

3. Деяния, предусмотренные частями 1 или 2 настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека либо массовое заболевание людей,

– наказываются лишением свободы на срок от 3 до 8 лет.

Квалификация экологических правонарушений, деградация окружающей природной среды это первый признак проявления экологического кризиса, вторым признаком является не способность обеспечить надёжный контроль и надзор за выполнением законов охраняющие окружающую среду.

Глобальная проблема состоит в том, что экономика государства и её экология идут параллельно друг к другу. Кризис экономики влечёт за собой аналогичное состояние экологии, и наоборот. Необходимо выделить основные причины, сложившийся обстановки:

1. Недооценка общественной опасности данной категории преступлений.

Приведённые перечни противоправных деяний, регулируемые отраслями административного и уголовного права на практики показывают, что примерно 90% дел по факту экологических нарушений возбуждаются не по уголовному кодексу Российской Федерации, а по кодексу об административных правонарушениях Российской Федерации, хотя по сути могут быть квалифицированы как уголовные преступления. Тем самым, давая возможность уйти от справедливой и законной ответственности виновным лицам, и не дающее возможность в полной мере восстановить нарушенные права и экологические отношения.

2. Слабая техническая оснащённость экспертных учреждений, которые нередко не в состоянии установить причинную связь между нарушением соответствующих правил и допущенным загрязнением природной среды.

3. Значительный временной разрыв между нарушенным правом (например, при проектировании или строительстве объекта) и последствиями (наступившие в процессе эксплуатации этого объекта).

4. Не совсем удачная конструкция состава преступлений, предусмотренных ныне действующим уголовным законодательством. Особые затруднения, при квалификации преступления, возникают в процессе анализа объективной и субъективной сторон.

5. В отличие от административного права, уголовное право не рассматривает ответственность юридических лиц, а в случае введения данного постулата, многим юридическим лицам, и его работникам, стало бы не выгодно заниматься экологически вредной производственной деятельностью.

Наличие кризисной ситуации окружающей среды, наличие проблем экологической обстановки, приводят к мнению о необходимости разработки и принятии источника единой системы норм, то есть экологического кодекса, реализующего следующие задачи:

1. по разработке согласованной системы запретов;

2. по конкретизации описания запрещённых видов поведения, состоящих в нежелательном, социально опасном воздействии на окружающую среду;

3. дающий более полный перечень последствий, образующих экологический вред;

4. выделяющий признаки, определяющие границы, дифференцирующие степень общественной опасности.

Наши рекомендации