Преступления против общественного порядка и спокойствия 7 страница
Проводя буржуазно-демократические преобразования в стране, Временное правительство не считало себя вправе решать вопросы о конституционных основах государственного строя, о собственности на землю, о войне и мире, которые находились в компетенции Учредительного собрания. Это вызывало негативную реакцию большинства населения страны. Рабочие, солдаты, крестьяне, имевшие крайне низкий уровень правового сознания, не могли понять те мотивы, по которым Временное правительство избегало принятия принципиальных решений по изменению социально-политического устройства России. Защитником своих интересов они считали Советы, которые не имели четко определенных функций, но, благодаря поддержке рабочих и солдатских масс, обладали реальной властью в центре и на местах.
Советы были образованы во всех звеньях административно –территориальной системы страны. Они имели свои исполнительные органы – исполкомы, вооруженные формирования – Красную гвардию и рабочую милицию ( слившуюся с общегородской), органы рабочего контроля на предприятиях. Советы рабочих депутатов осуществляли управление предприятиями и регулирование труда. Советы крестьянских депутатов регулировали поземельные отношения: принимали постановления, закреплявшие революционный захват крестьянами помещичьей земли; сами отбирали земли у частных владельцев и передавали их в волостные комитеты для распределения между крестьянами в бесплатное пользование.
К лету 1917 г. перед Россией лежало два пути установления демократической власти: либо через Учредительное собрание, либо через Советы, свободно избранные народом. Состоявшийся в Петрограде 3-24 июня 1917 г. 1 Всероссийский съезд советов рабочих и солдатских депутатов выразил поддержку Временному правительству. Схожую позицию занимал прошедший в мае 1 Всероссийский съезд крестьянских депутатов. Свою политику Советы связывали с подготовкой к Учредительному собранию, но она затягивалась из-за незавершенности работы по выработке избирательного закона. Сначала принимается решение назначить выборы на сентябрь, затем их проведение было отложено на ноябрь.
Выжидательная тактика подрывала неустойчивое доверие народа Временному правительству. 3-4 июля антиправительственными силами была предпринята попытка склонить Центральный Исполнительный Комитет, избранный 1 Съездом советов, взять власть в стране в свои руки. Обстановка в Петрограде резко обострилась. Мирная демонстрация перерастала в вооруженное выступление левоэкстремистских сил. Против них было применено оружие. Июльский кризис положил конец мирному периоду развития революции.
Временное правительство предпринимает шаги по стабилизации политической ситуации в стране. Активизируется деятельность карательных органов, начинается уголовное преследование организаторов и участников июльских событий. 12-15 августа в Москве прошло Государственное совещание, в котором приняли участие депутаты Думы, представители Советов, профсоюзов, сельских и городских органов самоуправления, кооперативных , торгово-промышленных и некоторых других организаций. Прозвучавшие на нем призывы к примирению и консолидации политических сил различной ориентации услышаны не были. Большинство участников совещания настаивало на принятии решительных мер, вплоть до ликвидации Советов, общественных организаций в армии, восстановления смертной казни и т.п.
Наступление правых сил наиболее ясно выразилось в действиях Верховного главнокомандующего генерала Л.Г. Корнилова, который в конце августа 1917г. предпринял попытку вооруженного захвата власти в Петрограде и установления в стране военной диктатуры. Для защиты от корниловских войск ВЦИК при участии военной организации партии большевиков создал вооруженные формирования Красной гвардии, которые предотвратили мятеж.
Провал корниловского выступления вызвал очередной сдвиг в соотношении политических сил в стране. Временное правительство, потерявшее авторитет в консервативных кругах, стало искать поддержки среди социалистов. 1 сентября 1917г. Россия провозглашается республикой. 14 сентября созывается демократическое совещание из представителей Советов, земств, армейских, кооперативных и других общественных организаций социалистической направленности. Совещание сделало попытку решить вопрос об однородной «социалистической власти», но из-за разногласий зашло в тупик. Из своего состава оно сформировало постоянно действующий орган контроля над правительством – Временный Совет Российской республики («Предпарламент»), которому передало свои функции.
Эти события происходили на фоне дальнейшей радикализации народных масс. Резко усилилось влияние на них большевиков и других левых социалистов. Происходит большевизация Советов, органов местного самоуправления. Большевиками и левыми эсерами создаются органы для подготовки вооруженного восстания с целью свершения Временного правительства и установления власти Советов. Временное правительство оказалось не в силах предотвратить надвигавшуюся революцию.
3. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВА.
Временное правительство в начале своей деятельности придерживалось принципа непрерывности правопорядка, согласно которому в государстве должна сохраниться преемственность старых законов до созыва Учредительного собрания. Однако демократизация политической жизни страны потребовала изменения тех правовых норм, которые вступали в противоречие с новым государственным устройством. Последовала отмена Основных государственных законов 1906 г., регламентировавших права императорского дома, закреплявших организацию государственного аппарата, структуру и функции центральных органов власти управления.
Сохранив сословное деление общества и связанные с ним привилегии правительство принимает ряд законодательных актов, значительно расширявших демократические права и свободы граждан. К ним относились постановление «О кооперативных товариществах и их союзах», положение «О регистрации товариществ, обществ и союзов», законы «О рабочих комитетах в промышленных заведениях», «О печати» и «Об учреждениях по делам печати». Одновременно упразднялось Главное управление по делам печати и штат цензоров.
12 марта 1917 г. отменяется смертная казнь с заменой ее срочной или пожизненной каторгой (для военнослужащих была восстановлена 12 июля). Постановлением «О лицах, арестованных во внесудебном порядке» ограничиваются некоторые чрезвычайные меры, среди которых сокращение числа областей, объявленных на военном положении и запрещении арестов без суда. В августе принимается постановление «Об условиях досрочного освобождения».
Вместе с тем после июльских событий усиливается уголовная репрессия по таким преступлениям, как призывы к убийству, разбою, грабежу. Устанавливается уголовная ответственность за агитацию против политики правительства, к анархии в стране и дезорганизации в армии.
28 июля Временное правительство предоставило военному министру и министру внутренних дел право не допускать и закрывать всякие собрания и съезды, нецелесообразные по мотивам государственной безопасности. Им же было разрешено в административном порядке арестовывать и высылать лиц, действия которых будут признаны опасными. 4 августа принимается еще один закон об усилении уголовной ответственности за насильственное посягательство на изменение существующего строя в России.
Следственные органы и суды в своей деятельности руководствовались Судебными уставами 1864 г. «Уголовным уложением 1903г.». Но одновременно с введением смертной казни на фронте создавались так называемые военно-революционные суды для применения репрессии в отношении революционно настроенных военнослужащих. В них по аналогии с военно-полевыми судами устанавливалась упрощенная процедура рассмотрения уголовного дела без права обвиняемого на защиту и обжалование приговора.
В мае 1917 г. принимается положение «О судах по административным делам», по которому административный судья, приравненный к окружному, наделялся правом рассмотрения дел по протестам комиссаров продовольствия на местные органы, по жалобам правительственных учреждений на земские органы и местных органов на правительственных комиссаров.
Порядок использования в новых условиях старого законодательства определялся постановлением «О согласовании Свода законов с издаваемыми Временным правительством постановлениями», принятым в августе 1917 г.
В сентябре-октябре 1917г. юридические совещание разработало ряд проектов конституционных законов, которые предполагалось внести на рассмотрение Учредительного собрания. Однако эти проекты реализованы не были, поскольку Октябрьская революция разрушила складывавшуюся систему власти, управления и суда.
З А К Л Ю Ч Е Н И Е
Изменения в государственном аппарате и права России в годы первой мировой войны и февральской буржуазно-демократической революции были вызваны чрезвычайными обстоятельствами: неудача на фронте, разруха в тылу, крайние формы классовой борьбы, отречение царя от престола, нежелание основных политических сил к примирению и согласию в решении коренных вопросов дальнейшего развития страны.
Февральская революция упразднила старую государственную систему, но форма государственного единства сохранилась. Россия продолжала оставаться унитарным государством. Революция привела к созданию двух центров власти – Временного правительства и Съезда советов. При поддержке народных масс борьбу за власть выиграли Советы. Коренным образом изменилась форма правления государства. В войну Россия вступила империей, после отречения царя она стала монархией без монарха, а в сентябре 1917г. провозглашена республикой.
Претерпела изменения правовая система России. В ней отчетливо проявились принципы буржуазной демократии. Власть санкционировала революционные завоевания народа, его демократические права и свободы. Но продолжали пока действовать нормы основных отраслей права, разработанные при старом режиме. Из-за медлительности в созыве Учредительного собрания новые законопроекты остались нереализованными.
Упреждающий удар по неокрепшей буржуазной демократии был нанесен левосоциалистическими силами, которые, придя к власти в октябре 1917г., разрушили созданную февральской революцией государственно-правовую систему.
