Административные реформы 60-90-х годов XIX века.
Завершение присоединения Казахстана к России совпало с реформами в самой России. Отмена крепостного права 1861г., меры, направленные на развитие капиталистических отношений не могли не затронуть Казахстана. Процесс колонизации активизировался, царское провительство решило созвать в Казахстане административное управление, приближенное к российской системе управления. Главной задачей реформы было «добиться слияния киргизских степей с прочими частями России».
Главная причина реформ-это интенсивная колонизация казахских земель, освоение богатых источников сырья и рынка сбыта. Для подготовки реформ в 1865году была образована специальная Степная комиссия, в которую вошли представители минис-ва внутренних дел, военного министерства, местные представители. В задачи комиссии входила выработка проекта реформ. В 1865-1866 годах был составлен проект по управлению казахской степью, в двух документах.
11 июля 1867 года было принято «Положение об управлении в Семиреченской и Сырдарьинской Областях», а 21 октября 1868 года «Временное положение об управлении в степных областях Оренбургского и Западно-Сибирского генерал-губернаторства». Согласно реформам вся территория Казахстана делилась на 3 генерал-губернаторства: Туркестанское, Оренбургское и Западно-Сибирское. Вся полнота военной и гражданской власти сосредотачивалась в руках генерал-губернатора, а туркестанский генерал-губернатор вдобавок имел право вести дипломатические переговоры с Китаем и Ираном. Система управления в Казахстане носила военный характер.
Генерал-губернаторства состояли из областей. В Оренбургское генерал-губернаторство входили: области Уральская и Тургайская; 3ападно-Сибирское: Акмолинская и Семипалатинская; в Туркестанское: Семиреченская и Сырдарьинская. Территория бывшего Букеевского ханства в 1872 года была включена в состав Астраханской губернии, Мангистау под управление Кавказского военного округа, а позже включен в Закаспийскую область.
Областные управления подчинялись губернатору, они состояли из отделов: распорядительного, хозяйственного и судебного. Пограничные области занимались пограничными делами. Области делились на уезды, уезды на волости, волости на административные аулы, которые состояли из нескольких аулов. Административные аулы состояли из 100-200 кибиток; в волости от 1 тыс. до 2 тыс. иногда до 3 тыс. кибиток. Волостные и аульные старшины избирались каждые 3 года тайным голосованием и утверждались вышестоящим начальством.
По реформе судебное устройство в К-не имели несколько уровней. Сохранились суды биев и казиев на основе адата и шариата. Они функционировали на уровне аула. Уездный, военный суды действовали на основе общеимперских законов и занимались делами, как государственная измена, сопротивление властям, порча государственного имущества, убийство должностных лиц.
Реформы устанавливали ежегодный покибиточный сбор на скотоводов, в Туркестанском генерал-губернаторстве – 2 р.75 к., в Оренбургском и Западносибирском – 3 р. Оседлое земледельческое население платило-ушур т. е. одна десятая часть урожая натурой или деньгами.
Положение 1867-1868 годов были «временными», поскольку царское правительство рассчитало ввести их в течение двух лет. Однако они встретили решительное сопративление со стороны местного населения и поэтому этот процесс растянулся на 20 лет.
Самым тяжелым последствием реформы было объявление земли Казахстана государственной собственностью Российской империи. Территориальный принцип административного устройства нарушал традиционное землепользования, тяжелым бременем легли повинности и налоги, ущемлялась в своих правах местная знать.
3) Логика (др.-греч. λογική — раздел философии, «наука о правильном мышлении», «искусство рассуждения» от λόγος — «речь», «рассуждение», «мысль») — наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности, формализуемых с помощью логического языка.
Билет № 8
1) Саки – в степях Казахстана. По сведениям древних источников, обитали кочевые «туры с быстрыми конями». Туры в персидских источниках именуются саками, что значит «могучие мужи», а в сочинениях греческих авторов фигурируют под именем скифов. В персидских клинописных надписях говорится о 3 группах саков: парадарайя (заморские саки), саках-тиграхауда (носящие остроконечные шапки), саках-хаомаварга (варящие напиток хаома). Саки-парадарайя расселялись в Приаралье и на Тянь-Шане, саки-хаомаварга – в долине Мургаба.
