Вопрос 21. Сословные реформы Петра 1 (дворянство, духовенство, крестьянство, горожане).

Крестьяне.

Несмотря на сопротивление дворянства и бюрократии, крестьянство как экономический фактор играло все более важную роль. Наряду с этим крепостной труд превалировал над свободным.

Этому способствовало то, что сильный сектор государственной промышленности основывайся на труде крепостных. Крестьянские повинности (барщинные дни) не регламентировались законом, что усиливало произвол. Эксплуатация непашенных крестьян (ремесленников, отходников) была не выгодна помещикам, поэтому они препятствовали неземледельческой хозяйственной деятельности крестьян. Сильно ограничивалась миграция крестьян: плодородные южные земли осваивали помещикии беглые крестьяне; единоличное хозяйство там не развивалось (этомупрепятствовало правовое: уравнивание однодворцев с государственными крестьянами).

Обязанность уплачивать подушную подать и оброчный сбор помимо владельческих (крепостных) с 1719 г. была распространена и на черносошных крестьян, однодворцев, украинцев, татар и ясачных людей, а с 1724 г. — на всех попавших в переписные книги. Вся эта масса крестьян относилась к государственным.

К этому времени уже сложился всероссийский рынок, центром торговых связей которого осталась Москва. Торговали купцы, помещики и крестьяне. Характерно отношение законодателя к торгующим крестьянам — наряду с установлением разрешений и льгот для них закон былпостоянно склонен ограничивать эту деятельность. В 1711 г. установлены льготы крестьянам, торгующим в городах, но уже в 1722 г. деревенским торговцам запрещалось торговать в городах. В 1731 г. крестьянам запретили торговать в портах, выпускать промышленные товары и брать подряды. В 1723 г. были установлены ограничения для записи крестьян в посад. С 1726 г. началась выдача паспортов крестьянам-отходникам.

Крестьянам не разрешалось записываться добровольцами в армию (1727) и приносить присягу (1741). В 1745 г. был издан Указ, разрешавший крестьянам торговать в селах, а в 1748 г. они получили право записываться в купечество.

Черносошные крестьяне, жившие общиной, сохраняли право собственности на пашни, покосы и угодья, которые они обрабатывали; могли их продать, заложить, отдать в приданое. Они уплачивали государству денежный оброк и выполняли натуральные повинности. Крестьяне нерусского населения Поволжья и Приуралья, кроме того,уплачивали ясак (натуральную дань) государству. Особую группу государственных крестьян составляли однодворцы (не попавшие в состав дворянства-шляхетства, выходцы из московских служилых людей). Они платили подушную и оброчную подати; с 1713 г. служили в ландмилиции, выполнявшей полицейские функции вплоть до 1783 г.

Государственные крестьянеимели право переходить в иные сословия, менять место жительства, участвовать в государственных совещаниях, нередко освобождались от налогов. Вместе с тем их земли оставались объектом посягательств со стороны помещиков. Раздача частным владельцам казенных земель была приостановлена в 1778 г. (в процессе межевых реорганизаций) и в 1796 г., когда было запрещено продавать казенные земли.

Частновладельческие крестьянев XVIII в. составляли большинство крестьянского населения. Дворцовые крестьяне, проживающие на дворцовых землях, находились в управлении дворцовой канцелярии (с 1775 г. — казенных палат). Из среды дворцовых крестьян к началу XVIII в. выделялись крестьяне государевы, в 1797 г. переданные в ведение Департамента уделов.

Наиболее многочисленной была группа помещичьих крестьян.К источникам закрепощения относилось рождение, запись по ревизии, закрепление незаконнорожденных подкидышей воспитателями, военнопленных нехристианского происхождения (до 1770 г.) и участников антиправительственных восстаний. Крепостное состояние могло возникнуть по договорам купли-продажи, мены, дарения (до 1783 г.). Прекращение крепостного состояния связывалось с отбыванием рекрутской повинности (освобождались также жена и дети рекрута), ссылкой крепостного в Сибирь, отпуском по отпускной грамоте или духовному завещанию, выкупом, отобранием имения помещика в казну, возвращением крепостного из плена, бегством в отдаленные окраины и записью в государственные волости, фабрики и заводы (с 1759 г.). Крестьянин, донесший на своего помещика, утаившего при переписи крепостные души,

получал право подыскать себе нового господина либо идти в солдаты.

Положение крепостных. Указом 1769 г. подчеркивалось, что земли, на которых проживали владельческие крестьяне, принадлежат не им, а их владельцам. Феодальные отработки крестьян выражались в барщине (начиная с XIX в. она была ограничена тремя днями в неделю), ≪месячине≫ (когда крестьянин всю неделю работал на господина, получая за это месячный провиант) и оброке в денежной форме.

Большое число крепостных крестьян — это дворовые люди помещика, находившиеся на содержании у общины. Часть владельческих крестьян отпускалась на оброк или отдавалась внаем (на срок до пяти лет).

Еще с конца XVII в. помещикам было предоставлено право продавать крестьян без земли, закладывать их, дарить, завещать, менять на имущество, расплачиваться ими за долги. Указы 1717 и 1720 гг., разрешившие выставлять в рекруты наемных людей, еще более активизировали торговлю людьми. Помещики могли перемещать крепостных из одного состояния в другое (из дворовых в пашенные), из одного селения в другое — для этого начиная с 1775 г. требовались подача заявления в верхний земский суд и уплата подати за год. Помещики разрешали браки крепостных (Указ 1724 г. о запрете принуждать к браку фактически не применялся), вышедшие замуж без разрешения помещика считались беглыми. На покупку женихов из других вотчин отпускались определенные суммы.

Покупку недвижимости крепостной мог осуществлять только на имя помещика. Имевший лавку или завод уплачивал помещику поземельный сбор. Крестьянское имущество наследовалось только по мужской линии и по согласованию с помещиком. Крестьяне могли приобретать населенные земли на имя помещ,ика (с 60-х гг. XVIII в.). Запись крепостных в гильдии (с 1748 г.) осуществлялась по отпускной грамоте, выдаваемия в господином. С 1785 г. крестьянская торговля была ограничена продуктами собственного производства. С 1774 г. отлучка крестьянина с места проживания разрешалась только при наличии паспорта, выданного губернатором.