Тема № 13: СОЗДАНИЕ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
(ОКТЯБРЬ 1917 Г. – СЕРЕДИНА 1918Г.).
С О Д Е Р Ж А Н И Е
Введение
1. Победа революции в октябре 1917 года и основные декреты Советской
власти.
2. Конституция РСФСР 1918 года.
3. Создание основ Советского права. Заключение
Л и т е р а т у р а
1. История отечественного государства и права. Ч.П. 1997. С. 1-180.
2. История государства и права СССР. Ч.П. 1986. С. 5-62.
3. Исаев И.А. История государства и права России. 1996. С. 338-359.
4. Кукушкин Ю.С., Чистяков О.И. Очерк истории Советской Конституции. М., 1997. С. 9-79.
В В Е Д Е Н И Е
25 – 26 октября (7-8 ноября) 1917 г. в Петрограде произошло вооруженное восстание, в результате которого Временное правительство было арестовано и власть перешла в руки Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов.
Вечером 25 октября открылся П съезд Советов, на который съехалось 649 депутатов, представлявших более 400 местных Советов. По партийному составу большевиков было 390, эсеров-меньшевиков – 72.
Абсолютное большинство делегатов требовало ликвидации власти помещиков и капиталистов, передачи ее в руки Советов. Была принята повестка дня, предложенная большевистской фракцией и включавшая вопросы об организации власти, о мире, о земле.
Группа руководителей меньшевиков и правых эсеров, возражавшая против вооруженного восстания, истребовала приостановить работу съезда, но получив решительный отпор большинства делегатов, покинула его, надеясь тем самым сорвать работу съезда. Всего ушло со съезда не более 10% делегатов. Представители всех местных Советов продолжали работать и в ночь с 25 на 26 октября, когда Петроград переходил в руки восставших, съезд принял свои основные декреты, юридически оформив создание Советского государства.
1. ПОБЕДА РЕВОЛЮЦИИ В ОКТЯБРЕ 1917 ГОДА
И ОСНОВНЫЕ ДЕКРЕТЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ.
Утром 25 октября 1917 г. было опубликовано обращение Петроградского Военно-революционного комитета «К гражданам России!» с известием о победе Октябрьского вооруженного восстания и низложении Временного правительства.
В тот же день начал свою работу П-й Всероссийский съезд Советов. Съезд носил учредительный характер и первым актом, принятым съездом, было воззвание «Рабочим, солдатам и крестьянам», в котором провозглашалось свержение власти помещиков и капиталистов и переход власти в центре и на местах в руки Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, определялись ближайшие задачи Советской власти, которая была законодательно закреплена данным обращением.
Съезд принял три основных, имеющих конституционное значение, документа: Декрет о мире, Декрет о земле, декрет об образовании Временного Рабочего и Крестьянского правительства – Совета Народных Комиссаров.
Декрет о Мире включал следующие положения:
- предложение «всем воюющим народам и их правительствам начать немедленно переговоры о справедливом демократическом мире;
- определение демократического мира как мира без анексий и контрибуций;
- провозглашалось право каждого народа независимо от его численности, экономического и культурного развития самому определять свою судьбу, чем закреплялось право наций на самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельного государства;
- война объявлялась величайшим преступлением против человечества;
- сформулированы принципы внешней политики: равноправие всех народов, невмешательство во внутренние дела других стран, борьба за мир и дружбу между народами, их мирное сосуществование и добрососедские отношения;
- провозглашалась отмена тайной дипломатии и заявлялось о намерении сделать известными для всех народов тайные соглашения, заключенные царским и Временным правительствами до 25 октября 1917 года.
Декрет о земле содержал следующие положения:
- немедленно и без всякого выкупа отменялась помещичья собственность на землю;
- помещичьи, удельные, монастырские, церковные и другие земли со всем их инвентарем и постройками передавались в распоряжение волостных земельных комитетов и уездных Советов крестьянских депутатов;
- отменялась частная собственность на землю и вся земля переходила в собственность государственную, во всенародное достояние.
В соответствии с декретом крестьяне получали в безвозмездное пользование 150 млн.га земель. Была аннулирована их задолженность Крестьянскому поземельному банку, которая составляла почти 1,5 млрд.рублей. Крестьяне освобождались также от ежегодной арендной платы в сумме 700 млн.рублей, им передавался сельскохозяйственный инвентарь общей стоимостью приблизительно 300 млн.рублей.
