Общие понятия судебной системы РФ. Понятия звена судебных систем. Понятие судебной инстанции
Судебная система РФ-единая совокупность различных видов судов, построенная с учетом административно-территориального и федеративного устройства РФ в которой суды связаны организационными и функциональными связями.
Судебная система РФ по федеральному конституционному закону, по судебной системе РФ от 31.12.1996г.
Виды судов
Конституционный суд и уставным суд РФ осуществляют один и тот же вид судопроизводства. Верховный суд возглавляет систему судов общей юрисдикции и арбитражные суды.
К конституционным судам относится конситуционный и уставной суд рф. Суды общей юрисдикции делятся на территориальные и военные суды, территориальные: мировые, районые, областные. Военный суд: горнизонные суды. Арбитражный суд : субъеты, областные арбитражные суды и так далее
Принципами постороения судебной системы являются следующее:
1)Принцип единства( суды действуют на основании единых законов, единых принципов правосудия, в единой процессуальной форме; судьи обладают одинаковым правовым статусом; предусмотрено единое финансирование судов за счет федерального бюджета; судебные акты любого суда обязательны к исполнению на всей территории РФ.
2) Принцип учета административно-территориального устройства при построении судебной системы( территорией дисклокации мировых судей являются судебные участки; территорией дислокации районных судов является судебный район; территорией дислокации областных и соответствующих судов является территория субъектов РФ)
Военные суды действуют в воинских подразделениях по территориальному принципу
3)Принцип учета федеративного устройства при построении судебной системы (федеративное устройст во) Все суды РФ подразделяются на суды субъектов и на федеральные суды ( к судам субъектам относится только мировые судьи иконституционные уставные суды субъектов РФвсе иные суды являются федеральными судами.
4) Принцип сочетания органнизацонных и функциональных связей при построении судебной системы
Органзационные связи проявляются в связи по звеньям в судебной системе
Под звеном судебной системы понимается такая её часть в которую входят суды равнозначные образованием,обладающим равными компетенации(равнозначные суды)
Однотипнось однозвенных судов проявляется в ранвной или приравненной территорией их дислакации, состав в структуре видов судбенвх полномочти2 и подсудномть
ПОрнятие звена судебной системы является понятие судоустройственным характеризующим горизонатльные связил между инстианциям
Процессальная связь- это связь по суддебных инстанциями
Под судибной инстанции понимается определнный вид судебной деятельности, судбеное полномаочие иили форма правсуздия.
Понятие инстанция является понятием судопроизводственнфм характеризующим вертикальные свыязи мжду судами, согласо которой решение нижестоящего уда может быть обжаловано.
В настоящее время существует 4 судебные истанции:
Первая инстанция (рассмотрение дел по существу)
Аппиляционная инстанция проверка невступившего в законную силу судебного акта)
Кассационная инстанция (проверка вступившего в законную силу судебного акта )
Надзорная инстанция (исключительный порядок проверки судебных актов) в президиуме Верховного Суда РФ .
Суд Первой инстанции
Под судом первой инстанции понимается рассмотрение любого судебного дела по существу с целью наказания лица виновного в совершении преступления, оправдание невинновного, А ТАК ЖЕ С ЦЕЛЬЮ РАЗРЕШЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВОВОГО СПОРА .
Судами первой инстанции являются все суды РФ, кроме конституционных судов, а так же арбитражных судов второго звена .
Посудность дел по первой инстанции:
1) Мировые судьи по первой инстанции рассматривают уголовные дела по которым наказание не превышает 3х лет лишения свободы, а так же гражданские дела, возникающие из семейных и имущественных правоотношений при цене иска не более 50 тыс рублей
2) Районные, городские и межрайонные суды по первой инстанции рассматривают уголовные, гражданские и административные дела, возникающие на территории судебного района, кроме дел отнесенных подсудности вышестоящих, военных судов и мировых судей.
3) Областные соответствующие суды рассматривают уголовные дела тяжких и особо тяжких преступлений, а так же дела по обвинению депутатов гос. Думы, членов Совета Федерации, судей федеральных судов и судов субъектов при наличии ходатайства, заявленного до начала рассмотрения дела, кроме того в областных и соответствующих судах рассматриваются гражданские дела связанные с госудраственной таййной и некоторые другие указанные в законе
4) Верховный Суд РФ в настоящее время не является судом первой инстанции по уголовным делам, он рассматривает по первой инстанции дела об оспаривании нормативных и ненормативных актов высших федеральных органов государственной власти, затрагивающих права и законные интересы граждан и организаций, и некоторые другие указанные в законе .
5) Военные суды рассматривают уголовные, гражданские и административные дела в отношении военнослужащих и лиц проходящих военные сборы.
6) Арбитражные суды субъектов РФ рассматривают экономические споры, возникающие в гражданских и административных правоотношений сторонами в которых являются юридические лица или граждане- предприниматели.
