Умовы і асаблівасці фармірання бел.нацыі. Этнічная тэрыторыя. Нацыянальны і складаны рух. Агульнасць гаспадарчага жыцця. Нацыянальная самасвядомасць.
Нация – это социальная общность, для которой характерны общая территория проживания, общая литературный язык, наличие прочных экономических и культурных связей, развитое национальное самосознание. Формированию наций, как правило, предшествовали следующие факторы: распространение грамотности среди значительной части населения. Формирование наций в Европе в рассматриваемый период происходило двумя основными путями:1) конструирование наций в рамках отдельных централизованных государств благодаря государственной политике. Национальная сознание при этом атаясам лівалася с гражданской принадлежностью: например, француз – т. е. гражданин Франции, независимо от социального и этнического происхождения. Таким путем происходило складывание большинства наций в Западной Европе: английском, французском, шведском и др.; 2) складывание наций на базе исторически возникших в даіндустрыяльную эпоху этнических общностей (народностей). Формирование таких наций происходило за пределами государственных образований; национальная самасвядо-- высокий уровень социальной коммуникации и мобильности, сформирован экономическими и техническими факторами в условиях промышленной революции;- создание суверенных централизованных государств;-масть ассоциировалась не с гражданской, а с этнической принадлежностью: например, чех – т. е. тот, кто разговаривает на одном из чешских языковых диалектов, придерживается чешских этнокультурных традиций. Главным катализатором складывания наций являлись национальные движения. Таким путем шло формирование большинства наций в Центральной и Восточной Европе: чешской, польской, украинской и др. Однако становление нации на территории Беларуси затягивалось наличием ряда условий: 1) Процессы капиталистической модернизации в данный период тольконачинались. Беларусь являлась аграрным краем; сельское хозяйство имело преимущественно натуральный характер; экономические и культурные связи между регионами были слабые; большая часть населения являлась неграмотной; сохранялось сословное деление общества – в таких условиях не существовало объективных факторов для широкого распространения национального самосознания;преобладала дамінаваўшая в прежние времена региональная, конфессиональная, сословная самосознание.2) Отсутствие самостоятельной государственности: земли Беларуси были ўклю-чаны в состав Российской империи, власти которой проводили русификаторскую политику в различных сферах общественной жизни.3) Конфессиональный разделение общества на православных и католиков. Додзе-ная обстоятельство использовалось российскими властями и польскими элитами, которыепытались навязать соответственно всем православным российскую, а католикампольское национальное самосознание. 4) Преимущество іншаэтнічнага населения в городах вусловиях границы еврейской оседлости и запрета евреям селиться в сельской мяс-цовасці. Обедневшие крестьяне из белорусских деревень уходили на работу в промышленности и строительстве в крупнейшие города Российской империи. 5) Включение экономической, политической и интеллектуальной элиты общества (дворянство, купечество, духовенство, интеллигенция) в процессы форми-вання российской и польской наций, которые исторически начались раньше; отсутствие на территории Беларуси высших учебных заведений, которые бы могли стать центрами формирования новой интеллектуальной элиты. В развитии образования и науки на землях Беларуси можно выделить не-кальки этапов:Первый этап – с конца XVIII в. к концу 1820-х гг. – определялся заха-судов преемственности с предыдущей эпохой. Учебные заведения в этот период делились на советские и религиозные. На территории бывшего ВКЛ была образована Виленская учебное округ. Было определено несколько уровней образовательной системы: аднакласныя начальные школы, чатырохкласныя уездные училища, сямікласныя гимназии в губернских городах (среднее образование), Вильнюсский университет (высшее образование). Несмотря на то что официальным языком в этот период стала русская, обучение, особенно в гимназиях и в университете, осуществлялась преимущественно на польском языке. К 1820 г. на северных и восточных землях Беларуси продолжала функционировать сеть иезуитских коллегиумов, их центром стала созданная в 1812 г. Полоцкая иезуитская академия. Центрами развития науки в этот период являлись высшие учебные заведения – Виленский университет (1803 – 1832 гг.) и Полоцкая иезуитская академия (1812 – 1820 гг.). Вильнюсский университет возник в 1803 г. на базе Главной Виленской школы (бывшей Главной школы ВКЛ). В нем были открыты 4 факультета: физико-математический, медицинский, нравственно-политический (преподавалась преимущественно теология), литературный. Количество студентов возросло с 290 в 1804 г. до 1130 г. в 1830 г.При университете действовали ботанический сад, обсерватория, анатомический музей, клиника, физическая и химическая лаборатории, большая библиотека. Полоцкая иезуитская академия возникла в 1812 г. на базе прежнего коллегиума. Здесь действовали 3 факультета: языковой, философии и свободных наук, теологический.В академии обучалось около 700 студентов. Проводились научные исследования в сфере физики, химии, биологии, общественных наук. Через журнал “Полоцкий ежемесячный журнал” велась полемика с идеями Просвещения. Второй этап охватывает период с конца 1820-х до начала 1860-х гг. На базе бывшего Виленского университета были созданы Виленская медико-хирургическая академия и Виленская духовная римско-католическая академия. Однако в 1842 г. первая из них была переведена в Киев и присоединена к Киевского университета, а вторая переведена в Петербург. Таким образом, на территорииБеларуси была ликвидирована система классической высшего образования. Несмотря на сложную ситуацию, образовательная система в Беларуси развивалась. В 1860-е гг. действовало 576 учебных заведений, среди них 453 начальные школы. Во всех школах обучалось около 17 тыс. человек. Центрами научных исследований в данный период являлись Виленская медико-хирургическая академия (до 1842 г.) и Горы-Горецкий земледельческий институт. Третий этап охватывает последнюю треть XIX в. Единственное высшее учебное заведение на территории Беларуси, которая существовала до сих пор, – Горы-Горецкий земледельческий институт – была закрыта в 1864 г. Также было закрыто несколько средних учебных заведений: Новогрудская гимназия, Свислочская и Молодечненская прогимназии. Из учебныхучреждений Беларуси и Литвы было исключено около 2 тыс. человек. В условиях развития начального образования была создана система подготовки учительских кадров для начальных школ в учительских семинариях. Первая такая семинария была открыта в Молодечно. Усилиями деятелей белорусского национального движения происходило становление белорусской литературы. В 1908 – 1914 гг. было выдано 77 книг на белорусском языке. Большой вклад в развитие белорусской художественной литературы сделали связанные преимущественно с “Нашей нивой” поэты и писатели: Янка Купала, Якуб Колас, Цетка (Алаиза Пашкевич), Карусь Каганец, Алесь Гарун,Максим Богданович, Тишка Гартный, Максим Горецкий и др. В первой половине В первой половине XIX в. продолжали действовать частные магнатскиетеатре. Ставились оперы в Слуцком и Несвижском театрах Радзивиллов, Дзярэчынскім и Ружанском театрах Сапегов и др. В 1845 – 1847 гг. в губернских городах создавались постоянные профессиональные театры, которые находились под контролем театральной дирекции. Репертуар театров был на двух языках – польском и русском. На сцене ставились пьесы польских, русских и западноевропейскихавторов. Вместе с профессиональным развивался любительский театр, который был очень популярен среди знати, чиновников и офицеров.
Адукацыя, навука і культура. Беларусі у другой палове 19-пачатку 20 ст. Пачатковыя школы і сярэдняя адукацыя. Навуковае вывучэнне этнаграфіі і мовы бел.народа. Бел.літ-ра. Тэатр.Жывапіс.