В соответствии с Крестьянским наказом 242 крестьянских Советов и земельных комитетов, который вошел полностью в Декрет о земле, крестьянам предоставлялась свобода в выборе форм землепользования (подворное, хуторское, общинное, артельное – в зависимости от решения крестьянских сходов в деревнях и волостях). Одновременно предусматривалось уравнительное землепользование, т.е. распределение земли между крестьянами в зависимости от местных условий по трудовой или потребительской норме с периодическими переделами земельного фонда. По существу произошла национализация земли.
После принятия декретов о мире и земле П Всероссийский съезд Советов рассмотрел вопрос о новой власти. Был принят Декрет об образовании временного рабоче-крестьянского правительства – СНК, на которое впредь до созыва Учредительного собрания возлагалось осуществление правительственной власти в стране под контролем Всероссийского Съезда Советов и его Центрального исполнительного комитета (ЦИК).
Кроме указанных Декретов съезд утвердил два специальных постановления:
1. О переходе власти на местах в руки Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Комиссары бывшего Временного правительства отстранялись.
2. О создании во всех армиях временных революционных комитетов, распоряжением которых были обязаны подчиняться главнокомандующие. На Ревкомы возлагались ответственность за сохранение революционного порядка.
В числе других актов, утвержденных съездом, были такие, как Постановление об отмене смертной казни на фронте и немедленном освобождении всех солдат и офицеров, арестованных за революционную деятельность; Постановление о борьбе с контрреволюционными выступлениями; Постановление о немедленном аресте Керенского и доставке его в Петроград.
Первые законодательные акты, принятые П российским съездом Советов в дни Октябрьского вооруженного восстания в Петрограде, положили начало коренным политическим и экономическим преобразованиям в России.
Декреты о создании советской правоохранительной системы. Первым законодательным актом, положившим начало созданию советской судебной системы был Декрет о суде № 1, принятый на заседании СНК 22 ноября 1917 года.
Этот декрет упразднял все существовавшие ранее суды, институты судебных следователей, прокурорского надзора и адвокатуры.
На местах создавались местные суды, действующие в составе одного постоянного судьи и двух очередных народных заседателей.
Судьи и народные заседатели избирались путем прямых демократических выборов, проведение которых поручалось местным Советам.
Подсудность местных судов была ограничена (по гражданским делам – иск до 3-х тыс.рублей, по уголовным делам – применение наказания не свыше 2-х лет лишения свободы).
Предварительное следствие по делам, рассматриваемым в местных судах, возлагалось на местных судей единолично. Обвиняемому предоставлялось право на защиту.
В первый период существования Советского государства приходилось иногда использовать некоторые, главным образом, процессуальные законы. Но «лишь постольку, поскольку таковые не отменены революцией и не противоречат революционной совести и революционному правосознанию».
Основные положения Декрета о суде № 1 получили дальнейшее развитие в декрете о суде № 2, принятом ВЦИК 22 февраля 1918 г. Этот декрет расширил подсудность местных судов, создал окружные суды.
Рассмотрение гражданских дел окружными судами проводилось в составе 3-х постоянных членов окружного суда и 4-х народных заседателей.
Уголовные дела рассматривались в составе 12 народных заседателей под председательством одного из постоянных членов суда. Предварительное расследование дел в окружном суде производилось следственными комиссиями из 3-х лиц, избираемых местными Советами.
Декрет о суде № 2 установил важнейший принцип – ведение судопроизводства на местных языках.
Окружные суды, в которых было много старых юристов и левых эсеров, принимали весьма слабое участие в отправлении правосудия и осенью 1918 года были ликвидированы.
Декретом о суде № 3, принятым СНК и опубликованным 20 июля 1918 года, была значительно расширена подсудность местных народных судов.
Для защиты завоеваний социалистической революции и решительной борьбы с контрреволюцией были образованы специальные судебные органы – революционные трибуналы.
Революционные трибуналы действовали в составе председателя и 6 очередных народных заседателей, избираемых городскими и губернскими Советами.
Для производства предварительного следствия по делам, рассматриваемым в революционных трибуналах при Советах создавались особые следственные комиссии.
Заседания ревтрибуналов проходили открыто. 17 мая 1918 года СНК принял декрет «О революционных трибуналах», согласно которого трибуналы сохранялись лишь в крупных городах. Декрет четко разграничивал подсудность революционных трибуналов и общих судов.
На революционные трибуналы возлагалась борьба с контрреволюцией, саботажем, погромами, подлогами, неправомерным использованием советских документов, хулиганством и шпионажем. Иные дела рассматривались местными судами.