Одним из центров расселения саков был Илийская долина. Некрополи: Бесшатыр, Иссыкский, Тургеньский, Кегенский. Курган Иссык расположен в 50 км. от Алматы. Раскопки на Иссыкском курган проводились экспедицией Института Истории, этнологии и археологии в 1969 г. возглавляемой Кималем Акишевичем Акишевым.
Хозяйство. С сакским временем связана эпоха освоения степных и горных пространств, господство скотоводства, в его различных формах, в сочетании с земледелием. Форма хозяйства во многом определялась природными условиями, близостью к городским центрам и торговым путям. Коневодство было одним из важнейших направлений скотоводства саков. Важнейший вид животноводства саков - овцводство, верблюдоводство (в степных полу пустынных районах Южного и Западного Казахстана). Посевы на зимовках давали сакам растительную пищу: просо, ячмень, пшеницу. Высокое развитие получили промыслы, ремесла, связанные с добычей и обработкой металла, в частности с литьем бронзы. Ювелирные украшения выполнялись саскими мастерами в зверином стиле.
В общественном устройстве саков выделяются 3 группы населения: войны; сословия жрецов, саков-общинников. В суждениях о социальном устройстве сакского общества скудность письменных источников заставляет более полагаться на археологический материал.
2)
3) 1. Революция - Коренной переворот в жизни общества, который приводит к ликвидации отжившего о бщественного и политического строя и передаче власти в руки передового класса
2. Революция - Коренной переворот, резкий скачкообразный переход от одного качественного состояния к другому
Билет № 9
1) Султаны Жанибек и Керей откочевали от Абулхаира и обосновались в Западном Жетысу. Правитель Могулистана Есен-Буга, занятый борьбой со своим братом Юнусом и попытками сохранить развалившееся государство, не имел реальных сил, чтобы остановить сторонников Жанибека и Керея и в 1459 г. был вынужден предоставить им территорию в долине реки Шу и Талас. Кочевники, поселившиеся в Жетысу, получили прозвище «казак», которое впоследствии распространилось на всех подданных Жанибека и Керея и постепенно превратилось в этноним.
Ослабление Могулистана и неспособность могульских ханов сдерживать усилившийся в середине XV в. натиск ойратов поставили казахских султанов перед необходимостью создания собственного государства. В этих условиях в долинах Шу и Таласа в 1465 г. было провозглашено Казахское ханство, первым ханом которого стал Керей (1465-1474). Абулхаир, обеспокоенный усилением казахов, пытался организовать поход в Жетысу, но в 1468 г. умирает, после чего его государство перестало существовать. Керей и Жанибек вернулись в Дешт-и-Кыпчак и к ним присоединилось основное население центрально-казахстанских степей. Таким образом, в 1469 г. Казахское ханство выходит на политическую арену как самостоятельное государство кочевых племен Дешт-и-Кыпчака.
2) Агрессивная колониальная политика Российской империи, проводимая на местах, привела к целой цепочке антиколониальных выступлений казахов как Младшего жуза, так и Среднего жуза на протяжении XVIII-XIX веков. Одним из первых эпизодов в антиколониальной воине казахов является освободительное движение под руководством Сырыма Датова в Младшем жузе. Это крупное выступление последней четверти XVIII века растянулось почти на 20 лет активных действий (1783-1803 гг.).
К началу 80-х годов XVIII в. в Младшем жузе складывалась непростая ситуация: усилился колониальный режим со стороны российских властей, уральское казачество вело захват внутренних территорий, а руками чиновников-казахов, которые находились на службе у престола, провоцировались казахско-башкирские, казахско-калмыцкие конфликты. Внутри Младшего жуза Нуралы и Подвластные ему правители не в состоянии были самостоятельно контролировать внутриполитическую ситуацию. В результате длительных политических разногласий выделяется группа лидеров, придерживавшихся традиционных политических ценностей в основном из биев и батыров. Во главе оппозиции к потомкам Абулхаира, потерявших своё лицо подобострастным служением царизму стал Сырым Датов.
