Первые шаги по практической реализации гендерной политики
Глава П. ГЕНДЕРНАЯ ПОЛИТИКА И СТЕПЕНЬ ЕЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ
Единство теории и практики является основой для жизнедеятельности любой науки. Гендерология должна заниматься исследованием проблем, направленных на ликвидацию всех форм дискриминации по мотивам пола, существующей в жизни российского общества. Тендерная политика, основанная на принципах гендерологии, должна не только теоретически, но и практически обеспечить реализацию природных способностей не только мужчин, но и женщин во всех сферах социально-политической, экономической и духовной жизни общества. Только при этих условиях можно рассчитывать на эффективное, устойчивое и постоянное совершенствование образа жизни всего населения, развитие демократических институтов, формирование подлинного гражданского общества.
Первые шаги по практической реализации гендерной политики
В Российской Федерации имеются серьезные проблемы в сферах жизнедеятельности женщин, которые вызывают озабоченность как государственных органов, так и широкой общественности. Социально-экономические преобразования последнего десятилетия обусловили существенную дифференциацию российских женщин по степени свободы и возможностям, по уровню жизни. Принятые с учетом складывающейся ситуации нормативные акты, Концепция улучшения положения женщин, Национальный план действий на 2001-2005 гг. по этому вопросу направлены на защиту прав и интересов женщин, преодоление феминизации бедности снижение социального неравенства. В субъектах Российской федерации реализуются специальные программы по решению социальных проблем женщин, семьи и детей, содействия занятости женщин, обеспечения репродуктивных прав.
Формируется национальный механизм по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин, расширяется деятельность структур, занимающихся решением проблем женщин, семьи и детей в органах государственной власти на федеральном и региональном уровнях, продолжает развиваться сеть учреждений социального обслуживания.
За последнее время создан ряд организаций, целенаправленно занимающихся формированием стратегии по ликвидации гендерного дисбаланса. Это региональная общественная организация «Московский центр тендерных исследований (РОО МЦГИ) при поддержке Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров», осуществляющая работу по проекту «Аналитико-информационный ресурсный центр для сообщества экспертов по тендерному равенству»1.
МЦГИ ведет работу в трех направлениях.
1. Статистический мониторинг тендерного равенства в России.
2. Информационно-аналитическое обеспечение повышения качества тендерного образования в российских вузах.
3. Изучение международного опыта в развитии политики тендерного равенства.
В 2002 г. создана Комиссия при Председателе Совета Федерации. Её задача: обеспечение равных прав и равных возможностей мужчин и женщин в России. В основу её деятельности положен ряд международных документов, в том числе и Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, а также «Концепция законотворческой деятельности по обеспечению равенства мужчин и женщин», принятая Государственной думой в 1997 г.
Систематически проводятся различные форумы: Всероссийские конференции по выработке стратегии и тактики действий по улучшению положения женщин, работают постоянно действующий «круглый стол» по проблеме: «Законодательство: тендерная экспертиза законопроектов», семинары: «Российское законодательство: тендерные аспекты», «Методология тендерной экспертизы Российского законодательства» и др.
Растет количество женских неправительственных организаций и общественных объединений, развиваются формы их деятельности. Элементом консолидации усилий участников процесса общественного развития по устранению тендерного дисбаланса стало зарождение социального партнерства между государственными структурами и общественными неправительственными организациями.
По данным Центра поддержки социальных и гендерных программ в последнее десятилетие только неправительственными организациями было проведено свыше 100 семинаров разного уровня и масштаба.
Усилилось внимание к теоретической разработке содержательной части тендерной политики. На гендерных подходах базируются Концепции охраны репродуктивного здоровья, демографической политики. Л.Н. Завадская, Е.В. Кочкина, Е.Н. Ершова, Е.А. Баллаева, Н.И. Абубикирова, Г.И. Климантова и другие в своих работах дали глубокий анализ проблем гендерного равенства полов, уделив особое внимание проблеме гендерной экспертизы российского законодательства. Также подготовлен к изданию коллективный труд «Гендерная экспертиза российского законодательства.
