Тема 23. Внешняя политика Беларуси 2 страница
2.8. Частная собственность — источник постоянной вражды в государстве и обществе, войн, обмана и мошенничества. Основная причина господства частной собственности — невежество, заблуждения и эгоизм собственников. Если невежество будет заменено подлинным знанием, если организовать воспитание человечества в духе нового, разумного сознания, то утвердится справедливый, гуманный строй (Р. Оуэн).
В чем суть заблуждений английского социалиста-утописта?
2.9. Бедность как социальное явление неискоренима. Основное средство «смягчения» последствий и тягот бедности — развитие и укрепление частной собственности, бережливость и филантропия. Бедные выигрывают от роста благосостояния и увеличения численности богатых граждан (Морелли). Согласны ли вы с этим мнением ?
2.10. «Сохранение собственности есть моральный бог государств: она поддерживает здесь домашний мир и заставляет царствовать справедливость <...> Люди объединились для того, чтобы обеспечить себе свою собственность <...> Различные законы были всегда лишь различными способами обеспечить гражданам это право» (К. А. Гельвеций). Можно ли признать обоснованной такую трактовку взаимодействия частной собственности и государственной власти?
2.11. Процесс социально-экономического развития вызывал расчленение общества на классы. Противоречие интересов этих классов неизбежно приводило их к борьбе за политическое господство. «Всегда и везде политическая власть была рычагом, с помощью которого добившийся господства класс совершал общественный переворот, необходимый для его благосостояния и дальнейшего развития» (Г. В. Плеханов).
Устарел ли «классовый подход» к определению причин возникновения и социальной сущности политической власти?
2.12. Ж. Ж. Руссо отстаивал незыблемость частной собственности и такой политический порядок, при котором «ни один гражданин не должен быть настолько богат, чтобы быть в состоянии купить другого, и ни один — настолько беден, чтобы быть вынужденным продавать себя». Возможен ли такой порядок в обществе с рыночной экономикой и свободной конкуренцией?
2.13. Размышляя над причинами бедствий трудящихся и средствами их устранения, французский социалист XVIII в. Ж. Мелье считал «первым злом» — социальное неравенство, а «вторым злом» — «богатых бездельников», живущих за счет чужого труда. Главный его вывод: все люди равны от природы, имеют право на свободу и на равную долю в земных благах. Положение, при котором одним достаются все блага и удовольствия, а другим — все тяготы, заботы, тревоги, горести и неприятности жизни, должно быть устранено посредством реорганизации жизни общества на справедливых началах.
Что привлекает вас в этихразмышлениях и с чем вы не согласны ?
2.14. «Если бедные и неимущие добиваются доступа к общественным благам, рассчитывая урвать оттуда кусок, тогда не быть добру: власть становится чем-то таким, что можно оспаривать, и подобного рода домашняя, внутренняя война губит и участвующих в ней, и остальных граждан» (Платон). Приведите исторические факты, подтверждающие или опровергающие это суждение.
2.15. «В странах, где на выборах действует принцип большинства (на выборах общенационального уровня почти всегда применяемый в одномандатных округах), скорее всего утверждаются двухпартийные системы, появляются однопартийные правительства и существует доминирующее положение исполнительной власти по отношению к соответствующим законодательным органам. Таковы основные особенности вестминстерской, или мажоритарной, модели демократии, при которой власть сосредоточивается в руках партии большинства. Напротив, пропорциональное представительство скорее ассоциируется с многопартийными системами, коалиционными правительствами (часто вплоть до широких и всеобъемлющих коалиций) и с более уравненным соотношением исполнительной и законодательной властей. Этими особенностями характеризуется консенсусная модель демократии, которая — в противоположность однозначному и безраздельному правлению большинства — воплощает стремление к ограничению, разделению, разграничению и распределению власти различными способами» (А. Лейпхарт).
Какие факторы определяют тип избирательной системы в той или иной стране? Каков тип избирательной системы в Республике Беларусь?