Воинственный и в то же время дипломатичный склад ума С.Датова сыграл важную роль в его контактах как с народом, так и с колониальными властями, и с ханско-султанской верхушкой. Это можно выявить из работ АИ.Левшина, уделившего внимание характеристике С. Датулы: «Все поступки Сырыма показывают, что он был человек с диким, беспокойным, мстительным, но сильным характером и с редкой предприимчивостью. Прославив себя между наездниками, он не замедлил отличиться и в совете, собранном для всеобщего спокойствия, когда увидел в оном новые и блистательнейшие для себя выгоды. Будучи непримиримым врагом хана не столько по личным с ним ссорам, сколько по зависти к наследственным преимуществам его рождения, Сырым всячески хотел доказать бесполезность ханской власти и заменить недостаток знаменитых предков собственными подвигами».
Основными причинами восстания трудящихся казахов Младшего жуза в конце XVIII в. явилось обострение земельного вопроса, запрещение царским правительством перехода скотоводов на «внутреннюю сторону», за Урал, ущемление прав родовых старшин, открытый грабёж и насилие над народом со стороны хана, султанов, Уральского казачьего войска и царской администрации.
К началу 80-х гг. 18 в. обстановка в степи накалилась. К этому времени участились взаимные набеги отрядов на аулы и казахских батыров на крепости. Эти действия приняли более постоянный характер весной и летом 1783 г. В результате одного из набегов летом 1783 г. хан Нуралы вынужден был отдать выкуп за освобождение Сырыма. Не только родство стало причиной выкупа Сырыма (Сырым был женат на сестре хана), но и его высокий авторитет среди степняков, заставивших хана Нуралы пойти на это.
В это время выступления казахов стали носить массовый характер, главным направлением стала борьба с царизмом на Нижеуральской линии и в районе Орской крепости. Основное ядро" повстанцев сосредоточилось у реки Сагыз, это был основной очаг восстания. Сырым Датов собрал отряд в 2700 человек, а всего восставших насчитывалось более 6 тысяч (по некоторым данным, до 7 тысяч). Основными движущими силами восстания были шаруа, большинство старейшин, бии, родоправители, видевшие причину бед в сохранении личной власти хана Нуралы. Так, старейшины Младшего жуза в письме к императрице Екатерине II в июле 1785 года писали: «Мы, простой народ Малой Орды киргиз-казахского журта, люди все, исключая хана и начальство... в гневе на Hyp-Али хана... Если вы не отстраните детей Абулхаир-хана от ханства, говорилось далее в письме, у нас с вами не будет мира и спокойствия, не потому, что мы не терпим от падишаха что-либо худое, а в виду злодейства хана. Поэтому мы единодушно решили не вести с вами переговоров и не заключать мир до дех пор, пока он не будет отстранён». Самостоятельные действия Сырыма вызвали расхождение с ханом и наметился разрыв между ними.
С весны 1785 года движение расширилось и по сути охватывало весь Младший жуз. Власть хана Нуралы переживала явный кризис, народ от него отвернулся, а царские власти убедились в бессилии хана. В 1784 г. Симбирским и Самарским наместником был назначен О.А.Игельстром. На съезде старшин Младшего жуза, осенью 1785 г., который деятельно организовал Игельстром, были поставлены 2 главных вопроса - о ликвидации ханской власти и разделении Младшего жуза на три части, или «главные орда».
В то время повстанцы вновь начали нападать на хайские аулы. В апреле 1786 г. Хан Нуралы бежал, а 3 июня 1786 г. Екатерина II подписала ресфигтг об отстранении Нуралы от ханской власти. Однако проведение «реформы» Игельсторма натолкнулось на упорное сопротивление султанов во главе с братом Нуралы султаном Ералы, требовавших возвращения хана.
В октябре 1897г. Айшуак был избран ханом. Это означало поражение восстания С.Датова, он, преследуемый сыновьями Нуралы, сторонниками Айшуака, откочевал в пределы хивинского ханства и скончался в Хиве в 1803 году.
Восстание казахов в Младшем жузе под предводительством Сырыма Датова явилось первым открытым выступлением против колониальной политики российского царизма.