Большой интерес представляет разработанная гендерная стратегия, которая включает в себя перспективы развития социального государства, укрепления демократии, обеспечение развития личности, социальной справедливости при распределении ролей между полами во всех сферах жизни общества, повышение обшей и политической культуры населения'.
Итогом деятельности указанного Центра, форумов, теоретических разработок и рекомендаций за последнее время явилась подготовка проекта закона (Федерального) «О государственных гарантиях равных прав и свобод и равных возможностях мужчин и женщин в Российской Федерации». Первое чтение в Государственной думе прошло 31 октября 2001 г. Второе чтение состоялось 26 апреля 2002 г. При этом большинство поправок депутаты отклонили.
Подготовленный проект закона содержит целый ряд статей, основанных на нормах Конституции РФ и требует «закрепления мер по реализации государственной политики, направленной на обеспечение равных прав и свобод, равных возможностей мужчин и женщин, на предотвращение дискриминации по мотивам пола в качестве необходимого условия стабильного и устойчивого развития страны».
В проекте закона предусмотрены основные направления государственной политики по обеспечению гендерного просвещения граждан, равноправия в сфере политических, экономических, духовных отношений, в политических партиях2 и др. Основами государственной политики по обеспечению социального равенства мужчин и женщин определены следующие направления:
- формирование правовой базы, обеспечение равноправия полов, совершенствование и развитие законодательства в этой сфере;
- правоведение гендерной экспертизы нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти;
- принятие и реализация специальных целевых программ, направленных на достижение социального равенства мужчин и женщин, устранение дискриминации по мотивам пола;
- включение в общегосударственные программы, направленные на реализацию конституционных прав и свобод граждан, а также в программы по развитию социальной сферы мер по обеспечению равноправия полов;
- воспитание и пропаганда культуры равноправия мужчин и женщин;
- принятие мер по защите общества от информации, пропаганды и агитации, направленных на дискриминацию граждан по мотивам пола, а также мер, исключающих выпуск печатной, аудио-, видеопродукции, которая насаждает насилие, жестокость, порнографию, наркоманию, алкоголизм и т.п.;
- выполнение общепризнанных принципов и норм международного права, а также международных обязательств Российской Федерации.
В проекте конкретизированы также и механизмы обеспечения равноправия и возможностей мужчин и женщин.
Назрела потребность внести корректировки в этот механизм, изменить его направленность в сторону большего гендерного равенства, выделить приоритеты. Для этого нужна политическая воля на самом высоком уровне, соответствующее привлечение необходимых людских и материальных ресурсов, чтобы обеспечить не только разработку, принятие, но и контроль за исполнением тендерной политики, законов, программ, и мер по расширению прав и возможностей женщин. Предусматривается не реже одного раза в два года заслушивание Государственной думой вопроса о положении дел в области равноправия мужчин и женщин. Предлагается Президенту РФ и Правительству привести все свои нормативно-правовые акты в соответствие с нормами этого закона. Важным моментом в законопроекте является требование формирования статистики и мониторинга в области обеспечения равноправия мужчин и женщин, чтобы не создавалось иллюзии о благополучии по выполнению норм международных договоров в нашей стране.
Однако совершенно очевидно, что ни международные документы, ни Конституция РФ и другие нормативно-правовые акты сами по себе никак не решают гендерные проблемы, а имеющийся национальный механизм нуждается в существенном укреплении.
2.2. Соединение теории и практики равенства полов - фундамент современной демократии
Демократия в обществе, как известно, обязательно предполагает равные права и возможности мужчин и женщин, исключая тендерную асимметрию, которая, к сожалению, весьма четко проявляется во всех сферах жизни Российского общества, особенно в сфере политики. Е.Ф. Лахова, выступая в Государственной думе при втором чтении закона «О государственных гарантиях равных прав и свобод и равных возможностях мужчин и женщин в Российской Федерации» (26 апреля 2002 г.) подчеркнула, что принципы демократии предполагают равное представительство женщин и мужчин в управлении делами государства и в структурах власти. Российское Правительство периодически представляет в Организацию Объединенных Наций доклад о выполнении в России Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин.
