Московское царство в XVI в.
Особенности развития.
Основные направления развития Московской Руси к началу XVI столетия связаны с попытками великокняжеской власти завершить «собирание» древнерусских земель, консолидировать разобщенную русскую элиту вокруг Москвы, как ведущего политического центра, сформировать соответствующий времени, жизнеспособный тип государственной власти и управления.
В отличие от стран Западной Европы, объединение разорванных монголо-татарским нашествием древнерусских земель вокруг Москвы не стало следствием эволюционного развития социально-экономических процессов. Объединительная политика московских князей носила отчетливо выраженный форсированный характер. Существенное влияние на развитие процесса объединения оказывали:
- неразвитость капиталистических отношений, проявившая себя в хозяйственной разобщенности,
- натуральный и экстенсивный характер хозяйства,
- сильная зависимость городов от великокняжеской власти,
- слабо выраженная сословная консолидация.
Все эти моменты, объективные факторы обусловили особенности интеграционных процессов в русских землях. Эти факторы усилили своеобразие политической централизации и сформировали новый, самодержавный тип государственной власти в сравнении с западными соседями.
Политику территориального объединения Руси завершил Василий III (1505-1533 гг.). Русь стала одним из крупнейших государств Европы. Потребности политической централизации диктовали необходимость введения новых форм управления. Боярская дума, обладавшая законосовещательными и судебными функциями, составляла важную часть Государева двора. Курс на централизацию страны последовательно поддерживался боярами в XVI столетии. Возросли роль и значение дьяков, представителей молодой, в основном неродовитой бюрократии, образовывавшей нарождающийся аппарат централизованного государственного управления. Это была надежная опора централизации.
Местное управление было представлено наместниками и волостелями и держалось на отжившей системе кормлений. Назначаемые великим князем управленцы в соответствии с полученными грамотами должны были получать строго установленное содержание (корм) от местного населения. Кормленщики осуществляли административные и судебные функции, но при этом злоупотребляли своим положением и драли с населения «три шкуры». Отправиться «на кормление» означало быстрое обогащение за счет того населения, в интересах которого должны были действовать наместники и волостели. И это была стержневая структура общерусского государственного аппарата. Начатая Василием III губнаяреформа была направлена на создание в местном управлении новых выборных, а не назначаемых органов. В условиях слабо разграниченных функций реформа, направленная на централизацию, завершилась только при Иване IV.
Новое осмысление получила и внешняя политика московского князя. Сам факт опасности, возникший от сдавливающих развитие русской государственности соседей, заставлял московскую власть все большее внимание уделять международной дипломатии. Молодое государство отчаянно стремилось получить выход на Балтику. На западных рубежах борьба с Литвой за утраченные древнерусские земли продолжалась, но она осложнялась нарастающей опасностью на южных и восточных границах. Усиление позиций Османской империи подталкивало крымских царевичей к воссоединению с Казанским ханством и Ногайской ордой. Все усилия Москвы были направлены на расширение возможностей для налаживания нормальных торговых и культурных связей с западноевропейскими странами и нейтрализации опасности исходящей с территорий волжских татарских ханств и из Крыма.
После смерти Василия III управление государством перешло в руки бояр. Недолгое регентство Елены Глинской (1533-1538 гг.) вновь сменилось боярским правлением. Курс на централизацию страны был осложнен борьбой за власть между боярскими группировками при малолетнем царевиче Иване (годы жизни 1530-1584 гг.). Это ослабляло сложившуюся систему единовластия.
Поиск путей общественного развития. Иван Грозный.
Толчком к дальнейшему развитию преобразовательных процессов в московском государстве послужила коронация на царство в 1547 г. шестнадцатилетнего Ивана IV. Принятие царского титула означало полную свободу действий русского царя как суверенного правителя, потомка византийских императоров, независимого от золотоордынских царевичей. Это обстоятельство создавало важную предпосылку для движения по пути централизации государства.