Сенатский Указ 1758 г. предоставлял помещикам право штрафовать крестьян, подвергать их телесным наказаниям (палки и розги), тюремному заключению в вотчинных тюрьмах. С 1760 г. помещики получили право при посредстве местных властей отправлять крестьян в Сибирь, с 1765 г. — на каторжные работы на любой срок. Крестьян могли отдавать в смирительные дома и рекруты.

Возвращение беглых крестьян (по указам 1661 и 1662 гг.) сопровождалось штрафной санкцией для принявших их помещиков — у него забирали нескольких крестьян. Для самих крестьян побег наказывался кнутом или каторжными работами. Злостные укрывателибеглых (помещики и приказчики) карались конфискацией имущества.

≪Экономические≫ крестьяне . За возможность управлять монастырскими крестьянами, число которых в конце XVII в. было значительным, развернулась борьба между Синодом и Коллегией экономии, завершившаяся лишь в 1764 г. Все церковные и монастырские крестьяне

были переданы в ведение Коллегии экономии и стали называться ≪экономическими≫ крестьянами.

В отличие от частновладельческих они не могли подвергаться произвольному переселению, но, как и первые, отдавались в рекруты и наказывались плетьми. Из их среды выделились архиерейские и монастырские служители, отбывавшие вместо рекрутской и оброчной повинностей пожизненную барщину. В 1786 г. эта категория крестьян уравнена с государственными.

Приписные (посессионные) крестьяне .В 1721 г. был издан Указ, разрешавший купцам и заводчикам приобретать населенные деревни, чтобы обеспечивать рабочими руками создаваемые предприятия. В 1752 г. Указ определил число крестьян, которых можно было приобретать для работы на заводах, но уже в 1762 г. такая покупка запрещена: на фабриках могли работать только вольнонаемные люди по паспортам.

Затем (в 1798 г.) последовало новое разрешение на приобретение крепостных для производства (в Указе 1797 г. эти крестьяне назывались посессионными), действовавшее до 1816 г. С 1722 г. разрешалась также приписка к фабрикам и заводам работающих на них беглых и пришлых людей; в 1736 г. к предприятиям навечно приписывались работавшие на них мастера, их владельцам уплачивалась компенсация. Но в 1754 г. был издан Указ, позволявший владельцам приписанных крестьян истребовать их обратно. За заводами оставались приписанные беглые, но принимать новых беглых крестьян впредь запреща-

лось. По инструкции 1743 г. к приписным (посессионным) приравнивались незаконнорожденные и ≪шатающиеся разночинцы≫.

Посессионных крестьян нельзя было продавать отдельно от фабрик, переводить с фабрики на фабрику, отпускать на волю, закладывать или отдавать в рекруты за крепостных. Они выполняли рекрутскую повинность, уплачивая подать, платили подушный налог, фабриканты могли применять к ним телесные наказания и ссылку в Сибирь.

Существовали меры, с помощью которых приписные крестьяне могли устраниться от работы на мануфактурах: откупиться, уплатив определенные суммы, или выставить вместо себя нанятых людей. Большая часть приписных формировалась из частновладельческих крестьян и крестьян, закрепленных по Указу 1736 г. Дифференциация крестьянства приводила к выделению из его среды зажиточных людей: мануфактуристов, ростовщиков и купцов. Этот процесс наталкивался на многие препятствия социально-психологического,

экономического и правового характера.

Крестьянский отход ограничивалсявладельцами, заинтересованными в эксплуатации крестьян на барщине. Вместе с тем возрастание сумм оброка стимулировало помещиков к использованию труда крестьян на стороне, в отходах. Для промышленников запрет продавать крестьян без земли и в розницу (1721) затруднял использование их труда на предприятиях и мануфактурах.

Управление приписными крестьянами осуществлялось Берг- и Мануфактур-коллегиями.Продажа этих крестьян разрешалась только вместе с мануфактурами. Такая организационная мера была возможна лишь в условиях крепостнического режима и по характеру напоминала прикрепление посадского населения к посадам, а крестьян — к земле, произведенное Соборным Уложением 1649 г. Она препятствовала перераспределению рабочей силы внутри отрасли и за ее пределами, не стимулировала повышение производительности труда и его качества. Однако это оказалось единственным способом в тех условиях сформировать контингент рабочей-силы в промышленности, создать ≪предпролетариат≫.

Города.

Промышленные предприятия и мануфактуры организовывались вблизи крупных центров, где сосредоточивались торговые связи, товарные массы и рабочие руки. Вокруг вновь образованных предприятий, приисков, шахт и верфей начинали возводиться новые поселения городского типа. Нарождающаяся городская буржуазия была довольно пестрой по своему составу и происхождению. В целом она являлась податным сословием, но для некоторых ее групп (мануфактуристов, купцов высших гильдий и др.) устанавливались особые привилегии и льготы.

Указами 60—80-х гг. XVII в. все дворы и слободы частных лиц, расположенные на территории посадов, отписывались в казну. Близлежащие к посадам слободы приписывались к посадам, а их владельцы взамен получали другие, отдаленные имения. Беломестцам запрещалось приобретать на посаде новые дворы; Указом 1693 г. владельческих и беглых людей запрещалось принимать в тягло. В порядке исключения к ремеслу и торговле с 1698 г. могли допускаться люди из ≪государевых волостей≫.

Таможенный устав 1653 г. и Новоторговый устав 1667 г. предоставили торговым людям посада право свободной торговли. На купечество стали возлагаться новые управленческие и финансовые обязанности, например взимание ≪стрелецкой подати≫ (1681) или участие в работе Корабельной палаты.

В городах стали формироваться органы самоуправления: посадские сходы, магистраты. Стало юридически оформляться городское сословие. По регламенту Главного магистрата 1721 г. оно делилось на регулярных граждан и ≪подлых≫ людей.

Регулярные, в свою очередь, подразделялись на первую (банкиры, купцы, доктора, аптекари, шкиперы купеческих судов, живописцы, иконописцы и серебряных дел мастера) и вторую (ремесленники, столяры, портные, сапожники, мелкие торговцы) гильдии.