Разновидности судебных составов при рассмотрении дела первой инстанции:
1) 1 судья и 12 присяжных заседателей (применяются только по уголовным делам о тяжких особо тяжких преступлениях в областных и соответствующих судах и в военных судах второго звена)
2) 1 судья и 2 арбитражных заседателя ( применяется только в арбитражных судах субъектов РФ по экономическим спорам, возникающих из гражданских правоотношений )
3) 3 судьи Федерального суда один из которых является председательствующим ( по делам о тяжких преступлениях по ходатайству обвиняемого)
Большинство судебных дел рассматривается судьями единолично
Итогом рассмотрения уголовного дела в суде первой инстанции является вынесение приговора который вступает в законную силу в течении 10 дней со дня оглашения
Итогом рассмотрения гражданского дела является вынесение решения, которые вступает в законную силу в течении 1го месяца со дня оглашения.
Приговор и решение может быть обжалованы в суд апелляционной инстанции
Под судом апелляционной инстанции понимается проверка законности, обоснованности, а по уголовным делам и справедливости не вступивших в законную силу судебных актов, вынесенных в первой инстанции путём повторного рассмотрения дела по существу.
Основанием для рассмотрения дела в суде аппиляционной инстанции являются апелляционная жалоба участника судебного процесса или аппиляционное представление прокурора. Апелляционные жалобы подают : истец, ответчик, подсудимый потерпевший, защитник, частный обвинитель и законные представители.
Судами апиляционной инстанции в настоящее время являются для мировых судей районные суды, для районных-областные (судебные коллегии по гражданским уголовным и административным делам. Для областных апиляционной инстанцией является верховный суд РФ. Для военных судов первого звена военные суды второго звена, для них самих верховный суд РФ (судебная коллегия по делам военнослужащих). Для арбитражных судов первого звена арбитражные суды второго звена.
Основные полномочия суда аппеляционной инстанции:
1) Оставить судебный акт без изменения а апеляционную жалобу и представление без удовлетворения.
2) Отменить обвинительный приговор и вынести оправдательный
3) Отменить оправдательный и вынести обвинительный
4) Отменить обвинительный приговор и вынести обвинительный приговор
5) Отменить оправдательный приговор и вынести оправдательный приговор.
6) Отменить и прекратить производство по делу по основанию указанному в законе.
7) Изменить судебный акт
8) Отменить судебный акт и ра==направить дело на новое рассмотреение в суд первой инстанции .
9) Вынстиивоек делл е==пограждаскоо=шуд
Дела в апиляционной инстинации рассматриваются по общем правилам
Итогом рассмотрения дела в суде первой интинациииявояетмч вляется вынеесение : уоторые мгт ьыть обадлованеы в хщк.
Понятие суда кассаицонной инстанции
Основанием для рассмотрения дела в суде кассационной инстанции является кассационная жалоба участника или кассационное представление прокурора.
Касационные представления могут приносить прокуроры субъектов РФ и их заместителей, военные прокуроры второго звена (округов) и их заместители, генеральный прокурор РФ и его заместитель .
Судами кассаационной инстанции в настоящее время являются президиумы областных и соответствующих судов и военных судов второго звена, судебные коллегии Верховного суда РФ,
Основные полномочия суда кассационной инстанции:
1)Оставить судебный акт без изменения а кассационную жалобу или представление без удовлетворения
2) Отменить судебный акт и прекратить производство по делу по основаниям указанным в законе
3) Отменить и направить дело на новое разбирательство в суд первой или апеляционной инстанции(в другом судебный состав).
4) Изменить судебный акт в основном ( по общему правилу) суд касационной инстанции не ухудшает положение осужденного и не применяет закон о более тяжком преступлении или наказании.
Итогом рассмотрения дела в суде кассационной инстанции является вынесение касационного постановления или определния, которое в случаях указанных в законе могут быть обжалованы в суд надзорной инстанции
Понятие суда надзорной инстанции.
Под судом надзорной инстанции понимается проверка вступившего в законную силу судебного акта вынесенного в суде первой апиляционной или кассационной инстанции преимущественно в документальном порядке.
Основанием для рассмотрения дела является надзорная жалоба участников или надзорное представление прокурора (генеральный прокурор РФ и его заместители)
В настоящее время судом надзорной инстанции как для судов общ. Юрисдикции является президиум Верховного Суда РФ
Президиум Верховного Суда Рф в порядке судебного надзора могут быть рассмотрены:
1) Вступившие в законную силу судебные акты областных и соответствующих судов при условии, что они были предметом аппеляционного разбирательства в Верховном суде РФ.
2) Вступившие в законную силу законные акты окружных или флотских военных судов при условии что они были преметом аппеляционного разбирательства
3) Судебные акты Аппеляционной коллегии Верховного Суда, судебные акты судебнных коллегий Верховного Суда РФ
Полномочия суда надзорной инстанции в целом аналогичны полномочиям суда кассационной инстанции:
Как кассационный суд так и суд надзорной инстанции не рассматривает дело по существу. Судебные разбирательства происходят на основании доклада судьи-докладчика. Решения принимаются большинством голосов, а судебный акт вступает в законную силу немедленно после оглашения.
Судебная система РФ. Организация отдельных видов судов.