Конвенция, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 1979 г. и ратифицированная Президиумом Верховного Совета СССР 19 декабря 1980 г., является надежным инструментом оценки действительного положения женщин в той или иной стране в соответствии с международно признанными нормами. Она стимулирует активность государств - участников по принятию мер Для укрепления паритетной демократии.
Законодательство Российской Федерации в условиях быстро изменяющейся экономической и социальной обстановки не содержит норм, допускающих дискриминации по признаку пола. Однако юридическое провозглашение равных прав для мужчин и женщин еще не означает установление фактического равенства возможностей для их реализации.
С начала 90-х годов разработана концепция улучшения положения женщин и повышения их роли в обществе.
Депутаты Государственной думы в 1997 г. приняли концепцию законотворческой деятельности по обеспечению равных прав и равных возможностей для женщин и мужчин. Следовательно, органы власти берут на себя обязательства по ликвидации дискриминации женщин, в том числе и в сфере политики. Однако, «обязательства взяли, а реально не сделано практически ничего»1. Как уже отмечалось, в области недопущения дискриминации в отношении женщин имеются серьезные проблемы.
К наиболее значимым среди них следовало бы отнести следующие.
- Углубление дифференциации российских женщин по степени свободы и возможностям. Уровень доходов почти трети работающих женщин ниже величины прожиточного минимума. Среди официально зарегистрированных в органах службы занятости безработных - доля женщин составляет 67,5%. Наименее защищены на рынке труда женщины, имеющие малолетних детей, детей инвалидов, одинокие родители, выпускницы образовательных учреждений, жены военнослужащих, проживающие в военных городках.
- Чрезвычайно медленно идет смена стереотипов общественного сознания в вопросах равноправия женщин, эта проблема не воспринимается как актуальная.
- Средства массовой информации часто являются носителями устаревших стереотипов, насаждают потребительское отношение к женщине, навязчиво культивируют образ домохозяйки.
- Не меняется представительство женщин на уровне принятия решений, а также в верхних эшелонах политических партий. В составе Государственной думы четвертого созыва всего 43 женщины, из них в руководящем составе среди заместителей председателя одна, из 29 председателей комитетов - четыре женщины. «Гендерная структура нынешней Государственной думы свидетельствует о маргинальном положении женщин на политическом «Олимпе», - справедливо замечает С.Г. Айвазова.
В законодательных собраниях субъектов РФ женщины составляют только около 9%, в том числе возглавляют собрание в 3 из 89 регионов. Отсутствие голосов женщин в формировании наиболее фундаментальных, значимых для всего общества политических институтов сохраняет тендерное неравенство даже в таких вопросах, как здоровье женщин, проблемы безопасности и др.
- Недостаточное тендерное просвещение в системе образования: учебники, пособия проникнуты стереотипами, формирующими четкие культурно- поведенческие тендерные различия.
- Несмотря на всплеск женского движения в стране, оно остается организационно слабым, разобщенным. Информационные ресурсы Интернета и женских объединений для укрепления связей организаций используются слабо.