2.16. «Если бы потребовалось истинное определение парламента, надлежало бы сказать, что парламент есть учреждение, служащее для удовлетворения личного честолюбия и тщеславия и личных интересов представителей...
На фронтоне этого здания красуется надпись: «Все для общественного блага». Но это не что иное, как самая лживая формула; парламентаризм есть торжество эгоизма, высшее его выражение. Все здесь рассчитано на служение своему я. По смыслу парламентской фикции, представитель отказывается в своем звании от личности и должен служить выражением воли и мысли своих избирателей; а в действительности избиратели — в самом акте избрания отказываются от всех своих прав в пользу избранного представителя» (К. П. Победоносцев).
Что в этом суждении заслуживает внимания, а что безосновательно?
2.17. «Поддержание должного равновесия между правительственной властью и правительственной ответственностью (responsiveness) — одна из наиболее важных и сложных задач демократии. Если нет какой-то формы контроля правительственных элит со стороны не элит, то политическую систему вряд ли можно назвать демократической...» (Г. Алмонд).
Какими последствиями может обернуться для политической системы отсутствие общественного контроля государственной власти?
2.18. «Конечно, насилие отнюдь не является нормальным или единственным средством государства — об этом нет и речи, — но оно, пожалуй, специфическое для него средство. Именно в наше время отношение государства к насилию особенно интимно. В прошлом различным союзам — начиная с рода — физическое насилие было известно как совершенно нормальное средство. В противоположность этому сегодня мы должны будем сказать: государство есть то человеческое сообщество, которое внутри определенной области <...> претендует (с успехом) на монополию легитимного физического насилия» (М. Вебер).
Почему государственная власть не может полностью отказаться от легитимного насилия как средства принуждения граждан к желаемому поведению и реализации принципа справедливости?
2.19. Абсолютная, неограниченная власть государства — гарант мира и реализации естественных законов, суть которых в предотвращении «войны всех против всех», взаимном доверии, согласии и уважении. Государство учреждается людьми путем взаимной договоренности между собой. Оно есть суверен, обладающий верховной властью, использующий силу и средства всех индивидов для их мира и благополучия. Сильное государство — средство избавления от эгоизма, агрессивности, жадности, страха, зависти и других человеческих пороков. Возможны три формы государственного правления: монархия, демократия и аристократия. Самая жизнеспособная форма — монархия (Т. Гоббс).
Что в суждениях мыслителя вызывает сомнения ?
2.20. До возникновения государства люди пребывали в естественном состоянии равенства, свободы действий и распоряжения своим имуществом. Но нередко эти принципы нарушались. Для обеспечения гражданских прав люди учредили государство как институт политической власти (Дж. Локк).
Поразмышляйте о реалистичности представлений мыслителя
0 происхождении и предназначении государства.
2.21. «Главное условие обеспечения политической свободы — > справедливые законы и демократическая организация госу- г дарственности: разделение государственной власти на законо-
1 дательную, исполнительную и судебную» (Ш. JI. Монтескье). Почему политический принцип «разделение властей» завоевал
общественное признание и получил закрепление в конституционных актах современных государств ?
2.22. В своем сочинении «Политика» Аристотель выдвигает принцип поочередного участия всех свободных граждан (за иск.чючением рабов) в осуществлении государственной власти. При этом граждане в молодые годы только подчиняются, а при достижении определенного (зрелого) возраста — привлекаются к участию в управлении государством.
В чем преимущества и недостатки этого принципа ?
2.23. «Государство, где власть принадлежит одному, преуспевает; там же, где власть принадлежит многим, всегда возникают смуты и беспорядки» (Фома Аквинский).
Если вы не согласны с этим выводом, то приведите свои аргументы.
2.24. Равноправие полов — желательно. Однако женщин не следует допускать на высшие государственные должности. Основные сферы их «правленческого» влияния — воспитание и обучение детей, надзор за брачно-семейными отношениями (Платон).