План характеристики отдельных звеньев судебной системы:
1) Место суда в судебной системе
2) Порядок наделения судей полномочиями
3) Состав (кто работает, штат)
4) Структура
5) Компетенция
Мировые судьи.
Мировыми судьями является судьями общей юрисдикции субъектов РФ и входят в единую судебную систему РФ. Их правовое положение регулируется ФКЗ о судебной системе, о судах общ. Юрисдикции, ФЗ о мировых судьях от 17 января 98 года. Законодательством субъектов РФ, а так же УПК ГПК.
Мировые судьи действуют в пределах суд. участка от 15 до 23 тыс человек.
Мировым судьём может быть гражданин РФ не моложе 25 лет, имеющий высшее Юр. Образование и стаж работа по юр. Специальности не менее 5 лет, сдавший квалификационный экзамен, прошедший мед. Свидетельствование, соответствующий другим требованиям кандидатам. Мировые судьи избираются населением суд. участка или назначаются представительными органами власти субъектами РФ (в Свердловской области законодательным собранием по представлением губернатора Свердловской области)
Срок полномочий впервые назначаемых мировых судей не должен превышать 5ти лет а при повтороном и последующем назначении должен быть не менее 5ти лет.
Компетенция мировых судей:
1)уголовные дела по которым наказание не превышает 3х лет лишения свободы( кроме случаев указанных в законе) Например: телесные повреждения, клевета, побои и некоторые другие
2)Дела об адм. Правонарушениях
3) Гражданские дела
-дела о выдаче суд. приказов
-дела о расторжении права, когда отсутствует спор о детях
-иные дела, возникающие из семейных правоотношений, кроме установления отцовства,материнства; о лишении родительских прав; об усыновлении,удочерении.
4) дела о разделе совместного имущества между супругами, не превышающими 50к руб.
5)имущественные споры при цене иска не выше 50к руб., кроме дел о разделе имущества и связанными с результатами интеллектуальной деят.
6) дела об определении порядка пользования имущества.
7) мировые судьи рассматривают дела только по 1ой инст., они могут пересматривать вынесенные ими суд. акты по вновь открывшимся обстоятельствам
Судебные акты в апелляционном порядке могут быть обжалованы в районные; а в кассационном порядке в обл. и соответствующие суды.
Районные, городские и межрайонные суды.
Они являются основным звеном суд. системы РФ в части территориальных судов. Их организация и деятельность регулируется ФКЗ «о суд. сист. РФ», ФКЗ «о судах общ. Юрисдикции», а так же УПК, ГПК и КОАП.
Районные суды являются федеральными судами, действующие на территории судебного р-на (р-н в городе\субъекте РФ\ или город без р-ого деления)
Судьей районного суда может быть гражданин РФ, в возрасте более 25 лет, имеющий высшее юр. образование, со стажем работы не менее 5 лет, сдавший квалификационный экзамен, прошедший мед. освидетельствование и соответствующий иным требованиям.
Судьями р-ных судов назначаются президентом РФ, по представлению председателя РФ, основанным на положит. Заключении квалификационной коллегии судей РФ. Срок полномочия судей районных судов в настоящее время не установлен. Р-ные судьи не имеют спец. Функциональных судебн. Подразделений. В состав р-ого суда входят:
-Председатель суда, его заместитель и помощники
-Судьи и судебные помощники
-секретари суда и суд. заседатели
-консультанты и специалисты
Компетенция районного суда:
Р-ные суды явл. Судами как 1ой, так и ап. Инст.
по 1ой инст. Рассм. 1) уголовные дела, возникающие на территории судебного р-на, кроме дел отнесенных к компетенции выше стоящих и военных судов, мировых судей.
2)гражданские дела, превышающие подсудность мир. Судей
3)дела об административных правонарушениях, когда необходимо производство адм. 4e4Расследования
4)дела особого производства или дела об установлении юр. фактов (дела о признании граждан безизвестно отсутствующих или умерших)
5)дела о признании ограниченно дееспособным или дееспособным.
Районные суды являются апелляционными инстанциями, находящиеся на территории данного р-на.
Они осуществляют судебный контроль за деятельностью органов дознания и предворительного следствия.
1)принимают решения о применении меры пресечения в виде заключения под стражу, дом.ареста, а так же о продолжении срока в задержании под стражей.
2) принимают решения о проведении оперативно-розыскных мероприятий в следственных действиях, ограничивающих конституционные права и свободу на неприкосновенность жилища личности, тайну переписки и подобных.
Некоторые вопросы, связанные с исполнением приговоров по уголовным делам:
1) Об условно-досрочном освобождении
2) Об изменении решения, отбывания наказания
3) О замене неотбытой части наказания более мягким наказанием
4) О переводе лиц, достигших совершеннолетия из военных колоний в условно-исправительные
Принципы распределения обязанностей между судьями районного суда:
1) Зональный\территориальный в соответствии с которым, судья рассматривает любые дела в пределах зоны дислокации
2) Предметные или функциональные в соответствии с которыми судья рассматривает гражданские, уголовные и административные дела.
3) Предметно-зональный, в соответствии с которым судья рассматривает определенные категории дел на определенной территории.