Для активного участия женщин во всех сферах жизни общества, в том числе и в сфере политики, необходимо использовать все стартовые возможности. Например, Федеральным законом «О политических партиях» (11 июля 2001 г.) в ст. 8 специально записана обязанность политических партий создавать мужчинам и женщинам равные возможности для представительства в руководящих органах партии, списках кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органы государственной власти и местного самоуправления. К сожалению, эта норма закона ни одной политической партией не выполняется. Следовательно, одной из важнейших причин отсутствия единства теории и практики является двойной стандарт: законы, указы, решения принимаются прогрессивные, но не все они выполняются. В других странах положение по представительству женщин тоже не всегда идеально, но немало прогрессивного. Парламентом Франции 6 июля 2000 г. был принят закон, согласно которому при всех выборах в списках политических партий число мужчин и женщин должно быть пропорционально, т.е. 50% мужчин и 50% женщин. При этом, чтобы не было ущемления, специально оговорено, что в списках они должны чередоваться. Это относится и к выборам от политических Партий по одномандатным округам. По данным ООН, в списке стран по числу женщин в органах государственной власти Россия сегодня находится после 80-го места.
Влияет на изменение положения женщин в обществе и существующее несоответствие между гарантированными правами и умением самих женщин ими пользоваться. Требуется организация широкого просвещения, а также сохранение доступных и качественных услуг в области образования для всех членов общества, без различия по полу и иным характеристикам.
2.3. Основные направления гендерной стратегии
Стратегия дальнейшего развития и совершенствования тендерной политики тесно связана с экономическими преобразованиями, переходом на рыночные отношения. Известно, что в условиях рыночной экономики объективно необходимо совершенствование системы социальной защиты уязвимых групп населения. Эти два процесса - развитие рыночной экономики и системы социальной защиты взаимообусловлены и взаимозависимы. В то же время социальная защита населения одновременно является важнейшей функцией государства, а недостаточная защищенность делает уязвимые группы еще более уязвимыми в периоды кризисов. Макроэкономические стратегии российского общества обязательно должны включать меры и гарантии экономической безопасности для всех граждан, включая тендерные аспекты как конечную цель. Следовательно, об эффективности экономической политики можно судить не по рыночным критериям, а по тому, насколько успешно ей удается продвинуть вопросы социальной справедливости и тендерного равенства. Более высокий уровень тендерного равенства соотносим с большим экономическим ростом, ибо неравные социальные отношения являются серьезным препятствием на этом пути. Поэтому необходимы инвестиции в тендерное равенство и социальную справедливость на макроэкономическом уровне, которые будут служить во благо нации в целом.
Бюджеты всех уровней всегда отражают приоритеты и ценности органов государственной власти и местного самоуправления, они распределяют ресурсы, обеспечивают доступ к основным социальным услугам, балансируют неравенство в доходах и благосостоянии, стабилизируют цены, занятость. Следовательно, социально справедливый бюджет может стать важной предпосылкой справедливости и тендерного равенства, а формирование бюджета напрямую связано с проблемой представительства женщин на всех уровнях принятия решений.
Сложившаяся в Российской Федерации организация управленческой пирамиды, ориентированная преимущественно на мужчин, в настоящее время не отражает реальный баланс общественных сил, возможность влияния женщин на дела общества, государства, семьи, не позволяет обеспечить правильную социальную ориентацию развития и демократизацию гражданского общества.
В тендерной стратегии также необходимо творчески использовать зарубежный опыт и решения международных конференций по проблемам женщин. Четыре всемирные конференции по положению женщин (1975-1995) внесли много нового и конструктивного в реализацию тендерной политики. Они поставили в центр внимания проблему тендерного равенства, выработали эффективный план действий по улучшению положения женщин во всех сферах общественной жизни.
Первая Всемирная конференция по положению женщин была созвана в Мехико в 1975 г. Этот год был объявлен Международным годом женщины и этим четко выражена тревога о нерешенности проблем дискриминации женщин во многих странах. Конференция обратила внимание на необходимость разработки эффективной стратегии, которая могла бы обеспечить:
- полное равенство и ликвидацию всех форм дискриминации по признаку пола;
- вовлечение женщин в процесс развития общества и их полноправное участие в нем;
- увеличение вклада женщин в укрепление мира во всем мире.
Был принят Всемирный план действий - документ, содержащий основные направления деятельности правительств и всего мирового сообщества на следующие десять лет по решению поставленных Генеральной Ассамблеей указанных трех ключевых задач. Была определена и программа минимум до 1980 года, предусматривающая равный доступ женщин к образованию, занятости, политической деятельности, здравоохранению, обеспечению жильем, питанием и планированию семьи.
