Государство древнего Рима периода республики
В период республиканской истории основными учреждениями власти стали магистраты, сенат и народные собрания, а основными сословиями — патриции и плебеи , к которым впоследствии прибавилось сословие всадников . Такое устройство и распределение власти следует отнести к разряду аристократических, поскольку многие важные должности в республике оказались выборными и осуществляемыми без материального вознаграждения, и все должности такого рода были заняты нa протяжении длительного времени представителями нескольких патрицианских родов.
Так, например, 200 консулов , сменившихся за столетие, с 233 пo 133 гг. до н.э., принадлежали к 58 семьям; при этом 63 консула были членами всего лишь пяти семей. К началу III в. богатая плебейская верхушка объединилась с патрицианской аристократией в одну коалицию, названную нобилитетом (собранием благородных).
Магистраты и эдикты. Магистратами в Риме называли различные должностные лица (консулы, преторы , цензоры , эдилы и др.), имевшие определенный круг деятельности: командование войсками, управление провинцией , отправление правосудия и др. Эти лица, как правило, обращались к народу на сходках с указом, в котором они знакомили с программой своей деятельности или помещали распоряжения, касающиеся отдельных лиц или случаев. Указы эти сначала сообщались в устной форме и назывались эдиктами (от «объявление, распоряжение»), а потом их стали писать нa белой доске (альбум ) черными буквами с заглавными буквами красного цвета. Доску выставляли в Риме на площади (форуме ), чтобы с эдиктом можно было ознакомиться более внимательно.
Эдикты магистратов обладали двумя важными атрибутами властного характера — юрисдикцией (iurisdictio) и империумом (imperium). Под юрисдикцией в данном случае разумелось личное оправление правосудия магистратом в силу закона или через посредство судьи, который уполномочивался на это магистратом. Империум означал полноту высшей власти, предоставляемой магистрату для проведения определенного рода мероприятий, направленных на обеспечение общего блага. В силу такой полноты власти консул осуществлял одновременно военную власть и юрисдикцию.
Самым важным различием между обладателями магистратской власти являлось обладание или необладание властью в ее разновидности, именуемой империумом . Обладание такой властью включало осуществление гаданий (ауспиций ) и контроль за другими аналогичными обрядами, которые имели большое социально-психологическое и политическое значение. Империум принадлежал по праву консулам , преторам и диктаторам .
Внешним атрибутом империума были фасции — розги, перевязанные ремнями, из которых торчит лезвие секиры. Их несли ликторы-телохранители магистрата. Розги и секира символизировaли право на принуждение и на казнь ослушников. Вначале фасции и телохранители входили в атрибуты царской власти наряду с пурпурным плащом, золотой диадемой, скипетром с орлом и кpеслом из слоновой кости (курульное кресло). Затем телохранители-ликторы стали сопровождать консулов и преторов.
Существовали следующие принципы подбора, утверждения должностных лиц республики и контроля за их деятельностью. Все должности избирались на народном собрании , центуриатном или трибутном , в зависимости от полномочий по заполнению должностей, признаваемых за этими собраниями. Практически все магистраты избирались сроком на один год, и только цензоры избирались на пять лет. Срок полномочий консулов мог продлеваться во время военных действий, когда им вручалась вся полнота власти. С увеличением числа территорий, подвластных римской общине, полномочия некоторых носителей должностной власти стали продлеваться в видоизмененной форме. Например, консулы и преторы после окончания своих должностных полномочий в городе Риме получали затем назначение в провинцию с полномочиями проконсула или пропретора.
Каждая магистратская должность в республике замещалась не одним, а двумя или несколькими должностными лицами для обеспечения коллегиальности в отправлении этих властных должностей. Причем каждый из коллег имел право своеобразного вето (запрета) на действия своих коллег пo должности. И это право на вмешательство получило название права интерцессии .
Все должности выстраивались в особой иерархической соотнесенности и соподчиненности. Это означало, что все нижестоящие чиновники были обязаны подчиняться вышестоящим, а вышестоящие имели право интерцессии на решения нижестоящих. Только цензор мог в своих действиях быть приостановлен решением другого цензора.