В составившуюся при Иване IV Ближнюю думу (или Избранную раду) вошли дворянин Алексей Адашев, князья А. Курбский, В. Воротынский, Д. Курлятев, Д. Палецкий, дьяк И. Висковатый и др. Эти лица оказывали огромное влияние на молодого царя. В их руках были сосредоточены основные рычаги управления процессом централизации. Реформы «правительства» Адашева носили структурный характер и были направлены на перестройку всех сторон жизни государства на принципах сословного представительства.
Линию развития российской государственности на сословных началах подтвердил и созванный царем Земский собор. В Земский собор в полном составе входили Боярская дума и Освященный собор. В работе Земского собора участвовали представители различных групп населения (дворян, духовенства, посадских людей), высшее столичное купечество, управленцы разного уровня. Каждый представитель на соборе приводился к присяге – целовал крест - что повышало личную ответственность, обеспечивало исполнительность, создавало условия для проведения поставленной собором задачи на местах. Возможности выборных органов местного управления активно использовались властью для налаживания отношений с обществом. В этой связи вызревала тенденция, направленная на консолидацию различных социальных сил, «земли», как тогда говорили, на сокращение пределов царской власти.
В 1551 г. Иван IV выступил перед Стоглавым собором (собранием духовенства) со знаменитыми «царскими вопросами» (вопросов было сто, что определило название Собора), которые по сути своей содержали обширную программу преобразований. Необходимо было соединить земское устроение с церковным, подкрепить начавшиеся преобразования авторитетом церкви, подтолкнуть церковь к внутреннему реформированию. Назревшим представлялся вопрос об ограничении ее земельного могущества. Царю удалось установить контроль над движением церковных земельных фондов. Сто ответов на царские вопросы, утвержденные Иваном IV, составили Стоглав, который рекомендовался в качестве основополагающего материала при разборе всех церковных дел.
Ход реформ.
Одним из первых мероприятий власти было создание центральных органов государственного управления – приказов. Появились Челобитный (прием прошений), Поместный (по делам поместной собственности), Посольский (внешняя политика), Ямской (почтовая служба) и другие приказы.
В 1550 г. был утвержден царский Судебник взамен великокняжеского Судебника 1497 г. Из 99 статей нового Судебника 37 были совершенно новыми.Новые статьи содержали положения о подготовке отмены наместничьего управления и ограничении произвола наместников со стороны выборных от черных крестьян и посадских. «А которому наместнику даны в кормление волости, а в которых волостях наперекор сего старост и целовальников не было, и ныне в тех волостях быти старостам и целовалником во всех», - говорится в статье 68.[33] Судебник 1550 г. сдерживал произвол в сфере правоотношений, обеспечивал контроль центральных властей над судопроизводством. Был сохранен Юрьев день, но увеличен размер пожилого при переходе крестьян от одного землевладельца к другому.
Проводились губная и земская реформы (1555-56 гг.). Отправление власти возлагалось на выборных представителей местного населения, на общественных началах. Дворяне выбирали из своей среды губных старост. Вместе с выборными городовыми приказчиками, введенными еще в правление Василия III, они возглавили уездную администрацию. На посадах и землях, не находившихся в частном владении, горожане и крестьяне выбирали земских старост и их помощников.
Земская судебная власть обладала даже большими полномочиями, чем наместники-кормленщики. Земские власти могли решать не только разбойные дела, но и дела о холопстве и смертной казни. Уставная земская грамота волостей Малой Пенежки, Выйской и Суры Двинского уезда так регламентировала порядок суда: «А разбойные дела им делати и судите, и обыскивая, и виноватых по обыску казнити, а исцем управа с разбойники чините безволокитно, по нашему Судебнику»[34]. Выборные земские органы успешно боролись с разбоями, которые стали серьезной проблемой в малолетство Ивана IV Васильевича.
Земские органы осуществляли раскладку податей и сбор оброка, контроль за промыслами и торговлей. «Лутчие» (лучшие) люди - купцы и промышленники, сельские богатеи и зажиточные крестьяне - становились полновластными администраторами, непосредственно возглавляя новые земские органы. Широкое развитие любых форм сословного представительства на местах укрепляло политическое положение посадской и волостной верхушки. Исконное право третьего сословия творить суд и управу, собирать налоги – реально претворялось в жизнь.