Участники конференции призвали правительства разработать национальные стратегии по этим вопросам.
Вторая Всемирная конференция по положению женщин, созванная в Копенгагене в 1980 г., дала оценку выполнения Всемирного плана действий и отметила ряд недостатков.
Третья Всемирная конференция проходила в Найроби в 1985 г. Были подведены итоги Десятилетия женщин под девизом: равенство, развитие, мир. Было отмечено, что снижение дискриминации коснулось незначительного меньшинства женщин. Начался новый поиск путей по совершенствованию конституций и законодательств, обеспечения равного участия мужчин и женщин в социальных программах, политической жизни и принятий решений.
Было достигнуто признание, что равенство женщин и мужчин не является изолированной проблемой, а непосредственно касается всех сфер человеческой деятельности.
Четвертая конференция проходила в Пекине в 1995 г., где отмечалось, что тендерное равенство - это всеобщая проблема, от решения которой выигрывают все. Принятая «Платформа действий» рассматривает множество проблем, в том числе: женщины и бедность, женщины и здравоохранение, насилие в отношении женщин, женщины в период вооруженных конфликтов, женщины и средства массовой информации, женщины и окружающая среда и др.
Даны реальные рекомендации правительствам по эффективному включению тендерного аспекта во все государственные институты, стратегии, планирование и принятие решений.
Естественно, эти рекомендации потребуют пересмотра всей структурной основы неравенства, а также перестройку институтов и процесса принятия политических и экономических решений в обществе в целом.
Глава III. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ФЕМИНОЛОГИИ
3.1.Феминология как наука и учебная дисциплина
Феминология - от лат. "femina"-женщина и греч. "logos" - слово, учение - наука о положении и роли женщины в обществе. Она выступает в двух ипостасях - как наука и учебная дисциплина, новый компонент профессионального обучения, впервые внедренный при подготовке квалифицированных специалистов социального профиля Российским государственным социальным университетом.
Феминология как наука о жизнедеятельности женщины в обществе отражает объективные закономерности ее существования и служит основой гуманной деятельности, целью которой является проведение в жизнь принципа равенства между мужчинами и женщинами. Эта наука ставит перед собой задачу научного изучения взаимоотношения полов, анализа причин существующих противоречий между ними, помочь объективно оценить характер этих взаимоотношений в различных сферах жизни общества. Это наука, исследующая всю совокупность социально-политических, экономических и духовных закономерностей, условий преобразования общества на основе эгалитарной системы - полного равенства мужчин и женщин в возможностях изменения ущемленного статуса женщины во многих сферах.
Задача феминологии - дать целостную концепцию, в которой должно быть отражено: во-первых, социальная, экономическая, политическая и духовная роль женщины в современном обществе; во-вторых, ее реальные возможности и место в общественном развитии; в-третьих, сущность гражданских позиций женщин.
Феминологические проблемы причислены ООН к разряду глобальных, и потому настоятельно рекомендуется «развивать исследования, посвященные женской проблематике с тем, чтобы переработать существующие модели, которые оказывают свое воздействие на состояние знаний и сохраняют систему ценностей, способствующих неравноправию.
Развитие и осуществление исследований по женской проблематике в учебных заведениях и за их пределами может способствовать созданию справедливого и равноправного общества, где мужчины и женщины будут выступать в качестве равных партнеров»1 .
Введение курса феминологии в учебные планы ряда социально ориентированных специальностей обусловлено прежде всего гуманизацией системы образования, необходимостью совершенствования социального образования.
