Природа национализма. ганс кон
Национализм, как мы понимаем его, возник не ранее второй половины XVIII в. Его сила впервые проявилась во время Французской революции, которая придала новому движению небывалый размах и динамизм. В конце XVIII в. национализм проявился почти одновременно в ряде далеко удаленных друг от друга стран Европы. Наступило его время в развитии человечества. Хотя Французская революция была одним из мощнейших факторов роста и распространения национализма, она отнюдь не означала его рождение. Как любое историческое движение, национализм имеет свои корни в далеком прошлом. Условия, сделавшие его появление возможным, складывались в течение веков. Формированию национализма предшествовало длительное развитие в политической, экономической и интеллектуальной сферах, происходившее разными темпами в различных странах. Все эти процессы невозможно расставить по степени важности или однозначно установить их причинные связи. Они тесно взаимосвязаны, каждый процесс влияет на все остальные, и хотя развитие в каждой области можно проследить в отдельности, последствия неразделимы — разве что в научном анализе, но в жизни они неразрывно переплетены.
Национализм немыслим без предшествующих его появлению представлений о народном суверенитете, т.е. без полного пересмотра положения правителя и управляемых, классов и каст.
Нужна была секуляризация восприятия вселенной и общества при помощи естественных наук и естественного закона, как его понимали Гротиус и Локк. Традиционность экономической жизни предстояло преодолеть растущему третьему сословию, которое в свою очередь должно было отвлечь внимание общества от королевских дворов с их цивилизацией, чтобы обратиться к жизни, языку и искусствам народа. Этот новый класс был менее связан традициями, чем аристократия или духовенство, он представлял новую силу, ориентированную на новые цели, способную порвать с прошлым, отвергнуть традицию — скорее в своих собственных глазах, чем в действительности. Усиливаясь, этот класс претендовал на то, что он выражает интересы всего народа. Там, где третье сословие в XVIII в. приобрело особый вес, например, в Великобритании. Франции, США, национализм проявился главным образом (хотя не только) в политических и экономических переменах. В странах, в которых в начале XIX в. третье сословие оставалось в зачаточном состоянии (в Германии, Италии, среди славянских народов), национализм выражался прежде всего в сфере культуры. На начальном этапе у этих народов ядром национализма стали не столько нация-государство, сколько Volksgeist, "дух народа", и его проявления в литературе, фольклоре, родном языке, истории. По мере усиления третьего сословия и политического и культурного пробуждения масс в XIX в. этот культурный национализм трансформировался в стремление создать свое национальное государство.
Рост национализма — это процесс интеграции народной массы в рамках общей политической парадигмы. Поэтому национализм предполагает существование — на деле или в качестве идеала — централизованного государства на большой территории. Такая форма была создана абсолютными монархами, которые тем самым проложили дорогу современному национализму. Французская революция наследовала и продолжила централизаторскую политику королей, но наполнила центральную организацию новым духом и придала ей невиданную прежде силу. <...>
Можно сказать, что некое осознание национальности существовало и до возникновения современного национализма; оно колебалось в широких пределах, иногда почти полностью угасая, иногда становясь более или менее явным. <...> Но оно не оказывало глубокого и всестороннего влияния на мысли и действия людей. Лишь иногда оно четко проявлялось среди личностей, а в периоды испытаний или в ответ на провокации — также среди групп. Однако в конечном счете оно не определяло постоянно цели и действия. Это не была целеустремленная воля, сплачивающая индивидов в единстве эмоций, мыслей и действий. <...>
Национализм прежде всего и главным образом — это состояние ума, волевой акт, который со времен Французской революции становится все более характерным для человечества. Умственная жизнь человека в одинаковой мере определяется его индивидуальным и групповым сознанием. Оба они — сложные состояния ума, достигаемые посредством опыта дифференциации и противопоставления нашего Я и окружающего мира, своей и внешней группы. Центром коллективного, или группового, сознания могут быть совершенно различные группы, среди которых одни (например, семья, класс, клан, каста, деревня, секта, религия и др.) более постоянны, другие же (такие как группа однокашников, футбольная команда, пассажиры на корабле) имеют преходящий характер. В каждом случае в зависимости от того, насколько устойчива группа, коллективное сознание стремится к гомогенности внутри группы, установлению конформизма и единомыслия, т.е. таких свойств, которые создают предпосылки для согласованных общих действий и облегчают их осуществление. В этом смысле можно говорить о групповом уме и групповом действии. Мы можем говорить о католическом уме и католическом действии, английском уме и английском действии, а также о деревенском или городском уме и о действиях сельских и городских групп. Все эти группы развивают свой собственный характер. Характер крестьян, солдат, чиновников и других профессиональных групп может быть столь же или даже более отчетливо выражен и устойчив, как и характер национальной группы. Каждая группа создает свои символы и социальные условности, придерживается традиций, которые выражаются, в частности, в общественном мнении группы.