3) Культурная революция социалистическая, революционный процесс духовного преобразования общества, составная часть социалистического строительства, создание социалистической культуры — высшей ступени в развитии мировой культуры, приобщение трудящихся к достижениям культуры.
Билет №10
1) В конце ХП-начале XIII вв. на территории Монголии образовалось крупное кочевое государство под властью одного из представителей родовой верхушки - Темучина. Первоначально оно было основано в долинах рек Керулена и Орхона, затем вследствие объединения родственных племен и завоевания соседних стран Монгольское государство превратилось в могучую империю не только в Центральной Азии, но и во всем мире. В 1203 г. им были разгромлены Кереитское, затем и соседнее Найманское ханство, в 1207-1211 гг. были покорены народы Сибири и Восточного Туркестана. В 1215г. был взят Пекин, а к 1217 г. монголы завоевали все земли к северу от реки Хуанхэ.
В 1206 г. Темучин был провозглашен всемонгольским каганом и получил титул Чингисхана. Образование монгольского государства содействовало консолидации ранее малосвязанных племен в единый этнос и к прекращению междусобных войн.
Завоевание Жетысу. Государство кара-киданей в Жетысу и Южном Казахстане претерпевало время политического кризиса. Города Мавераннахра постепенно освобождались от власти гур-хана. Карлыкские и караханидские правители стали переходить в подданство Хорезма. В 1207 г. кара-кидани потеряли Бухару, затем и Тараз. Кроме того, обострились отношения гурхана с правителями Койлыка и Алмалыка. Попав в затруднительное положение, гурхан Чжилугу обратился за помощью к Кучлук хану найманскому.
Найманы, разбитые в начале XIII в. монголами, бежали во главе с Кучулуком на территорию Жетысу. Здесь он сумел собрать разрозненные отряды найманов и кереитов, войти в расположение к гурхану и стать довольно значительной политической фигурой. В 1210 г. кара-кидани потерпели поражение в войне с Хорезмом. Этим воспользовались жители Баласагуна, поднявшие мятеж. Гурхан взял штурмом собственную столицу и в течение трех дней кара-кидани грабили ее. Недовольство карлыкской знати использовал Кучлук, заставивший отречься от власти захваченного в плен гурхана. В 1213 г. Чжилугу скончался, и найманский хан стал полновластным правителем Жетысу. Под его власть перешли Сайрам, Ташкент, северная часть Ферганы. Став непримиримым противником Хорезма, Кучлук начал в своих владениях гонения на мусульман, чем вызвал ненависть оседлого населения Жетысу. Койлыкский правитель Арслан хан, а затем и правитель Алмалыка Бу-зар отошли от найманов и объявили себя подданными Чингисхана.
Вслед за Китаем Чингисхан готовился к походу в Казахстан и Среднюю Азию. Особенно его привлекали цветущие города Южного Казахстана и Жетысу. Осуществить свой план он решил через долину реки Или, где располагались богатые города и правил ими хан найманов Кучлук, которого Чингисхан считал своим врагом. С целью завоевания Жетысу и разгрома Кучлука Чингисхан послал войско во главе с одним из военачальников - Жебенойоном.
В 1218г. отряды Жебе совместно с войсками правителей Койлыка и Алмалыка выступили против Кучлука. При этом монголы разрешали мусульманам публичное богослужение, запрещенное ранее найманами, что способствовало переходу всего оседлого населения на сторону монголов. Кучлук, не сумев организовать сопротивление, бежал. Жители Баласагуна открыли ворота монголам, за что город получил название Гобалык -"хороший город". Перед Чингисханом открылась дорога в пределы Хорезма и Мавераннахра.