Мнение мыслителей не согласуется с современными представлениями. Какова роль женщин в политической жизни демократического общества ?
2.25. Свобода человека сохраняется и обеспечивается только в таком государстве, где весь народ участвует в законодательстве, где каждый дает согласие на законы, регулирующие жизнь общества, и подчиняется этим законам. Народ также должен назначать своим декретом (постановлением) членов правительства, устанавливать форму правления и полномочия исполнительной власти. Депутаты парламента — только приказчики народа, и потому они не могут постановлять окончательно. Их решение может приобрести силу закона
лишь после утверждения его народным референдумом (Ж. Ж. Руссо).
Насколько современны представления мыслителя о народовластии?
Раздел III. Политические процессы в Республике Беларусь и современном мире
3.1. Есть два способа сделать из политики свою профессию: либо жить «для» политики, либо жить «за счет» политики и политикой (М. Вебер).
Согласны ли вы с этим суждением?
3.2. «Мы предполагаем, политики думают и действуют с точки зрения интереса, определенного в терминах власти, и исторические примеры подтверждают это. Данное предположение позволяет нам предугадать и проследить действия политика. Мысля в терминах интереса, определенного как власть, мы рассуждаем так же, как и он, и как беспристрастные наблюдатели понимаем смысл его действий, может быть, лучше, чем он сам» (Г. Моргентау).
Почему политический интерес является непосредственной причиной политической деятельности, что является их объективной и субъективной основой?
3.3. «Если мы действительно хотим понять моральные и политические особенности действий политика, то надо судить не по его мотивам, а по самим действиям. Как часто политики хотели улучшить мир, но делали только хуже? И как часто, стремясь достичь одной цели, они достигали совершенно иной?» (Г. Моргентау).
Приведите исторические примеры, подтверждающие правоту этого суждения.
3.4. Во всех обществах, независимо от уровня их развития, существует два класса: класс управляющих и класс управляемых. Первый, всегда относительно малочисленный, осуществляет все политические функции, монополизирует власть и пользуется присущими ей преимуществами, в то время как второй, более многочисленный, управляется и регулируется первым, поставляет ему «материальные средства подцер- жки, необходимые для жизнеспособности политического организма» (Г. Моска).
Нет ли противоречия между «элитарной теорией» Г. Моска и принципами плюралистической демократии, идеалами народовластия? Аргументируйте свой ответ.
3.5. «В любой человеческой группировке есть две категории людей: те, кто командует, и те, кто подчиняются; те, кто отдает приказы, и те, кто им повинуется; начальники и подчиненные, управляющие и управляемые. Это фундаментальное различие существует в семье, в самоуправляющей единице, в государстве, в ассоциациях, в религиозных братствах, в церквах и т.д.» (М. Дюверже). Соответствует ли такая трактовка властных отношений
современным достижениям политологии ?
3.6. Сильная личность, обладающая властью, способна противостоять «фортуне», случайным обстоятельствам (роль которых в истории велика), противопоставив им свою энергию и принципиальность, свои знания, «личную доблесть», и изменить политику в соответствии с ситуацией, в интересах общества и государства (Н. Макиавелли).
Не является ли это утверждение заблуждением ? Аргументируйте свой ответ.
3.7. «Древо свободы» должно время от времени «орошаться кровью патриотов и тиранов». Подобно тому, как в физическом мире необходимы грозы, так и в мире политическом необходимы восстания и революции (Т. Джефферсон).
Действительно ли революции неизбежны и обладают «очистительной» силой?