Гильдии управлялись гильдейскими сходами и старшинами. По европейскому образцу создавались цеховые организации, в которых состояли мастера, подмастерья и ученики, руководство осуществляли старшины.

Появление гильдий и цехов говорило о том, что корпоративные профессиональные начала противопоставлялись феодальным (сюзерено-вассальным) принципам хозяйственной организации, возникали новые стимулы к труду, неизвестные крепостнической системе.

Эти системы (гильдейская и цеховая), вышедшие из средневековья, на первом этапе своего развития отнюдь не обеспечивали появления новых буржуазных и капиталистических начал. Они уживались с крепостничеством и абсолютизмом. Мануфактурное производство стимулировало рост торгового оборота. Основными формами торговой деятельности были ярмарки и торжки. Проникновение в состав купечества разбогатевших крестьян, отход от протекционистской политики вызывали нестабильность положения старого традиционного купечества.

Во время своей поездки по Европе в 1698 г. (≪великое посольство≫) Петр I приглашал в Россию на работу большое число иностранных мастеров. В 1702 г. в Германии публиковались такие же манифесты-приглашения, но кроме мастеров в Россию приглашались финансисты, фабриканты и ремесленники, Для приглашенных устанавливались различные льготы и привилегии.

Мануфактур-коллегия занималась организацией зарубежного обучения русских мастеров. В российских городах правительство поощряло создание артелей, организационной формы предпринимательства, в которой происходило соединение труда и капитала. Еще раньше (в конце XVI в.) в России стали возникать торговые дома (Строгановых, Бажениных и др.).

Финансовые льготы правительство предоставляло организаторам фабрик и заводов: они освобождались от казенных и местных городских повинностей, им давалось право беспошлинно торговать (в течение некоторого времени), получать безвозвратные субсидии и беспроцентные ссуды. Мануфактур-коллегия обязывалась поддерживать отечественное предпринимательство.

До 1719 г. (до образования Мануфактур-коллегии) хозяевам торгово-промышленных компаний предоставлялось право суда над рабочими по гражданским и трудовым делам.

Указом 1722 г. (июль) запрещалось снимать с фабрик рабочих, даже если они были беглыми крепостными крестьянами, еще в 1721 г. фабрикантам не дворянского происхождения разрешалось приобретать населенные деревни, приписывая их к фабрикам. На заводы для ≪исправления≫ направлялись осужденные женщины. Торгово-промышленный класс получал права и льготы, немногим уступающие дворянским.

Дворяне.

Правящим классом оставалось дворянство. В период формирования абсолютной монархии происходила консолидация этого сословия. Особое положение феодальной аристократии (боярства) уже в конце XVII в. резко ограничивается, а затем и ликвидируется. Важным шагом в этом направлении являлся акт об отмене местничества (1682).

Аристократическое происхождение утрачивает свои позиции при назначении на руководящие государственные посты. Его заменяют выслуга, квалификация и личная преданность государю и системе. Позже эти принципы будут оформлены в Табели о рангах (1722); функция государственной службы объединяет дворянство (поначалу Петр I хотел назвать это сословие ≪шляхетство≫) в политически и юридически консолидированную группу.

Экономическую консолидацию завершил Указ о единонаследии (1714), ликвидировавший правовые различия между вотчиной и поместьем и объединивший их в единое юридическое понятие ≪недвижимость≫. Дворянство стало единственным служилым сословием, а служба — главной сферой приложения его сил и энергии. В 1724 г. былиприняты законодательные меры для ограничения продвижения по службе недворян.

Табель о рангах перевернула старую идею местничества: титул и звание из основания для получения должности превратились в результат продвижения по службе. Достигнув определенного чина, можно было из недворянина превратиться в дворянина, т.е. получить личное или потомственное дворянство. К концу 20-х гг. XVIII в. число дослужившихся до дворянства составило треть всего дворянского сословия.

В интересах дворянства продолжался процесс дальнейшего закрепощения крестьян. В 1722—1725 гг. проведена перепись, которая далаоснову для закрепощения категорий крестьянства, имевших до этого иной статус. В 1729 г. были прикреплены кабальные (лично зависимые, но не крепостные) и ≪гулящие≫ люди. Неоднократно предпринимались попытки распространить крепостную зависимость на казаков и однодворцев, однако эти группы продолжали занимать промежуточное место между государственными крестьянами и служилыми людьми. Земельная собственность оставалась экономической основой существования дворянского сословия. Наряду с государственной службой землевладение было его важнейшей социальной функцией. Однако между этими направлениями деятельности довольно часто возникали серьезные противоречия: дворянство, стремившееся использовать службу для приобретения земли и чинов, начинает тяготиться обязательностью государственной службы как таковой.

Обязанность государевой службы уже с середины XVII в. стала основным критерием при распределении земельного фонда. Перераспределение поместных и вотчинных земель при непременном учете этого критерия было осуществлено в 1678 и 1679 гг.

В 1682 г. ликвидирована система местничества и на первый план выдвинут принцип выслуги. С 1686 г. составлялись новые родословные книги, с новыми фамилиями, поднявшимися из ≪нижних чинов≫. В 1680—1700 гг. производилась новая номенклатура чинов: полковники, майоры, поручики, прапорщики, ротмистры. К нижним служилым чинам относились рейтары и драгуны. Служилые землевладельцы были объединены в единое сословие Указом о единонаследии (1714) и Табелью о рангах (1722).

Официально титул дворянства был утвержден, однако, только Манифестом 1762 г., актами Комиссии 1767 г. и Жалованной грамотой дворянству 1785 г. В состав дворянства (в 20-х гг. XVIII в. — шляхетства) вошли придворные люди; дьяки и подьячие, владевшие вотчинами и поместьями;

архиерейские дворяне и дети боярские; члены семей малороссийской старшины (генеральной, полковой и сотенной); татарские князья и мурзы. Множество дворян и детей боярских, проживавших в отдаленных районах, не попали в шляхетское сословие и были зачислены в сословие однодворцев, по положению близко стоявших к казенным крестьянам.. Переход в дворянство для них связывался с повышением по службе.

