ИЕРУСАЛИМ – СТОЛИЦА ЦАРСТВА ДАВИДА
I Цар. 5; I Парал. II
Филистимляне узнав, что их вассал стал царем всего Израиля, решили поймать его и наказать, как мятежника. Мощная филистимлянская армия вошла в долину Рефаим, к западу от Иерусалима, отрезав, таким образом юг от севера. Давид оказался в очень тяжелом положении. Его войско, хотя и пополненное воинами северных племен, не могло противостоять боевым колесницам филистимлян. Поэтому он решил не повторять ошибку Саула.
С помощью Божией Давид не только приостановил дальнейшее продвижение врага в глубь страны, но и обратил его войско в бегство, преследуя филистимлян до самого города Геф. С той поры филистимлянам никогда больше не удавалось вернуть себе былое могущество, а со временем им пришлось даже признать гегемонию Израиля.
Объединенное царство Давида не имело своей столицы. Хеврон был расположен слишком далеко к югу и не мог отвечать всем требованиям столичного города. Считаясь с этими обстоятельствами, Давид обратил свое внимание на Иерусалим. Город этот, расположенный на горе Сион, в течение четырехсот лет принадлежал иевусеям и представлял неприступную крепость. Холм с крепостью в южной части города он сделал столицей Израиля и назвал «городом Давида». Он тут же развернул большое строительство по укреплению города и решил построить себе дворец. С этой целью Давид вступил в торговые сношения с царем тирским Хирамом, который прислал ему ливанского кедрового дерева для строительства, а также зодчих и ремесленников. С их помощью было построено здание, не уступавшее дворцам самых могущественных царей соседних государств. Следуя примеру языческих царей, Давид при дворце создал себе больший гарем, поскольку гаремы были в то время мерилом царского величия. От жен и наложниц у Давида родилось много сыновей и дочерей, которые наполнили смехом и ссорами все уголки дворца.
Но, заботясь об укреплении и украшении своей столицы, Давид не забывал, что главное призвание Израиля заключалось в том, чтобы нести свет истинной религии среди языческого мира. В укреплении религиозной жизни народа Давид видел могущество Израиля. Поэтому он обратил особое внимание на рост и процветание религиозной жизни своего государства, которая при Сауле пришла в большой упадок. Свою столицу Иерусалим Давид решил сделать религиозным центром Израиля. С этой целью он решил перенести в Иерусалим главную святыню народа – Ковчег Завета, который со времен Самуила находился в маленьком городке Кариаф-Иарим. За Ковчегом Давид отправился вместе со своими придворными и тридцатитысячной армией. Ковчег на колеснице, запряженной волами, сопровождали священники и многотысячная толпа народа, выражавшая свою радость пением, плясками и игрой на различных музыкальных инструментах. Но по дороге случилось непредвиденное: один израильтянин, по имени Оза, прикоснулся к Ковчегу и тут же мертвым упал на землю. Это так потрясло Давида, что он велел немедленно остановить шествие и оставить Ковчег на хранение израильтянину по имени Аведдар. Только три месяца спустя он решил в еще более торжественной обстановке нести Ковчег в столицу. При большом стечении народа священники благоговейно подняли на плечи сверкающий золотом Ковчег Завета и торжественно направились в Иерусалим, где уже была сооружена новая Скиния. Шествие сопровождалось пением, игрой на музыкальных инструментах и ликованием многотысячной толпы народа. Впереди шел ликующий царь Давид. Он был одет в белоснежную длинную одежду священника. На голове у него сверкала царская диадема, а в руке он держал свою арфу и играл на ней. Через каждые шесть шагов он приносил жертву Богу. Охваченный чувством религиозного восторга «Давид скакал из всей силы перед Господом», изливая свой восторг в дивных псалмах. Ковчег торжественно был установлен в новой скинии на Сионе. Когда Ковчег был внесен в Святое Святых, в новом храме были принесены обильные жертвы.
Отпустив народ, ликующий царь возвратился во дворец, чтобы поделиться своей радостью и со своими близкими. Но там он был встречен насмешками и укорами высокомерной жены Мелхолы. С ядовитой иронией она сказала Давиду: «Как отличился сегодня царь Израилев, обнажившись сегодня перед глазами рабынь и рабов своих, как обнажается какой-нибудь пустой человек». Обиженный несправедливым укором Мелхолы, Давид ответил ей: «Пред Господом играть-плясать буду; и я еще больше унижусь... И благословен Господь, Который предпочел меня отцу твоему». После этого Давид разлюбил Мелхолу навсегда, и ей не пришлось родить Давиду сына.
Несмотря на счастливую жизнь Давида постоянно тревожила мысль, что он живет в роскошном дворце из кедрового дерева, а Ковчег Божий находится в шатре. Ему хотелось построить храм Иегове, который своим великолепием превзошел бы царский дворец. Свою мысль он высказал пророку Нафану. Пророк горячо одобрил эту идею, но в ту же ночь получил откровение от Бога, Который запретил Давиду строить храм, так как он всю жизнь воевал и пролил много крови. Давид смиренно покорился воле Божией и отказался от намерения украсить свою столицу великолепным храмом. Такой храм построил впоследствии его наследник Соломон.