3.8. В историческом развитии Соединенных Штатов Америки произошла поразительная, уникальная метаморфоза (перемена). В 1920-е гг. граждане страны наслаждались самым высоким в мире жизненным уровнем, пользовались благами «эры процветания», казалось, бесконечной. И вдруг этот «рай» был разрушен. Рухнул в течение одного 1929 г.: беспрецедентный мировой экономический кризис обрушил свой самый жесткий удар, от которого пострадали не только бедняки, но и десятки миллионов средних и богатых американцев. Последующие три года довершили превращение благополучногодомавруины: в 1933 г. каждый третий рабочий был лишен источников существования (количество безработных превысило 16 млн. человек); были полностью разорены около 900 тыс. фермеров; корпорации свели итоги года с потерей в 3,5 млрд. долларов, многие миллионеры превратились в нищих; в 47 из тогдашних 48 штатов прекратили деловые операции или были закрыты банки. В том же 1933 г. президент Ф. Д. Рузвельт встал во главе поколения американцев. В результате его реформаторского курса общество было спасено. Президент не побоялся спасать и улучшать американский капитализм при помощи тех мер, которые традиционно ассоциировались с социалистическими общественными идеалами (антимонополистические меры, перераспределение национального дохода в пользу малообеспеченных слоев).
Какие уроки могли бы извлечь политические лидеры из идеологии и практики Нового курса?Аргументируйте свой ответ.
3.9. Китайский философ и политический деятель Конфуций сформулировал своеобразный моральный кодекс поведения человека в обществе и государстве: чего не желаешь себе, того не делай людям; плати добром за добро и справедливостью за зло; сначала познай самого себя; уважай старших по возрасту и общественному положению; строго соблюдай существующие семейные и общественные отношения; почитай предков; проявляй заботу о младших.
Каково значение этих моральных требований для субъектов политического процесса?
3.10. «Полная свобода печати — единственный способ мирно договориться с правительством о социальных изменениях и улучшении жизненных условий. Правительство не должно иметь права ни запрещать, ни останавливать каких бы то ни было изданий» (Н. П. Огарев).
Если вы согласны с этим суждением, то приведите свои аргументы.
3.11. Распри и раздоры в обществе, массовое недовольство и восстания приводят к изменению формы государства. «Поэтому необходимо установить верховную власть таким образом, чтобы все, как правители, так и управляемые, действовали в соответствии с общим благом, хотят ли они этого или нет, т.е. чтобы все понуждались (добровольно ли или под давлением силы или необходимости) жить по предписанию разума» (Б. Спиноза).
Как реализовать этот идеал в демократическом обществе?
3.12. Индивид в толпе приходит в состояние загипнотизированного субъекта. В толпе в нем преобладает личность бессознательная, лишенная чувства ответственности, склонная к политическому экстремизму. Действие толпы заразительно, и индивид очень легко приносит в жертву свои интересы коллективным интересам, поддается низменным, варварским инстинктам. «Он уже перестает быть сам собою и становится автоматом, у которого своей воли не существует... У него обнаруживается склонность к произволу, буйству, свирепости, но также и к энтузиазму и героизму, свойственным первобытному человеку» (Г. Лебон).
Поддаются ли управлению и прогнозированию психологические факторы политических процессов ?Приведите примеры, опираясь на личные наблюдения.
3.13. «Демократизацию общества не следует понимать как нечто, свершившееся в течение года. Поскольку процесс становления демократии предполагает появление новых социальных групп и формирование новых, не ставших привычными моделей поведения, минимальный срок перехода — вероятно, поколение. В странах, не имевших более ранних образцов для подражания, переход к демократии, как правило, идет еще медленнее. Можно, к примеру, утверждать, что в Англии этот процесс начался еще до 1640 г. и не был завершен вплоть до 1918 г.» (Д. А. Растоу).
Какие условия необходимы для необратимой демократизации общественных отношений в Беларуси?
3.14. «В мире нет двух демократий, которые бы прошли через борьбу одних и тех же сил, ведущих спор по одному и тому же кругу вопросов и с теми же самыми институциональными последствиями. Поэтому представляется маловероятным, чтобы какая-либо будущая демократия в точности повторила путь одной из предшествующих <...> Чтобы прийти к демократии, требуется не копирование конституционных законов или парламентской практики некой уже существующей демократии, а способность честно взглянуть на свои специфические конфликты и умение изобрести или позаимствовать эффективные механизмы их разрешения» (Д. А. Растоу).
