Двенадцать ступеней

Всякое познание имело свои градации, и древние и современные школы имели различные степени посвяще­ния. Однако далеко не всегда степень внутреннего дости­жения соответствовала степени священства, различные условия наделяли людей той властью, которой они фак­тически не располагали. Необходимость поддержания ав­торитета заставляла гордецов прибегать к методам далеко не всегда чистым; одним словом, происходило то, что происходит всегда там, где внешность разобщается с внут­ренним смыслом: наступало изуверство, которое мы на­блюдаем на месте церковных иерархий и в некоторых мистических обществах. Гордость, или вернее тщеславие, неотъемлемо несет за собой борьбу за власть и с нею опасение потерять ее. Мнимые иерархи всегда подавляли все, что могло бы нести опасность их положению и отсюда не терпели всех истинно духовных. Это было одной из главнейших причин распадения церквей и духовных об­ществ.

Между тем, переход в новую степень посвящения мог сопровождаться лишь соответственным раскрытием цент­ров. Для учеников Агни Йоги не существует внешних градаций, однако существуют степени внутреннего дости­жения, и каждый приобщившийся к Учению, конечно, с интересом спросит, в какой же степени пребывает он.

Всего степеней двенадцать: в А.Й. приводятся выра­жения, характеризующие состояние находящегося в каж­дой степени:

1. Встревоженный.

2. Озирающийся.

3. Стучащийся.

4. Внемлющий.

5. Припоминающий.

6. Претворящий.

7. Меченосец.

8. Мощный.

9. Лампада Пустыни.

10. Пустынный Лев.

11. Сотрудник Начал.

12. Создатель.

Каждая степень имеет три подстепени. Порядок сте­пеней проходится постепенно, по мере развития центров; и не грамоты и самые пышные посвящения, но качество огня является отличительным признаком. Учение вдох­новляет, говоря, что устремленный может скоро овладеть, но отступник низвергает себя навсегда или на многие, многие годы.

Первая степень — как бы пробуждение от сна. Вспом­ним, как мы пробуждались. Каждый спал, мечтая об удоб­ствах жизни, о тленном — о земном. Но вот что-то новое поразило сознание. Но вот нечто вспыхнуло внутри, что-то непонятное и еще неосознанное — мы ВСТРЕВОЖЕНЫ.

Мы начинаем искать причину и ОЗИРАТЬСЯ, точно кто-то позвал нас, но кто, почему, откуда — мы не знаем.

Но вот найдено направление зова, и может быть осоз­нан позвавший. И мы начинаем СТУЧАТЬСЯ к НЕМУ.

Стучащему отверзается, и вот ВНИМАЕМ словам по­учения.

Но не просто позвали и пробудили нас — ведь для этого должен быть какой-то потенциал, ведь для этого должно было быть накоплено горючее для центров; ко­нечно, у нас уже есть прошлое, и мы начинаем ПРИПОМ­НИТЬ.

Наступает перелом — начинаем ПРЕТВОРЯТЬ ус­лышанное в жизни. Мы закаляемся во встреченной борьбе и выковываем себе меч подвига, меч духа — мы стано­вимся МЕЧЕНОСЦАМИ. Мы — грозные поражатели тьмы, идущие из боя в бой, умножая свои силы; мы становимся МОЩНЫМИ, и тогда наступает степень "ЛАМПАДА ПУСТЫНИ".

О последних ступенях в Учении можно найти доволь­но много. Так А.Й. говорит о степени, где самодеятель­ность центров достигает уже огромной высоты:

"Состояние открытых центров приносит качество по­гашения окружающего несовершенства. Не только разви­тие чувствительности, но принесение своих сил для улуч­шения окружающего. Так можно заметить, что уявление сил как бы поглощается пространством. Эта степень от­крытия центров называется "Лампада Пустыни"". После она переходит в степень "Пустынного Льва", о которой в Учении сказано больше всего.

Невероятное напряжение сопровождает расцветание центров.

Для многих сказанное уже не звучит отвлеченно. Ученики ведутся стезею битвы, и каждая большая победа в духе может сделать доступной следующую ступень. Так мы восходим качеством своего внутреннего огня.

9 августа 1938 г.

ВРАТА

"Решивший познать Агни Йогу должен преобразить Ею всю жизнь". Если познание законов математики воз­можно без преобразования жизни, то невозможно проник­нуть в сферы Огня, не омыв своей внутренней сущности. Где возможно, законы поставят преграду дальнейшему продвижению и оберегут тем самым неосторожных; но горе тем, кто коснется Огня загрязненными руками — губительный взрыв как результат несоответствия грязи с Чистотой будет следствием такого касания.

Некоторые думают, что, избавившись от двух-трех недостатков, они могут рассчитывать на продвижение, сохраняя десятки оставшихся несовершенств. Учитель решительно восстает против такой половинчатости. Именно ВСЯ жизнь должна быть преображена, иначе как же избежать крушения, к которому приводит поло­винчатость.

Преображение жизни возможно лишь при внутреннем стремлении, при искреннем желании наполнить сущест­вование полезными делами и изгнать из жизни все меша­ющее, все препятствующее продвижению. Большая ошиб­ка и неудача ожидает насильников над собой. И если Йога накладывает обязательства построения всей жизни в со­ответственной данному сознанию незаметно-внешней дисциплине, то эта дисциплина не должна быть бременем и тяжестью. Учение говорит: "Если эта незаменимая дис­циплина может не быть цепями, но претворится в радость ответственности, то можно считать ПЕРВЫЕ врата — открытыми".

По всем Книгам Учения мы наталкиваемся на термин "Врата" Многие обойдут его непониманием или равно­душием, но символ "Врат" тесно связан с путем восхож­дения. Эти этапы посвящения, как вехи, свидетельствуют о приближении Огненного Мира, где дошедшие приобщат­ся к Лотосу Великого Учителя. Можно встретить название "Вторых" и "Третьих", "Великих", "Огненных" Врат, и собравший все о "Вратах", подумавший, приведший ма­териал в известную систему, к единому синтезу, увидит перед собой четкий путь и сможет приступить к ответст­венной, но зато несравнимо приближающей последова­тельности.

Так для желающего познать Агни Йогу открываются "Вторые Врата", когда осознано сотрудничество с Даль­ними Мирами.

"Когда же будут понятны основы эволюции, тогда упадет затвор Третьих Врат".

"Наконец, когда будет понято преимущество уплот­ненного астрала, тогда затвор Четвертых Врат упадет".

Дисциплина духа, Дальние Миры, эволюция, уплот­ненный астрал — четыре основы познания встают перед неофитом Йоги, и он делает первые робкие шаги, за которыми наблюдает тот, Кто видит его среди дня и ночи, Тот, Кто видит каждый хороший и каждый плохой его жест, Который поймет, поддержит и все огорчения обратит на пользу идущего путем Учения Огня.

21 июня 1938 г.

Наши рекомендации