4) Беззональные при которых судья рассматривает гражданские дела, полученные
Решение районного суда в апелляционных и кассационных подразделениях, рассмотренные в областных и соответствующих судах.
Областные и соответствующие суды составляют 3 звено в системе территориальных судов, они являются федеральными судами, но действуют на ур. субъектах РФ.
Организация деятельности судов регулируется: ФКЗ,УПК,ГПК,КОАП
Состав данных судов в целом аналогичен районным, городским и межрайонным судам + председатели суд. коллегий и председатели суд. составов.
Компетенция областных и соответствующих судов.
1) Посвящен судебным коллегиями.
Они рассматривают дела по 1ой инстанции в апелляционном и кассационном порядке (по промежуточным и судебным актам)
Судебные коллегии по гражданским делам рассматривают:
-гражданские дела, связанные с государственной тайной
-дела об оспаривании НПА органов гос. Власти субъектов РФ, затрагивающих права и законные интересы граждан и организаций
-дела о приостановлении\ликвидации деятельности политических партий, общественных организаций, религиозных организаций и СМИ, действующих на преимущественно на территории одного субъекта РФ.
-дела об оспаривании решения, ……..
-дела об расформировании окружной избирательной комиссии\избират. Комиссии субъектов РФ.
-дела об усыновлении, удочерении ребенка иностранными гражданами
-дела о признании забастовок позаконными
-дела о выплате компенсации в связи с нарушением права на судопроизводство в определенные сроки и на исполнении судебных актов в определенные сроки.
И некоторые другие дела,предусмотренные федеральным законом
Судебные коллегии по уголовным делам рассматривают уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях, а так же по обвинению депутатов гос. думы, членов совета федерации, судей федеральных судов и судов субъектов РФ при наличии ходатайства, заявленного до начала рассмотрений дел в суде, а так же уголовные дела, связанные с государственной тайной.
Судебные коллегии являются апелляционной инстанцией для районных, городских и межрайонных судов, находящихся на территории данного субъекта.
2) Президиум в настоящее время является судом только кассационной инстанции. Он рассматривает кассационные жалобы, представления к вступившим в законную силу судебным актам мировых судей, районных, городских и межрайонных судов, находящихся на территории данного субъекта, а так же судебные акты коллегий областных и соответствующих судов, вынесенных в апелляционной инстанции. (т.е. является проверяющим судом)
Судебные акты областных и соответствующих судов в апелляционном и кассационном порядке могут быть рассмотрены в верховном суде РФ.
3) Военные суды
Они являются судами общей юрисдикции и входят в одну судебную систему РФ. Их правовое положение регулируется ФКЗ «о судебном системе РФ», ФКЗ «о судах общей юрисдикции», а так же ФКЗ «о военных судах РФ»
Верховный Суд РФ
Верховный суд РФ возглавляет систему судов общей юрисдикции, арбитражных и специализированных судов и является высшим судом по рассмотрению уголовных, гражданских административных дел, экономических споров и иных дел отнесенных к его компетенции.
Регулируется Федеральным Конституционным законом о Верховном суде РФ от 5 февраля 2014 года в редакции от 6 августа 2014 года,
Судьи Верховного Суда РФ назначаются советом Федерации по представлению президентом РФ.
В настоящее время Верховный суд состоит из 170 судей
Пленум
Президеум
Аппеляционная
Компетенция Верховного суда. Верховный суд РФ под первой инстанцией рассматривает 1)дела об оспаривании нормативно-правовых актов президента РФ, Правительства РФ, Федеральных органов исполнительной власти, Генеральной прокуратуры, Следственного Комитета, Судебного Департамента, Центробанка, Центральных избирательных комиссий, пенсионного фонда, Фонда обязательного мед.страхования, а так же гос. Корпораций.
2)Дела об оспаривании не нормативно-правовых актов Президента, Федерального Собрания, Правительства, Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций;
3)Об оспаривании решений высших квалификационных коллегий и судей РФ, и квалификационных коллегий судей субъектов РФ. О приостановлении и прекращений полномочий судей и их отставку
4) Дела об оспаривании решений и действий(бездействия) Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи.
5) Дела о приостановлении деятельности или ликвидации политических партий, общероссийских и международных общественных организаций, централизованных религиозных организаций, средств массовой информации, действующих на территории двух и более субъектов РФ.
6)Об оспаривании решений или уклонение от принятия решений центральной избирательной комиссии РФ
7) О расформировании центральной избирательной комиссии РФ
8) Об отмене регистрации кандидатов на должность президента РФ, а также отмене регистрации федерального списка кандидатов.
9) о Присуждении компенсации по административным делам , кроме дел отнесенных к компетенции горнизонных и районных судов
10) Экономические споры между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, а так же между высшими органами гос власти субъектов РФ
1) Дает разъяснение ниже стоящим судам по вопросам судебной практики
2) Обращаться в конституционный суд РФ с запросам по проверке законов, правовых актов и договоров
3) Заключение о наличие в действиях президента РФ признаков преступления по обвинению в гос. Измене или в совершении иного тяжкого преступления
4) Выносит заключении о наличиях в действиях Генерального прокурора РФ и председателя следственного комитета РФ признаков преступления для возбуждения уголовного дела в отношении данных лиц.
