Составление учебных графических материалов
Для выполнения задания необходимо проанализировать содержание выбранной темы, установить его основные смысловые единицы, их взаимосвязь, выявить связи с содержанием других смежных тем курса (см. программу курса ). С помощью лекционных материалов, конспектов, подготовленных к практическим и семинарским занятиям, формируется необходимая информационная база для выполнения задания. Далее составляется перечень графических объектов, с помощью которого можно раскрыть содержание темы. Следует учесть, что графические объекты формируются не только за счет знаково-символического «свертывания» информации, но и применения различных методов анализа – структурно-функционального, сравнительного, типологического, причинно-следственного. Поэтому разработанные учебные схемы, диаграммы и таблицы могут характеризовать свойства изучаемых явлений и процессов, их состав, структуру, типологические связи, динамику развития и т.д. Возможны как простейшие «блок-схемы», создаваемые по принципу «что является результатом чего», «что из чего состоит» и т.п., так и более сложные структурно-логические схемы, показывающие взаимосвязь между многими объектами разного уровня и класса.
Графической основой схем служат геометрические фигуры: прямоугольники, треугольники, круги, а также их соединения (линии, стрелки). Рекомендуется использовать графические средства Microsoft Office Word. Наиболее целесообразен такой алгоритм: выбор подходящей фигуры в меню «Рисование» / «Автофигуры»; создание этой фигуры в рамке «Создайте рисунок» и ее вырезание в буфер обмена с последующим удалением рамки «Создайте рисунок»; вставка фигуры из буфера обмена в файл Microsoft Word; форматирование фигуры и расположение ее на листе; вставка необходимого текста внутрь фигуры с помощью функции «Добавить текст». Для того, чтобы не производить каждый раз всю цепочку этих операций, перед началом работы с комплектом схем целесообразно создать «рабочее поле» – набор типовых фигур и соединительных стрелок на отдельной странице Microsoft Word с простым копированием их через буфер обмена при последующих действиях.
Количество схем, создаваемых при выполнении задания, может колебаться в диапазоне от 6 до 12. Чем более просты композиция и содержание схем, тем большим должно быть их количество (и наоборот). Перед каждой отдельной схемой должно располагаться ее название. Желательно размещать на каждой странице не более 2 схем (работа представляется в распечатанном виде на стандартных листах формата А4).
Рейтинговая оценка ( максимально 10 балов) учитывает: 1) полноту раскрытия темы (высшие баллы выставляются только в том случае, если помимо основного содержания темы выявлены ее смысловые связи с другими темами курса); 2) сложность и разнообразие графических решений; 3) корректность научного содержания подготовленных схем; 4) комплексный характер разработанных графических материалов, логичность и последовательность в их расположении. Использование готовых графических объектов, размещенных в Интернете, приравнивается к неудовлетворительной оценке с сочетании с рейтинговым штрафов 120 баллов.
Составление комплекта тестовых заданий. по теме " Государство в политической системе общества: понятие, структура, субъекты, их виды " (Рейтинговая оценка от 5 до 10 баллов)
Задание заключается в разработке комплекта тестов по содержанию раздела "Государства". Рейтинговая оценка выставляется исходя из трех требований: 1) в содержательной основе тестов должны быть сбалансировано представлены вся тема раздела; 2) подготовленные тестовые задания должны быть построены по уровневому принципу и включать все десять типов тестов, которые указаны в примерах (общее количество разработанных тестов должно составить не менее 15-20); 3) во всех тестовых заданиях (как «закрытых», так и «открытых» должны быть приведены правильные и полные ответы).
Типология тестовых заданий:
Уровень А |
1. Выбор утвердительного или отрицательного ответа на поставленный вопрос:
Пример. Является ли конституционное право ведущей отраслью в правовой системе РФ?
А) Да.
Б) Нет.
2. Выбор одного правильного ответа из нескольких предложенных вариантов.
Пример. Для какой модели права характерно доминирующие положение в системе источников нормативного правового акта »?
А) Романо-германской
Б) Англо-американской
В) традиционной
Г) религиозной
3. Выбор наилучшего варианта ответа из нескольких предложенных вариантов.
Пример. Выберите наиболее точный ответ: Реализация принципа разделения властей обеспечивается:
А) Разделением законодательной и исполнительной и судебной власти
Б) Независимостью судебной власти
В) Наличием двух палат в парламенте.
Г) независимыми СМИ
Уровень В |
4. Выбор неопределенного количества правильных ответов из нескольких предложенных вариантов.