Достаточно ли для перехода к демократии желания политических институтов и национального единства?Аргументируйте свой ответ.
3.15. «Демократия означает не то, что люди действительно управляют, а только то, что они имеют возможность избирать правителей» (Й. Шумпетер).
Соответствует ли это мнение представлениям об элитарной демократии?
3.16. «Демократию не следует определять <... > просто как такой вид государственного устройства, при котором верховная власть сосредоточена в руках множества, потому что и в олигархиях, и вообще повсюду верховная власть принадлежит большинству (корпуса политически активных граждан) <...> Демократией следует считать такой строй, когда свободные и неимущие, составляя большинство, имеют верховную власть в руках» (Аристотель).
Согласуется ли это мнение с современными моделями демократии?
3.17. «Лучшим людям, людям долга и чести, противна выборная процедура: от нее не отвращаются лишь своекорыстные, эгоистические натуры, желающие достигнуть личных своих целей. Такому человеку не стоит труда надеть на себя маску стремления к общественному благу, лишь бы приобрести популярность. Он не может и не должен быть скромен, — ибо при скромности его не заметят, не станут говорить о нем. Своим положением и той ролью, которую берет на себя, он вынуждается лицемерить и лгать людям, которые противны ему, он поневоле должен сходиться, брататься, любезничать, чтобы приобрести их расположение, должен раздавать обещания, зная, что потом не выполнит их, должен подлаживаться под самые пошлые наклонности и предрассудки массы, для того чтоб иметь большинство за себя. Какая честная натура решится принять на себя такую роль? Изобразите ее в романе: читателю противно станет; но тот
же читатель отдаст свой голос на выборах живому артисту в той же самой роли» (К. П. Победоносцев).
В чем не прав религиозный мыслитель, правовед и политический деятель пореформенной России?
3.18. Американский политолог А. Пшеворский, прогнозируя различные ситуации и политические конфликты в переходный период от авторитаризма к демократии, отмечает пять возможных исходов этого процесса:
► Ни один демократический институт не может утвердиться, и политические силы начинают бороться за новую диктатуру.
► Демократические институты находятся в зыбком состоянии, и все же политические силы соглашаются на демократию как на временное решение.
► Соперничающие политические силы борются за установление диктатуры.
► Противоборствующие политические силы соглашаются на нежизнеспособную институциональную структуру (модель развития) общества.
► Авторитарный режим распадается. Введенные демократические институты оказываются прочными.
Как бы вы охарактеризовали процесс перехода к демократии в Республике Беларусь?Аргументируйте свою позицию.
3.19. «В прежние времена ни один монарх, какой бы всемогущей и абсолютной ни была его власть, не взялся бы единолично, без помощи промежуточных органов власти управлять всеми частями большой империи <„.> Демократические народы <...> пришли к вещам очень странным. Так, они полагают, что граждане не способны сами вести мелкие дела в соответствии с простым здравым смыслом. Когда же речь идет об управлении целым государством, то этим гражданам они готовы доверить необъятную власть. Люди поочередно становятся то игрушками в руках правителя, то его повелителями, то больше, чем королями, то меньше, чем простыми смертными» (А. де Токвиль).
Каковы общественные механизмы ограничения верховной политической власти?Назовите их и прокомментируйте.
