Юридические свойства Конституции Российской Федерации. У Конституции РФ есть ряд сущностных черт и особых юридических свойств (как отмечает наш учебник)
У Конституции РФ есть ряд сущностных черт и особых юридических свойств (как отмечает наш учебник). Сущностные черты: особый субъект который устанавливает Конституции или от имени которого он принимается; учредительный, первичный характер конституционных установления; всеобъемлющий характер конституционной регламентации; особые юридические свойства.
Вот они, эти свойства: 1. Верховенство Конституции означает, что государство, государственная власть в лице государственных органов, а также организации, объединения, граждане подчиняется Конституции. Согласно статье 4 Конституция имеет верховенство на всей территории РФ. Согласно статье 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
2. Высшая юридическая сила Конституции. Согласно статье 15 Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Высшая юридическая сила Конституции означает, что все законы и иные нормативные правовые акты должны соответствовать Конституции, в противном случае действуют нормы Конституции.
3. Центральное место во всей правовой системе. Конституция является «ядром» правовой системы, основным законом государства. Она координирует законодательство и направляет правотворческий процесс, устанавливает порядок принятия законов, основные виды подзаконных актов.
4. Особая охрана Конституции. В охране Конституции задействована практически вся система органов государственной власти. Президент РФ является гарантом Конституции. Конституционный Суд РФ проверяет конституционность ряда нормативных правовых актов, причём акты, признанные неконституционными, утрачивают силу.
5. Особый порядок принятия, изменения и пересмотра Конституции. Особый, усложнённый порядок изменения и пересмотра Конституции (Глава 9 статьи 134 — 137), характеризует её как «жёсткую» (в отличие от «гибких» конституций, изменяемых в том же порядке, что и другие законы), обеспечивает её стабильность.
Толкование Конституции Российской Федерации.
Конституция РФ 1993 года ввела институт толкования Конституции. Здесь речь идёт об официальном толковании, имеющим юридическую силу и обязательном для всех правоприменяющих субъектов. Цель толкования заключается в том, чтобы юридически точно определить, как понимать норму конституции. Необходимость толкования вызвана рядом причин. Будучи достаточно кратким правовым актом и предназначенным для регулирования широкой сферы общественных отношений, она не всегда может учесть неординарность возникающих в жизни ситуаций, требующих решения на основе Конституционных норм. Конституция несвободна от применения понятий и терминов, имеющих различный смысл.
Функция толкования закреплена за Конституционным судом (ст 125). Толкование должно осуществляться особым образом – путём квалифицированной юридической экспертизы текста норм тем органом, который осуществляет судебную власть путём конституционного судопроизводства. К органам, полномочным обращаться с запросами о толковании в Конституционный суд РФ, относятся: Президент, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, органы законодательной власти субъектов.
Давая толкование конституционных норм, Суд применяет различные методы толкования: логические, грамматический, системный, исторически. Давая толкование Конституции, Конституционный суд не создаёт новых норм, он путём проникновения в суть норм и их системного анализа и других приёмов выявляет смысл нормы, адекватный изначально заложенному в содержание.