Завоевание Хорезма. Хорезм в начале XIII в. был на вершине своего могущества, он объединял земли собственно Хорезма, Мавераннахра, Ирана, Хорасана, Южного Казахстана. Однако уязвимым местом в государстве было всесилие кыпчакской знати, занимавшей ведущие посты в административном и военном аппарате. Мать хорезмшаха Мухаммеда (1200-1220) Теркен-хатун происходила из кыпчакского правящего рода и обладала огромным влиянием при дворе, фактически сама назначая своих родственников на все ключевые государственные посты. Пользуясь их поддержкой, она фактически возглавила оппозицию своему сыну. Особенно обострились их отношения перед монгольским нашествием. Теркен даже организовала выступление кыпчаков против хорезмшаха в 1216 г. Это восстание возглавил ее племянник Кайыр хан Алып-Дерек, бывший наместником в долине Сырдарьи. Кыпчаки потерпели поражение, однако Теркен-хатун не только не позволила наказать Кайыр хана, но даже настояла на передаче ему Отрара. Значительные кыпчакские гарнизоны стояли во всех крупных городах Хорезма, Самарканде, Бухаре, Отраре, и хорезмшах не без основания им не доверял.
Встревоженный вестью о победах монголов хорезмшах Мухаммед отправил своих послов в Монголию. Вслед за этим в Хорезм прибыло ответное посольство с предложениями о мире. Следовавший за посольством торговый караван, остановился в Отраре, Кайыр хан Алып-Дерек, будучи наместником города, заподозрил купцов в шпионаже и приказал казнить их. Разгневанный Чингисхан потребовал выдачи Кайыр хана, но хорезмшах, боясь гнева кыпчакской знати, отказался. Более того, Мухаммед приказал казнить послов, чего монголы простить не могли.
Хорезмшах, опасаясь заговора со стороны кыпчакских военачальников, разделил свою армию на несколько частей и гарнизонов, чем фактически обрек ее на поражение. Война в сентябре 1219г. началась с осады Отрара. Разделив свое войско на несколько частей, Чингисхан оставил одну часть для осады города, другую, во главе со своим старшим сыном Жоши, отправил вниз по Сыр-дарье, сам же направился к Бухаре.
Осада Отрара продолжалась почти пять месяцев. Кайыр хан зная, что монголы не пощадят его, защищался отчаянно. Предательство одного из военачальников по имени Караджа, ускорило падение Отрара. Выйдя ночью из городских ворот, он сдался монголам. Через эти же ворота осаждающие ворвались в город. Часть войск и жители заперлись в крепости и продолжали обороняться. Только через месяц монголы смогли взять цитадель. Все ее защитники были убиты, крепость разрушена, Кайыр хан казнен, а стены Отрара срыты.
Отряды Жоши, совершавшие походы по Сырдарье, весной 1220 г. подошли к Сыганаку. Осада его продолжалась семь дней, после чего монголы ворвались в город и разрушили все его крепостные сооружения. За короткий срок монголам подчинились Узген, Барчынлыкент и Джент. В Дженте монголы оставались до самой зимы, пока продолжалось завоевание Мавераннахра.
В начале 1221 г. монгольские отряды подступили к столице Хорезма - городу Ургенчу, который был взят после пятимесячной осады. Хорезмшах бежал в Иран, для его преследования Чингисхан отправил крупный отрад под командованием Жебе и Субедея. Узнав о смерти Мухаммеда, монголы через Кавказ направились в Дашт-и-Кыпчак, где столкнулись с яростным сопротивлением западно-кыпчакских племен. Кыпчаки и объединенное войско русских княжеств встретились с монголами на реке Калке в мае 1223 г. Из-за несогласованности действий и разногласий между князьями союзники потерпели поражение. Однако монголы не стали продвигаться вглубь Руси и повернули назад, на соединение с основными силами.
Завершение завоевания. Образование улусов. В 1227 г. поход в Дешт-и-Кыпчак был возобновлен, 30-тысячный отряд под командованием Субедея взял город Саксин в низовьях Едиля, разгромил булгарские заставы на Жаике. В 1229 г. монгольские силы возглавил сын Жоши Бату, завершивший к 1232 г. завоевание кыпчакских земель к востоку от Едиля. Для дальнейших походов на границах с Булгаром было сосредоточено 50-тысячное войско, включившее в себя силы всей монгольской империи и отряды союзников. В 1236 г. поход был возобновлен, в результате в состав монгольского государства вошли булгары, Русь, кыпчакские владения к западу от Едиля. Весной 1241 г. отряды Бату вторглись на территорию Венгрии и Польши. Разбив европейские армии, монголы вышли к Адриатическому морю. Однако, получив известие о смерти Великого хана Угедея, большинство монгольских военачальников с отрядами вернулись в Монголию, чтобы принять участие в выборах нового хана. Бату, не рискнув продолжить поход с небольшим войском, вернулся в кыпчакские степи.