Групповое сознание никогда не бывает полностью замкнутым. Люди одновременно входят в состав различных групп. По мере усложнения цивилизации число групп, в которые входит индивид, в целом увеличивается. Группы эти строго не разграничены, меняется их значимость для индивида. В множественном, нередко внутренне противоречивом групповом сознании все же есть нечто такое, что рассматривается человеком как высшее и самое важное и чему он отдает предпочтение в случае внутреннего конфликта лояльности. Человек отождествляет себя с группой и ее существованием не только в настоящем, но и в прошлом и будущем. В определенные периоды это чувство солидарности может привести к полному слиянию индивида с группой. На готовность к общим установкам и общим действиям нацелено и все воспитание членов группы.
В различные периоды истории и в разных цивилизациях мы находим различные группы, которым отдается высшая лояльность. Современный период истории, начиная с Французской революции, характеризуется тем, что именно в этот и только в этот период нация требует высшей лояльности человека и все люди, а не только отдельные личности или группы, проникаются этой лояльностью. Все цивилизации, до современного периода шедшие своими, нередко очень несхожими путями, теперь все больше и больше подчиняются одному высшему групповому сознанию — национализму.
Многое высказано по поводу того, что рост национализма и национальной ограниченности произошел именно в то время, когда международные отношения, торговля и коммуникации развивались невиданными ранее темпами, что местные языки приобрели достойный статус литературных и культурных языков как раз в то время, когда наиболее желательным представлялся отказ от национальных языков в пользу мировых. Однако при этом упускается из вида, что повсеместный рост национализма и вызванное им пробуждение масс к политической и культурной жизни подготовили почву для более тесных культурных контактов между всеми цивилизациями, впервые пришедшими к общему знаменателю, одновременно соединяя и разделяя их. <...>
Для разных периодов истории характерны различные пределы человеческих симпатий. Эти пределы не установлены раз и навсегда, а изменяются под воздействием великих исторических кризисов. В средние века жители Иль-де-Франс испытывали острую антипатию и презрение к людям Аквитании или Бургундии. Совсем недавно схожее чувство было присуще мусульманам Египта и местным христианам-коптам. В древности афиняне ненавидели и презирали спартанцев. Даже в пределах одной общности соперничавшие религиозные секты разделялись почти непреодолимыми барьерами. До недавних пор в Китае пределом привязанности была семья, а по отношению к нации или другой крупной социальной группе лояльность была чрезвычайно слабо выражена, а то и вовсе отсутствовала.
Начиная с XIX в. в западном, а в XX в. также в восточном мире границы симпатий определяются национальностью. Во многих случаях эти новые изменения создали новые разделяющие линии. Объединение людей в новую форму организации и вокруг ее символов приобрело небывалый размах. Быстрый рост населения, распространение образования, повышение роли масс, новая техника информации и пропаганды придали чувству национальности такую интенсивность и постоянство, что оно стало восприниматься как выражение чего-то естественного, что существовало и будет существовать всегда. Но пределы симпатии не обязательно должны всегда оставаться такими, как они существуют сегодня. С преобразованием социальной и экономической жизни, с ростом взаимозависимости всех национальностей, сокращения расстояний, с новым направлением образования эти пределы могут включать наднациональные сферы общих интересов и симпатий.
Подобное расширение солидарности, если оно настанет, возможно только в результате борьбы невиданных ранее масштабов. Национализм представляет "корпоративные интересы": не только политические и экономические, но также интеллектуальные и эмоциональные, отличающиеся небывалой интенсивностью. По сравнению с всемогущей национальностью общечеловеческое представляется как отдаленный идеал или поэтическая мечта, не обладающая плотью и жизненным пульсом. Это действительно так. Но на определенном отрезке истории французская или немецкая нация тоже была не более чем отдаленной идеей. Все же после великой борьбы исторические силы ее осуществили. В XVIII в. появилась утопическая идея организации всего человечества, но уровень развития государства и экономики, техники и коммуникаций был недостаточным для решения такой задачи. Сегодня ситуация другая. <...> Когда-то национализм способствовал личной свободе и счастью, теперь он подрывает их и подчиняет целям своего собственного существования, которое уже не представляется оправданным. Когда-то великая жизненная сила, ускорившая развитие человечества, теперь он может стать серьезной помехой на пути гуманности.