Все магистраты исполняли свои функции безвозмездно, т.е. без материального вознаграждения, что делало эти должности недоступными для малоимущих. И «уволить» их с должности до истечения срока полномочий нe мог никто, дажe избравший их народ. Занятие должности в республике считалось большой честью, оказанной народом данному носителю должностной власти (она была еще и «учительной» властью, недаром название ее происходит от слова «magister» — учитель). Чиновник мог получить компенсацию произведенных им затрат в том случае, если ему пришлось израсходовать на дела управления собственные средства. Установления магистратов правового назначения получили прозвание ius honorarium (право носителей почетной должностной власти). К этой категории относилось и преторское право (в частности, преторские эдикты ).
В том случае, если чиновники использовали свою власть во вред общему благу республики, они могли быть привлечены к ответственности. Основными чиновными персонами в республике были консулы , преторы , цензоры , эдилы и квесторы .
Два консула возглавляли всю систему магистратуры и были поначалу наследниками царских полномочий и функций. Впоследствии их полномочия были сведены к военному командованию со всеми вытекающими отсюда полномочиями и заботами: подбор и комплектование войска, распоряжение казной и др. Консулы имели право председательствовaть в сенате, созывать и поочередно председательствовать в народных собраниях.
По обычаю консулам доверялось представлять законопроекты центуриатным и трибутным собраниям. В чрезвычайных ситуациях сенат мог облечь консулов диктаторскими полномочиями, такая должность получила название экстраординарной магистратуры . Это приводило к тому, что на время прекращалась деятельность остальных (ординарных) магистратов, поскольку диктатор имел не просто полномочие на империум, а суммум империум, которое исключало нe только интерцессию, но и любой протест. Диктатора сопровождали 24 ликтора .
Выборы консулов проводили на берегу Тибра , в месте, носившем название «Марсово поле». В день выборов знатные римляне, добивавшиеся должности консула, надевали белоснежный плащ — кандиду (отсюда слово «кандидат», означающее человека, добивающегося какой-либо должности). Белый цвет одежды символизировал чистоту намерений будущего консула и его чистуто совесть. Оба консула имели равные властные полномочия и поэтому при обсуждении важных государственных дел часто советовались (консультировались) друг с другом. Другое истолкование слова «консулы» — «скачущие вместе».
Преторы («впереди идущие») вначале были приближенными консулов. Со временем они стали заместителями консулов в делах по управлению внутренней городской общиной римлян (с названием «младший коллега консула»), однако с гораздо меньшими полномочиями. Со временем к городскому претору прибавилась должность претора пo делам перегринов-иностранцев , а еще через некоторое время их общее число достигло 16 человек под председательством городского претора.
Из полномочий претора пo поддержанию общественного порядка возникло и развилось его право на разрешение судебных споров. Эти полномочия в условиях республики содействовали формированию своеобразных правотворческих функций претора и возникновению особого источника права под названием «преторское право». Оно фиксировалось в специальных ежегодных постановлениях претора и именовалось преторским эдиктом.
Цензор был облечен полномочиями по составлению так называемого ценза — списка населения с последующим распределениeм граждан по трибам , классам, центуриям , а также списка сенаторов . В процессе осуществления этих дел цензор имел возможность весьма значительного влияния на статус отдельных лиц. Например, простолюдин или сенатор мог быть включен в список той или иной трибы или центурии или выключен из него за моральные прегрешения. При обнаружении моральных прегрешений — в ходе специальных проверок или во время личного собеседования — цензоры имели право сделать особое заявление и констатировать факт, который влек за собой ограничение политической правоспособности нa период соответствующих полномочий цензора. Цензоры избирались из числа бывших консулов, ставших сенаторами, и отличались общепризнанной достойной репутацией. В случае оставления своего поста одним из двух цензоров, другой оставлял свою должность с тем, чтобы предоставить возможность провести новые выборы цензоров.
Одна из забот цензора состояла в наблюцении за нравственным обликом нe только магистратов или сенаторов, но и рядовых сограждан. Ha этом поприще также имелись свои трудности. «Тяжелая задача, квириты, говорить с желудком, у которого нет ушей», — сетовал Катон Старший по поводу своих попыток отвратить сограждан от домогательств несвоевременной бесплатной раздачи хлеба. Цензовой переписи подлежали все взрослые мужчины, включая вольноотпущенников, а также вдовы и сироты, владевшие имуществом. Они обязывались поставлять полные сведения о своем имущественном положении.
