О понятиях 'система', 'процесс', 'развитие' в политологии

Осмысление взаимоотношений порядка и изменения, статических и динамических состояний и измерений политической жизни обусловливает необходимость уточнить категориальный строй политологии и сформулировать рабочие определения понятий, при помощи которых обычно дается описание и объяснение различных аспектов политической жизни, а именно, соотносительных категорий 'политическая система' и 'политическое изменение', 'политический процесс' и 'политическое развитие'. На наш взгляд, в политологии эти категории соотносительны, то есть могут применяться лишь в строгих моделях, при наличии вполне определенных взаимоотношений, меняющихся в зависимости от контекста и объекта изучения.

В то же время и в самом общем плане их можно было бы разграничить, развести содержание и объемы понятий. С этой точки зрения, прямо полярными категориями являются 'политическая система' (ее структура и морфологический порядок) и 'политическое изменение', которые выражают 'идеальные типы' таких предельных состояний политической жизни, как устойчивость политического порядка и его изменчивость (приводящая к его распаду), моменты равновесия и покоя, да и переходы между ними, складывающиеся в общий поток движения, и, наконец, стабильность и нестабильность, баланс и дисбаланс факторов и акторов политической жизни.

Термины 'политический процесс' и 'политическое развитие' в определенной мере являются уже производными от первых двух категорий, так как выражают ту или иную комбинацию атрибутов устойчивости и изменчивости в политической сфере жизнедеятельности общества. Категория 'политический процесс' описывает, в первую очередь, динамические процессы воспроизводства институтов и функций, другими словами, функционирования, адаптации и сохранения политических систем, то есть основные механизмы преемственности, тогда как понятие 'политическое развитие' используется главным образом для анализа тех сторон политической динамики, которые связаны с процессами изменений институтов и систем, базовыми механизмами эволюционных реформ и революционных перемен в политической жизни. Таким образом, и содержании понятия 'политический процесс' переплетаются и динамические, и статические характеристики, а вместе с понятием 'политическое развитие' эти категории отражают две стороны политической динамики, ориентированные на воспроизводство и изменение политического порядка в той или иной стране27.

Все три отмеченные выше измерения, или проекции анализа политики, интегрируют и объединяют некоторые общие объективированные, субстанциональные характеристики, Подавляющее большинство политологов сходится в том, что политика является областью человеческих отношений (или формой человеческого общения) по поводу власти (чаще всего государственной власти). Политическая власть, рассмотренная как взаимоотношение и взаимозависимость управляемых и управляющих, приобретает черты субстанциональности, когда мы анализируем ее в объективированном виде, как некий устойчивый асимметричный баланс сил и интегральное равноденствие воль, отражающие состояние позиций и статусов, потенциалов и ресурсов, интересов и ценностей социальных агентов властного отношения. С этой точки зрения, политика представляет собой 'объективную реальность' и 'действительность бытия', выступая поэтому в анализе в качестве реально существующего 'силового поля' и относительно автономной и объективированной сферы общественной жизни, содержательной субстанцией которой являются взаимоотношение 'власти - влияния', а механизмом, его формирующим,- субъективная активность агентов по поводу власти, проявляющаяся прежде всего через взаимодействие индивидов и социальных групп с политическими институтами. 'С одной стороны, поле политики - результат преднамеренной практики агентов, с другой стороны, оно имеет по отношению к агентам объективную форму бытия'28.

В то же время нельзя не заметить, что рассмотрение политики лишь как некоего субстанционального измерения, объективного 'силового поля' властного общения явно недостаточно в политическом анализе, поскольку его 'внутренний' механизм составляют как раз субъективные установки, идеи и акции социальных агентов, а также субъективированное функционирование и развитие политических институтов.


Наши рекомендации