Уложение о службе 1556 г. коснулось прав земельного владения и власти на местах и регламентировало точный порядок поставки военной силы служилыми людьми, а главное - стирало различия между вотчинниками и помещиками, способствуя формированию общерусского господствующего класса. Вотчинники могли лично не служить, но с каждых 50 гектаров своих земель были обязаны выставить одного воина. Срок службы дворян начинался с 15 лет до увечья, смерти или полной физической неспособности нести службу.
Реформы отвечали интересам формирующегося сословно-представительного государства. Баланс сил в обществе поддерживался Земским собором (многосословный орган), Избранной Радой (руководитель проекта преобразований), и царем (центр консолидации). В поддержании равновесия многое зависело от прочности новых конструкций, от готовности общества реализовать новые формы общественных отношений и политического сознания. Время показало, что несущей конструкцией этой системы выступал царь. Личность Ивана Грозного стала определяющим фактором дальнейшего развития страны.
Царский выбор. Опричнина.
В русской истории вряд ли найдется еще одно событие, которое так хорошо известно каждому россиянину. Опричнина, потрясшая московское государство в 1565-1572 гг., была не раз исследована ведущими представителями отечественной исторической науки. Но до сих пор ее причины и цели не выяснены окончательно.
В начале декабря 1564 г. царь отъехал в Александровскую слободу (120 км от Москвы), создал там свой двор и поделил земли на земские и опричные. Возникло двойное управление в государстве. Боярская дума ведала земщиной с общегосударственными избами. На опричной территории управлял сам царь. Опорой царя стали дворцовые ведомства и «опричный двор». Для его испомещения (предоставления поместий) были выселены из своих владений 9 тыс. дворян. С опричным войском Иван IV ликвидировал Старицкий удел, принадлежавший двоюродному брату Андрею, который вместе с матерью был убит. Царь совершил поход на Новгород, в котором были убиты тысячи людей по подозрению в измене в пользу Польши. Иван Грозный низложил митрополита (Филиппа Колычева), заточил его в монастырь, где подручный царя Малюта Скуратов задушил главу русской православной церкви. Царь произвел широкомасштабные перемещения и физически уничтожил представителей различных социальных групп. По Синодику (поминальному списку) самого Ивана Грозного было уничтожено 22 тыс. человек. Только в Новгороде во время специальной карательной экспедиции погибло до 15 тыс. человек. Было разорено около 40% крестьянских дворов. Размеры пашенных наделов сократились с 15 до 4 десятин. «Царские выходки» дорого обошлись молодой московской государственности: маятник русской истории качнулся в пользу деспотической формы самодержавного правления. С помощью опричников царь развернул кампанию террора против своих действительных и мнимых врагов.
Причины столь резких изменений крылись не только в неокрепших во времени новых структурах управления. Современные исследователи рассматривают опричнину как реализацию Иваном Грозным религиозной идеи о православном государе. Будучи глубоко погруженным в мир средневековой мистики, царь следовал концепции, что «взаимодействие человека и Бога осуществляется через власть православного государя, который имеет право осуществлять воздаяния за порочные действия человека в настоящем веке».[35] Русское общество XVI столетия было глубоко религиозным и крепко спаянным на идее о божественном предназначении царской власти. Деспотизм власти воспринимался обществом как составная часть свыше установленного порядка. Во многом это обстоятельство и определило особый «азиатский» путь развития самодержавия грозного царя.
Таким образом, XVI в. стал временем, когда определялось своеобразие общественного устройства Московского царства. Во второй половине века выбор между двумя путями развития страны (Избранная Рада или опричнина) был обусловлен теми традициями, которые накопило общество. Основы московской политической культуры были заложены давно. Ее трансформация под воздействием опричнины – это лишь результат предопределенный рядом факторов, повлиявших на эволюцию русской государственности:
- отсутствие должного уровня политической консолидации русской аристократии,
- слабость сословных и межсословных связей,
- отсутствие среднего класса, как носителя оппозиционных настроений по отношению к центральной власти,
- слабость городов, которые развивались как административные, а не экономические центры и всецело зависели от княжеской власти.