Социально-гуманитарное образование в высших учебных заведениях по своей сущности и содержанию выражается в учебных дисциплинах, изучение которых не только способствует распространению научных представлений о социальной динамике общества, специфике и общности интересов различных социальных групп, слоев населения, но и влияет на утверждение ценностей демократии, свободы, прав человека. Социальное образование воспитывает и формирует активную творческую личность, специалиста с высокими гражданскими позициями, стимулирует инициативу, творчество. Без знания основ феминологии в современных условиях не может обойтись ни один специалист социальной сферы, профессионально занимающийся проблемами человека, его потребностями, интересами.
Конституция Российской Федерации 1993 г. закрепила демократические основы Российской государственности, обеспечила общество правовыми механизмами разрешения социальных конфликтов, провозгласила, что мужчины и женщины имеют равные права и свободы, а также равные возможности для их реализации. Вместе с тем, демократические преобразования и экономические реформы не привели к ожидаемым результатам и не способствовали прогрессу в обеспечении и защите прав и свобод женщины. Наоборот, тендерная асимметрия усилилась в связи с женской безработицей, увеличением разрыва в оплате труда мужчин и женщин, разрушительными процессами в социальной сфере. Хотя конституционное закрепление равных прав мужчин и женщин, равенства всех людей перед законом должно бы стать отправной точкой начала перемен во взглядах на назначение женщин, в оценке их роли в обществе, в их статусе. Однако этого не случилось. Проблемы прав женщин в современной России тесно связаны с проблемой формирования устойчивой базы демократии, включения в демократические процессы всех без исключения членов общества. Права женщин следует рассматривать в общем контексте прав человека в соответствии с принятыми международными нормами. Они являются одним из параметров обновления нашего общества, способности перехода его от традиционного уклада к современному, либерально-демократическому. Провозглашение свободы и равенства всех людей перед законом предполагает необходимость пересмотра всей совокупности отношений - и политических, и экономических, и социальных.
Пренебрежительное отношение к правам и законным интересам женщины отрицательно сказывается на состоянии общества в целом, вызывает недоверие населения к власти, усиливает социальную напряженность.
Феминология как учебная дисциплина не противостоит накопленным знаниям и предметным полям базовых и других традиционных дисциплин. Изучение феминологии необходимо будущим специалистам, призванным активно заниматься разрешением широкого спектра социальных проблем как в общем, так и на индивидуальном, частном уровне. Полученные знания будут способствовать формированию не только профессиональных, но и нравственных качеств специалистов.
Социальная проблематика в России на рубеже второго и третьего тысячелетий в силу ряда обстоятельств выдвигается на передний план. Преодоление имеющихся в сфере социальных отношений противоречий будет определять уровень цивилизованности общества в будущем.
XXI век открывает перспективы создания и устойчивого развития социальной среды, благоприятной для реализации творческого потенциала каждого человека. Все страны мирового сообщества пришли к пониманию того, что социальное развитие и социальная справедливость являются главными условиями безопасности внутри страны и в достижении мира на земле.
Научные исследования проблем, связанных с обоснованием существующего несправедливого, неравноправного общества и поиски путей выхода на уровень цивилизованного общества, когда женщины и мужчины будут выступать как равные партнеры - это единственный путь развития гражданского гуманного общества, общества, где должны быть безусловными ценностями и нормами жизни свобода, достоинство и безопасность человека. Эти положения лежат в основе преподавания учебного курса.
В программе общероссийского общественно-политического движения женщин России сказано: « Мы убеждены в том, что без полноценного социального и политического участия женщин становление такого общества невозможно»1 . И действительно, как писал английский философ, экономист и общественный деятель Джон Стюарт Милль (1806-1873) в своем эссе «Порабощение женщины» (1869): «До тех пор пока право сильного властвовать над слабым владеет умами общества, попытки открыто бороться за равноправие слабых останутся тщетными»2.
Феминология - самостоятельная наука, имеющая свой предмет исследования. Она стремится теоретически обосновать неправомерность существования дискриминации, историческую обреченность чисто мужской деятельности во всех сферах жизни общества, показать, что прогресс общества в значительной степени зависит от положения женщины в нем, от взаимодействия не только представителей обоих полов, но и различных социальных групп, политических сил в нем1.