Пример. . Укажите признаки государства (основные):
-: единая, особым образом организованная территориями;
-:наличие аппарата публичной власти (управления и принуждения);
-:суверенитет;
-:налоги, сборы;
-:гимн, герб, флаг, столица;
-:государственный язык, праздники
5. Структурированное задание, направленное на идентификацию или соотнесение информации.
Пример. Установите тождества в современных учениях о сущности права:
Научные направления | Представители научного направления |
Юридический позитивизм; Либертарная теория; Этическая теория; Эквивалентная теория; Системный подход. | Мальцев Г.; Мамут Л.; Нерсесянц В.; Байтин М.; : Лившиц Р.; |
6. Задание дополнить или закончить определенную фразу (определение, суждение и т.п.)
Пример. Закончите фразу:
Нормативно-правовой акт, принятый высшим органом законодательной власти в особом порядке либо всенародным голосованием, для регулирования ключевых вопросов жизни общества и обладающий вышей юридической силой -
7. Задание найти в определенной фразе (определении, суждении и т.п.) ошибки и предложить исправленный вариант.
Пример. Найдите ошибки в приведенном определении и сформулируйте исправленный вариант:
Опубликованный закон обретает юридическую силу в случае, если дата вступления в силу не определена, через 7 дней.
8. Задание сформулировать определенный тезис или определение, указать признаки того или иного явления, процесса и т.п.
Пример. Укажите признаки социального государства, используя содержание Ст. 7 Конституции РФ (задание выполняется в форме перечня).
Уровень С |
9. Ответить на предложенное задание с последующим комментарием (обоснованием) своего выбора.
Пример. Какое из приведенных определений правосознания можно признать наиболее универсальным, отражающим его сущность ? Прокомментируйте свой выбор.
- предметом его отражения выступает право правовое регулирование в целом, а также общественные отношения, урегулированные правом, или требующие правового регулирования;
- включает представления (образы) о праве и его явлениях, например, о содержании тех или иных норма права, организации правотворческого и правоприменительного процессов;
- предполагает осознание людьми необходимости и ценности права, включает представления (образы) о нем и его явлениях, например, о содержании тех или иных норм права, организации правотворческого и правоприменительного процессов и правоприменительного процессов, правомерных поступках и правонарушениях;
- отношение субъектов к юридическим нормам, практике их применения, законности, правосудия;
- фиксируется и выражается посредством специальных юридических понятий (категорий): закон, норма права, правонарушение и т.д., отличающихся четкостью и определенностью суждений.
10. Задание, предполагающее развернутый письменный ответ.
Пример. Сравните понятия "государство" и " правовое государство" Какие атрибутивные признаки являются общими, а какие проявляются только в у конкретного типа.
Глоссарий– словарь юридических терминов с толкованием, комментариями и примерами. Определение должно сопровождаться указанием источника. Рейтинговая оценка учитывает полноту раскрытия темы; корректность научного содержания терминов и примеров; количество терминов (не менее 20); разнообразие используемых источников.
Аннотация – это краткая обобщенная характеристика печатной работы (книги, статьи). В аннотации указывается тип и название аннотируемого текста, определяются задачи, поставленные его автором, перечисляются основные содержательные линии, дается краткая характеристика содержательных особенностей текста, обосновывается новизна и т.п. Для выполнения задания необходимо самостоятельно подобрать не менее 5 печатных работ (книг, статей, авторефератов диссертаций), где анализируется отдельная проблема по любой из тем программы. Материалы для аннотирования можно подбирать в электронной библиотеке, в Интернете и полиграфических изданиях. Аннотация каждой из работ начинается с ее полного библиографического описания, выполненного в соответствии с требованиями действующего ГОСТа. Далее располагается сама аннотация. Объем текста: 20–25 строк для аннотации статьи, 40–50 строк для монографии. Завершается аннотационный список обобщающим выводом, в рамках которого аннотируемые материалы распределяются на группы, показывается их общность и специфика. Рейтинговая оценка учитывает правильность выбора объектов аннотирования и составления текста аннотаций в соответствии с условиями задания.
Реферативный обзор.Реферативный обзор – это краткое изложение основного содержания нескольких (не менее 5) текстовых материалов по определенной теме. В отличие от обычного реферата реферативный обзор ориентирован на изучение авторских подходов, трактовок, интерпретаций заявленной темы, а не краткое описание определенного вопроса. Объем текста должен составлять не менее 3 страниц А4 12 шрифтом с одинарным интервалом. Рейтинговая оценка учитывает комплексность реферативного анализа, способность выделять не только основное содержание реферируемых текстов, но и их научную специфику, своеобразие авторских подходов.
Приложение. Правила библиографического описания.
Оформление описания осуществляется по ГОСТу Р 7.0.5 – 2008 «Библиографическая ссылка»:
Ссылки на текстовые источники