5) Разрешает вопросы связанные с международными договорами РФ и обладают некоторыми другими полномочиями .
Компетенция отдельных структурных подразделений Верховного суда
Пленум Верховного суда РФ действует в составе председателя Верховного суда,первого заместителя председателя-председателя судебных коллегий, и судьи Верховного суда. В его заседаниях могут принимать участие председатель и судьи Конституционного суда РФ, генеральный прокурор и министра Юстиции .
Дает разъеснение нижестоящим судам по вопросам судебной практики
Формирует состав судебных коллегий, а так же аппеляционных дисциплинарных
Утверждает состав судебных кооллеий в отношениий генерального прокрурора и председалет.
В отношении судебных коллегий по проверке судебных актов вынесенных по первой иснатицнии
Судебные коллегии Верховного Суда в пределах своей компетенации рассматривают дела по первой инстанции в аппеляционном и кассационном порядке.
Уровень дисциплинарного
Арбитражные суды РФ
Арбитражные суды являются федеральными судами по рассмотрению экономических споров возникающих предпринимательской и иной экономической деятельности, сторонам в которых являются юридические лица и граждане-предприниматели.
3 звено: арбитражные суды округов (кассационные суды) выполняют функцию первой и кассационной инстанции
2 звено: арбитражные апелляционные суды (только суды апелляционной инстанции)
1 звено: арбитражные суды субъектов РФ (только первая инстанция)
Арбитражные суды субъектов РФ-данные суды являются основным звеном в системе арбитражных судов и рассматривают 98% дел,отнесенных к компетенции арбитражных судов.
В состав данных судов входят: председатель суда, его заместители и помощники, председатели судебных коллегий и суд.составов, судьи, помощники судей, арбитражные заседатели и работники аппарата суда
Структура : Президиум, Судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из гражданских или иных правоотношений
Судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений
Арбитражные суды 1 звена по первой инстанции рассматривают экономические споры возникающие из гражданских и административных правоотношений, кроме дел, отнесенных к компетенции арбитражных судов округов, Судебные коллегии по экономическим спорам Верховного суда РФ и специализированных арбитражных судов. Их судебные акты могут быть в течении одного месяца обжалованны в арбитражные апелляционные суды.
Арбитражные аппеляционные суды
Составляют 2 звено системы арбитражных судов и выполняют функцию только суда апелляционной инстанции. Состав данных судов в целом аналогичен арбитражному суду первого звена, кроме арбитражных заседателей.
В структуре образуются: Прездиум, суд коллегии по рассмотрению поров из гражданских правоотношений, суд. коллегии по рассмотрению споров из административных правоотношений
Арбитражные суды 2 звена в апелляционном порядке рассматривают апелляционные жалобы и представления на не вступившее в законную силу суд. акты арбитражных судов 1 звена, вынесенных по первой инстанции
Арбитражные кассационные суды
Данные суды, являлись третьим звеном в системе арбитражных судов, образуются и действуют по независимым судебным арбитражным округам. Всего на территории РФ создано 10 арбитражных судебных округов, например Западно-Сибирский и Восточно-Сибирский, Дальневосточный, Северо-Кавказский, Центральный, Уральский и другие.
Состав и структура аналогичны арбитражным судам 2го звена.
Суд коллегия по экономическим делам рассматривает (как первая и кассационная инстанция )
Суд.коллегия по административным делам рассматривает (только как кассационная инстанция)
Данные суды по 1ой иснтанции рассматриют дела о присуждение компенсации в связи с нарушением права на судопроизводство в разумные сроки и на исполнение суд.акта в разумные сроки.
Они рассматривают в кассационном порядке жалобы и представления на вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов первого и второго звена, вынесенные под первой инстанцией и в апелляционном порядке.
Вынесенные в данном суде судебные акты, повторно в кассационном порядке могут быть обжалованы в суд. коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ, а в порядке суд.надзора президиум Верховного суда РФ.
Сторонами в арбитражном процессе являются истцы и ответчики, которыми могут быть 1) Российская Федерация (представители)
2)Субъекты РФ
3) Муниципальные образования
4) Юридические лица
5) Граждане индивидуально занимающиеся предпринимательской деятельности, зарегистрированные в установленном законе порядке без образования юридического лица.
6) Физические лица
7) Иностранные граждане и иностранные организации
Самостоятельно выучить по учебнику по 3 примера категории экономических споров возникающих из гражданских правоотношений и административных правоотношений
Конституционные суд РФ
Конституционный суд РФ является органом конституционного контроля, осуществляющим суд. власть в форме Конституционного судопроизводства.
В состав Конституционного суда входят 19 судей, они назначаются Советом Федерации по представлению президента РФ.
В настоящее время в Конституционном суде РФ упразднены палаты, то есть отсутствует структура.