3.2. Объект, предмет и метод феминологии
Знание предмета науки необходимо для получения фундаментального понимания ее сущности. В понятие «предмет» вкладывается определенное содержание и одновременно специфика самого объекта, представляющего, по определению немецкого философа Г.В.Ф. Гегеля, нечто конкретное, в себе завершенное, самостоятельное. «Объект ... есть вообще единое (еще не определенное в себе) целое, объективный мир вообще, бог, абсолютный объект». Современные ученые рассматривают объект науки как целостную систему, существующую самостоятельно. Иными словами - это часть действительности, обладающая самостоятельностью и способностью развиваться.
В феминологии объектом исследования является женщина со всеми социальными связями и противоречиями.
К. Маркс писал, что чем больше зрелости достигает система, тем полнее ее внутренняя целостность. Применительно к науке о женщине это означает:
- развитие и осмысление женского движения;
- возрастание контактов между различными общественными организациями;
- развитие теории о роли женщины в жизни общества;
- критика патриархата как мужской власти;
- изучение имеющих место противоречий в этой сфере и др. - все это необходимо для обоснования внутренней целостности данной системы.
Помимо объекта любая наука должна четко представлять свой предмет. Предмет - это сущность объекта. Он выражает объективнее законы развития и функционирования определенной системы, связанной с жизнедеятельностью женской половины общества.
В.И. Ленин писал: « ...вся человеческая практика должна войти в полное определение предмета и как критерий истины, и как практический определитель связи предмета с тем, что нужно человеку»1.
Предмет немыслим без практики, познания и обобщения. Предмет не существует без науки. Определение предмета науки важно для дальнейшей теоретической разработки концепции.
На основании вышеизложенного можно прийти к выведу, что предметом феминологии является:
-изучение социально-политических и экономических закономерностей решения женского вопроса;
-определение социального статуса женщины в обществе;
-анализ тендерного подхода к проблеме власти:
-сущность дискриминации женщин и ее социально-политические последствия.
Феминология изучает существующие общественные отношения, которые складываются между полами, женскими и мужскими организациями, партиями, степень поддержки женского движения со стороны патриархатной власти, ищет пути ликвидации дискриминации женщин, изменения стереотипа мышления у представителей обоих полов, предсказывает пути решения женского вопроса на ближайшее время и перспективу, вырабатывая рекомендации о формах и средствах вовлечения женщин в активную деятельность. Значительное внимание уделяется и вопросу о более полном использовании потенциала женщин как политиков, менеджеров, воспитателей; изучению международного опыта решения женского вопроса и сущности феминизма, широко распространенного не только в развитых, но и в развивающихся странах.
Феминология раскрывает не частные проблемы, а общие, выступая как методология, способная дать импульс развитию современного женского движения для России, стран СНГ и др., то есть охватывает проблемы, касающиеся женщин всего мира. Речь идет об общих закономерностях, знание которых способствует правильному подходу к изучению и частных проблем.
Феминология изучает и такие проблемы как отношение между государством и организациями женщин, взгляды религиозных конфессий на роль женщины в обществе, исследует женщин как объект и субъект социальной работы. Курс феминологии сосредоточивает внимание на философском, экономическом, социальном исследовании женского движения с четкой ориентацией на определение условий для становления личности, дееспособной, оказывающей влияние на изменение существующего патриархатного общества. Это касается не только женщин, но и мужчин, проникшихся идеей создания общества равных возможностей для представителей обоего пола.
Изучение курса феминологии в современных условиях приобретает особо важное значение, поскольку, несмотря на значительную численность среди населения, женщины представляют собой наименее защищенные слои общества и испытывают на себе в значительной степени результаты некомпетентных решений со стороны мужчин, находящихся у власти. Несмотря на закрепление принципа равноправия мужчин и женщин в Конституции Российской Федерации, а также в других законодательных актах, тендерные диспропорции в социально-экономическом положении отдельных категорий населения продолжают сохраняться. Включение вопросов тендерного равенства в основное русло государственной деятельности содействует решению проблем гуманизации общества в целом, становлению общечеловеческих ценностей в ранг определяющих качество и эффективность проводимой социальной политики.