При каждом трибунале, кроме имеющейся следственной комиссии учреждались коллегии обвинителей в составе не менее 3 лиц, избираемых местными Советами.
Для рассмотрения наиболее важных дел постановлением ВЦИК в мае 1918 года был учрежден Революционный трибунал при ВЦИК.
Декретом ВЦИК от 11 июня 1918 года учреждался касационный отдел при ВЦИК, на который возлагалось рассмотрение кассационных жалоб и протестов на приговоры местных трибуналов.
Наряду с судебными органами в первые дни революции возникла советская милиция.
28 октября (10 ноября) 1917 года было издано постановление НКВД РСФСР о создании советской милиции, положившее начало процессу организации специального аппарата охраны общественного порядка и борьбы с преступностью.
В соответствии с этим постановлением отряды рабочей милиции создавались как добровольческие отряды. Они формировались на заводах и фабриках и находились в распоряжении местных Советов.
До середины 1918 года, пока шел слом старого и создание нового государственного аппарата, милиция еще не имела четкой организации в масштабах всей страны.
В.И.Ленин, обращая внимание на обеспечение безопасности социалистической революции, на необходимость организации решительной защиты завоеваний революции, указывал, что «всякая революция лишь тогда чего-нибудь стоит, если она умеет защищаться».
В декабре 1917 года обстановка в стране чрезвычайно усложнилась: контрреволюционные силы развязали вооруженные выступления в ряде мест страны, готовили заговоры и организовывали саботаж чиновников. Необходимо было принимать экстренные меры по пресечению контрреволюционных действий.
Декабря 1917 года СНК принял постановление о создании Всероссийской чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией и саботажем.
В постановлении определялись основные задачи и права комиссии:
1. Пресечение и ликвидация всех контрреволюционных и саботажнических попыток и действий по всей России со стороны кого бы они ни исходили.
2. Предание суду революционного трибунала всех саботажников и контрреволюционеров и выработка мер по борьбе с ними.
3. Ведение только предварительного расследования.
Указывалось, что комиссия должна получить право производить конфискации, выселять преступные элементы, лишать их продовольственных карточек, публиковать списки врагов народа.
СНК принял постановление: «Назвать комиссию Всероссийской Чрезвычайной при Совете Народных Комиссаров по борьбе с контрреволюцией и саботажем и утвердить ее. Председателем комиссии был назначен Ф.Э.Дзержинский.
До начала гражданской войны ВЧК не обладала (или почти не обладала) чрезвычайными полномочиями, что соответствовало общему характеру карательной политики Советского государства.
Карательная политика государства требовала создания системы советских исправительно-трудовых учреждений.
Процесс слома старой тюремной машины, оставшейся от царского строя и не измененный Временным буржуазным правительством, затянулся до лета 1918 года. Сказывалось отсутствие опыта и сильные позиции левых эсеров в руководстве Наркоматом юстиции.
О весны 1918 года продолжало существовать старое Главное управление местами заключения, куда был направлен комиссар ВРК. Комиссары были назначены также и в тюрьмы. Тюрьмы подчинялись местным Советам.
В мае 1918 года вместо Главного управления местами заключения в составе Наркомата юстиции был создан карательный отдел. Упразднялись старые органы по управлению тюрьмами на местах, а их функции перешли местным карательным отделам, входящим в состав губернских комиссариатов юстиции.
23 июля 1918 года НКЮ утвердил инструкцию «О лишении свободы как о мере наказания и о порядке отбывания такового». Инструкция определила новую систему мест лишения свободы и принципиально новые начала советской исправительно-трудовой политики, сочетающей убеждение и принуждение, обязательность общественно-полезного труда, меры по перевоспитанию преступника.
Декреты о создании РККА и Красного Флота.
Создание Красной Армии проходило в сложной обстановке. Старая армия находилась на грани распада. Солдаты не хотели воевать и стремились домой, но демобилизовать их немедленно было невозможно. Это привело бы к вторжению германских войск вглубь территории России. Были предприняты серьезные меры по демократизации армии и созданию в ней революционного порядка. Декретами СНК от 16 декабря 1917 года «О выборном начале и об организации власти в армии» и «Об уравнении всех военнослужащих в правах» упразднялись все чины и звания. Военнослужащим присваивалось звание «солдат революционной армии». Вся власть передавалась солдатским комитетам и Советам.