Таким образом, в результате военных действий 1219-1241гг. территории Дешт-и-Кипчака и Мавераннахра вошли в состав империи Чингисхана и были поделены между его сыновьями. Старшему сыну Жоши он отдал земли Сарыарки и дальше на запад, к югу - до Каспийского и Аральского морей. Из среднеазиатских владений в его улус вошли районы низовий Амударьи - северный Хорезм. Ставка находилась в долине Ертиса. Второму сыну Чингисхана - Шагатаю достались Мавераннахр, Жетысу, его ставка была в долине Или. Третьему сыну Угедею Чингис хан выделил Западную Монголию и Тарбагатай, его ставка располагалась вблизи нынешнего Чугучака. Тули наследовал отцовский улус - собственно Монголию.
Одновременно с разделением завоеванной территории Чингисхан распределил свою армию. Войско его в это время по приблизительным данным насчитывало 129 тыс. человек, из них 101 тысяча была передана Тули, другим сыновьям - по четыре тысячи, остальные 16 тыс. были распределены между родственниками.
Владения Жоши, которые наследовал его сын Бату, получили название Улуг Улуса - "Великого Улуса".
2) Культура Казахстана в начале 20 в. отражает сложнейшую атмосферу переходного общества, в основе которой лежат разнообразная культурная деятельность и борьба различных социальных сил. Думается, что формальное прохождение большинства населения через «ликбезы» не являлось решающим шагом. Более того, разговоры о поголовной безграмотности в степи безосновательны. А.Букейханов в начале XX в. отмечал: «В еще недавно поголовно безграмотной степи, ныне встречаются ученые типа Науана, окончившие высшие мусульманские школы в Самарканде, Бухаре, Константинополе, Казани, и других мусульманских центрах. Трудно сказать, какой пррцент казахов грамотен, так как обучение ведется тайно, и сведения не подаются в статистическую литературу». Вместе с тем, в Казахстане, в связи с реформой народного образования была создана широкая сеть советских учебных заведений.
Составной частью культурной революции большевиков были алфавитные реформы. За годы культурной революции по велению центра казахам трижды приходилось менять письменность: в начале - с арабского на латинский, затем - с латинского на кириллицу (1930, 1937 гг.) Не хватало ни учителей, ни учебных пособий, не говоря уже о том, что в своей основной массе преподавательский корпус подвергался различным гонениям.
В 1935 г была создана сеть начальных школ. В 50-е г. было осуществлено всеобщее семилетнее образование, в 60-х гг. восьмилетнее, а в 70- х гг. среднее. Культурная революция была придумана не для того, чтобы поднять грамотность народа, а скорее, для того, чтобы вырастить «нового человека»; т.е. «манкурта». В принципе, в 1935 г. сеть начальных школ была создана, уровень охвата детей достиг 90 %, но об отсутствии полного образования говорит тот факт, что в 1936 г. по всей республике среднюю школу окончили всего 11 казахских детей. Только в 50-х годах XX века было осуществлено всеобщее семилетнее обучение, в 60-х г. XX века т восьмилетнее, а в 70-х г. XX века- среднее. Наряду с этим наблюдается постепенное снижение качества знаний, формализация учебного процесса, идеологизированность и деэтнизация в школах Казахстана. Фактически тр положительное, что было в образовательном уровне начала XX в., сохранилось до 50-60-х г. XX века. Сеть высших и среднеспециальных учебных заведений создавалась в республике в послевоенные годы. В 50-е г. были открыты 13 институтов, в 60-70 гг. - 27 высших и свыше 100 среднеспециальных. Несмотря на идеологизированность системы образования, качество подготовки в ВУЗах до недавних времен было высоким. Вместе с тем, на уровне знаний отражается незнание новейших достижений науки и техники.
Крупнейшим событием после войны стало открытие Академии наук Казахстана (1946 г.) Первым президентом был избран выдающийся ученый К.И.Сатпаев, К 90-х гг. XX века в составе АН находились 32 научных учреждения, около 250 докторов и 2000 кандидатов наук. В эти же годы АН столкнулась с необходимостью реформ, координации тем, освоения новых направлений, избавления от неэффективности.