Феминология значительное внимание уделяет исследованию проблем женского движения, которое у нас остается практически мало изученным. При этом предполагается, что всестороннее решение практических вопросов женского движения невозможно без глубокого знания широкого спектра идей и теорий, которые имеются в современных наработках.
Итак, предметом феминологии являются закономерности становления и развития женского движения в новом качестве, основой которого является практическое применение эгалитарной теории, ликвидация дискриминации женщин и активизация их деятельности в социально-политической, духовной и экономической жизни для обеспечения подлинно гуманного, демократического общества.
Становление и развитие феминологии основывается на методе, который обеспечивает более глубокое познание объекта, разработку проблемы, обобщение. Предмет и метод взаимосвязаны и взаимообусловлены. Само понятие «метод» - греческого происхождения, что означает "methodos" - следование, прослеживание. В науке - это путь познания своего предмета исследования. Метод представляет собой систему способов, приемов, необходимых для организации познавательной и преобразующей деятельности людей и управления ею.
Метод имеет сложную структуру, элементами которой являются законы и категории, а также регулятивные принципы познавательной практически-предметной деятельности.
Становление и развитие феминологии основывается прежде всего на общефилософском диалектическом методе, что означает знание и применение законов и категорий общего порядка, а также обще социологических законов и категорий. Используются и общефилософские принципы научного познания: единство исторического и логического, восхождение от абстрактного к конкретному, диалектика общего, особенного и единичного и др.
Метод феминологии представляет собой конкретизацию общефилософского метода применительно к частным проблемам и явлениям жизни, среди множества которых есть и такие, как проблемы изучения общественных явлений во взаимосвязи с другими, например, определение социального статуса женщины в обществе, во взаимосвязи с социально-экономической политикой государства.
Метод феминологии характеризуется: во-первых, комплексным, системным подходом к изучению всех процессов, явлений, связанных с деятельностью женщин в обществе. Это значит, что исследование любого явления происходит на основе четкого представления о том, что оно является частью целого и в нем проявляются действия общих закономерностей. Во-вторых, социально-политический подход рассматривает решение проблем женского вопроса сквозь призму исторической миссии самих женщин, способных организовывать мощное движение в защиту своих прав, принципа равноправия и влиять на общественно-политическую жизнь общества. В-третьих, современная феминология опирается на опыт прошлого, внимательно его исследует, сохраняет преемственность, выявляет перспективы и тенденции своего развития.
Важнейшей задачей феминологии является научное предвидение будущего развития женского движения, прогнозирование путей и перспектив создания эгалитарного общества.
Феминология как наука должна основываться на широком междисциплинарном анализе комплекса женских проблем с позиций философии, социологии, психологии, политологии, журналистики. Только в такой постановке и дальнейшей ее разработке можно получить целостное представление о сущности женских проблем, раскрыть все позитивное и критически проанализировать спорные положения, наметив перспективы развития этой науки. Только комплексный подход поможет исследовать женский вопрос с позиций общегуманистической методологии, преодолеть эмпиризм и научно прогнозировать возможность использования женского фермента в современных политических процессах.
Феминология по структуре имеет свои особенности. Это прежде всего социальная феминология, в основе которой лежит проблема социального статуса женщины в обществе. Во-вторых, это политическая феминология, исследующая место и роль женщины в политической сфере государства, степень ее участия во всех политических процессах. В-третьих, феминология исследует место женщины в рыночных экономических отношениях. В-четвертых, раздел, посвященный социальной работе, где женщина выступает как объект и субъект этого направления социальной Деятельности. И, наконец, раздел, посвященный месту и роли женщины в семье.