Судьей Конституционного Суда может быть гражданин РФ, достигший возраста не менее 40 лет, имеющий высшее юр. образования, стаж работы по юр. специальности не менее 15 лет, имеющий высокую квалификацию и признанные познания в области права. Судьи конституционного суда имеют ученую степень
Компетенция Конституционного суда: рассматривает следующие категории дел:
1) Дела о соответствии конституции РФ
А)нормативных актов (президента, правительства, совета федерации и гос. Думы
Б) Уставов Конституции в законах и иных нормативных актов и иных субъектов РФ
2) …..договоров
А) РФ и субъектов
Б) субъектов
3) о соответствии конституции Международных договоров РФ
4) Разрешать споры о компетенции:
А)Между федеральными органами гос. Властьи
Б) Между федеральными органами гос. Власти и органами гос. Власти субъектов
В)Между органами гос. Власти субъектов РФ
5) Даёт толкование Конституции
6) Обладает правом законодательной инициативы
7) По запросам судов и жалобам граждан даёт заключение о Конституционности закона примененного или подлежащего к применению в конкретном деле.
8) Даёт заключение о законности порядка выдвижения обвинения президента РФ в совершении государственной измены и иного тяжкого преступления
Конституционный суд рассматривает только правовые вопросы . Он должен воздерживаться от установления каких бы то ни было фактических обстоятельств судебного дела.
Самостоятельно изучить вопрос Конституционно уставные суды субъектов РФ и тема правовой статус судей военных судов
Правовой статус судей-это особый судоустройственный правовой институт, закрепляющий независимое и обособленное положение судьи, как государственного деятеля.
Нормативными источниками регулирующими правовое положение судей являются:
Ст.119 и 120 Конституция РФ,
ФКЗ «о судебной системе», «о военных судах», «о Верховном Суде», «о судах общей юрисдикци», «о конституционном».
ФЗ «о мировых судьях», законы субъектов о мировых судьей, «о статусе судей», ФЗ «о присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции российской федерации» «об арбитражных заседателей арбитражных судов, судов субъектов РФ», « об органав судейского сообщества» и другие.
Элементами правового статуса судей являются следующее:
1) Особые требования предъявляемые к кандидатам в судьи.
2) Особый порядок наделения судьями полномочиями
3) Особый порядок приостановления и прекращения полномочий судей
4) Право судьи на отставку
5) Неприкосновенность судей (судейский иммунитет)
6) Установление в законе ответственности за неуважение к суду (административная, уголовная и мера процессуального принуждения) 31 глава УК в Кодексе об Административных нарушениях, в ГПК и УПК о мерах административного принуждения (название статей и основные положение)
7) Установление в законе символов судебной власти (мантия, наличие в здании суда флага РФ, наличие в залах заседания герба РФ, наличие удостоверений судей установленного законом образца) Впервые назначаемые судьи приносят присягу.
Прокуратура РФ
Организация деятельность прокуратуры РФ регулируется федеральным законом о прокуратуре РФ от 17 января 1992 года (в ред. От 17.11 1995 с последующими изменениями и дополнениями)
Общее понятие прокурорского надзора РФ- особый вид государственной деятельности, осуществляемый специальными органами во главе с генеральным прокурором РФ по особым направлениям, указанным в законе и с применением специальных средств реагирования на выявление нарушения законности.
Особенности прокурорского надзора как форма государственной деятельности:
1) Он осуществляется на всей территории Российской Федерации за всеми должностными лицами и органами управления т.е. имеет универсальный характер.
2) Осуществляется он лица высших органов государственной власти.
3) Осуществляется за другими органами контроля и надзора
4) Обеспечивает верховенство и единообразное применение закона.
Признаками прокурорского надзора является следующее:
1) Осуществление прокурорского надзора специальными органами и должностными лицами.
2) Осуществление прокурорского надзора по особым направлениям указанным в законе.
3) Осуществление прокурорского надзора с применением специальных средств или форм реагирования на выявленное нарушение законности.
Прокурорские работники при осуществлении надзорных полномочий не имеют права вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность поднадзорного субъекта.
Прокурорские работники применяют следующие средства прокурорского реагирования:
1) Протест
2) Представление
3) Предостережение
4) Требование
5) Постановление
6) Заявление гражданского иска
Направления деятельности:
1) Надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов (федеральными министерствами, ведомствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти) Законодательными, представительными и исполнительными органами власти субъектов РФ. Органами контроля, органами военного управления, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а а так же за законностью издаваемых ими правовых актов. «Общий надзор» «Надзор за исполнением закона и законности правовых актов»
2) Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина
3) Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность дознания и предварительного следствия.
4) Надзор за исполнением законов службой судебных приставов.
5) Надзор за исполнением законов в местах ограничения и лишения свободы
6) Участие прокурора при рассмотрении дела в суде
7) Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
8) Участие прокуратуры в правотворческой деятельности
9) Информационное и методическое обеспечение деятельности органов прокуратуры.
10) Антикоррупционная экспертиза нормативных актов.
Территориальная прокуратура осуществляет надзор по всем направлениям прокурорской деятельности
Транспортная осуществляет надзор на исполнение законов на железнодорожном, водном и воздушном транспорте и в таможенной сфере.