Табель о рангах впервые разделила службу на военную и гражданскую, а последнюю — на статскую и придворную. Воинские чины (их 14, как и гражданских) были предпочтительнее, чем статские и придворные; высшему воинскому разряду генерал-фельдмаршала не соответствовал никакой гражданский чин. Дослужившийся до восьмого чина причислялся к потомственному дворянству (≪столбовому≫) с правом передавать чин детям. Жалованная грамота дворянству 1785 г. распространила это право на личных дворян, у которых отец и дед также обладали личным дворянством. Для ведения делами дворянского сословия при Сенате в 1722 г. была учреждена должность герольдмейстера, надзиравшего за составлением дворянских списков и обучением дворян-недорослей.

По Табели о рангах титул ≪благородие≫ получали все чины вплоть до обер-офицера. Все сословие было определено как ≪благородное≫ в 1754 г. и окончательно утверждено в этом звании в 1762 г. (Манифест).

С 1797 г. стал составляться общий свод дворянских гербов. С 1714 г. устанавливалось обязательное начальное обучение для дворянских детей. Создавшись специальные морские и военные школы, вводились зарубежные командировки для обучения молодых дворян, претендующих на офицерское звание. В гвардейских полках (Семеновском и Преображенском) чины были на ступень выше, чем в армейских.

По Генеральному регламенту 1720 г. подготовка гражданских чинов производилась в коллегиях. Общее образование дворянские дети, желавшие затем поступить в гражданскую службу, получали в Кадетском корпусе, основанном в 1731 г. Эта система образования была закреплена специальным Указом 1748 г.

Уже в первой половине XVIII в. был принят ряд нормативных актов, облегчающих служебные обязанности дворянства: с 1727 г. офицеры и рядовые из дворян отпускаются домой на побывку для приведения в порядок своих имений. Выпускники Шляхетского корпуса записывались на службу сразу в офицерском звании. В 1736 г. срок обязательной дворянской службы был ограничен 25 годами, один из дворянских сыновей вовсе освобождался от службы, оставался в хозяйстве.

В1731 г. Сенат отменяет порядок единонаследия,введенный в 1714 г. (этот порядок и ранее обходился: часть имений продавалась до смерти завещателя, скот, хлеб и инвентарь, как движимое имущество, распределялись между всеми сыновьями и т.п.). Был установлен порядок раздела ≪имения-вотчины≫ в равных долях.

В 1753 г. был открыт государственный Дворянский банк, выдававший ссуды под залог недвижимостей. В 1754 г. издается межевая инструкция, по которой было проведено генеральное межевание дворянских земель.

Духовенство.

Традиционно духовенство делилось на черное (монастырское) и белое (приходское).

Черное духовенство не было наследственным и не входило в сословие. В 1667 г. Московский Собор принял решение о запрете постригать в монашество молодых и женатых людей. Духовный регламент 1721 г. устанавливал возрастные критерии, и обязательное согласие начальства для желающих принять постриг. В 1723 г. поступление в монашество запрещалось вовсе, однако в 1725 г. этот запрет был отменен, а решение вопроса в каждом отдельном случае передавалось на з'смотрение Синода. С 1739 г. — разрешено постригать в монахи священников-вдовцов, отставных солдат и дьяков, 1778 г. — запрещено постригать несовершеннолетних.

Белое духовенство состояло из священнослужителей (священников или дьяконов) и церковнослужителей (дьячков и пономарей). Дети духовенства были обязаны поступать в духовные училища, в противном случае они шли в солдаты. С 1737 г. детям духовенства разрешено выставлять вместо себя рекрутов. Духовные школы курировались архиерейскими домами, монастырями и Синодом.

С 1722 г. духовенство становится наследственным. В 1766 и 1769 гг. был подтвержден запрет лицам податных сословий вступать в духовное звание. Выход из сословия разрешался вдовым священникам, поступившим в гражданскую службу, цехи или гильдии (1767). В 1797 г. детям монахов и священников, вышедших из черносошного крестьянства, разрешалось поступать на службу в губернские учреждения. Дети, не обучавшиеся в духовных семинариях, с 1784 г. могли свободно выбирать профессию; все семинаристы обязаны идти в духовное звание.

Духовенство было неподатным сословием (церковнослужителями уплачивалась подушная подать и рекрутский налог). Лишь в начале XVIII в. по ≪разбору≫ на военную службу призывались некоторые категории священнослужителей и их дети.

В 1769 г. Сенат особым указом усилил ответственность за обиды и притеснения, чинимые духовенству. Последнее освобождалось от телесных наказаний, их гражданские иски в светских судах рассматривались в обязательном присутствии представителей от духовенства.

Вместе с тем еще Указ 1698 г. запрещал духовенству заниматься торговлей и промыслами, вступать в подряды и откупа, закреплять за собой крестьян, приобретать населенные имения.

Стремление власти привлечь как можно большее число своих подданных к тяглу и воинской повинности распространялось и на духовенство. В 1722 г. был издан указ о штатах белого духовенства, оно прикрепляется к церквам, ликвидируется категория ≪перехожих попов≫. Уже в первые годы XVIII в. дети духовенства стали призываться в армию, на духовенство распространялась обязанность подушных платежей (на него даже распространялось действие указа о бритье бороды).

С 1722 г. от подушной подати были освобождены священники, находившиеся в штате, на службе. Взамен военной службы духовенство выполняло ряд податей: с 1707 г. — сбор драгунских лошадей, с 1711 г. — адмиралтейская повинность. Духовенство отбывало полицейскую и пожарную повинности (патрулирование и явка на пожары).

Было увеличено архиерейское тягло, ложившееся на духовенство: платежи на содержание богаделен, сборы для духовных школ, на жалование военному духовенству и пр. Правительство рассматривало духовенство как чиновников. На него возлагались обязанности наблюдения за раскольниками, бродячими монахами, за проведением переписей населения, от него требовали разглашения тайны исповеди в ≪интересах следствия≫.