В обязанности эдила входило исполнение функций пo организации и контролю за общественным порядком — нa улицах, рынках и т.д. Квестор первоначально проводил дознание пo публичным деликтам, но впоследствии сосредоточился нa заведовании казной и архивом. Народные трибуны как должность были учреждены для защиты интересов плебеев, и избирались они из среды только плебеев. Трибуны стали контролерами действий патрициев в сенате, а также магистратов нa всех уровнях управления делами общины. Они обладали правом вето нa любое решение сената или магистрата, и даже на принятое судебное решение. Любой житель имел право обратиться к трибуну за помощью и защитой, в силу этого трибун, пo обычаю, нe имел права в ночное время находиться вне дома и запирать двери своего жилища. Поэтому свет в окне его дома горел всю ночь. Личность плебейского трибуна была священной и неприкосновенной (sacrosanctis).
Сенат в республиканском Риме сохранился, но несколько видоизменил свои полномочия и способ формирования. В него получают доступ плебеи. Возросла поначалу роль консулов, а затем цензоров в формировании состава сената. В него стали включать на основе специальной привилегии бывших консулов и бывших преторов. К концу республиканского периода он вырос с 300 до 600 и затем до 900 членов. Сенат ведал бюджетными, дипломатическими вопросами, наделением чрезвычайными полномочиями отдельных чиновников, а также унаследованным правом auctoritas patrum — правом утверждения законов, принятых народным собpанием. Важным и существенным для целей общего блага в этом наборе полномочий было право выделения бюджетных средств на те или иные расходы. Эти полномочия возвышались не только над консульскими, но и над полномочияи диктатора.
В республиканском Риме существовало несколько видов наpодных собраний — центуриатные, трибутные и куриатные. Затем к ним прибавились собрания плебеев с полномочием принимать pешения, равносильные законам (так называемая плебисцита ). Основная роль принадлежала центуриатным собраниям, которые избирали высших чиновников — консулов, преторов, цензоров — осуществляли принятие законов. Каждая центурия имела один голос, но преобладание в законодательных решениях оставалось за центуриями первых двух классов. Куриатные собрания были древнейшей формой собраний. Их роль постепенно ослабевала. В некоторых важных вопросах они обладали чисто регистрационными и cимволическими полномочиями.
Трибутные собрания выбирали квесторов, куриальных эдилов, а также плебейского трибуна и плебейского эдила (это уже на собраниях плебеев). Со временем, по закону 449 г. до н.э., а затем по закону диктатора Гортензия (287 г. до н.э.), решениям плебейских собраний была придана сила закона.
Ha трибутных собраниях выбирали также главного понтифика , стоявшего во главе коллегии жрецов . В ведении этой коллегии находились и чужестранные культы, которые с распространением римского владычества постепенно переносились в главный гоpод республики. Существовали также коллегии авгуров , ведавших толкованием предзнаменований, и коллегии фециалов , наблюдавших за правильным соблюдением установленных обрядов (ритуалов ) в международных сношениях. По общему правилу жреческие должности занимали пожизненно. В случае выбытия одного из членов коллегии, право избирать нового жреца принадлежало членам соответствующей коллегии.
Ha понтификов была возложена задача составления календарного расписания дней народных собраний (примерно 190 собраний в год) и дней отправления правосудия (около 40). В остальные дни отправление правосудия или созыв комиций (сходов, народных собраний) воспрещалось по религиозным мотивам. Полномочия понтификов в республиканский период значительно сузились.
С изданием в середине V в. Законов XII таблиц знание тех или иныx правовых принципов и норм стало доступным всем желающим. Знание же конкретных процессуальных правил и формул, с помощью которых следовало обращаться в суд, было еще некоторое время тайной понтифика, пока около 300 г. до н.э. домашний секретарь понтифика Аппия Клавдия , которого звали Кней Флавий , не обнародовал книги формул и судебного календаря.
8.2.