Но необходимо было создать новую армию и 15 января 1918 г. В.И.Ленин подписал декрет о создании РККА. Она формировалась из наиболее сознательных элементов трудящихся классов, не моложе 18 лет, имеющих рекомендации полковых комитетов или общественных организаций, стоящих на платформе Советской власти.
При вступлении в Красную Армию войсковой части в полном ее составе требовались круговая порука и поименное голосование. Военным органом, руководившим армией, являлся СНК, а непосредственное управление ею осуществляли Комиссариат по военным делам и созданная при нем Всероссийская коллегия по формированию Красной Армии.
31 января 1918 года СНК принял декрет «Об организации Красного Флота», который создавался на тех же основах, что и Красная Армия.
В боях под Нарвой и Псковом 10 (23) февраля 1918 года отряды молодой Красной Армии дали отпор хорошо вооруженным отборным немецким дивизиям. День первого боевого крещения стал днем рождения Красной Армии.
2. КОНСТИТУЦИЯ РСФСР 1918 ГОДА.
Образование советского государственного строя берет свое начало с 1-го Всероссийского съезда Советов рабочих и солдатских депутатов, состоявшегося 3 – 24 июня 1917 года и избравшего ВЦИК 1 созыва. В дни работы П Всероссийского съезда Советов с принятием Декрета об образовании СНК был законодательно закреплен сложившийся государственный аппарат с утверждением Съезда Советов высшим законодательным органом, ВЦИКа – высшим органом власти между работой съездов и СНК – правительством в составе 13 наркоматов: на местах в первые месяцы после революции шел процесс замены прежних органов государственной власти и управления на новые, советские:
1. По внутренним делам
2. Земледелия
3. Труда
4. По делам военным и морским
5. По делам торговли и промышленности
6. Народного просвещения
7. По делам национальностей
8. По делам железнодорожным
9. Почт и телеграфов
10. По делам продовольствия
11. Юстиции
12. По делам иностранным
13. Финансов
10 июля 1918 г. 5 Всероссийским съездом была принята первая Конституция РСФСР, вступившая в силу 19 июля 1918 г. Она закрепила советский государственный строй и организацию советской власти в центре и на местах.
Конституция состояла из 6 разделов:
1. «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа».
2. «Общие положения Конституции РСФСР».
3. «Конституция Советской власти (Организация Советской власти в центре и на местах)».
4. «Активное и пассивное избирательное право».
5. «Бюджетное право».
6. «О гербе и флаге РСФСР».
Декларация прав трудящихся и эксплуатируемого народа, принятия Ш Всероссийским съездом Советов в январе 1918г., объявила Россию Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов и что власть в центре и на местах принадлежит этим Советам.
Российская Советская Республика учреждалась на основе свободного союза свободных наций как федерация Советских национальных республик.
Основные положения конституции, регламентирующие порядок формирования, организацию деятельности, компетенцию центральных и местных органов государственной власти и управления, а также нормы избирательного права.
Всероссийский съезд Советов рабочих, крестьянских,
красноармейских и казачьих депутатов
Составляется из представителей городских Советов по расчету 1 депутат на 25000 избирателей и представителей губернских съездов по расчету 1 депутат на 125000 жителей.
Созывается ВЦИКом не реже 2-х раз в год.
Чрезвычайный съезд созывается ВЦИКом по собственному почину или по требованию Советов местностей, насчитывающих не менее 1/3 всего населения Республики.
Съезд избирает ВЦИК в составе не свыше 200 чел.
ВЦИК ответственен перед съездом.
В период между съездами верховной властью является ВЦИК Советов.
В Ц И К Советов
Является высшим законодательным, распорядительными контролирующим органом РСФСР.
Дает общее направление деятельности правительства и всех органов власти в стране, объединяет и согласует работы по законодательству и управлению, наблюдает за проведением в жизнь Советской Конституции, постановлений съездови центральных органов Советской власти. Рассматривает и утверждает проекты декретов и иные предложения, вносимые СНК или отдельными ведомствами, а также издает собственные декреты и распоряжения.
Созывает Всероссийский съезд Советов, представляет ему отчет о своей деятельности и доклады по общей политике и отдельным вопросам. Образует СНК для общего управления делами РСФСР и отделы (наркоматы) для руководства отдельными отраслями управления.
Члены ВЦИКа работают в отделах (народных комиссариатах) или выполняют особые поручения ВЦИКа Советов.
С Н К
Осуществляет общее управление делами РСФСР. Издает декреты, распоряжения, инструкции, о которых сообщает ВЦИКу. ВЦИК вправе отменить или приостановить всякое постановление или решение СНК.