Указом 1724 г. регламентировалась монастырская жизнь: монашество закреплялось за монастырями, монахам запрещалось заниматься ≪книжным и письменным делом≫ (в кельях запрещалось держать бумагу и перья). Монашество рассматривалось законодателем, как тунеядцы, которых требовалось привлечь к общественно полезному труду (эта точка зрения повторится уже в начале 20-х гг. XX в.).

Вместе с тем законодательно закреплялись: обязанность всех подданных ходить в церковь, смертная казнь и другие тяжкие наказания за преступления против религии и совращение православных в иную веру, православие было официальной государственной религией империи. Церковь превращалась в одно из государственных учреждений, проводившее политику госдарства, издававшее юридически обязательные акты, неисполнение которых каралось санкциями государственного закона.

Вопрос 22. Судебные и прокурорские органы России в 18 веке. Попытка отделения суда от администрации. Создание сословных судов (по губернской реформе 1775 г.)

Перт 1.

При Петре 1 была предпринята первая попытка отделить суд от администрации. Судебные порядки Русского государства в XV-XVII вв. с самостоятельностью и даже бесконтрольностью судей, процессуальной неоднородностью их деятельности не соответствовали сути и задачам абсолютной монархии. Розыск был заменен следственным, или инквизиционным, процессом. Основы этого судебного процесса были закреплены во второй части Воинского Устава 1716 года.

В основном, в рассматриваемый период, судебные функции выполняли три государственных органа: Бурмистерская Палата, Юстиц-коллегия и Преображенский приказ.

Бурмистерская палата.

Бурмистерская палата была учреждена Указом от 30 января 1699г. «для ведомства всяких расправных дел между гостями и посадскими людьми и для управления казенными сборами и городскими повинностями». Она не была подчинена ни одному из приказов и занимала главное место в приказной системе Российского государства (с 1700 года получает название Ратуша). Президент и члены (бурмистры) этого нового центрального органа управления и суда избирались купцами; в других городах, кроме Москвы, были созданы подчиненные московской Ратуше выборные бурмистерские (земские) избы. Сюда поступали все собранные по городам деньги. Таким образом, они выполняли и финансовые функции. Как высшее центральное учреждение этой системы московская Ратуша входила с докладом прямо к царю и стала своего рода министерством городов и городских сборов, наделенным к тому же судебными функциями.

Правительство мотивировало создание этого органа полицейско-судебного управления прежде всего желанием улучшить деятельность торгово-промышленного населения и обеспечить более исправное поступление прямых налогов и косвенных сборов (таможенных, кабацких и т.д.) с городского населения. В ее ведение были переданы функции по сбору финансовых средств от тринадцати приказов на сумму более одного миллиона рублей, что составляло почти половину всего сметного дохода Российского государства.

Однако значительная часть дохода попросту разворовывалась. Некоторые изменения произошли после назначения на должность президента московской Ратуши А.А. Курбатова. Как отмечал известный русский историк В.О. Ключевский: «Дворовый человек, заняв министерский пост, не принес на такую высоту рабьева духа, напротив, увидев себя в самом омуте повального взяточничества и казнокрадства, безмерно разросшегося за спиной вечно отсутствующего царя, поднял неугомонную войну за государев интерес, невзирая на лица… Он доносил, что в Москве и городах чинится в сборах превеликое воровство, что и его ратушские подьячие – превеликие воры и выборные городские бурмистры не лучше их, в Ярославле украли 40 тысяч, а в Пскове 90; велено было разыскать про это Нарышкину, а тот взял с воров многие взятки и покрывал их».

Бурмистерская палата и земские избы рассматривались как органы городского самоуправления. Они должны были «ведать торговое и промышленное население во всех мирских расправных и челобитчиковых делах и в спорах». Поэтому судебная функция этого органа управления не являлась главной. С проведением в 1708 году губернской реформы и введением должностей губернаторов в России финансовые функции были переданы им. Ратуша из центрального органа стала местным учреждением.

Новые судебные органы.

В связи с губернской реформой при Петре I была предпринята попытка реорганизовать судебные органы и отделить суд от администрации. Судебная система тогда уже представляла собой определенную структу­ру.

Высшей надзорной и апелляционной инстанцией являлся Сенат, он же мог рассматривать наиболее важ­ные, государственные дела по первой инстанции. Ему подчинялась Юстиц-коллегия, своего рода министер­ство юстиции. В провинциях создавался апелляцион­ный надворный суд и коллегиальный суд первой ин­станции — земский суд, в дистриктах (самых мелких административно-территориальных единицах) право­судие осуществляли тоже земские суды.

Однако упомянутая система судоустройства рассматривала только общеуголовные дела. Рассмотрение политических дел проходило в Преображенском при­казе и Тайной канцелярии, земельные тяжбы подлежа­ли суду Вотчинной коллегии. Отдельный порядок су­ществовал и для рассмотрения дел духовных и пре­ступлений, совершенных священнослужителями.

Созданные в 1719 году надворные и нижние суды были непосредственно подчинены Юстиц-коллегии. Надворные суды состояли из президента, вице-прези­дента, нескольких асессоров и должны были утверж­даться в каждой губернии. Ведению надворных судов подлежали уголовные и гражданские дела. Как ранее отмечалось, наряду с надворными судами были учреж­дены и нижние суды. Они были коллегиальными орга­нами, состоявшими из председателя, обер-ландрихтера, асессоров, и действовали в девяти главных городах страны. Кроме этого, в других городах России тоже были созданы нижние суды, но правосудие в них судья осуществлял единолично.

При Петре I был организован и военный суд, кото­рый состоял из двух инстанций. Низшей инстанцией являлся полковой кригсрехт, включавший председателя (презуса), асессоров, аудитора (он должен был наблю­дать за правильным применением законов) и секрета­ря. Апелляционной инстанцией для полковых кригсрехтов выступал Генеральный кригсрехт, который яв­лялся одновременно судом первой инстанции по госу­дарственным преступлениям, по преступлениям целых войсковых частей, по преступлениям высших военных чинов и по преступлениям, направленным против этих чинов.