Природоохранная или экологическая прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов об охране природы.
Прокуратура ЗАТО осуществляет надзор аналогичный территориальной прокуратуре в закрытых административных, территориальных образованиях.
Прокуратура уголовно-исполнительной учреждения осуществляет надзор в местах ограничения или лишения свободы
Военная прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов в вооружённых силах РФ.
Правовой статус прокурорских работников.
1)Гражданство РФ ( в отличии от закона о статусе судей было написано с 1992 года, запрещено двойное гражданство)
2)Возраст 25 лет для прокуроров районов, не менее 30 лет для прокуроров субъектов РФ и приравненных к ним.
3)Стаж работы в органах прокуратуры не менее 3х лет для прокуроров районов и приравненных к ним, не менее 5ти лет для прокуроров субъектов РФ и приравненных к ним.
4) наличие необходимых моральных и деловых качеств и состояния здоровья, позволяющих выполнять обязанности возложенные на прокурорских работников
Порядок назначения прокурорских работников:
1) Назначаются советов федерации по представлению президента РФ
2) Прокуроры субъектов РФ назначаются президентом РФ по представлению генерального прокурора РФ с согласия законодательных органов власти субъектов РФ
3) Прокуроры районнов, городов и приравненные к ним назначаются генеральным прокурором РФ, все иные прокуроры назначаются президентом РФ
Принципы организации деятельности органов прокуратуры
Все принципы принято подразделять на общие и специфические. К общим принципам относится: принцип законности и принцип гласности.
Принцип законности имеет внешние и внутренние проявления. Внешние проявления состоят в том, что органы прокуратуры всей своей деятельностью обеспечивают точное и единообразное применение законов на всей территории Российской Федерации органам государственной власти, управления юридическими и должностными лицами.
Внутреннее проявление данного принципа состоит в том, что органы прокуратуры сами действуют на основании и воисполнении Конституции РФ, Федеральных законов, законов субъектов РФ, а так же приказов генерального прокурора РФ.
Принцип гласности. Прокурорские работники действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям закона, об охране государственной и иной тайной. Создаются специальные отделы по связам с общественностью
Генеральный прокурор РФ ежегодно представляет отчет о состоянии законности в РФ президента РФ и Совета Федерации.
Специфические принципы. К ним относятся принцип независимости, централизации, единства и единоначалие.
Принцип независимости. Прокурорские работники осуществляют надзорные полномочия независимо от органов государственной власти, управления, политических партий, общественных организаций, средств массовой информации, физических, юридических и должностных лиц. Какое либо вмешательство в деятельность органов прокуратуры запрещено и влечет за собой ответственность по закону. Прокурорские работники не могут входить в состав выборных организаций, политических партий и общественных объединений. В органах прокуратуры не могут быть созданы первичные организации данных органов. Прокурорские работники не могут совмещать свою деятельность с любой иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научно-исследовательской и творческой деятельности. Прокурорские работники не обязаны давать объяснений по поводу проводимых прокурорских проверок . Никто не в праве без разрешения надзирающего прокурора разглашать материалы прокурорских проверок до их завершения.
Принцип централизации. Органы прокуратуры представляют собой единую, централизованную систему Федеральных органов власти, с подчинением нижестоящих вышестоящим, а всех вместе генеральному прокурору РФ.
Принцип единства. Перед прокурорскими работники стоят единые цели и задачи, они осуществляют надзор по единым направлениям деятельности органов прокуратуры, и взаимозаменяемы.
Принцип единоначалия-основной способ управления прокуратурой. Вместе с тем в Генеральной прокуратуре РФ прокуратура субъектов РФ и приравненной к ним на правах совещательного органа создаются коллегии, состоящих из руководящих работников данных органов.
Основные направления деятельности органов прокуратуры.
1) «Общий надзор» (надзор за исполнением законов и законности правовых актов)
Предметом надзора данной отрасли является:
1) Законность деятельности федеральных министерств, ведомств, государственных комитетов, служб и иных федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, органов контроля, органов военного управления. Органов по надзору за субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания, и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания. Их должностных лиц, руководителей органов управления коммерческих и некоммерческих организаций.
2) Законность издаваемых ими правовых актов.
Основанием общей надзорной деятельности являются: заявления и письма граждан, сообщения в средствах массовой информации и любая иная информация о нарушениях законности
Прокурор в праве: по предъявлению служебного удостоверения входить на территорию и помещения поднадзорного субъекта, истребовать документы при проверке, назначать проведение экспертиз и ревизий и привлекать специалистов, вызывать для дачи объяснений должностных лиц в органы прокуратуры.
Средства или формы реагирования: формой является протест, представление, постановление о привлечении к административной ответственности, предостережение, требования, и заявления гражданского иска
2)Участие прокурора при рассмотрении дела в суде.