Все эти факторы способствовали становлению в Московском государстве деспотической формы самодержавного правления.
Внешняя политика Ивана IV.
Основные направления внешней политики при Иване IV остались прежними, как и при его деде, Иване III. Реализация обширных геополитических задач велась как дипломатическими, так и военными методами. Основные устремления молодого царя были направлены на решение казанского вопроса. Когда дипломатический потенциал был исчерпан, началась подготовка к военному походу. Их было несколько (1547-1548; 1549-1550; 1551-1552) и только последний поход принес удачу. Казань была взята штурмом 2 октября 1552 г. Падение сильного соседа предопределило судьбу Астраханского ханства (1556 г.) и Ногайской орды. В 1557 г. была присоединена Башкирия. Все земли Поволжья и торговый путь по Волге оказались в составе русского государства. Победа на восточном и юго-восточном направлениях снижала уровень опасности исходящей из Крыма. В целях обороны была возведена Засечная черта на южном направлении, южнее Оки.
Присоединение Поволжья открыло новые возможности для движения колонизационных потоков в Сибирь, богатую пушниной. В продвижении на Восток были заинтересованы «охочие» люди, торговцы, купцы, промышленники. Среди них выдающуюся роль сыграли предприниматели Строгановы. Заинтересованные в расширении торговли мехом, Строгановы, по согласованию с царем, в 1581 г. за свой счет подготовили военный поход во главе с казачьим атаманом Ермаком Тимофеевичем против сибирского хана Кучума. Власть всячески поощряла предпринимательские усилия Строгановых и жаловала им обширные владения по рекам Каме и Чусовой. Сибирь была покорена и вошла в число российских земель во второй половине 80-х гг. В Западной Сибири стали строиться города (Тюмень, Тобольск, Сургут, Томск), возникла и система административного управления во главе с воеводой. Местное население было обложено сбором (ясак) в пользу государства, а переселяющееся на сибирские земли крестьянство принесло более высокую культуру землепользования.
На западных границах успешно поначалу шла и Ливонская война, начатая в 1558 г. Результатом русского натиска стал фактический разгром Ливонского ордена (1560). Однако земли Ордена перешли под власть Польши, Дании и Швеции. Попытки решить вопрос о древнерусском наследии путем военных операций привели к перенапряжению платежных сил населения. Война приняла затяжной характер. К тому же Ивану IV не удалось найти союзников среди европейских государств.
У нового государства появились сильные союзники в лице Дании и Швеции, а в 1575 г. и дееспособный польский король – Стефан Баторий, отличный полководец. Поражение России в войне закончилось подписанием в 1582 г. Ям-Запольского мира с Польшей на 10 лет с условиями отказа от Ливонии и белорусских земель, но с возвратом некоторых пограничных русских земель. Плюсское перемирие России со Швецией (1583 г.) стоило Московскому царству территориальных потерь. Города Ям, Копорье и Ивангород и прилегающая к ним территория южного побережья Финского залива отошли от русского государства. За Россией остался участок балтийского берега с устьем Невы. Это было тяжелое поражение, как армии, так и дипломатической службы Ивана IV. Причины неудач крылись в экономической отсталости России, в разорении страны опричниной, в резкой смене политического направления централизации государства.
Речь Посполитая.
В 1569 г. на сейме в Люблине образовалось польско-литовское государство – Речь Посполитая (дословно - республика). Объединение предусматривало установление единообразного государственного устройства, общего сейма и общей денежной системы. Это усилило позиции нового государства, хотя трансформация литовской государственности проходила длительное время, что выразилось в сохранении особого законодательства, судной системы, собственной казны и войска. Официальным языком Литвы оставался русский (белорусский). Поскольку в состав Литвы входили древнерусские земли с православным населением, то это осложняло отношения нового государства с Москвой. Кроме того, Польша становится проводником католического влияния, последовательно реализуя контрреформационные идеи во внешней политике с русским государством.