В начале XVIII в. учрежден Духовный суд, первой инстанцией которого являлись "духовных дел управи­тели". В компетенцию этой первой инстанции Духов­ного суда входили те дела мирян, которые должны были подлежать церковному суду, а также дела духовенства по обвинению в оскорблении словом и действием, в кражах и других делах.

Второй инстанцией Духовного суда являлся епархи­альный архиерей, осуществлявший судебные функции при помощи особого учреждения (дикастерии, консис­тории), которое в 1744 году окончательно получило на­звание "консистория". Самой высшей инстанцией для духовных судов был Синод.

Юстиц-коллегия.

Однако основную часть судебной системы России составляли государственные суды, возглавляемые Юстиц-коллегией. Она была судебным и администра­тивным органом. К ней перешли дела ряда старых приказов (Поместного, Сыскного, Земского) и заведование местными судами. Коллегия являлась для них апелля­ционной инстанцией по уголовным и гражданским делам.

В ведении коллегии находились следственные, ро­зыскные дела, сведения о заключенных в тюрьмах. В существовавшей при коллегии в 1719—1740 гг. Кре­постной конторе оформлялись различные крепостные акты на землю и крестьян, купчие, доверенности, ду­ховные завещания.

Следовательно, можно говорить о том, что в судеб­ной системе России в первой четверти XVIII в форми­ровался нотариат. Хотя, конечно, настоящий расцвет этого органа юстиции приходится на период возникно­вения буржуазных отношений в Российском государ­стве.

С созданием Юстиц-коллегии ей был подчинен По­местный приказ, составивший в коллегии Вотчинную канцелярию. В 1721 году она была преобразована в самостоятельную Вотчинную коллегию, которая разби­рала земельные тяжбы, иски и споры дворян, офор­мляла новые земельные пожалования, т.е. являлась су­дебным сословным органом по дворянским делам.

Президентом Юстиц-коллегии был граф А.А. Мат­веев. Немного сохранилось сведений об этом человеке. Андрей Артамонович Матвеев (15 августа 1666 г - 16 сентября 1728г.)— видный соратник Петра 1, больше известен как дипломат и историк. В середине 20-х годов XVIII в. он составил "Описание стрелецкого бунта" 1682 года. Ценные сведения по внешнеполити­ческой истории и международному положению России в годы Северной войны содержатся в многочисленных дипломатических реляциях АА. Матвеева за 1700— 1715 гг.

Как и в других коллегиях, штат Юстиц-коллегии первоначально был невелик. В Указе от 11 декабря 1717 г., который устанавливал общий штат для каждой коллегии, для Юстиц-коллегии он был определен в двадцать человек, а именно: президент, вице-президент, четыре советника, четыре асессора, секретарь, нотарий, актуарий, регистратор, переводчик, подьячие трех статей, иноземцы. Иноземцы назначались в кол­легию для обучения иноземному порядку ведения дел. По Указу от 16 мая 1722 г. президенты всех коллегий должны были обязательно присутствовать на заседани­ях Сената.

Сенат, судебные комиссары, Совестные суды.

Высшей судебной инстанцией был Сенат, решения которого являлись окончательными. Трансформация судебных органов преследо­вала задачу отделения суда от администрации. Тем не менее в полной мере этого не произошло, администра­тивные органы продолжали наблюдать за юрисдикцией по некоторым делам и осуществлять надзор за судеб­ными учреждениями. Например, магистраты осущест­вляли контроль по уголовным и гражданским делам го­рожан. Суд по политическим делам принадлежал Пре­ображенскому приказу — административному органу, суд по земельным спорам — Вотчинной коллегии и т.д. Следовательно, отделение суда от администрации так и осталось лишь попыткой.

Надзор за вынесением и исполнением судебных решений принадлежал губернаторам и воеводам, т.е. также административным органам (лицам), которые обязаны были принимать меры против волокиты и злоупотреблений. В случае несогласия с приговором или решением суда они писали особое мнение, с которым суд должен был считаться.

С 1722 года сеть судебных учреждений стала свора­чиваться. Сначала были упразднены нижние суды. Их функции должны были теперь выполнять воеводы и особо учрежденные судебные комиссары, которые на­делялись судебными функциями. Судебные комиссары подчинялись воеводам, т.е. вновь произошло сближе­ние судебных и административных органов. Позднее, в 1727 году были упразднены и надворные суды, а их функции перешли к губернаторам и воеводам.

Апелляционной инстанцией для губернаторского и воеводского судов по-прежнему оставалась Юстиц-коллегия.

Интересным звеном в судебной системе России в конце XVII — начале XVIII вв. являлись так называе­мые Совестные суды. Они были учреждены в каждой губернии и состояли из одного назначаемого совестно­го судьи и шести заседателей, избиравшихся по два от каждого сословия.

Ведению Совестного суда подлежали гражданские дела, рассматривавшиеся в примирительном порядке, и некоторые уголовные дела: по преступлениям безум­ных и малолетних, о колдовстве, дела по жалобам на незаконное содержание в тюрьме. Совестной суд вы­носил решения не только на основании законов, но и на основании «человеколюбия вообще», т.е. целесооб­разности.

Екатерина 2.

Большое значение в развитии судебной системы России во второй половине XVIII в. сыграл нормативный акт от 7 ноября 1775г. «Учреждение для управления губерний Всероссийской империи». В его разработке принимала непосредственное участие императрица Екатерина II. В состав комиссии входили Я. Ульрих и др. Наиболее значительными фигурами были П. Заводовский, А. Вяземский, Г. Ульрих и др. Наиболее значительными фигурами были П. Заводовский (10 января 1739 г. – 10 января 1812 г.) и А. Вяземский (3 августа 1727 г. – 8 января 1798 г.). Последний с 1780 года фактически руководил ведомствами юстиции, внутренних дел и финансов. Занимал важное положение в Сенате, являясь его докладчиком у императрицы. В конце 80-х – начале 90-х гг. XVIII в. занимал должность генерал-прокурора Сената. Не менее значительная личность П. Заводовского, который, будучи фаворитом Екатерины II, готовил ряд правительственных докладов, в том числе являлся составителем Манифеста об издании учреждения о губерниях 1775 года. С 1802 года он министр народного просвещения России. Был сторонником расширения прав Сената. По решению Сената в 1801 году подготовил проект его преобразования во внешний исполнительный и судебный орган. При подготовке к реформе использовался и проект профессора Московского университета С. Десницкого, озаглавленный «Представление о учреждении законодательной, судительной и наказательной власти в Российской империи».