Искусство и литература Казахстана имеют богатое наследие тысячелетней культуры кочевников Центральной Азии. Литература 20-30-х г. XX века богата яркими творцами (Ж. Аймауытов, М.Жумабаев, С Торайгыров, А.Байтурсунов, Ш.Кудайбердиев, а позднее - Б.Майлин, И Жансугуров, С.Сейфулин и т.д.)
Крупным явлением в казахской литературе 30-40-х гг. XX века стали пьесы, повести и роман-эпопея М.Ауэзова В послевоенный период художественная литература обогатилась творчеством нескольких поколений писателей. Успехом пользовались книги О.Сулейменова, И.Есенберлина, А.Кекильбаева, М.Шаханова, О.Бокеева и др.
Во второй половине 20-х г. XX века зарождается профессиональное искусство и казахская национальная живопись. Первый театр открылся в 1926 г. в г. Кзыл-Орде. Театральная труппа состояла из известных актеров- самородков. В эти же годы А.Кашаубаев с большим успехом выступил в концертных залах Москвы и ряда европейских городов. Накануне войны появилось еще несколько театров - Театр оперы и балета, Театр кукол, Русский театр драмы. Творческая интеллигенция республики работала под жестким идеологическим контролем партийных органов. Несмотря на успехи в развитии культуры, проблемы духовного возрождения оставались и тени.
Преподносимая как национальная, казахская литература на самом доне была далека от своих корней. Культура XX в. Пыла не только пролеткультовской, но вместе с тем й атеистической.
На протяжении тысячи лет на территории Казахстана культурно- воспитательная роль ислама была огромной. Под его непосредственным воздействием формировалась, и традиционная культура казахов начала XX гг. Казахская интеллигенция этого периода была носителем идеи джадидизма-реформаторского движения мусульман России. В его основе нажала идея преобразования школы на принципах сознательного, осмысленного отношения к обучению, что позволило бы просветить народ, вывести его из тьмы невежества к свету знаний, чтобы построить новое, просвещенное общество и сравняться с европейскими народами. Основоположниками реформаторского движения был И.Гаспринский - крымский татар Его в числе своих трех учителей (Кунанбай, Абай) называет Ш. Кудайбердиев.
Другим важнейшим элементом духовно-религиозной культуры был суфизм, который, не отрицая обрядовую сторону ислама, исходил в первую очередь из идеи духовного слияния с Богом посредством внутреннего преобразования личности (путь тариката). О влиянии суфизма свидетельствуют суфийская направленность казахской литературы второй половины XIX в. Таким образом, для религиозной жизни казахского общества начала XX века были присущи эти две особенности. В Казахстане было много людей, владевших наряду с тюркским, арабским и языком фарси. Морально-этические нормы духовной жизни, формировавшиеся на основе ислама, наряду с языком и самобытной культурой делали казахский этнос неповторимым и единственным, открывали ему путь в общечеловеческую сокровищницу цивилизации.
На территории Казахстана в начале XX в. проживали многочисленные приверженцы и других конфессий - христианства, иудаизиа и буддизма.
Вслед за таким привлекательным для мусульман актом, как Обращение Совета Народных комиссаров «Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока» от 20 ноября 1917 г. начался новый этап в жизни мусульман, ознаменовавшейся уничтожением мечетей, книг, гонением служителей и т.д. Одним из распространенных обвинении в советское время было обвинение в панисламизме. В 20-х г. таковым считали любого человека, высказывавшего сомнения по поводу перехода к другому алфавиту, в 30-50-е г. - хранящего у себя книги на арабице, в 70- 80-ё г. - простого посетителя мечети. Антирелигиозную борьбу Коммунистическая партия проводила через деятельность «Союза воинствующих безбожников» (существует в Казахстане с 1925 года, а затем - различные атеистические течения).
3) Национальная культура – это совокупность символов, верований убеждений ценностей, норм образцов поведения, которые характеризуют духовную жизнь человеческого сообщества в той или иной стране, государстве.