Со смертью последнего Ягеллона[36] (1572 г.) наступила эпоха выборных королей. Польша стала своеобразной формой сословной монархии - шляхетской республикой, в которой монарх избирался сеймом и подписывал обязательства перед шляхетством (дворянством). Речь Посполитая достигла своего могущества после победы в Ливонской войне и сохраняла его вплоть до второй половины XVII в. Отношения между королевской властью и шляхтой осложнялись привилегиями последней. Во время сейма любой участник мог наложить вето (запрет) на принятие того или иного решения. «Не дозволям» («не согласен») польских шляхтичей попортили немало крови польским королям. Ослабление центральной власти, отсутствие постоянных налогов, усиление роли местных сеймиков и дворянских корпораций привели к кризису политических институтов и усилению магнатской олигархии. К концу XVII в. Польша утрачивает свои позиции на международной арене и под давлением сильных соседей (Швеции, Османской империи) ищет союза с Московской Русью. В мае 1686 г. был заключен «Вечный мир» с Польшей, по которому она признала за Москвой земли Левобережной Украины и Смоленск.
Последний Рюрикович.
Реформирование государства продолжилось и при новом царе – Федоре Ивановиче (1584-1598). Регентский совет, назначенный еще Иваном Грозным в помощь малоспособному к государственной деятельности сыну, продолжил прежнюю политическую линию на укрепление самодержавной власти. Разногласия в совете, вызванные борьбой за власть, вспыхивали постоянно, пока в нем не утвердился лидер – Борис Годунов, царский шурин, то есть брат царицы Ирины, жены Фёдора Ивановича.
Хозяйственный кризис, проявления которого имели место уже в 50-е годы XVI в., разрастался. Экономическое положение в стране осложнялось войнами, опричниной, народными волнениями, недородом и эпидемией чумы. Все эти неблагоприятные обстоятельства привели к сокращению посевных площадей, массовому голоду и исходу больших масс населения в южные окраинные районы. Крестьянское население центра государства стало быстро редеть. Тяглецы (те, кто платил налоги, нес тягло) переселялись от невыносимых податей подальше от центра на новые земли, за Оку и Волгу. В 80-х гг. XVI в., под воздействием резко усилившегося феодального гнета, произошли волнения на посадах в Москве, Ливнах и других городах.
В сложившейся ситуации Б. Годунов приступил к социальным реформам, направленным на укрепление позиций дворянства. Еще во времена Ивана Грозного стали практиковаться заповедные годы, т.е. годы, когда крестьянам запрещалось переходить от владельца к владельцу. В Деревской пятине Новгородской земли заповедными были 1581/1582 - 1586/1587 гг. В течение этих лет продолжался сыск крестьян, ушедших от своих господ. Большую роль играли писцовые книги, по которым можно было установить владельческую принадлежность крестьян. Такая политика все жестче разделяла общество на неподатную, привилегированную часть, которую представляло дворянство и духовенство, и податную, представленную низшими сословиями. С тех пор и стал складываться крепостнический режим. Временная мера должна была способствовать стабилизации экономики, но она прижилась. Особенно охотно ее использовали помещики, оценив все выгоды жесткого прикрепления крестьян к земле.
Обстановка острого социального кризиса требовала возрождения сильной церковной организации. Годунов выступил главным инициатором церковной реформы. Суть ее состояла в учреждении патриаршества в России (1589 г.). Идеология обновленной церкви отвечала интересам светской власти, ведь право окончательного утверждения русского патриарха полностью принадлежало царю. Влияние русской православной церкви усилилось, что было важно как в решении вопросов геополитического характера - сохранения влияния на западных землях, отошедших к Литве и Польше, - так и во внутренней политике - для привлечения духовенства и усиления личных позиций борющихся за власть сторон.