Семен Ефимович Десницкий (октябрь 1740 г. – 15 июня 1789 г.) являлся известным ученым, писателем и просветителем, членом Российской академии наук, профессором гражданского и церковного права. Главная идея его проекта заключалась в разделении законодательных и судебных органов.

Суды после реформы 1775 года. Сословные суды.

Учреждения, созданные реформой 1775 года, можно разделить на три основные группы: административно-полицейские, финансово-хозяйственные и судебные. Была создана система местных судов: общесословные палаты уголовного и гражданского суда); специального назначения (совестной и надворный); сословные губернские и уездные.

Важнейшими местными судами губернии стали палаты уголовного и гражданского суда. Первая наследовала права Юстиц-коллегии, последняя — Юстиц- и Вотчинной коллегий. Они являлись апелляционными инстанциями. Их состав назначался Сенатом.

Совестной суд несколько разгружал суды губернии от запутанных дел, как уголовных (преступления безумных, несовершеннолетних, «колдовские» дела), так и гражданских (главным образом, тяжбы между родственниками). Он ставил цель примирения сторон, в случае несогласия на примирение дело передавалось в обычные суды.

Особое место занимали созданные в столицах верхние и нижние надворные суды, обслуживающие чиновников и разночинцев.

Сословные суды в губерниях рассматривали в апелляционном порядке уголовные и гражданские дела дворян — верхний земский суд, горожан — верхняя расправа. Председатели этих судов назначались Сенатом, а заседатели избирались соответствующими сословиями. Закон делал оговорку, что для свободных крестьян в верхние расправы «не запрещается» избирать заседателей из дворян. Практически верхние расправы из них комплектовались.

В уездах действовали сословные суды первой инстанции: уездный суд из дворян — для дворян, городской магистрат или ратуша — для горожан, нижняя расправа — для непомещичьих крестьян.

Основная идея реформы — проведение в жизнь принципа «разделения властей», провозглашенного еще Ш. Монтескье, так и осталась лишь декларацией. Даже отделение суда от администрации и полиции носило лишь внешний характер. Провести полное разделение властей было попросту невозможно, потому что этот буржуазный принцип предполагает наличие прав и свобод у населения, а не крепостную зависимость крестьянства.

Роль прокуратуры.

В 1775 году в каждой губернии создан штат чинов прокурорского надзора (губернский прокурор с двумя помощниками — «стряпчими» по уголовным и казенным делам). При губернском сословном суде назначались по одному прокурору и два стряпчих, в уездах — подчиненный губернскому прокурору уездный стряпчий. Но роль чинов прокуратуры на практике осталась незначительной. Губернский прокурор по чину был ниже не только губернатора, но и вице-губернатора, председателей палат уголовного и гражданского суда и приравнивался лишь к советникам губернских правлений и палат, председателям верховного и земского суда и совестному судье. Хотя по закону он должен был за ними надзирать. Деятельность прокуратуры в рассматриваемый период носила номинальный характер. К задачам ее относились «формальный надзор за законностью и действиями чиновников» и «чтение текстов вновь полученных законов чиновников» с их разъяснением.

Суд и судьи в проекте нового Уложения.

Заметным явлением юридической жизни того пе­риода стала работа над проектом нового Уложения. Еще в 1754 году начинала работу новая Уложенная ко­миссия, задачей которой являлась переработка старой и создание новой системы права. Уложение должно было включать четыре части: судопроизводство и ор­ганизация суда; о правах состояния; об имущественных правах (на движимую и недвижимую собственность); уголовное право (преступление и наказание). Через год первая и четвертая части были представлены Сенату который после совместного обсуждения с Синодом передал их на утверждение императрице. Однако в связи с семилетней войной работа над Уложенном при­остановились. Только в 1761 году Сенат издал указ о созыве представителей от дворянства и купечества для его утверждения. Однако государственный переворот, в результате которого Екатерина II взошла на престол, вновь прервал работу над Уложением, Комиссия была переведена в Москву и в начали 1763 года распущена.

Результатом работы комиссии были завершенные проекты трех из четырех запланированных частей. Часть, посвященная суду, состояла ил 51 главы. В ней регламентировались принципы судоустройства и поря­док рассмотрения дел в судах, излагались полномочия суда, права судей, общий порядок подачи челобитной и вызов в суд, порядок рассмотрения дела, его обжало­вания и повторного рассмотрения.

Проект исходил из единства судебных и админи­стративных функций и перечислял более 50 централь­ных учреждений, осуществлявших судебные функции Высшими судебно-административными органами объ­являлись Сенат, коллегии иностранных дел, военная, адмиралтейская. Принцип законности проявлялся как в подробной регламентации процессуальных действий (подача иска, вызов в суд, назначение поверенного стряпчего, отвод судей и т.д.), так и в личностных тре­бованиях к судейскому аппарату (честность, совестность, беспорочная жизнь, профессионализм и т п.).

В проекте сохранялись принципы процесса, закреп­ленные в указе «О форме суда» 1723 года. Существовало две формы судопроизводства: формальное (административно-бюрократическое) и упрощенное (для крестьян). Предусматривались возможность мирового соглашения сторон и третейский суд. Предлагались единые нормы судебных пошлин, издержек и единый порядок исполнения решений. Пересмотр дел допускался только при наличии вновь открывшихся обстоятельств.

Идеи указанного проекта в какой-то мере нашли отражение в «Учреждении для управления губерний Всероссийской империи» 1775 года.

«Наказ» Екатерины II.