3.20. Верность правителя данному слову, прямодушие и неуклонная честность заслуживают похвалы. Но мы знаем по опыту, что великие дела удаются лишь тем, кто не сдерживает данное слово и прибегает к обману. Отсюда следует, что правитель должен усвоить то, что заключено в природе человека и зверя. Из всех зверей ему надобно уподобиться двум: льву и лисице. «Лев боится капканов, а лиса — волков, следовательно, надо быть подобным лисе, чтобы уметь обойти капканы, и льву, чтобы отпугнуть волков». Разумный правитель «не может и не должен оставаться верным своему обещанию, если это вредит его интересам и если отпали причины, побудившие его дать обещание. Такой совет был бы недостойным, если бы люди честно держали слово, но люди, будучи дурны, слова не держат, поэтому и ты должен поступать с ними также. А благовидный предлог нарушить обещание всегда найдется. Примеров тому множество: сколько мирных договоров, сколько соглашений не вступило в силу или пошло прахом из-за того, что государи нарушали свое слово, и всегда в выигрыше оказывался тот, кто имел лисью натуру. Однако натуру эту надо еще уметь прикрыть, надо быть изрядным обманщиком и лицемером, люди же так простодушны и так поглощены ближайшими нуждами, что обманывающий всегда найдет того, кто даст себя одурачить <....>
Надо являться в глазах людей сострадательным, верным слову, милостивым, искренним, благочестивым — и быть таковым в самом деле, но внутренне надо сохранять готовность проявить и противоположные качества, если это окажется необходимо» (Н. Макиавелли).
Действительно ли в сфере государственной власти мораль- но-этические и политические мотивации трудно совместимы и имеет перспективу лишь принцип «цель оправдывает средства» ?
3.21. «Несмотря на любовь людей к свободе, несмотря на их ненависть к насилию, большая часть народов все же подчинилась деспотизму. И нетрудно понять, почему это произошло. Чтобы образовать умеренное правление, надо уметь комбинировать власти, регулировать их, умерять, приводить их в действие; подбавлять, так сказать, балласту одной, чтобы она могла уравновесить другую; это такой шедевр законодательства, который редко удается выполнить случаю, и который редко позволяют выполнить благоразумию <...> Чтобы не было возможностей злоупотреблять властью, необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы сдерживать друг друга» (Ш. Л. Монтескье).
Подумайте, насколько эффективно реализуется принцип *разделения властей» в белорусском обществе? Самостоятельно выясните, какие санкции прописаны в конституциях европейских стран за нарушение этого принципа ?
3.22. «Когда мы говорим о политической культуре какого-либо общества, мы подразумеваем политическую систему, усвоенную в сознании, чувствах и оценках населения. Люди вовлечены в нее так же, как они социализированы в неполитические роли и социальные системы. Конфликты политических культур имеют много общего с другими культурными конфликтами; и процессы интеграции в политическую культуру становятся понятнее, если мы посмотрим на них в свете разъединяющих и объединяющих тенденций культурных изменений вообще» (Г. Алмонд).
Дайте определение категории «политическая культура» и укажите, какие индивидуальные ориентации (знания, чувства, оценки) относительно политической системы составляют ее содержание и проявляются в политическом поведении.
Г i
3.23. «Не люблю я этих господ, которые говорят о свободе, но «не вводят» ее в жизнь: «не устраняют законы, говорящие о неравенстве, не уничтожают социального порядка, при котором ®/ю народа — рабы и пролетарии».
Прокомментируйте высказывание русского писателя и революционного демократа Н. Г. Чернышевского о либерализме и его приверженцах.
3.24. Главная причина несправедливости социальных порядков — упадок нравов, односторонность развития способностей человека. Главное средство преодоления социальных пороков — эстетическое воспитание искусством. Только искусство как деятельность и красота, воздействует одновременно на разум и чувства, способно формировать цельного, гармоничного человека, утвердить на земле общество нравственно совершенных людей (И. Шиллер).
Объясните, в чем заключается идеализм и утопичность этих взглядов?
3.25. Английский философ-моралист Э. Шефтсбери искренне верил в возможность реализации идеала гуманного общества посредством морального совершенствования людей. «Будь добр, воспитан, человеколюбив, — учил философ, — и жизнь всего общества будет сплошной гармонией».
В чем суть заблуждений Э. Шефтсбери? Приведите свои доказательства.