Прокурор участвует в рассмотрении гражданских, уголовных и арбитражных дел в суде. Уголовное судопроизводство. В соответствии со статьей 246 УПК РФ, участие государственного обвинителя обязательно в делах частнопубличного и публичного обвинения. По делам частного обвинения, обвинение поддерживает потерпевший (оскорбление, клевета, побои, легкие телесные повреждения ). Государственное обвинение могут поддерживать один или несколько прокуроров, если в ходе судебного разбирательства участие одного из государственных обвинителей будет невозможно, он заменяется другим прокурором, это не влечет за собой повторения раннепроизведенных процессуальных действий. По ходатайству прокурора суд может повторить доспрос свидетелей, потерпевших и обвиняемого. Государственный обвинитель в ходе судебного заседания квалифицирует состав преступления, поддерживает обвинительное заключение и излагает суду своё мнение по поводу применения уголовного закона. До удаления суда в совещательную комнату прокурор может изменить объём обвинения в сторону смягчения. Гражданское судопроизводство. В гражданском процессе прокурор участвует с заявлением гражданского иска и даёт заключение в связи с рассматриваемым делом
Прокурор участвует в защиту прав и законных интересов: РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления, неопределенного круга лиц. Прокурор участвует в защите прав и законных интересов граждан в том случае, когда они в силу возраста, недееспособности, состоянию здоровья и других уважительных причин не могут самостоятельно защищать свои интересы в суде. Исключения составляют: дела о защите прав граждан в сфере трудовых(служебных) отношений, дела о защите семьи, материнства, отцовства. Дела об обеспечении граждан в социальных вопросах в том числе обеспечение права граждан на жилище в государственных и муниципальных жилищных фондах. Дела об охране здоровья, оказания медицинской помощи. Дела об обеспечении права на благоприятную окружающую среду. Дела в сфере образования. Прокурор даёт заключение по делам о выселении, о причине вреда жизни и здоровью, и в других случаях, указанных в законе. Неявка прокурора не препятствует рассмотрению дела в суде. В суде кассационных и надзорных инстанциях прокурор участвует соответственно с апелляционном, кассационном и надзорном представлении
Надзор за исполнением законов органами осуществляющими оперативно-розыскную деятельность дознания. Предметом надзора в данной отрасли является соблюдение прав и свобод гражданина и человека при проведении дознания и предварительного следствия.
2)обеспечение законности, объективности, всесторонности и полноты при расследовании преступления.
3)выявление причин и условий, способствующих по установлению
В данной отрасли надзора прокурор имеет след. Права:
1) Проверяет исполнение фед закона о регистрации и приеме заявления о совершенном преступлении
2) Проверяет материалы на основании которых возбуждают уголовное дело
3) Проверяет законность отказа в возбуждении уголовного дела
4) Рассматривает жалобы на действия (бездействие) дознователя, следователя,руководителя следственного органа.
5) Принимают участие в судебном заседании по рассмотрению ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу,а также о продлении срока заключения под стражу
6) Дает указания о направлении предварительного расследования об определенных действиях, об избрании…или отмены меры пресечения и отменяет.
Формы реагирования на выявление нарушения законности
1) Отмена постановления о возбуждении уголовного дела, вынесенного дознавателем или следователем.
2) Требования об устронении нарушения закона, допущенного в ходе дознания или предворительного заключения.
3) Изъятие уголовного дела у дознавателя и передача..
4) Отстранение дознователя от производства предварительного дознания
5) Отмена незаконного постановления дознователя
В данной отрасли надзора ограничено действует принцип невмешательства в деятельность поднадзорного субъекта
Надзор за исполнением законов в местах ограничения и лишения свободы учить самой.
Органы выявления и расследования.
ОРД-оперативно-розыскная деятельность.
Предварительное расследование делится на дознание и предварительное следствие
ПР-особый вид государственной деятельности, осуществляемый специальными уполномоченными органами и даже лицами в целях выявления, причесения и раскрытия преступлений, а также установление и выявление лиц, совершивших преступление
Основные задачи ПР:
1) Полное всестороннее объективное расследование по материалам уголовного дела
2) Изобличение лиц виновных в совершении преступления и привлечении в качестве обвиняемых
3) Реабилитация невиновных
4) Защита прав и законных интересов лиц потерпевших от преступления
5) Выявление причин и условий, способствующих совершению преступления, совершения…
ОРД- вид деяетельности, осуществляемый гласно и негласно оперативными органами посредством розыскных мероприятий.
Задачам ОРД являются:
1) Выявление, пресечение и раскрытие преступления, а также установление лиц их подставливающие, совершающих и совершивших
2) Розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а так же розыск лиц безвести пропавших.
3) Добывание инфы о событиях или действиях, создающих угрозу гос, военной, экономической или экологической безопасности РФ
4) Частный случай: розыск имущества, подлежащего конфискации.
Органами ОРД являются:
1) Органы внутренних дел (ОВД)
2) ФСБ
3) Таможенный орган
4) Федеральная служба гос. органы
5) Служба внешней разведки РФ
6) ФСИН
7) ФСКН
Данные органы действуют на основании принципов:
1) Законности
2) Уважения прав и свобод человека и гражданина
3) Сочетание гласных и негласных методов
Оперативно-розыскные мероприятия: опрос граждан, наведение справок, сбор образцов для сранв исследования