Вторая половина XVIII в. ознаменовалась бурным законотворчеством. Екатерина II предполагала создать новую квалификационную комиссию и с этой целью написала законопроект новой Уложенной комиссии, который назывался «Наказ» (1766 год). В нем были сформулированы принципы правовой политики и правовой системы. Значительная часть текста (до 80%) заимствована из трактатов Ш. Монтескье «О духе законов», Ч. Беккариа «О преступлениях и наказаниях» и «Энциклопедии» Д. Дидро и д' Аламбера. Однако по своей концепции «наказ» являлся самостоятельным произведением, выразившим идеологию российского «просвещенного абсолютизма». Вместе с тем он декларировал общую для всех граждан свободу (вольность) и равную обязанность перед лицом государственной власти. В «наказе» разработана юридическая техника, ранее неизвестная российскому праву, выработаны новые представления о системе законодательства: а) законов должно быть немного и они должны оставаться неизменными; б) временные учреждения определяют порядок деятельности органов и лиц, регламентируя его посредством наказов и уставов; в) указы являются актами подзаконными, могут быть краткосрочными и отменяемыми; г) законы описывают отношения, не вдаваясь в толкование и не делая исключений, они просты и четки в своих формулировках и предписаниях; д) классификация норм и вся их система должны соответствовать (естественной) иерархии этих норм в общественной жизни.

Судебный надзор.

Суд в первой инстанции выносил приговор лишь по тем уголовным делам, по которым подсудимые не под­лежали ссылке на каторжные работы, или другим наи­более тяжелым наказаниям. Когда же назначалось какое-либо из таких наказаний, суд составлял только мнение, а приговор выносился палатой уголовного суда, куда дело обязательно направлялось на ревизию. Палата свой приговор представляла на утверждение губернатора. Если последний его не утверждал, то обя­зан был направить дело со своим мнением в Сенат.

Дела о преступлениях, совершенных дворянами и чиновниками, по которым они осуждались к лишению тех или иных прав, в обязательном порядке до испол­нения приговора представлялись на ревизию в Сенат. Затем они выносились на "высочайшее усмотрение и приговор не мог быть исполнен без утверждения паря. Так формируется новый институт — судебного надзо­ра. Что касается лиц «недворянского состояния», то процедура судебного надзора заканчивалась на уровне рассмотрения дела губернатором.

Закон также обязывал священников сообщать о го­сударственных преступлениях, ставших известными в результате исповеди, тем самым нарушая ее тайну.

Значительное внимание уголовному процессу было уделено в Своде законов Российской империи (кн. II. т XV) — свыше 800 статей. По сути это был уголовно-процессуальный кодекс России. Решающая роль в нем отводилась полиции. Ей вверялось следствие и испол­нение приговора. Само следствие по закону делилось на предварительное и формальное. Дело начиналось по доносу, жалобе лица либо по инициативе прокурора, стряпчих или полиции. Прокуроры и стряпчие осу­ществляли надзор за следствием. После окончания следствия дело направлялось и суд. Судебного следствия как части судебного разбирательства не существовало. Дело докладывал по составленным «выписям» член суда или секретарь. Как правило, свидетели и эксперты в суд не вызывались. Обвиняемый вызывался лишь для выяснения вопросов о том, применялись ли к нему недозволенные приемы при производстве следствия. Он являлся не субъектом, а объектом процесса.

Создание Министерства юстиции.

Центральный аппарат учрежденного в 1802 году Министерства юстиции вырос из канцелярии генерал-прокурора. На него возлагалась задача управления сис­темой суда и прокуратуры. Аппарат министерства со­стоял из министра, его товарищей, Совета «консульта­ции», канцелярии министра и департаментов.

Подготовка чиновников канцелярии судебного ве­домства с 1835 года проводилась в Училище правоведе­ния — учебном заведении для дворян, равном по пра­вам с Царскосельским лицеем.

В условиях разложения феодально-крепостничес­кого строя министерство проявляло особую заботу об охране земельных прав и сословных привилегий дво­рянства. Подтверждавшие эти права документы в 1852 году были централизованы в Московском архиве Ми­нистерства юстиции.

Заметим, что судебная система была первым звеном крепостнического государства, пришедшим в негод­ность, что в обществе осознавалось многими. Несмотря на явные сбои существовавшей системы, министр юс­тиции В. Панин (министр с 1839 по 1862 год) противил­ся каким-либо преобразованиям. Общественный дея­тель и поэт Хомяков писал в 1854 году: "Россия в судах черна неправдой черной".

До судебной реформы 1864 года в основном продол­жала действовать система судебных органов, учреж­денных реформой 1775 года. С начала XIX в. стали уч­реждаться специальные суды, связанные с развитием капиталистической экономики (коммерческие торго­вые суды). Неэффективность совестных судов привела к их постепенному упадку и упразднению большинства из них в 1852—1857 гг.

Уездный суд был не только первой инстанцией для мелких уголовных и гражданских дел всех сословий уезда (кроме городского), но занимался и абсолютно несудебными делами: хранением межевых книг и пла­нов, проведением ревизий уездного казначейства, его крепостное отделение оформляло акты и документы, вместе с полицией суд «вводил в имение» его законного владельца.

Факт, что дореформенные суды являлись придатком администрации и полиции. На утверждение пли "реви­зию" губернатора поступали все приговоры уголовного суда и дела других судов. Судебное следствие проводи­лось органами уездной и городской полиции, а также особо назначенными чиновниками. В уголовном про­цессе продолжал господствовать следственный (инквизи­ционный) процесс, окутанный канцелярской тайной.

Решения судов подлежали обжалованию в вышесто­ящих инстанциях, но для жалоб лиц непривилегиро­ванных сословий создавались законодательные пре­пятствия (например, если Сенат признавал жалобу неосновательной, то жалобщик подвергался дополни­тельным наказаниям - заключению в тюрьму или шестидесяти ударам розгами). Гражданский процесс отличался от уголовного лишь по форме, но покоился на тех же основах.

Прокуратура на местах была передана в Министерство юстиции, ее роль по-прежнему оставалась ничтожной. Надзор за местным аппаратом сливался с управлением. Институт адвокатуры «заменяли» так называемые «ходатаи по делам», которыми нередко являлись изгнанные со службы чиновники.

Накануне судебной реформы 1864 года даже дворянство и нарождающаяся буржуазия открыто высказывали недовольство медленностью и сложностью судопроизводства, взяточничеством чиновников.

Наши рекомендации