3.26. «Приказанное [административно-командное — авт.] преподавание мешает развитию; только конкуренция мнений подвигает его, и потому никакое стеснение преподавания не может иметь места. Общество должно составлять капиталы для учреждения школ, гимназий, университетов и печься [заботиться — авт.] о воспитании и учении бесплатном, равно для мужского и женского пола; но отнюдь не стеснять свободы преподавания и преподающего. Сословные учебные заведения, следственно и семинарии, не могут иметь места; все учебные и воспитательные заведения должны быть равнодоступны всем сословиям. Допущение женщин к университетскому образованию необходимо. Учреждение странствующих учителей для сельского и рабочего народонаселения не менее важно, чем учреждение народных школ...».
В чем заключается актуальность суждений Н. П. Огарева о свободе преподавания в учебных заведениях России XIX в. ?
3.27. «Дифференцированное рассмотрение культуры показывает, что нет народов огульно «культурных» и «некультурных». И что разнообразнейшие народы, которых «европейцы» именуют «дикарями» в своих навыках, обычаях и знаниях, обладают «культурой», по некоторым отраслям и с некоторых точек зрения стоящей «высоко» (П. Н. Савицкий).
Можно ли применить этот вывод к характеристике политической культуры различных стран и народов современного мира ?
3.28. «В политике мы всегда живем как на вулкане и всегда должны быть готовы к неожиданным взрывам и катаклизмам. Во все критические моменты социальной жизни человека рациональные силы, до этого успешно противостоящие воспроизводству древних мифологических представлений, уже не могут чувствовать себя столь уверенно <...>. Миф всегда рядом с нами и лишь прячется во мраке, ожидая своего часа. Этот час наступает тогда, когда все другие силы, цементирующие социальную жизнь, по тем или иным причинам теряют свою мощь и больше не могут сдерживать демонические, мифологические стихии» (Э. Кассирер).
Почему политическая власть нередко поощряет распространение мифов?Приведите конкретные примеры.
3.29. «Новые политические мифы не возникают спонтанно, они не являются диким плодом необузданного воображения. Напротив, они представляют собой искусственные творения, созданные умелыми и ловкими «мастерами». Нашему XX в. — великой эпохе технической цивилизации — суждено было создать и новую технику мифа, поскольку мифы могут создаваться точно так же и в соответствии с теми же правилами, как и любое другое современное оружие, будь то пулеметы или самолеты. Это новый момент, имеющий принципиальное значение. Он изменил всю нашу социальную жизнь» (Э. Кассирер).
Какие причины побуждают некоторых современных политиков выступать в роли «творцов» мифов, своеобразных священников новой, совершенно иррациональной и загадочной религии?
3.30. «Современные политические мифы <...> не начинают с того, что санкционируют или запрещают какие-то действия. Они сначала изменяют людей, чтобы потом иметь возможность регулировать и контролировать их деяния. Политические мифы действуют так же, как змея, парализующая кролика перед тем, как атаковать его. Люди становятся жертвами мифов без серьезного сопротивления. Они побеждены и покорены еще до того, как оказываются способными осознать, что же на самом деле произошло» (Э.Кассирер).
Используются ли мифы в политической жизни современных обществ?Если да, то приведите свою аргументацию.
3.31. Прокомментируйте выводы немецкого политолога и социолога Р. Дарендорфа: а) «Социальные конфликты, т.е. систематически вырастающие из социальной структуры противоречия, принципиально нельзя «разрешить» в смысле окончательного устранения. Тот, кто пытается навсегда разрешить конфликты, скорее поддается опасному соблазну путем применения силы произвести впечатление, что ему удалось такое «разрешение», которое по природе вещей не может быть успешным. «Единство народа» и «бесклассовое общество» — это только два из многих проявлений подавления конфликтов под видом их разрешения».
б) «Тому, кто не допускает конфликтов, рассматривает их как патологические отклонения от воображаемого нормального состояния, не удастся совладать с ними. Покорного признания неизбежности конфликтов также недостаточно. Скорее, необходимо осознать плодотворный, творческий принцип конфликтов. Это означает, что любое вмешательство в конфликты должно ограничиваться регулированием их проявлений и что нужно отказаться от бесполезных попыток устранения их причин».